Групповое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Хлебушек ржаной – отец наш родной».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Коррекционно-развивающая деятельность, образовательная область – познание, подготовительная группа, групповое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Хлебушек ржаной – отец наш родной».
Цели:
1. Воспитание любви к родной земле, уважения к людям, работающим на земле, бережного отношения к хлебу.
2. Закрепление словообразования и употребления относительных прилагательных (от существительных зерно, хлеб, рожь).
3. Словообразование родственных слов от слова хлеб.
4. Упражнение в употреблении в речи слов синонимов.
По итогам занятия проводиться мастер-класс для родителей «Вкусные прянички». На котором представлены основные приёмы работы с солёным тестом, а по просьбе детей в конце недели мы ещё организовали сладкий стол.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая деятельность
Образовательная область – познание, подготовительная группа
групповое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи
Тема: Хлебушек ржаной – отец наш родной
Цели:
Воспитание любви к родной земле, уважения к людям, работающим на земле, бережного отношения к хлебу.
Закрепление словообразования и употребления относительных прилагательных (от существительных зерно, хлеб, рожь).
Словообразование родственных слов от слова хлеб.
Упражнение в употреблении в речи слов синонимов.
Предварительная работа: экскурсия в продуктовый магазин (хлебобулочный отдел), заучивание пословиц и поговорок о хлебе, отгадывание загадок о хлебе, чтение и обсуждение рассказа Ш. Амонашвили «Хлеб».
Оборудование:
репродукция картины И.И. Шишкина «Рожь»,
предметные картинки: колос пшеницы, ржи, початок кукурузы, метёлка овса.
демонстрационные предметы: мешочек с кусочками чёрного ржаного и белого хлеба, хлебный квас, батон белый пшеничный.
План занятия
Припоминание пословиц и поговорок о хлебе.
Буде хлеб – будет и песня.
Хлеб - всему голова.
Хлебушек ржаной - отец наш родной.
У кого хлеб родиться – тот всегда веселиться.
Рассматривание картины И.И Шишкина «Рожь»
Короткая беседа по картине; что нарисовал замечательный русский художник И.И.Шишкин на этой картине? (поле).
Почему эта картина называется «Рожь»? Какое это поле? Что растёт на нём? Какое время года мы видим на картине? Почему пожелтело поле? Скажите иначе о ржи: рожь поспела – созрела, налилась. Какая рожь на картине? (Спелая, зрелая, налитая).
Рассматривание гербариев – колосков, отгадывание загадок
Посмотрите на гербарий. Какое это растение? (Пшеница.) Как растёт корень пшеницы? (Пучком.) Какой стебелёк внутри? (Пустой.) Он поэтому и называется соломинкой. Какую форму имеет лист пшеницы? (Листья узкие, удлиненные). Где находятся плоды (зернышки) пшеницы? (Плоды – зёрна находятся в колоске.) Плоды пшеницы называют зерном, её относят к зерновым растениям, также как рожь, овёс, ячмень, кукурузу. Из них приготавливают главный продукт питания людей хлеб.
Отгадывание загадок и показ соответствующих колосков:
Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят. (Колос)
Спит на кургане курочка с серьгами. (Овёс)
Словообразование относительных прилагательных
Образец: поле, на котором выращивают рожь, - ржаное поле,
Поле, на котором выращивают пшеницу, - пшеничное поле,
Колос пшеницы – пшеничный колос, колос ржи – ржаной колос, мука из пшеницы – пшеничная мука, мука из ржи – ржаная мука, хлеб из пшеницы – пшеничный хлеб, хлеб из ржи – ржаной хлеб, тесто из пшеничной муки – пшеничное тесто, тесто из ржаной муки – ржаное тесто.
Упражнение в образовании родственных слов к слову хлеб
Назовите хлеб ласково – хлебушек.
Назовите крошки хлеба – хлебные крошки.
Вкусный и полезный квас из хлеба – хлебный квас.
Посуда для хлеба – хлебница.
Человек, который выращивает хлеб – хлебороб.
Человек, который печёт хлеб – хлебопёк.
Прибор для резания хлеба – хлеборезка.
Завод, где выпекают хлеб – хлебозавод.
«Скажи иначе» - упражнения в подборе синонимов
Хлеб | по запаху | пахучий, душистый, ароматный, благоухающий; |
на вкус | аппетитный, вкусный, мягкий, лакомый, сладкий; | |
на ощупь | свежий, мягкий, пышный; | |
хлебопёк | пекарь, булочник, кондитер, стряпуха; | |
выпекать хлеб | печь, готовить, стряпать. |
Конкурс «Кто больше назовет изделий и блюд из муки»
- кроссворд (см. фото)
- найди колосья
Итог
Что мы знаем о хлебе? Почему в народе говорят, что хлеб – всему голова? Как надо относиться к хлебу?
Закрепление вне занятия
Повторение пословиц, поговорок, загадок о хлебе.
Игра «Телефон» - называние хлебобулочных изделий.
Игра «Назови признаки» Хлеб -…
Игра «Образуй родственные слова»
Игра «Образуй признаки»
Лепка из солёного теста «Весёлые прянички»
«Сладкий стол» - чаепитие.
Список литературы:
Л.Б. Фесюкова, О.О. Григорьева «Времена года» - Сфера, Харьков 2008.
В.В. Коноваленко «Развитие связной речи»- Гном, Москва 2000.
Коррекционно-развивающая деятельность, образовательная область – познание, подготовительная группа, групповое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи теме «Хлебушек ржаной – отец наш родной».
Цели:
Воспитание любви к родной земле, уважения к людям, работающим на земле, бережного отношения к хлебу.
Закрепление словообразования и употребления относительных прилагательных (от существительных зерно, хлеб, рожь).
Словообразование родственных слов от слова хлеб.
Упражнение в употреблении в речи слов синонимов.
По итогам занятия проводиться мастер-класс для родителей «Вкусные прянички». На котором представлены основные приёмы работы с солёным тестом, а по просьбе детей в конце недели мы ещё организовали сладкий стол.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна
Конспект фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи для детей 6-7 лет по теме "Зоопарк.Животные жарких и холодных странл."
Конспект содержит материал по активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, по развитию фонематических представлений детей 6-7 лет....
Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».
Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне, расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: «Мебель»
Конспектфронтального логопедического занятияпо развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи.Тема: «Мебель»...
Занятие по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Золотая осень»
Занятие являлось обобщающим после проведения ряда тематических занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использ...
Конспект группового занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Лесные и садовые ягоды»
В конспекте представлены игры и упражнения по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы с ОВЗ....
Конспект группового занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Лес. Лиственные и хвойные деревья»
В конспекте занятия представлены игры и упражнения по закреплению у детей о лиственных и хвойных деревьях, развитию лексико-грамматического строя и связной речи....
Комментарии
Леворукость, левшество, проблемы адаптации
Буду рада обмену опытом работы по данной теме