4 конспекта непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Познание" в старшем возрасте.
план-конспект урока по развитию речи по теме

Николаева Татьяна Петровна

 

Уважаемые гости, читая записи, мы всегда размышляем! Прошу оставлять свои мысли в комментариях!

Конспект занятия: «Хакасия мой край родной!» 
(путешествие по карте) 

Программное содержание: 


1. Углубить представления детей о республике Хакасия; 
2. Развивать речевую активность и творческое воображение; 
3. Воспитывать любовь к своей республике.

Конспект занятия: «Абакан – столица республики Хакасия» 

Программное содержание: 
1. Закрепить знания детей о столице нашей республики; 
2. Развивать умение находить на иллюстрациях достопримечательности нашего города; 
3. Воспитывать любовь к своему городу;
Конспект занятия: «Устное народное творчество» 
/в форме литературной викторины «Мудрость Хакасии»/. 

Программное содержание: 

1. закрепить знания у детей об устном народном творчестве хакасского народа; 
2. развивать интерес к хакасскому народному творчеству. 
3. обогащать словарный запас; 
4. воспитывать любовь к родному краю.
Конспект занятия: «Хакасский национальный костюм» 

Программное содержание: 

1. Познакомить детей с особенностями хакасской одежды, . 
2. Расширять кругозор и эстетическое восприятие. 
3. Развивать словарный запас. 
4. Воспитывать любовь к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gmo_zanyatiya_hakasiya.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия: «Хакасия мой край родной!»

(путешествие по карте)

Программное содержание:

  1. Углубить представления детей о республике Хакасия;
  2. Развивать речевую активность и творческое воображение;
  3. Воспитывать любовь к своей республике.

Предварительная работа:

  1. Беседа: «Хакасия земля, где я живу»;
  2. Посещение выставки прикладного искусства (Республиканский краеведческий музей);
  3. Посещение музея;
  4. Рассматривание открыток «Хакасия»;
  5. Просмотр альбома «Хакасия»;
  6. Чтение произведений писателей и поэтов Хакасии:  Н.Доможакова «Если ты приедешь в наши дали», И.Котюшева «Мне степь мила», М.Кильчичакова «Осень» «Шуршат травинки, что-то лепеча», У.Кирбижековой «Песня о степи»,  М.Аршанова,  П.Штыгашева «Осень»;

Словарная работа: молибден, мрамор, железная руда, тасхылы, цепи Ала-тау, степной океан, курганы,  каменные стелы, залежи угля.

Материалы и оборудование: кисти, краски, бумага, палитра, салфетки, вода, поролон, карта Хакасии,  д/и: «Какие деревья растут в Хакасии»,  стихотворение Н.Доможакова «Если ты приедешь в наши дали…», обозначение-значки, картина хакасского художника А.Доможакова «Степной пейзаж Хакасии»,  хакасская народная игра «Игра в кольца», природные ископаемые: мрамор, уголь, железная руда, мольберт, столы и стульчики;

Ход занятия: /Художественное слово/Н.Доможаков

«Если ты приедешь в наши дали,

 Ты  степной увидишь океан,

 Берегами океана стали

 Цепи Ала-тау и Саян.

 По земле цветущей только вступишь

 Здесь оставишь сердце навсегда

 Енисей серебряный полюбишь

 И тасхылы синие от льда».  

  • О каких далях пишет поэт в этом стихотворении? (Ответы детей).
  • Почему океан называют степным? (Ответы детей).
  • Почему Енисей называют серебряный? (Ответы детей).
  • Что такое тасхылы? (Если дети затрудняются  с ответом, то воспитатель объясняет, что тасхылы - это вершины гор).

Дети, сегодня, я предлагаю Вам отправиться вместе со мной в путешествие по нашему краю (рассматриваем карту Хакасии):

«...Сегодня я встала рано и пошла, бродить по родной земле. Весеннее солнце щедро испускало лучи, от которых сверкали как драгоценные камни, росинки на зеленных травах.

Я иду и вот останавливаюсь на горбатом носу крутой скалистой горы Саяны,                      которую омывает река Енисей.

Релаксационная пауза: «Ласковый ветер приносит запах деревьев».

/воспитатель предлагает закрыть глаза, и представить: «Что они в лесу, дует  ласковый ветерок….».

«А сколько у нас таких красивых уголков природы! Гости из разных районов страны, любят бывать в нашей республике, они сплавляются по рекам: Чулым, Белый Июс, Чёрный Июс, Абакан, Енисей, посещают пещеры, купаются и загорают на озерах Шира, Иткуль, Белё.

-Большую часть Хакасии занимают степи, здесь много курганов, на них высятся    загадочные каменные стелы. Курганы – это далекое прошлое хакасского народа».

(Предлагаю детям рассмотреть «Степной пейзаж Хакасии» художника А.В.Доможакова).

  • Где еще вы видели каменные стелы? (Ответы детей).
  • Дети, а скажите мне, что называют чёрным золотом? (Ответы детей).
  • Тогда отгадайте мою загадку: «Это где у нас шахтёры, добывают угля горы»?       (Черногорск).
  • Да дети, в нашей республике находится много  полезных ископаемых, большие залежи угля есть около г. Черногорска»:

(Воспитатель предлагает детям отметить на карте значками природные ископаемые:залежи угля, железную руду, молибден, мрамор).

  • Железную руду добывают в Аскизском, Таштыпском районах и в Абазе.

(Дети отмечают значками)

  • Недалеко от г.Сорска добывают молибден (отмечают на карте).
  •  В г. Саяногорске  добывают  мрамор.

(Дети отмечают на карте, а воспитатель демонстрирует полезные ископаемые)

  • На территории Хакасии есть лес, который дает много строительного материала».

Д/и:   «Какие деревья  растут в Хакасии»? 

                               /ель, сосна, кедр, лиственница,  берёза, вяз, тополь, /

Цель: Выявить знания детей.

Игровое действие: Поиск деревьев, которые растут в городе Абакане и в тайге Хакасии /по карточкам/.

Правило: Кто найдёт первым, поднимает руку.

-«Кроме того, в Хакасии много диких животных».

(Воспитатель предлагает детям перечислить этих животных).

«И дальше я иду по родной земле, и радуюсь, какой богатый и знаменитый край, в котором я живу».                      

«Моя  Хакасия  родная,

        страны  богатства умножая

                                                   растит  отменные  хлеба».

  • Кто знает, что выращивают на полях Хакасии? 

 /ячмень, пшеница, гречиха, овёс, рожь, просо, овощи/.

  • Вам понравилось со мной путешествовать? (Ответы детей).
  • Что Вам понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей).

Физминутка: Хакасская народная игра: «Игра в кольца»

Все игроки становятся в круг и держат ленту /предварительно ленту сшивают, надев на неё 2-3 кольца/, 2-3 водящих встают в круг, закрывают глаза, поворачиваются 3-4 раза, стоя на одном месте. Дети передвигают кольца по ленте, затем водящие говорят: «Я иду искать». Открывают глаза и стараются угадать у кого кольцо, если угадал, меняются местами.

- Хакасия – прославилась не только своей красотой и богатством, у неё есть и отличные спортсмены, писатели, певцы, композиторы, художники и поэты. Может быть, и вы когда вырастите, прославите нашу Хакасию.

Воспитатель читает ещё раз стихотворение Н.Доможакова «Если ты приедешь в наши дали…».

Предлагает детям превратиться в художников и нарисовать картину, которую они себе представили.

Индивидуальая работа детей:

- (Дети рисуют нетрадиционным способом – «Рисование по мокрому листу»).

Галерея картин. «Цветущая земля Хакасии».

Конспект занятия: «Абакан – столица республики Хакасия»

Программное содержание:

  1. Закрепить знания детей о столице нашей республики;
  2. Развивать умение находить на иллюстрациях достопримечательности нашего города;
  3. Воспитывать любовь к своему городу;

Предварительная работа:

  • Экскурсии по городу: /улица Чертыгашева, улица Щетинкина, улица Ленина/.
  • Рассматривание альбомов «Абакан»;
  • Рассматривание открыток «Абакан - столица»
  • Беседа о городе:  «Абакан моя родина».
  • Посещение музея республиканского краеведческого музея;
  • Чтение произведений писателей и поэтов Хакасии;
  • Чтение стихотворения:  «Абакан – город жизни моей»  Т.Трофимец.

Словарная работа: Аба, Абахан,  молодой алып, валуны.

Материалы и оборудование:  посылка, открытки Абакан – столица, мяч, столы и стульчики, краски, бумага, вода, палитра, поролон, салфетки,  материал для печатания, простой карандаш.

Ход занятия:

Почтальон приносит посылку, в которой лежат открытки. Воспитатель предлагает рассмотреть и угадать, какой город изображен на этих открытках. (Дети рассказывают, что это за город)

  • Подвожу детей к тому, что Абакан – это столица нашей республики Хакасии и город, в котором мы живем.
  • Воспитатель говорит, что Абакан получил своё имя по названию реки, на берегах которой он расположен и рассказывает легенду:

«Давным давно, когда на земле Хакасии зарождались горы, появился в этих краях медведь- великан (Аба). Много лет нападал на людей, уничтожал скот, держал в страхе жителей аулов. И вот в одном из аулов вырос отважный молодой алып (Богатырь). На охоте он встретился с гигантом-медведем и вступил  ним в схватку. Долго они боролись, стремясь одолеть друг друга, наконец, медведь не выдержал. Тяжело раненый он бежал от охотника. Богатырь отправился по следу зверя. Шел день, другой, третий…

Как-то ночью охотник услышал громкий рык медведя, зверь вырывал с корнем деревья, отламывал от скал огромные валуны и с шумом пускал их вниз. Когда взошло солнце, охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего медведя, который превратился в огромную гору. Из горы вытекала бурая струя, вбирая в себя все новые и новые ручьи. Она постепенно превращалась в поток. Ниже поток становился рекой. Абахан – медвежья кровь, так стали называть эту реку местные жители».

Физминутка: Хакасская народная игра «Медведь и пень»

/Выбирается водящий и «медведь», остальные « пни». Садятся вкруг лицом  к центру круга, оставляя проходы между собой. Водящий движется между пнями, слегка задевая макушки одновременно напевая песенку: «Чабы, чабы медведь и пень». Следом крадётся медведь, чтобы поймать и запятнать его. Если поймает, то они оба станут пнями и сядут, а вместо них выберут других. И всё начинается сначала/.  

Воспитатель продолжает беседу об Абакане, говорит о том, что Абакан город с красивыми улицами.

Игра с мячом: «Назови улицу, на которой ты живешь?»

  • На какой улице находится наш детский сад? /ул. Чертыгашева/
  • Знаете ли Вы главную улицу нашего города? /ул. Ленина/
  • Что находится на этой улице?/парки, аптека, магазины,……/

(Предлагаю назвать достопримечательности города используя набор открыток «Абакан - столица»)

-Какие  памятники есть в нашем городе?

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Н.Доможакова «Весна» и нарисовать улицы нашего города.

«С зелёной листвой и цветами, и с пеньем

         В мой город приходит весна.

Хожу по полям и по паркам весенним,

везде перемена видна.

Цветок улыбнулся мне, словно девчонка,

Накинувши белый платок.

И птицы в степях соревнуются звонко.

И тянется к солнцу росток……

И ирис, желая пышней нарядится

Открыл свой зелёный сундук».   перевод.В.Потёмкиной.

Дети рисуют нетрадиционными способами рисования по выбору: (пальчиковым, печатание,  с использованием ладошки, по мокрому листу, цв.мелками, и т.д.)

Выставка рисунков  «Весенний Абакан».

Конспект занятия: «Устное народное творчество»

/в форме литературной викторины «Мудрость Хакасии»/.

Программное содержание:

  1. закрепить знания у детей об устном народном творчестве хакасского народа;
  2. развивать интерес к хакасскому народному творчеству.
  3. обогащать словарный запас;
  4. воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа:

  1. Чтение хакасских народных сказок:
  • «Медведь и бурундук»
  • «Беда»
  • «Перепёлка и лиса»
  •  «Как бедняк с богатым судился»
  •  «Петух и тетёрка»
  • «Как Муравей к лягушке в гости ходил»
  •  «Перепёлка и лиса»
  •  «Два брата».

  1. Заучивание стихов поэтов Хакасии:
  •   М.Кильчичакова «Осень»              
  • Н.Доможакова «Если ты приедешь в наши дали»,
  •   П.Штыгашева «Осень».

  1. Заучивание пословиц и поговорок, считалочек:
  • «Без беды друга не узнаешь»,
  • «Человек вырастет, умным станет»,
  • «Любовь братьев крепче стены»,
  • «Ума не купишь самому думать надо»,
  • «Для езды коня имей, а закуску для друзей»,
  • «Хорошего коня по шагу узнают, хорошего человека по работе видят».
  • «Весенний день всю зиму кормит», «В одиночку слабы, вместе сильны».

Считалочка: «Эй ребята быстро в круг,

                       Аты-баты бурундук.

                        Кто не пляшет, выйди вон.

                        Целый кон считай ворон».

  1. Рассматривание книжных иллюстраций сборника хакасских народных  сказок на русском языке «Красноярское книжное издательство Абакан 1986г.».

Материалы и оборудование:

Сборник «Хакасские народные сказки», /Красноярское книжное издательство,1986г./, книга «Моя Хакасия» /Хакасское книжное издательство, Абакан, 2001г./ стихотворение «Рябина» И.Котюшева, шёлковая лента, рукавица, фишки, краски, бумага, вода, простой карандаш, подставки для кисточек, палитра, бумажные салфетки, кукла Тарина, книжка с хакасскими  сказками, стулья, столы, мольберт.

Приёмы: вопросы, считалочка, художественное слово, игровые задания, конкурсы, нетрадиционное рисование.

Ход занятия:

Предлагаю детям провести занятие в форме литературной викторины:

 «Мудрость Хакасии».

 (Дети делятся на две команды, выбирают капитанов с помощью считалочки):

«Эй ребята быстро в круг,

Аты-баты бурундук.

Кто не пляшет, выйди вон.

Целый кон считай ворон».

1.Первое задание – назовите хакасские народные пословицы о смелости:

  • «Человек одинокий людей сторонится, одинокое дерево ветра боится»;
  • «Неробкий в пылу сокрушит и скалу»;
  • «Упорством блеснешь, сквозь землю пройдешь»;
  • С трусом якшаться, трусом прослыть, а медведя бояться, в лес не ходить»;    
  • «С тех пор как создан белый свет, сильней народа силы нет».
  • «В одиночку слабы, вместе сильны».

/Воспитатель выдаёт фишки, по количеству названных пословиц/.

Физминутка: Хакасская народная игра «Вокруг веревки»:

/Игроки держаться за ленту, и образуют круг, в центре круга – ловец. Он обязан поймать кого-либо из круга. Игроки могут /по одному, тот, кого ловят/ отпускать ленту и отскакивать в сторону. Игра проходит очень оживленно.

2. Второе задание /конкурс капитанов/ – узнать и рассказать сказку по иллюстрациям: («Два брата», «Медведь и бурундук»). Правильный ответ три фишки.

 (Если капитаны затрудняются, помогает команда, но ответ оценивается на одну фишку меньше).

  1. Третье задание – хакасская народная игра «Спрячь рукавицу».

Дети сидят на полу в круг вытянутыми ногами. Водящий не сидит /на коленях/, по знаку воспитателя, дети передают под сомкнутыми коленями рукавицу из рук в руки. А он должен угадать, у кого из них находится рукавица, сказав в нужный момент: «У тебя!». Кто не угадал, должен назвать какую-нибудь хакасскую сказку, поговорку, загадку или пословицу:

  • «Без беды друга не узнаешь»,
  • «Человек вырастет, умным станет»,
  • «Любовь братьев крепче стены»,
  • «Ума не купишь самому думать надо»,
  • «Для езды коня имей, а закуску для друзей»,
  • «Хорошего коня по шагу узнают, хорошего человека по работе видят».
  • «Сидит птица на дереве орешки во чреве?»  /кедровая шишка/
  • «Счесть не мог человечек жёлтых овечек «?  /ячмень/
  • Хакасская народная сказка «Медведь и бурундук»,
  • Хакасская народная сказка «Петух и тетёрка»,
  • Хакасская народная сказка «Беда»,
  • Хакасская народная сказка «Как бедняк с богатым судился»,
  • Хакасская народная сказка «Как Муравей к лягушке в гости ходил»,
  • Хакасская народная сказка «Перепёлка и лиса».

/Воспитатель выдаёт фишку за каждую пословицу, загадку,../

  1. /Сюрпризный момент/. Приходит кукла Тарина в гости и объявляет  

Четвертое задание: «Конкурс рисунков».  

воспитатель читает стихотворение И.Котюшева «Рябина», предлагает передать его содержание в своих рисунках, но рисовать без кисточек, при помощи ладошек и пальчиков. (Нетрадиционное рисование)

«Стоит рябина у окошка

И, глядя в хмурый небосвод,

В сплетенье веток, как в лукошко,

Мне кисти красные даёт.

Кричит: «Держи карман пошире!

Хоть ягода моя горька,

Как все лекарства в этом мире,

но гонит хворь наверняка».

/Идёт подсчет фишек/.

5. Индивидуальная работа детей.

6. В конце викторины кукла Тарина спрашивает, понравилось ли детям занятие, объявляет и поздравляет победителей, хвалит работы всех детей, и вручает победителям книжку  с хакасскими сказками. Дети прощаются с куклой Тариной, приглашают её ещё на другие занятия.

Конспект занятия: «Хакасский национальный костюм»

Программное содержание:  

  1. Познакомить детей с особенностями хакасской  одежды, .
  2. Расширять кругозор и эстетическое восприятие.
  3. Развивать словарный запас.
  4. Воспитывать любовь к родному краю.

Предварительная работа:

  • Посещение выставки народного искусства (Республиканский краеведческий музей)
  • Рассматривание книжных иллюстраций
  • Рассматривание альбома «Хакасский национальный костюм»
  • Экскурсия на выставку народного творчества (Минусинский краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова)

Словарная работа: орнаменты,  мелей, самобытная одежда.

Приёмы:   Вопросы, художественное слово, хакасские орнаменты, картины «Пластилинография», сюрпризные моменты.

Материалы и оборудование:  посылка, журнал мод, кукла Тарина, хакасские орнаменты, краски, бумага, вода, бумажные салфетки, палитра, простой карандаш, картины выполненные нетрадиционным способом «пластилинография», столы, мольберт, стульчики.  

Ход занятия:

  1. /Сюрпризный момент:/  

Почтальон Печкин принёс в группу посылку в ней: журнал мод  «Хакасская национальная     одежда». И быстро уходит.

  • Дети посмотрите, какие интересные наряды.
  •  Вы когда – нибудь видели такую одежду? /ответы детей/. Дети рассматривают журнал, воспитатель спрашивает.
  •  А вы знаете, кто прислал нам журнал?

 / начинает читать вслух на посылке адрес кто-то стучится в дверь/. 

В группу приходит кукла Тарина:   /Она здоровается с детьми, воспитатель спрашивает у нее, где она была.  Кукла отвечает, что она была на улице и ждала почтальона с посылкой, но он так и не пришёл.  Воспитатель объясняет кукле, что Печкин  как всегда всё перепутал и отдал посылку детям.

  • Тарина, а зачем тебе прислали этот журнал?
  • Я хотела  посмотреть  хакасскую национальную одежду. А вы хотите?  /ответы детей/.
  • Все вместе рассматривают журнал, потом Тарина  просит воспитателя почитать этот журнал /..

Воспитатель читает:

Одежда хакасского народа была самобытной. Шили её сами из шкур домашних животных, и из материала фабричного производства. Зимней верхней одеждой была меховая шуба с соболиной отделкой, приспособленная к суровым климатическим условиям Сибири и верховой езде. Шапка была круглая с околышком и платок, завязанный узлом на затылке. Летнюю верхнюю одежду шили из сукна. Покрой детской одежды не отличался от одежды взрослых. Обувь носили кожаную без каблуков. Сапоги с каблуками надевали только по праздникам. Зимние шапки  меховые с разной отделкой. А зимние рукавицы (мелей) из овчины, а праздничные вышивались с цветными узорами.

Хакасская народная игра:  «Варежка»   

Выбирается водящий, остальные стоят кольцом, плотно друг другу. Они передают  варежку  /руки за спиной/. Водящий должен угадать, у кого из них она находится в нужный момент. Назвать имя или просто сказать «У тебя!». Если угадает, то меняются местами.

Воспитатель предлагает посмотреть альбом  «Хакасские орнаменты».

  • Посмотрите, какие интересные узоры. Эти узоры называются орнаменты.
  • Как называются эти узоры? /ответы детей/ 

Воспитатель читает стихотворение  «Варежка» Я.Тисперекова .

«Луна глядит  в окошко,

В дрожащее от вьюги …

Повышивать немножко

Уселись две подруги.

В избушке свет включили,

Чтоб не терять иголки.

Потом достать решили

Все нитки с верхней полки.

Поют и вышивают

В избушке две девицы

И словно оживают

Жарки на рукавицах

Тепло цветов согреет

Когда – нибудь любимых….

Так пусть жарки алеют.

                                                   И прогоняют зиму.   /Перевод В.Данилюка/

Тарина говорит о том, что у неё нет праздничных рукавиц.

/воспитатель показывает детям белые варежки (силуэты) и спрашивает/:

  • Дети, хотите помочь нашей Тарине? /ответы детей/
  • Тогда давайте нарисуем Тарине праздничные хакасские орнаменты на варежках.

 Индивидуальная работа детей:   

  •  Дети рисуют  хакасский орнамент на варежке.  
  • Понравилось ли вам сегодня занятие? /ответы детей/.

Тарина благодарит детей и  предлагает им сделать выставку: «Праздничные варежки Тарины».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий "Маленькие изобретатели" для детей старшего возраста.

Целью моей непосредственно образовательной деятельности является обогащение знаний  детей  о мире открытий и изобретений, познакомить с жизнедеятельностью  И.П Кулибина, развивать конст...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «В стране сказок».

План-конспект  непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа) по  теме «В стране сказок»...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Образовательная область: «Безопасность» Тема: «Наша улица» Возрастная группа: старшая Представленный конспект является ч

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбразовательная область: «Безопасность»Тема: «Наша улица»Возрастн...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» по теме: «Волшебный камень-магнит», для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: «Познавательное развитие».Раздел:  «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».Тема: «Волшебный камень — магнит».Группа: старшая.Форма проведения: классическа...


 

Комментарии

Николаева Татьяна Петровна

Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Приобщая ребенка к живительному источнику истории. традиций, обычаев своего народа педагоги вводят его в мир общечеловеческих ценностей. Для меня эта тема актуальна, т.к. приходится разрабатывать занятия с использованием национально-регионального компонента.