Консультация для воспитателей «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора»
консультация
«Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult_dlya_vospit.docx | 12.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ “Детский сад №340”
Консультация для воспитателей
«Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора»
Подготовила: Панкрушина Н.В.
г.Н.Новгород
2020
Русское народное творчество – это животворящий неиссякаемый источник песен,
прибауток, сказок, былин, пословиц и поговорок, в которых отражается жизнь народа,
его быт, уклад и история.
Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость.
Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно.
Фольклор – сокровищница народной мудрости. Музыкальный фольклор – явление синкретическое. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении
этих элементов большая сила педагогического воздействия. Сказки, загадки, поговорки, былины, песни, частушки, сказы, легенды, пословицы передавались народом из уст в
уста от поколения к поколению. Фольклор является основой нравственного, эстетического и патриотического воспитания ребенка . Фольклорный материал хорошо воспринимается детьми , его образы доступны, фольклорные интонации вызывают у детей яркий эмоциональный отклик.
Кроме того, родители развлекают детей потешками, играя с их ручками и ножками, пальчиками , подбрасывая на руках или коленях. Кто из нас не слышал, не играл со своим ребенком в "сороку-ворону, которая кашку варила" или в "ладушки-ладушки". Многие пестушки сопровождают первые сознательные движения ребенка, помогая ему таким образом "закреплять пройденный материал", ассоциировать свои действия со звуковым его сопровождением, налаживая связь между действиями и речью.
Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру,
народному слову, народным обычаям, многому учат.
Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.
Детский фольклор является ценным средством воспитания ребёнка , имеет большое
значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ, ГИМНАСТИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА.
Дом и ворота
- На поляне дом стоит (изображаем "дом")
- Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота")
- Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)
- В этот домик приглашаем (изображаем "дом")
Строим дом.
Это домик (ладошки приставлены друг к другу)
Это крыша (ладони сцеплены, пальцы переплетены )
А труба еще повыше (мизинчики или безымянные пальцы поднимать то на одной руке,
то на другой, то на обеих одновременно)
МАЛАНЬЯ
У Маланьи, у старушки (Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)
Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показать избушку)
Семь сыновей, (Показать семь пальцев )
Все без бровей (Очертить брови пальцами )
Вот с такими ушами, (Растопыренные ладони поднести к ушам)
Вот с такими носами, (Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами )
Вот с такими усами, (Очертить пальцами длинные "гусарские" усы)
Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой! (Показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили, не ели, (Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".)
На Маланью все глядели, (Держа руки у глаз похлопать пальцами , как ресницами)
И все делали вот так. (Дети показывают загаданные действия)
РЕПКА.
Репку мы сажали ( пальцами как будто роем лунку на детской ладошке)
Репку поливали (имитируем, как льется вода из лейки)
Вырастала репка (выпрямляем постепенно пальчики )
Хороша и крепка!
(ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки малыша и тяните – каждый в свою сторону)
Вытянуть не можем,
Кто же нам поможет?
Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух! (расцепили руки, потрясли кистями)
ЭТОТ ПАЛЬЧИК ХОЧЕТ СПАТЬ .
Этот пальчик хочет спать , (загните мизинчик)
Этот пальчик лег в кровать , (загните безымянный пальчик )
Этот пальчик чуть вздремнул , (загните средний пальчик )
Этот пальчик уж уснул , (загните указательный пальчик )
Этот пальчик крепко спит . (загните большой пальчик )
Тише, дети, не шумите,
Пальчики не разбудите.
ДРУЖАТ НАШИ ДЕТИ.
Дружат наши дети,
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики .
Во время чтения пальцы правой и левой руки соприкасаются и расходятся.
БРАТЬЯ.
Идут четыре брата (показать четыре пальца , большой палец прижат к ладони)
Навстречу им старшой. (показать большой палец)
-Здорово, большак!
-Здорово Васька-указка, (большой палец соединяется с указательным в колечко)
Мишка-середка, (большой соединяется со средним пальцем )
Гриша –сиротка (большой соединяется с безымянным пальцем )
И крошка- Тимошка. (большой соединяется с мизинцем)
ДОЖДИК.
Дождик, дождик, лей-лей-лей! (барабанить кончиками пальцев по столу )
На меня и на людей! (барабанить все сильнее и сильнее)
Дождик-дождик припусти, (большой, безымянный и мизинец каждой руки поджаты к ладони)
Мы попрячемся в кусты (указательный и средний бегут к краю стола,
руки прячутся под стол)
Дождик, дождик, хватит лить (снова барабанить пальцами , все тише и тише)
Малых детушек мочить! (постепенно перестать)
ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК.
Пальчик-мальчик, где ты был? (все пальцы , кроме большого сжаты в кулак)
С этим братцем - в лес ходил (показать указательный палец)
С этим братцем - щи варил (показать средний палец)
С этим братцем - кашу ел (показать безымянный палец)
С этим братцем - песни пел. (показать мизинец)
ГОСТИ.
Стала Маша гостей звать,на блиночки созывать: (хлопать в ладошки)
-И Иван, приди, и Степан приди, (поочередно загибать пальцы руки , начиная с большого пальца )
Да, Андрей приди, да Матвей приди.
А, Митрошечка, ну пожалуйста!
Гости посидели, блиночков поели. (постучать кулачками друг об друга)
Стала Маша гостей провожать,в путь дорогу собирать:
-Прощевай, Иван!
Прощевай, Степан! (поочередно разгибать пальцы руки , начиная с большого пальца )
Прощевай, Андрей! Прощевай, Матвей!
А ты, Митрошечка, моя крошечка, (погладить мизинец другими пальцами )
Побудь со мной еще немножечко!
СОНЯ-ПАСТУШОК.
Вышел, вышел пастушок на лужок,
Он созвал, собрал бурёнок в кружок,
Наказал им никуда не ходить,
А коль волк придёт, его разбудить.
Посчитал коров и сладко зевнул.
Да под белою березкой уснул».
Пальчик ребёнка становится пастушком, ваша ладонь лугом, а пальцы – берёзками .
Пастушок должен лечь под одну из березок.Березка наклоняется к пастушку и пытается дотронуться до него: «Не спи!» . Ребёнок должен успеть убрать пальчик и положить его у следующего пальца . Как только пастушок будет разбужен, меняемся ролями.
БАНЬКА.
Над трубою дым поднимается, (сложить ладони вместе и сделать несколько волнообразных движений снизу вверх)
Да по небу дым расстилается (раскрыть ладони и развести руки в разные стороны)
Не хлебы пекут – банька топится,
А народ спешит к ней, торопится (соединить кончики пальцев двух рук , а ладони не соединять, пальцы растопырить )
Прибежал Нафанька: «Ой, пустите в баньку!» (хлопать в ритм)
«Не стопилась банька. Обожди, Нафанька!» (погрозить пальчиком )
СОРОКА-БЕЛОБОКА.
Ты, сорока-белобока. (Машем крыльями.)
Научи меня летать, (Руки вверх.)
Ни высоко, ни далеко – (Руки в стороны.)
Только море увидать. (Ладонь козырьком ко лбу.)
ЛАКОМКА.
Стоит на кухне под столом горшок со свежим молоком
(Левую руку сжать в кулак, положить на сток вертикально, слегка приоткрыв сверху.)
Тайком пробралась в кухню кошка отведать молока немножко.
(Средний и безымянный пальцы правой руки соединить с большим так, чтобы получилось колечко,- это мордочка кошки; указательный палец и мизинец приподнять - так торчат кошачьи ушки.)
Наклонилась, пьет вершок, сунув голову в горшок.
(Постепенно просовываем правую руку в кулак левой руки.)
А потом - ой-ой-ой!Ай-ай-ай! Не вынуть голову никак.
(Кулак левой руки, сжимая пальцы правой руки , поднимается вверх.)
Бежит кошка во двор,натолкнулась на забор.
(Передвигаем кулак левой руки с зажатыми в нем пальцами правой руки .)
Бумс! Бумс! Тук-так-ток! Раскололся тот горшок.
(Разводим руки в стороны.)
Побежала кошка в дом опять за вкусным молоком.
(Средний и безымянный пальцы правой руки соединить с большим пальцем так , чтобы получилось колечко, указательный палец и мизинец приподнять.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Пальчиковая гимнастика"
Движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действут на развитие детей.Тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи....
Картотека игр и пальчиковых гимнастик с использованием русского народного фольклора
Картотека игр разделена на основные проблемы развития речи детей, такие как: звукопроизношение, обогащение словаря, формирование грамматического строя речи....
Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора»
laquo;Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора»...
Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора
Русское народное творчество – это животворящий неиссякаемый источник песен, прибауток, сказок, былин, пословиц и поговорок, в которых отражается жизнь народа, его быт, уклад и ист...
МАСТЕР - КЛАСС: «СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА ОСНОВЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»
Знакомство педагогов с адаптированными пальчиковыми играми для работы с детьми раннего дошкольного возраста....
МАСТЕР - КЛАСС: «СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА ОСНОВЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»
Знакомство педагогов с адаптированными пальчиковыми играми для работы с детьми раннего дошкольного возраста....
Картотека пальчиковой гимнастики на основе русского фольклора
Пальчиковая гимнастика на основе русских народный сказок....