Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
методическая разработка по развитию речи

Киселевская Ольга

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Л.С. Выготский убедительно доказывает, что очень мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи, более того воображение позволяет овладеть человеческой речью —самым тонким орудием передачи человеческой мысли, чувств и внутреннего мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_tvorchestvo_vystup_na_konferentsii.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 455 « Снеговичок»

Развитие речевого творчества у детей старшего

дошкольного возраста с нарушением речи.

Стендовый доклад в рамках региональной научно-практической

конференции

« ФГОС ДО ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ»

                                                                     

                                                                         Выполнила: Киселевская О.А. ,воспитатель,

                                                                               I категория

                                                       

                                                                    Содержание

                                                                                                             

1. Теоретическое  обоснование возможности  развития  речевого творчества

        детей старшего дошкольного возраста.                                                     с.3          

2. Условия развития творческого воображения.                                               с.4

3.   Использование « сказкотерапии» в процессе развития речевого творчества старших дошкольников.                                                                                       с.5

4.  Игры и упражнения для развития речевого творчества                               с.8

Список использованной литературы                                                                  с.11

                                                             

                                                         

                                                           2

1. Теоретическое  обоснование возможности  развития  речевого творчества

                                детей старшего дошкольного возраста.                                                     Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Л.С. Выготский убедительно доказывает, что очень мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи, более того воображение позволяет овладеть человеческой речью —самым тонким орудием передачи человеческой мысли, чувств и внутреннего мира. Поэтому я в своей работе уделяю особое внимание развитию именно речевого творчества детей.

Возможность развития речевого творчества возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из воссоздающего превращается в творческое.  Старший дошкольный возраст – это тот самый момент в жизни детей, когда дети овладевают сложными формами связной речи, обогащают словарный запас.

Конечно, у детей с нарушением речи сложнее проходят все этапы развития речевого творчества, именно поэтому педагог помогает ребенку находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения.

                                                                   3                                                                      

2. Условия развития творческого воображения.                                              

Субботиной Л.Ю. формулируются следующие условия развития творческого                                                  воображения :

1. Приступая к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.

2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании.

3 Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.

4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.

5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего, возможные последствия, а не абсолютные достоинства.

6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

                                                                4

3.   Использование « сказкотерапии» в процессе развития речевого творчества старших дошкольников.

В психолого-педагогической науке и практике дошкольного воспитания накоплен большой запас теоретических и методических пособий, опираясь на которые педагог может успешно развивать творческие возможности детей.

Обучение детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок является базовым этапом работы по успешной речевой подготовке ребенка к школе. Для того чтобы подвести детей к самостоятельному сочинению сказок, необходимо  создать у них определенный запас русских народных сказок и фольклора малых форм (стихов, поговорок, загадок). Ценность малых форм фольклора заключается в том, что они вводят ребенка в богатый, яркий, образный русский язык, способствуют развитию образной речи ребенка.

Параллельно знакомству со сказками мы разучиваем с детьми песенки, загадки, поговорки. Песенки встречаются во многих народных сказках («Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,  «Волк и семеро козлят» и др.). Песенки не только украшают сказку, но и передают настроение героев. Также в своей работе по знакомству со сказками мы использовали  стишки, загадки, характеризующие отдельных героев,  их внешний вид, повадки.

Чтобы дети лучше усвоили способ построения сказки, поняли характерные особенности, присущие сказке ( цепная композиция, троекратные повторы, завязка, кульминация, традиционная концовка), можно использовать разнообразные способы: показ кукольного или теневого театра, драматизация сказок, рисование отдельных эпизодов.

В своей работе я использую моделирование и работу со схемами.

Моделирование начинается с замещения одних объектов другими. В процессе ознакомления  детей со сказками замещаемыми объектами будут герои сказок, а также предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные геометрические фигуры, различающиеся по цвету и величине. Например, три

                                                                     5

одинаковых (по величине и цвету) кружка. Эти кружки означают сказку «Три поросенка»,или три одинаковых по цвету, но разных по величине кружка: «Три медведя», или семь одинаковых треугольников: «Волк и семеро козлят» и т.д. Когда ребенок овладел разыгрыванием сказок можно приступить к созданию рисунков – схем. Затем ребенку предлагается по этим рисункам пересказать сказку. В дальнейшем дети придумывают и рассказывают собственные сказки.

«Введение  в название сказки нового объекта» - один из игровых приемов развития воображения. Правила игры заключаются в следующем: в название хорошо знакомой ребенку сказки добавляется слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Колобок и воздушный шарик», «Волк семеро козлят и компьютер», «Теремок – паровоз», «Морозко и мячик», «Гуси – лебеди и автомобиль», «Мальчик – с пальчик и трактор» и т.д.

Также можно использовать такой прием как составление сказки о бытовых предметах. Дети мало имеют дело с бытовой техникой, поэтому появилась мысль соединить начало рассказа о технике со сказочным продолжением. Например, составление сказки о злом пылесосе или доброй микроволновой печке.

Интересен и метод “перевирания сказок”, развивает у детей чувства юмора, они начинают понимать иронию, лукавство. Такие эксперименты в сказках помогают быть активными, проповедуя гуманизм и добро. Во время перевирания сказок дети могут менять их содержание, не оставаться равнодушными на зло.

Придумывание сказки с середины более чем удачный способ развития творческого воображения и логического мышления. В качестве помощи предлагается затейливое начало и понятный, яркий конец, а дети придумывают середину, где в основном и развивается сюжет.

Рассказывание старой сказки по – новому, помогает детям иначе взглянуть на знакомые сюжеты. Они привыкают, что лиса – хитрая, волк – злой, Золушка –трудолюбивая, а ведь иногда полезно сломать сформированные стереотипы. Например, за основу берётся знакомая сказка, а детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Предположим, семеро козлят, злые и капризные, убегают в лес, а добрый волк

                                                                          6

помогает козе их найти.

Сказки из шуточных вопросов могут подсказать детям сказочный сюжет или его начало. Иногда шутка в вопросе видна сразу же, но часто такой вопрос как бы провоцирует спрашиваемого. Например, детям задаётся вопрос “Что медведь ест зимой?”, смышлёный ребёнок отвечает, что медведь спит зимой. Вот тут – то и следует перейти к сказке “А я слышала про такого необыкновенного медведя, который зимой не засыпал,  что любил поесть ….”. Далее дети сочиняют сказку про необыкновенного медведя.

                                                                     7    

4.  Игры и упражнения для развития речевого творчества                                                                      

Развитие детского творческого воображения особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность.

Довольно часто мы с детьми играем в  игру «Выведение следствий». Эта игра используется как средство  развития воображения и словесно-логического мышления. Детям предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдёт...». Задача ребёнка заключается в том, чтобы дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Список примерных вопросов:

  • Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?
  • Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?
  • Что произойдёт, если все горы вдруг превратятся в сахарные?
  • Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?
  • Что произойдёт, если солнце не зайдёт за горизонт?
  • Что произойдёт, если оживут все сказочные герои?
  • Что произойдёт, если смогут читать мысли друг друга?

Обучая детей подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения, можно использовать упражнение «Я начну, а вы продолжите»

Например, по рассказу Н. Носова «На горке»:

  1. Был ясный морозный день, снег на солнце… (сверкал, искрился, переливался, блестел).
  2. Миша сел на санки и помчался с горы… (пулей, вихрем, стрелой, так что дух захватывало, молнией).
  3. Санки перевернулись и мальчик… (шлепнулся, плюхнулся, полетел кубарем, полетел вверх тормашками, бухнулся в снег).

                                                        8

  1. Коле очень хотелось, чтобы горка получилась. Он трудился… (непокладая
  2. рук, не приседая, старался  в поте лица).

Довольно интересно и такое творческое задание «Нарисуй картину словами». Детям предлагается стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами. Читается нежное стихотворение о зиме, а дети с закрытыми глазами пробуют представить, о чем им читают. Потом должны рассказать, какая картинка у них получилась. Но рассказать так, чтобы другие смогли увидеть эту картину.

На начальном этапе дети были малоактивны, ответы состояли из простых предложений, в которых редко встречались образные слова, эпитеты, отвечали однообразно. Но в дальнейшем, по мере накопления возможностей речевого творчества, быть необыкновенными художниками детям очень понравилось.

Используя элементы ТРИЗ в работе с детьми, я убедилась, что у детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. Детям предлагались игры на каждый день с заданием: «Чем может быть», «Превратимся в…». Они должны были ответить на поставленные вопросы: что может делать, чем может служить, для кого будет чем. Например, чем может быть листок, точка, палочка, грибок, любой предмет. В данных играх помимо многообразия функций предмета дети осваивают азы воображения.

Проведены были игры на системный анализ: любые вещи, на первый взгляд, казалось бы, далекие друг от друга по внешним и функциональным свойствам, могут иметь что-то общее, если установить между ними какую-либо связь (временную, пространственную, звуковую, причинную, принадлежности и т.д.). Чем связаны пуговица и микроскоп? Что общего у капельки и кузнечика? Чем похожи облако и звездочки?

Работу с детьми по развитию речевого творчества можно проводить и во время прогулок. Во время наблюдений и бесед отмечали какое сейчас время года, давали описание времени года, характеризовали его, учили ребят по очертаниям улавливать

                                                            9

какой-то образ.  Можно использовать во время прогулок и приемы фантазирования: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Наблюдать за «живыми облаками»: куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чем мечтают, о чем расскажут, что нам покажут.

Таким образом, можно сказать о том, что старшие дошкольники обладают значительным потенциалом воображения. Их воображение носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Поэтому педагог, работающий с детьми не только может, но и должен приложить все усилия чтобы помочь детям овладеть сложными формами связной речи, воспитать творческую личность, востребованную в современном обществе.

                                                                  10

                               Список использованной литературы:

1.        Алябьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей [Текст] / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфкра, 2006. – 128 с.

2.        Девятина, И. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ [Текст] / И. Девятина // Дошкольное воспитание  - 2001.- № 11. -С.  9-31.

3.        Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей [Текст] / О.М. Дьяченко. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.

.

4.        Нестеренко, А.А. Страна загадок [Текст] / А.А. Нестеренко. – Ростов-на Дону: Изд-во РГУ, 2001. – 37 с.

5.        Страунинг, А.М. Развитие творческого воображения [Текст] / А.М. Страунинг. – Р/на Дону, Приора, 1992. – 39 с.

6.        Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с.

                                                             11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Речевое творчество – это проявление творчества в речевой деятельности. Это деятельность ребенка по созданию новых оригинальных речевых образцов. Как правило, речевое творчество характерно для детей ст...

Развитие речевого общения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха на занятиях ручного труда.

   «Ручной труд» – отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, явлениях, способствует проявлению умственной и речевой активности.     Детское...

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста средствами игры-драматизации

Актуальность исследования. Новые приоритеты российского образования нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который декларирует необходимость с...

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Необходимо так организовать речевую деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развивать у ребенка умение точно и образно выражать сво...

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Очень важно именно в дощкгольном возрасте развивать речь. А развитие речевого творчества, как нельзя лучше в этом помогает!К тому же кроме речевого развития активно развиваются и психические процессы ...

Развитие речевого творчества у детей старшего возраста

В данной разработке представлен прием развития речевого творчества у детей с помощью синквейна...