Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
методическая разработка по развитию речи
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Л.С. Выготский убедительно доказывает, что очень мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи, более того воображение позволяет овладеть человеческой речью —самым тонким орудием передачи человеческой мысли, чувств и внутреннего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_tvorchestvo_vystup_na_konferentsii.docx | 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 455 « Снеговичок»
Развитие речевого творчества у детей старшего
дошкольного возраста с нарушением речи.
Стендовый доклад в рамках региональной научно-практической
конференции
« ФГОС ДО ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ»
Выполнила: Киселевская О.А. ,воспитатель,
I категория
Содержание
1. Теоретическое обоснование возможности развития речевого творчества
детей старшего дошкольного возраста. с.3
2. Условия развития творческого воображения. с.4 3. Использование « сказкотерапии» в процессе развития речевого творчества старших дошкольников. с.5 4. Игры и упражнения для развития речевого творчества с.8 Список использованной литературы с.11 |
2
1. Теоретическое обоснование возможности развития речевого творчества
детей старшего дошкольного возраста. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Л.С. Выготский убедительно доказывает, что очень мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи, более того воображение позволяет овладеть человеческой речью —самым тонким орудием передачи человеческой мысли, чувств и внутреннего мира. Поэтому я в своей работе уделяю особое внимание развитию именно речевого творчества детей.
Возможность развития речевого творчества возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из воссоздающего превращается в творческое. Старший дошкольный возраст – это тот самый момент в жизни детей, когда дети овладевают сложными формами связной речи, обогащают словарный запас.
Конечно, у детей с нарушением речи сложнее проходят все этапы развития речевого творчества, именно поэтому педагог помогает ребенку находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения.
3
2. Условия развития творческого воображения.
Субботиной Л.Ю. формулируются следующие условия развития творческого воображения :
1. Приступая к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.
2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании.
3 Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.
4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.
5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего, возможные последствия, а не абсолютные достоинства.
6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
4
3. Использование « сказкотерапии» в процессе развития речевого творчества старших дошкольников.
В психолого-педагогической науке и практике дошкольного воспитания накоплен большой запас теоретических и методических пособий, опираясь на которые педагог может успешно развивать творческие возможности детей.
Обучение детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок является базовым этапом работы по успешной речевой подготовке ребенка к школе. Для того чтобы подвести детей к самостоятельному сочинению сказок, необходимо создать у них определенный запас русских народных сказок и фольклора малых форм (стихов, поговорок, загадок). Ценность малых форм фольклора заключается в том, что они вводят ребенка в богатый, яркий, образный русский язык, способствуют развитию образной речи ребенка.
Параллельно знакомству со сказками мы разучиваем с детьми песенки, загадки, поговорки. Песенки встречаются во многих народных сказках («Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят» и др.). Песенки не только украшают сказку, но и передают настроение героев. Также в своей работе по знакомству со сказками мы использовали стишки, загадки, характеризующие отдельных героев, их внешний вид, повадки.
Чтобы дети лучше усвоили способ построения сказки, поняли характерные особенности, присущие сказке ( цепная композиция, троекратные повторы, завязка, кульминация, традиционная концовка), можно использовать разнообразные способы: показ кукольного или теневого театра, драматизация сказок, рисование отдельных эпизодов.
В своей работе я использую моделирование и работу со схемами.
Моделирование начинается с замещения одних объектов другими. В процессе ознакомления детей со сказками замещаемыми объектами будут герои сказок, а также предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные геометрические фигуры, различающиеся по цвету и величине. Например, три
5
одинаковых (по величине и цвету) кружка. Эти кружки означают сказку «Три поросенка»,или три одинаковых по цвету, но разных по величине кружка: «Три медведя», или семь одинаковых треугольников: «Волк и семеро козлят» и т.д. Когда ребенок овладел разыгрыванием сказок можно приступить к созданию рисунков – схем. Затем ребенку предлагается по этим рисункам пересказать сказку. В дальнейшем дети придумывают и рассказывают собственные сказки.
«Введение в название сказки нового объекта» - один из игровых приемов развития воображения. Правила игры заключаются в следующем: в название хорошо знакомой ребенку сказки добавляется слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Колобок и воздушный шарик», «Волк семеро козлят и компьютер», «Теремок – паровоз», «Морозко и мячик», «Гуси – лебеди и автомобиль», «Мальчик – с пальчик и трактор» и т.д.
Также можно использовать такой прием как составление сказки о бытовых предметах. Дети мало имеют дело с бытовой техникой, поэтому появилась мысль соединить начало рассказа о технике со сказочным продолжением. Например, составление сказки о злом пылесосе или доброй микроволновой печке.
Интересен и метод “перевирания сказок”, развивает у детей чувства юмора, они начинают понимать иронию, лукавство. Такие эксперименты в сказках помогают быть активными, проповедуя гуманизм и добро. Во время перевирания сказок дети могут менять их содержание, не оставаться равнодушными на зло.
Придумывание сказки с середины более чем удачный способ развития творческого воображения и логического мышления. В качестве помощи предлагается затейливое начало и понятный, яркий конец, а дети придумывают середину, где в основном и развивается сюжет.
Рассказывание старой сказки по – новому, помогает детям иначе взглянуть на знакомые сюжеты. Они привыкают, что лиса – хитрая, волк – злой, Золушка –трудолюбивая, а ведь иногда полезно сломать сформированные стереотипы. Например, за основу берётся знакомая сказка, а детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Предположим, семеро козлят, злые и капризные, убегают в лес, а добрый волк
6
помогает козе их найти.
Сказки из шуточных вопросов могут подсказать детям сказочный сюжет или его начало. Иногда шутка в вопросе видна сразу же, но часто такой вопрос как бы провоцирует спрашиваемого. Например, детям задаётся вопрос “Что медведь ест зимой?”, смышлёный ребёнок отвечает, что медведь спит зимой. Вот тут – то и следует перейти к сказке “А я слышала про такого необыкновенного медведя, который зимой не засыпал, что любил поесть ….”. Далее дети сочиняют сказку про необыкновенного медведя.
7
4. Игры и упражнения для развития речевого творчества
Развитие детского творческого воображения особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность.
Довольно часто мы с детьми играем в игру «Выведение следствий». Эта игра используется как средство развития воображения и словесно-логического мышления. Детям предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдёт...». Задача ребёнка заключается в том, чтобы дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.
Список примерных вопросов:
- Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?
- Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?
- Что произойдёт, если все горы вдруг превратятся в сахарные?
- Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?
- Что произойдёт, если солнце не зайдёт за горизонт?
- Что произойдёт, если оживут все сказочные герои?
- Что произойдёт, если смогут читать мысли друг друга?
Обучая детей подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения, можно использовать упражнение «Я начну, а вы продолжите»
Например, по рассказу Н. Носова «На горке»:
- Был ясный морозный день, снег на солнце… (сверкал, искрился, переливался, блестел).
- Миша сел на санки и помчался с горы… (пулей, вихрем, стрелой, так что дух захватывало, молнией).
- Санки перевернулись и мальчик… (шлепнулся, плюхнулся, полетел кубарем, полетел вверх тормашками, бухнулся в снег).
8
- Коле очень хотелось, чтобы горка получилась. Он трудился… (непокладая
- рук, не приседая, старался в поте лица).
Довольно интересно и такое творческое задание «Нарисуй картину словами». Детям предлагается стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами. Читается нежное стихотворение о зиме, а дети с закрытыми глазами пробуют представить, о чем им читают. Потом должны рассказать, какая картинка у них получилась. Но рассказать так, чтобы другие смогли увидеть эту картину.
На начальном этапе дети были малоактивны, ответы состояли из простых предложений, в которых редко встречались образные слова, эпитеты, отвечали однообразно. Но в дальнейшем, по мере накопления возможностей речевого творчества, быть необыкновенными художниками детям очень понравилось.
Используя элементы ТРИЗ в работе с детьми, я убедилась, что у детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. Детям предлагались игры на каждый день с заданием: «Чем может быть», «Превратимся в…». Они должны были ответить на поставленные вопросы: что может делать, чем может служить, для кого будет чем. Например, чем может быть листок, точка, палочка, грибок, любой предмет. В данных играх помимо многообразия функций предмета дети осваивают азы воображения.
Проведены были игры на системный анализ: любые вещи, на первый взгляд, казалось бы, далекие друг от друга по внешним и функциональным свойствам, могут иметь что-то общее, если установить между ними какую-либо связь (временную, пространственную, звуковую, причинную, принадлежности и т.д.). Чем связаны пуговица и микроскоп? Что общего у капельки и кузнечика? Чем похожи облако и звездочки?
Работу с детьми по развитию речевого творчества можно проводить и во время прогулок. Во время наблюдений и бесед отмечали какое сейчас время года, давали описание времени года, характеризовали его, учили ребят по очертаниям улавливать
9
какой-то образ. Можно использовать во время прогулок и приемы фантазирования: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Наблюдать за «живыми облаками»: куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чем мечтают, о чем расскажут, что нам покажут.
Таким образом, можно сказать о том, что старшие дошкольники обладают значительным потенциалом воображения. Их воображение носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Поэтому педагог, работающий с детьми не только может, но и должен приложить все усилия чтобы помочь детям овладеть сложными формами связной речи, воспитать творческую личность, востребованную в современном обществе.
10
Список использованной литературы:
1. Алябьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей [Текст] / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфкра, 2006. – 128 с.
2. Девятина, И. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ [Текст] / И. Девятина // Дошкольное воспитание - 2001.- № 11. -С. 9-31.
3. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей [Текст] / О.М. Дьяченко. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.
.
4. Нестеренко, А.А. Страна загадок [Текст] / А.А. Нестеренко. – Ростов-на Дону: Изд-во РГУ, 2001. – 37 с.
5. Страунинг, А.М. Развитие творческого воображения [Текст] / А.М. Страунинг. – Р/на Дону, Приора, 1992. – 39 с.
6. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с.
11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста
Речевое творчество – это проявление творчества в речевой деятельности. Это деятельность ребенка по созданию новых оригинальных речевых образцов. Как правило, речевое творчество характерно для детей ст...
Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста средствами игры-драматизации
Актуальность исследования. Новые приоритеты российского образования нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который декларирует необходимость с...
Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста
Необходимо так организовать речевую деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развивать у ребенка умение точно и образно выражать сво...
Консультация "Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста"
Инновационные методы развития речи у детей...
Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста
Очень важно именно в дощкгольном возрасте развивать речь. А развитие речевого творчества, как нельзя лучше в этом помогает!К тому же кроме речевого развития активно развиваются и психические процессы ...
Развитие речевого творчества у детей старшего возраста
В данной разработке представлен прием развития речевого творчества у детей с помощью синквейна...
Развитие речевого творчества у детей старшего возраста
В данной разработке представлен прием развития речевого творчества у детей с помощью синквейна...