ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА И ФОЛЬКЛОР
статья по развитию речи (средняя группа) по теме

Раскрыто значение пальчиковой гимнастики как здоровьесберегающей технологии. Использование фольклора в пальчиковой гимнастике. Представлены примеры. Показан самомассаж рук и пальцев перед проведением пальчиковой гимнастики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА И ФОЛЬКЛОР

Воспитатель ГБДОУ детского сада № 7 Красносельского района СПб Недавняя Валентина Николаевна

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.

- На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова.

Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.

Пальчиковая гимнастика:

Способствует овладению навыками мелкой моторики;

Помогает развивать речь ребенка;

Повышает работоспособность коры головного мозга;

Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;

Снимает тревожность.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзию. Благодаря этому еще долго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

Что же относится к детскому фольклору?

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками). Например: «Сорока белобока».

Заклички – обращения к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру). Например: «Солнышко - ведрышко»

Солнышко – вёдрышко, (растопырить пальцы обеих рук)

Выгляни в окошко, (изобразить «Окошко»)

Твои детки пляшут, (шевелить пальчиками)

По камушкам скачут. (стучать пальчиками по столу)

Прибаутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Вот примеры для пальчиковой гимнастики:

ЗАЙКИНЫ УШКИ

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны.

КОЗА

У козы торчат рога,

может забодать она.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный палец и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони

ЛОДОЧКА

Лодочка плывет по речке,

оставляя на воде колечки.

Все пальцы прижаты друг к другу  в полусогнутом положении. Рука делает плавные движения слева направо.

МИШКА

Мишка топает ногой,

Мишка топает другой,

Ух, как веселится

В доме половица!

Стучим пальчиками по поверхности стола, имитируя движения мишки.

Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности. Ведь движение – это жизнь.

САМОМАССАЖ:

- потирание ладоней, пока не появится между ними тепло, как сгусток положительной энергии, и сбрасывание её на лицо мягкими ладонями;

- постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой.

Шевеление пальчиков (сначала на одной руке, потом на обеих).

Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью другой руки, а затем – без помощи другой руки.

ХЛОПКИ:

- обычные;

- хлопки, когда сначала сверху одна ладонь, потом другая;

- хлопки ладонями, сложенными чашечками;

Развитие мелкой моторики пальцев рук непрерывно связанно с умственным развитием детей, развитием их речи.

Главное требование: в играх рукой, её кистью, пальчиками мы равно должны заботиться о развитии правой и левой руки.

В заключении хочется отметить, что детям фольклор близок и интересен. А мы взрослые помогаем, приобщиться к нему, играть и играть, набираться уму-разуму, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками. Детский фольклор помогает нам в установлении контакта с детьми, создание благоприятного условия для обучения детей выразительной речи и выразительных движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Пальчиковая гимнастика в стиле фольклора»

Цель: построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых....

Консультация для воспитателей «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора»

laquo;Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора»...

Картотека игр и пальчиковых гимнастик с использованием русского народного фольклора

Картотека игр разделена на основные проблемы развития речи детей, такие как: звукопроизношение, обогащение словаря, формирование грамматического строя речи....

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора»

laquo;Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора»...

Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора

Русское народное творчество – это животворящий неиссякаемый источник песен, прибауток, сказок, былин, пословиц и поговорок, в которых отражается жизнь народа, его быт, уклад и ист...

МАСТЕР - КЛАСС: «СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА ОСНОВЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»

Знакомство педагогов с адаптированными пальчиковыми играми  для работы с детьми раннего дошкольного возраста....

МАСТЕР - КЛАСС: «СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА ОСНОВЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»

Знакомство педагогов с адаптированными пальчиковыми играми  для работы с детьми раннего дошкольного возраста....