КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Тема: «Одежда»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Мельникова Наталья Рудольфовна

 

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Тема: «Одежда»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odezhda.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение

д/с «Малыш»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Тема: «Одежда»

Педагог доп. образования:

                                                                          Мельникова Н. Р.

г. Удомля

2012 г.

Цели:

Закреплять представления об одежде, ее назначении. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Одежда». Знакомить детей со звуками [к], [г], [х]. Учить выделять их в словах и фразах. Знакомить детей с  понятием «согласный звук». Формировать умение  выделять первый согласный звук в слове. Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, память, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, чувство ритма, навыки ориентировки на плоскости. Формировать навыки самообслуживания, опрятности, аккуратности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование:

Магнитная доска, иллюстрация древнего человека, куклы Маша и Даша и элементы их одежды, кот Мурлыка, иллюстрации по рассказу.

Ход НОД:

1.Организационный момент.  (Создание эмоционально положительного фона занятия. Уточнение темы урока)

Дети находятся в приемной. Педагог спрашивает у детей, для чего нам нужны кабинки. Дети отвечают, что они нужны, чтобы складывать одежду.

- Сегодня мы с вами поговорим об одежде. Я вас приглашаю в группу.

2.Игра "Одень кукол". (Уточнение и расширение словаря по теме "Одежда. Совершенствование грамматического строя: согласование прилагательных с существительными")

Дети сидят на стульчиках полукругом на ковре. Перед ними стоит магнитная доска с изображением древнего человека, кукол и элементов их одежды.

-Ребята, посмотрите на изображение древнего человека и подумайте, чем он отличатся от нас.(ответы детей)

- В далекие времена люди жили в пещерах и одежду шили из шкуры животных.

Как вы думаете, если бы мы сейчас с вами ходили в такой одежде, чтобы с нами произошло? (Замерзли)

- Почему бы мы замерзли?(Потому что на улице сейчас холодно. Наступила поздняя осень.)

- Если бы вы встретили человека одетого в одежду из шкуры животных, что бы вы посоветовали ему одеть, чтобы не замерзнуть?(шубу, пальто, шапку..)

- Вот и наши девочки Маша и Даша проснулись утром и увидели, что на улице выпал снег. Сегодня холодный сырой осенний день. Помогите им выбрать подходящую одежду, которая пригодится Маше и Даше. Подойдите к наборному полотну и «оденьте» Машу и Дашу. Расскажите, что вы выбрали и почему.

Дети выбирают одежду для куклы, подходят к наборному полотну, «одевают» куклу и комментируют свои действия.

Полина. Я выбрала для Маши теплое нарядное красное пальто.

Педагог. Ну вот девочки готовы к прогулке. Так для чего же людям нужна одежда?  

Дети отвечают на вопрос.

3. Игра «Что изменилось?» (Развитие зрительного восприятия, внимания, диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).)

Педагог. Пока Маша и Даша не ушли на прогулку, давайте поиграем с ними в игру «Что изменилось?» Вы хорошо запомнили, как одеты девочки? Тогда закройте глаза.

Дети закрывают глаза, а педагог меняет один из предметов одежды на кукле.

Педагог. Что изменилось?

1-й ребенок. Вместо полосатой шапочки у куклы белый берет.

Таким образом, педагог меняет предметы несколько раз.

Педагог. Ну вот, куклы уходят на прогулку, а мы с вами поиграем.

4. Пальчиковая гимнастика (Развитие мелкой моторики, чувства ритма, координация речи с движением)

Большой палец правой руки по очереди здоровается со всеми остальными пальцами правой руки на каждый ударный слог. Тоже самое с пальцами левой руки.

Рукавички новые,

Теплые пуховые.

Мне их бабушка связала,

Подарила и сказала:

"Вот теперь у внучки

Не замёрзнут ручки".

5.Упражнение "Назови ласково"(Совершенствование грамматического строя речи)

Шапка-шапочка, шарф- шарфик, носки, кофта, юбка, халат, пальто, платье, шуба.

6. Упражнение "Скажи наоборот" (Совершенствование грамматического строя речи(подбор антонимов))

Длинная юбка - короткая юбка, детская одежда, новые брюки, широкий шарф, надевать шорты, застёгивать пуговицу.

7. Новый гость (знакомство детей со звуками [к],[г], [х])

Педагог показывает детям игрушку кота и говорит:

— Сегодня к нам на занятие пришел гость — кот-мурлыка. Как вы думаете, что значит слово мурлыка? (Дети   отвечают.)  Педагог обобщает высказывания: все время поёт, мурлычет песни.

 — Вот и сегодня у него хорошее настроение, и решил он с вами поиграть. Котик будет петь песни из разных звуков. Если вы услышите гласный звук, ловите его в ладошки (хлопок). Если какой-то другой, не ловите. Кот поет: а-а, и-и-и,  к-к-к, о-о-о, у-у-у,  r-г-г, ы-ы-ы, х-х-х, э-э-э.

 Педагог читает стихотворение:

Эти песни гласные,

Ты поешь прекрасно их.

А вот сможешь ли ты, котик.

Так раскрыть свой милый ротик,

Чтобы звук мы не слыхали,

Только по губам узнали?

Котик отрицательно мотает головой. Тогда воспитатель предлагает детям показать коту, как они умеют по губам определить звук. Вызывается ребенок, который демонстрирует беззвучную артикуляцию. Другие дети озвучивают показанный губами образ звука.

8. Анализ артикуляции. Работа с зеркалами. Понятие "согласный звук".

 Педагог спрашивает кота, запомнил ли он те песенки, которые у него не получились и которые дети не выбрали. Котик отвечает, а самые внимательные дети ему помогают. (Звуки [к], [г], [х].) Воспитатель говорит, что сегодня все будут знакомиться с этими звуками.  Детям предлагается посмотреть в зеркала и поочередно произнести звуки [к], [г], [х].

Педагог обращает внимание на положение языка: при произнесении звуков [к] и [г] спинка языка (середина) высоко приподнята; при произнесении звука [х] спинка языка немного приподнята. Кончик языка во всех трех случаях находится за нижними зубами.

Педагог дает возможность детям пропеть, прокричать эти звуки. Дети убеждаются, что у них это не получается. Совместно с воспитателем они выясняют, почему это происходит, и находят причину: на пути воздушной струи все время встает преграда — в данном случае спинка языка, и воздуху приходится с силой пробиваться наружу.

Вывод. Этот звук нельзя пропеть, прокричать; на пути воздушной струи встает преграда. Значит, это не гласный звук. Такой звук называется согласным. Звуки [к], [г], [х]   - согласные звуки.

9.(Формировать умение выделять первый согласный звук в слове) — Котик пришел к нам в гости с книгой, а в книге интересные картинки. Я расскажу по этим картинкам рассказ. Слушайте.

Жила на хуторе девочка Галя. И был у нее кот Катаська и собака Хомка. Катаська целый лень лежал на крылечке, а Хомка сторожил кур и гусей, которые жили около дома. Если куры и гуси разбегались в разные стороны, Хомка громко гавкал на них: гав-гав; куры и гуси возвращались но двор, недовольно ворча: га-га-га,  ко-ко-ко.

Педагог спрашивает детей, что такое хутор; объясняет, что это маленькая деревушка, в которой несколько домиков. Просит сказать, с какого звука начинается слово хутор. (Со звука [х].)

лес воспитатель предлагает определить первые звуки в словах Галя, Катаська, Хомка (звуки [г], [к], [х]), а также какие слова в этом рассказе начинались с согласного звука [к] (куры, кот. ко-ко, крылечко); с согласного звука [г] (гуси, га-га, гавкал).

— Ребята! А еще котик принес нам песенки, которые он услышал на хуторе. Подумайте, кто их мог петь. Ку-ка-ре-ку. (Петух.)

Ква-ква. (Лягушка.)

Ку-ку. (Кукушка.)

Ха-ха. (Дети.)

10. Упражнение "Кто внимательнее". (Развитие внимания)Работа за столами.

На столах для каждого ребёнка разложены листы бумаги, на которых нарисована одежда :блузки и юбки с определённым рисунком. Педагог предлагает соединить блузку и юбку с одинаковым рисунком.

11. Самоанализ занятия. (Оценка работы детей)

Педагог предлагает перечислить, чем они сегодня занимались и что им понравилось. Педагог просит детей оценить свою работу. Кто сегодня занимался хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в дошкольной группе. Тема "Одежда"

Цель: закрепить словарь по теме «Одежда».Коррекционно-образовательные задачи. 1.     Закрепление представлений детей о осенней одежде и её назначении.2....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема «Одежда».

Воспитатель:  Сасакина Л.Н.г. Кстово, 2015г.Программное содержание: Учить правильно называть и описывать предметы одежды, знать их назначение.Упражнять в образовании относительных при...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми ТНР старшей группы по теме «Одежда» с использованием развивающих игр.

Тема недели: «Одежда» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Х...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Одежда, обувь, головные уборы»

В ходе непосредственно образовательной деятельности решаются задачи формирования обобщающих понятий «одежда», «обувь» «головные уборы»  ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группы «Описание зимней одежды»

Программное содержание: Учить описывать предметы зимней одежды. Упражнять в образовании относительных прилагательных; умении согласовывать имена существительных с прилагательными в роде и числе. Учить...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе Тема:«Описание предметов одежды куклы Оли»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по  развитию во второй младшей группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе на тему «Одежда для куклы Маши»

Познакомить детей с элементами одежды, закрепить названия знакомых видов одежды, закрепить обобщение понятия одежды....