Конспект НОД. Образовательная область КОММУНИКАЦИЯ
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Отдельнова Татьяна Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_t.i.otdelnovoy.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

        «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки способствуют развитию мозга»

                                                И.П. Павлов

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ   СРЕДНЕЙ   ГРУППЫ

Образовательная область: КОММУНИКАЦИЯ

Тема НОД  «Найти «ручку»

        

 Задачи:

- помочь детям понимать значение некоторых многозначных

слов, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них;

- пополнить и активизировать словарь детей на основе расширения представлений о предметах;

- научить составлять предложения со словом «ручка»,  употреблять его в разных значениях;

- продолжать учить детей активно участвовать в беседе;

- развивать мелкую моторику рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность);

- закреплять умение выразительно читать стихотворение;

- развивать тактильные ощущения.

        Словарная работа: рука человека, ручка для письма, ручка утюга,  двери, зонта, сковородки, чашки, ложки, кастрюли и т. д.

        Демонстрационный материал: картинки и предметы на многозначные слова: «Ручка», «Иголка», «Лисички», «Льёт», игра «чудесный мешочек».

        Предварительная работа: знакомство  со значением слов «»Игла», «Льёт», «Звонок», чтение рассказа Пермяка «Для чего руки нужны».

Ход занятия:

(дети сидят полукругом на стульчиках)

        - Дети, есть много разных слов. Вас даже зовут по-разному: Варя, Саша, Таня. Можно ещё называть ласково: Варенька, Сашенька,  Танечка.

Есть слова обидные, грубые  от которых портится настроение. Их неприятно слышать и мы их не будем говорить. А  есть слова, которые мы употребляем часто, и называем одним словом много разных предметов.

Если я скажу слово «Иголка» Что вы себе представили?

 (иголки у ёлки, ежа, швейная иголка)

- А теперь я скажу «Льёт». Что вы ответите. (льёт дождь как из  ведра, из крана льётся вода, малыш льёт слёзы).

- А мы ещё знаем слово »Лисички», и даже учили про них шуточное стихотворение. Давайте расскажем  его.

        -Кто вы?

        - Лисички. Дружные сестрички.

        - Ну, а вы-то кто же?

        - Мы лисички тоже.

- Как, с одной-то лапкой?

- Нет, ещё со шляпкой.

- Дети, а сейчас я вас  познакомлю ещё с одним необычным словом.

Для этого мы с вами отправимся на выставку и осмотрим разные предметы.

- Что вы здесь видите?

(на столах – предметы: два зонта: взрослый и детский, ручка для письма, кастрюлька, сковородка, сумка, чашка  и др.)

Да, это сковородка. За что я её держу? Правильно - за ручку. А зачем ей ручка? Чтобы брать с плиты и не обжечься. Ручка  у неё пластмассовая.

А эта ручка для чего нужна? Для того  чтобы писать.

Как вы думаете, почему у кастрюли две ручки? Чтобы удобно держать. А теперь говорите, что я буду делать. (кладу ручку на стол,  беру чашку за ручку. (Про зонты - по времени. Чей? и т. д.)

Ребята, вы догадались какое слово спряталось на выставке?

Это «ручка». Зачем нужна ручка? (чтобы держать что-то)

- Какие ручки вы видите в комнате?  

Какие ручки встречались вам дома, на улице, в транспорте? (Ручка у двери, у сумки, у сковородки,  у шкафа, у вилки и т. д.)

- Заканчивайте предложения, которые я начну.

- Ручкой можно …(писать).

- За ручку можно чашку…(держать, брать).

- Сейчас мы поиграем. Кто больше назовёт предметов, у которых есть «Ручка». (Если дети затрудняются, то обратить внимание на предметы на выставке).

- Вот сколько мы знаем предметов со словом »ручка».

(дети садятся на стульчики)

- Дети, посмотрим на свои руки.

- Моя рука большая, а у вас? (маленькая)

- Как мы её называем ласково? (ручка)

- Что умеют делать наши ручки? (застёгивать пуговки, рисовать, держать ложку и ещё очень много разных дел и любим играть.

Приготовили наши ручки, пальчики.

                (пальчиковая гимнастика)

«Цепочка»

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

- А это наш любимый «Чудесный мешочек». Давайте и с ним поиграем.

Пусть наши ручки догадаются, что лежит в мешочке.

(дети наощупь узнают предметы: деревянный кубик,  пластмассовые мелкие игрушки, кукольная посуда и др.)

(по времени—играют все или часть детей)

- Так о чём мы сегодня беседовали?

- Что вам понравилось?

-И вы мне очень понравились. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по образовательной области " Коммуникация" Составление рассказа по картине " С горки"

Конспект по образовательной области "Коммуникация" Составление рассказа по картине " С горки" для средней группы...

конспект НОД образовательная область коммуникация, развитие речи

Конспект НОД образовательная область коммуникация: развитие речи,средняя группа. Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи....

Конспект НОД "Образовательная область "Коммуникация" (для детей от 2 до 3 лет). Звуковая культура речи: звук у. Дидактическая игра "Кто позвал?"

Конспект НОД "Образовательная область "Коммуникация"(для детей от 2 до 3 лет).Тема: "Звуковая культура речи: звук у. Дидактическая игра "Кто позвал?"Цель: учить детей четко артикулировать звук у, прои...

конспект НОД образовательная область "Коммуникация" для детей раннего дошкольного возраста

конспект открытого интегрированного занятия для аттестационной комиссии на 1 квалификационную категори....

Конспект НОД образовательная область "Коммуникация".Тема "Сказка про ежика" для второй младшей группы.

Конспект занятия по развитию речи. Главной задачей конспекта является знакомство детей со звуком "Ф", учить произносить его изолированного, а также в звукоподражаниях в  словах....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Образовательная область „Коммуникация" «При солнышке светло, при матери добро…»

Развлечение, направлено на развитие свободного общения с взрослыми и детьми.Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства...

Конспект НОД (образовательная область «Коммуникация») «Путешествие в сказочный лес» в средней группе.

Задачи:Коммуникация: Развитие связной речи, правильного и четкого произношения звуков, интонационной выразительности, правильного и четкого произношения звуков.Социализация: Воспитывать внимание,...