4 конспекта непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области "Познание" в старшем возрасте.
план-конспект урока по развитию речи по теме
Уважаемые гости, читая записи, мы всегда размышляем! Прошу оставлять свои мысли в комментариях!
(путешествие по карте)
Программное содержание:
1. Углубить представления детей о республике Хакасия;
2. Развивать речевую активность и творческое воображение;
3. Воспитывать любовь к своей республике.
Конспект занятия: «Абакан – столица республики Хакасия»
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей о столице нашей республики;
2. Развивать умение находить на иллюстрациях достопримечательности нашего города;
3. Воспитывать любовь к своему городу;
/в форме литературной викторины «Мудрость Хакасии»/.
Программное содержание:
1. закрепить знания у детей об устном народном творчестве хакасского народа;
2. развивать интерес к хакасскому народному творчеству.
3. обогащать словарный запас;
4. воспитывать любовь к родному краю.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с особенностями хакасской одежды, .
2. Расширять кругозор и эстетическое восприятие.
3. Развивать словарный запас.
4. Воспитывать любовь к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gmo_zanyatiya_hakasiya.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия: «Хакасия мой край родной!»
(путешествие по карте)
Программное содержание:
- Углубить представления детей о республике Хакасия;
- Развивать речевую активность и творческое воображение;
- Воспитывать любовь к своей республике.
Предварительная работа:
- Беседа: «Хакасия земля, где я живу»;
- Посещение выставки прикладного искусства (Республиканский краеведческий музей);
- Посещение музея;
- Рассматривание открыток «Хакасия»;
- Просмотр альбома «Хакасия»;
- Чтение произведений писателей и поэтов Хакасии: Н.Доможакова «Если ты приедешь в наши дали», И.Котюшева «Мне степь мила», М.Кильчичакова «Осень» «Шуршат травинки, что-то лепеча», У.Кирбижековой «Песня о степи», М.Аршанова, П.Штыгашева «Осень»;
Словарная работа: молибден, мрамор, железная руда, тасхылы, цепи Ала-тау, степной океан, курганы, каменные стелы, залежи угля.
Материалы и оборудование: кисти, краски, бумага, палитра, салфетки, вода, поролон, карта Хакасии, д/и: «Какие деревья растут в Хакасии», стихотворение Н.Доможакова «Если ты приедешь в наши дали…», обозначение-значки, картина хакасского художника А.Доможакова «Степной пейзаж Хакасии», хакасская народная игра «Игра в кольца», природные ископаемые: мрамор, уголь, железная руда, мольберт, столы и стульчики;
Ход занятия: /Художественное слово/Н.Доможаков
«Если ты приедешь в наши дали,
Ты степной увидишь океан,
Берегами океана стали
Цепи Ала-тау и Саян.
По земле цветущей только вступишь
Здесь оставишь сердце навсегда
Енисей серебряный полюбишь
И тасхылы синие от льда».
- О каких далях пишет поэт в этом стихотворении? (Ответы детей).
- Почему океан называют степным? (Ответы детей).
- Почему Енисей называют серебряный? (Ответы детей).
- Что такое тасхылы? (Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель объясняет, что тасхылы - это вершины гор).
Дети, сегодня, я предлагаю Вам отправиться вместе со мной в путешествие по нашему краю (рассматриваем карту Хакасии):
«...Сегодня я встала рано и пошла, бродить по родной земле. Весеннее солнце щедро испускало лучи, от которых сверкали как драгоценные камни, росинки на зеленных травах.
Я иду и вот останавливаюсь на горбатом носу крутой скалистой горы Саяны, которую омывает река Енисей.
Релаксационная пауза: «Ласковый ветер приносит запах деревьев».
/воспитатель предлагает закрыть глаза, и представить: «Что они в лесу, дует ласковый ветерок….».
«А сколько у нас таких красивых уголков природы! Гости из разных районов страны, любят бывать в нашей республике, они сплавляются по рекам: Чулым, Белый Июс, Чёрный Июс, Абакан, Енисей, посещают пещеры, купаются и загорают на озерах Шира, Иткуль, Белё.
-Большую часть Хакасии занимают степи, здесь много курганов, на них высятся загадочные каменные стелы. Курганы – это далекое прошлое хакасского народа».
(Предлагаю детям рассмотреть «Степной пейзаж Хакасии» художника А.В.Доможакова).
- Где еще вы видели каменные стелы? (Ответы детей).
- Дети, а скажите мне, что называют чёрным золотом? (Ответы детей).
- Тогда отгадайте мою загадку: «Это где у нас шахтёры, добывают угля горы»? (Черногорск).
- Да дети, в нашей республике находится много полезных ископаемых, большие залежи угля есть около г. Черногорска»:
(Воспитатель предлагает детям отметить на карте значками природные ископаемые:залежи угля, железную руду, молибден, мрамор).
- Железную руду добывают в Аскизском, Таштыпском районах и в Абазе.
(Дети отмечают значками)
- Недалеко от г.Сорска добывают молибден (отмечают на карте).
- В г. Саяногорске добывают мрамор.
(Дети отмечают на карте, а воспитатель демонстрирует полезные ископаемые)
- На территории Хакасии есть лес, который дает много строительного материала».
Д/и: «Какие деревья растут в Хакасии»?
/ель, сосна, кедр, лиственница, берёза, вяз, тополь, /
Цель: Выявить знания детей.
Игровое действие: Поиск деревьев, которые растут в городе Абакане и в тайге Хакасии /по карточкам/.
Правило: Кто найдёт первым, поднимает руку.
-«Кроме того, в Хакасии много диких животных».
(Воспитатель предлагает детям перечислить этих животных).
«И дальше я иду по родной земле, и радуюсь, какой богатый и знаменитый край, в котором я живу».
«Моя Хакасия родная,
страны богатства умножая
растит отменные хлеба».
- Кто знает, что выращивают на полях Хакасии?
/ячмень, пшеница, гречиха, овёс, рожь, просо, овощи/.
- Вам понравилось со мной путешествовать? (Ответы детей).
- Что Вам понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей).
Физминутка: Хакасская народная игра: «Игра в кольца»
Все игроки становятся в круг и держат ленту /предварительно ленту сшивают, надев на неё 2-3 кольца/, 2-3 водящих встают в круг, закрывают глаза, поворачиваются 3-4 раза, стоя на одном месте. Дети передвигают кольца по ленте, затем водящие говорят: «Я иду искать». Открывают глаза и стараются угадать у кого кольцо, если угадал, меняются местами.
- Хакасия – прославилась не только своей красотой и богатством, у неё есть и отличные спортсмены, писатели, певцы, композиторы, художники и поэты. Может быть, и вы когда вырастите, прославите нашу Хакасию.
Воспитатель читает ещё раз стихотворение Н.Доможакова «Если ты приедешь в наши дали…».
Предлагает детям превратиться в художников и нарисовать картину, которую они себе представили.
Индивидуальая работа детей:
- (Дети рисуют нетрадиционным способом – «Рисование по мокрому листу»).
Галерея картин. «Цветущая земля Хакасии».
Конспект занятия: «Абакан – столица республики Хакасия»
Программное содержание:
- Закрепить знания детей о столице нашей республики;
- Развивать умение находить на иллюстрациях достопримечательности нашего города;
- Воспитывать любовь к своему городу;
Предварительная работа:
- Экскурсии по городу: /улица Чертыгашева, улица Щетинкина, улица Ленина/.
- Рассматривание альбомов «Абакан»;
- Рассматривание открыток «Абакан - столица»
- Беседа о городе: «Абакан моя родина».
- Посещение музея республиканского краеведческого музея;
- Чтение произведений писателей и поэтов Хакасии;
- Чтение стихотворения: «Абакан – город жизни моей» Т.Трофимец.
Словарная работа: Аба, Абахан, молодой алып, валуны.
Материалы и оборудование: посылка, открытки Абакан – столица, мяч, столы и стульчики, краски, бумага, вода, палитра, поролон, салфетки, материал для печатания, простой карандаш.
Ход занятия:
Почтальон приносит посылку, в которой лежат открытки. Воспитатель предлагает рассмотреть и угадать, какой город изображен на этих открытках. (Дети рассказывают, что это за город)
- Подвожу детей к тому, что Абакан – это столица нашей республики Хакасии и город, в котором мы живем.
- Воспитатель говорит, что Абакан получил своё имя по названию реки, на берегах которой он расположен и рассказывает легенду:
«Давным давно, когда на земле Хакасии зарождались горы, появился в этих краях медведь- великан (Аба). Много лет нападал на людей, уничтожал скот, держал в страхе жителей аулов. И вот в одном из аулов вырос отважный молодой алып (Богатырь). На охоте он встретился с гигантом-медведем и вступил ним в схватку. Долго они боролись, стремясь одолеть друг друга, наконец, медведь не выдержал. Тяжело раненый он бежал от охотника. Богатырь отправился по следу зверя. Шел день, другой, третий…
Как-то ночью охотник услышал громкий рык медведя, зверь вырывал с корнем деревья, отламывал от скал огромные валуны и с шумом пускал их вниз. Когда взошло солнце, охотник двинулся по следу и вскоре среди дикой тайги увидел погибшего медведя, который превратился в огромную гору. Из горы вытекала бурая струя, вбирая в себя все новые и новые ручьи. Она постепенно превращалась в поток. Ниже поток становился рекой. Абахан – медвежья кровь, так стали называть эту реку местные жители».
Физминутка: Хакасская народная игра «Медведь и пень»
/Выбирается водящий и «медведь», остальные « пни». Садятся вкруг лицом к центру круга, оставляя проходы между собой. Водящий движется между пнями, слегка задевая макушки одновременно напевая песенку: «Чабы, чабы медведь и пень». Следом крадётся медведь, чтобы поймать и запятнать его. Если поймает, то они оба станут пнями и сядут, а вместо них выберут других. И всё начинается сначала/.
Воспитатель продолжает беседу об Абакане, говорит о том, что Абакан город с красивыми улицами.
Игра с мячом: «Назови улицу, на которой ты живешь?»
- На какой улице находится наш детский сад? /ул. Чертыгашева/
- Знаете ли Вы главную улицу нашего города? /ул. Ленина/
- Что находится на этой улице?/парки, аптека, магазины,……/
(Предлагаю назвать достопримечательности города используя набор открыток «Абакан - столица»)
-Какие памятники есть в нашем городе?
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Н.Доможакова «Весна» и нарисовать улицы нашего города.
«С зелёной листвой и цветами, и с пеньем
В мой город приходит весна.
Хожу по полям и по паркам весенним,
везде перемена видна.
Цветок улыбнулся мне, словно девчонка,
Накинувши белый платок.
И птицы в степях соревнуются звонко.
И тянется к солнцу росток……
И ирис, желая пышней нарядится
Открыл свой зелёный сундук». перевод.В.Потёмкиной.
Дети рисуют нетрадиционными способами рисования по выбору: (пальчиковым, печатание, с использованием ладошки, по мокрому листу, цв.мелками, и т.д.)
Выставка рисунков «Весенний Абакан».
Конспект занятия: «Устное народное творчество»
/в форме литературной викторины «Мудрость Хакасии»/.
Программное содержание:
- закрепить знания у детей об устном народном творчестве хакасского народа;
- развивать интерес к хакасскому народному творчеству.
- обогащать словарный запас;
- воспитывать любовь к родному краю.
Предварительная работа:
- Чтение хакасских народных сказок:
- «Медведь и бурундук»
- «Беда»
- «Перепёлка и лиса»
- «Как бедняк с богатым судился»
- «Петух и тетёрка»
- «Как Муравей к лягушке в гости ходил»
- «Перепёлка и лиса»
- «Два брата».
- Заучивание стихов поэтов Хакасии:
- М.Кильчичакова «Осень»
- Н.Доможакова «Если ты приедешь в наши дали»,
- П.Штыгашева «Осень».
- Заучивание пословиц и поговорок, считалочек:
- «Без беды друга не узнаешь»,
- «Человек вырастет, умным станет»,
- «Любовь братьев крепче стены»,
- «Ума не купишь самому думать надо»,
- «Для езды коня имей, а закуску для друзей»,
- «Хорошего коня по шагу узнают, хорошего человека по работе видят».
- «Весенний день всю зиму кормит», «В одиночку слабы, вместе сильны».
Считалочка: «Эй ребята быстро в круг,
Аты-баты бурундук.
Кто не пляшет, выйди вон.
Целый кон считай ворон».
- Рассматривание книжных иллюстраций сборника хакасских народных сказок на русском языке «Красноярское книжное издательство Абакан 1986г.».
Материалы и оборудование:
Сборник «Хакасские народные сказки», /Красноярское книжное издательство,1986г./, книга «Моя Хакасия» /Хакасское книжное издательство, Абакан, 2001г./ стихотворение «Рябина» И.Котюшева, шёлковая лента, рукавица, фишки, краски, бумага, вода, простой карандаш, подставки для кисточек, палитра, бумажные салфетки, кукла Тарина, книжка с хакасскими сказками, стулья, столы, мольберт.
Приёмы: вопросы, считалочка, художественное слово, игровые задания, конкурсы, нетрадиционное рисование.
Ход занятия:
Предлагаю детям провести занятие в форме литературной викторины:
«Мудрость Хакасии».
(Дети делятся на две команды, выбирают капитанов с помощью считалочки):
«Эй ребята быстро в круг,
Аты-баты бурундук.
Кто не пляшет, выйди вон.
Целый кон считай ворон».
1.Первое задание – назовите хакасские народные пословицы о смелости:
- «Человек одинокий людей сторонится, одинокое дерево ветра боится»;
- «Неробкий в пылу сокрушит и скалу»;
- «Упорством блеснешь, сквозь землю пройдешь»;
- С трусом якшаться, трусом прослыть, а медведя бояться, в лес не ходить»;
- «С тех пор как создан белый свет, сильней народа силы нет».
- «В одиночку слабы, вместе сильны».
/Воспитатель выдаёт фишки, по количеству названных пословиц/.
Физминутка: Хакасская народная игра «Вокруг веревки»:
/Игроки держаться за ленту, и образуют круг, в центре круга – ловец. Он обязан поймать кого-либо из круга. Игроки могут /по одному, тот, кого ловят/ отпускать ленту и отскакивать в сторону. Игра проходит очень оживленно.
2. Второе задание /конкурс капитанов/ – узнать и рассказать сказку по иллюстрациям: («Два брата», «Медведь и бурундук»). Правильный ответ три фишки.
(Если капитаны затрудняются, помогает команда, но ответ оценивается на одну фишку меньше).
- Третье задание – хакасская народная игра «Спрячь рукавицу».
Дети сидят на полу в круг вытянутыми ногами. Водящий не сидит /на коленях/, по знаку воспитателя, дети передают под сомкнутыми коленями рукавицу из рук в руки. А он должен угадать, у кого из них находится рукавица, сказав в нужный момент: «У тебя!». Кто не угадал, должен назвать какую-нибудь хакасскую сказку, поговорку, загадку или пословицу:
- «Без беды друга не узнаешь»,
- «Человек вырастет, умным станет»,
- «Любовь братьев крепче стены»,
- «Ума не купишь самому думать надо»,
- «Для езды коня имей, а закуску для друзей»,
- «Хорошего коня по шагу узнают, хорошего человека по работе видят».
- «Сидит птица на дереве орешки во чреве?» /кедровая шишка/
- «Счесть не мог человечек жёлтых овечек «? /ячмень/
- Хакасская народная сказка «Медведь и бурундук»,
- Хакасская народная сказка «Петух и тетёрка»,
- Хакасская народная сказка «Беда»,
- Хакасская народная сказка «Как бедняк с богатым судился»,
- Хакасская народная сказка «Как Муравей к лягушке в гости ходил»,
- Хакасская народная сказка «Перепёлка и лиса».
/Воспитатель выдаёт фишку за каждую пословицу, загадку,../
- /Сюрпризный момент/. Приходит кукла Тарина в гости и объявляет
Четвертое задание: «Конкурс рисунков».
воспитатель читает стихотворение И.Котюшева «Рябина», предлагает передать его содержание в своих рисунках, но рисовать без кисточек, при помощи ладошек и пальчиков. (Нетрадиционное рисование)
«Стоит рябина у окошка
И, глядя в хмурый небосвод,
В сплетенье веток, как в лукошко,
Мне кисти красные даёт.
Кричит: «Держи карман пошире!
Хоть ягода моя горька,
Как все лекарства в этом мире,
но гонит хворь наверняка».
/Идёт подсчет фишек/.
5. Индивидуальная работа детей.
6. В конце викторины кукла Тарина спрашивает, понравилось ли детям занятие, объявляет и поздравляет победителей, хвалит работы всех детей, и вручает победителям книжку с хакасскими сказками. Дети прощаются с куклой Тариной, приглашают её ещё на другие занятия.
Конспект занятия: «Хакасский национальный костюм»
Программное содержание:
- Познакомить детей с особенностями хакасской одежды, .
- Расширять кругозор и эстетическое восприятие.
- Развивать словарный запас.
- Воспитывать любовь к родному краю.
Предварительная работа:
- Посещение выставки народного искусства (Республиканский краеведческий музей)
- Рассматривание книжных иллюстраций
- Рассматривание альбома «Хакасский национальный костюм»
- Экскурсия на выставку народного творчества (Минусинский краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова)
Словарная работа: орнаменты, мелей, самобытная одежда.
Приёмы: Вопросы, художественное слово, хакасские орнаменты, картины «Пластилинография», сюрпризные моменты.
Материалы и оборудование: посылка, журнал мод, кукла Тарина, хакасские орнаменты, краски, бумага, вода, бумажные салфетки, палитра, простой карандаш, картины выполненные нетрадиционным способом «пластилинография», столы, мольберт, стульчики.
Ход занятия:
- /Сюрпризный момент:/
Почтальон Печкин принёс в группу посылку в ней: журнал мод «Хакасская национальная одежда». И быстро уходит.
- Дети посмотрите, какие интересные наряды.
- Вы когда – нибудь видели такую одежду? /ответы детей/. Дети рассматривают журнал, воспитатель спрашивает.
- А вы знаете, кто прислал нам журнал?
/ начинает читать вслух на посылке адрес кто-то стучится в дверь/.
В группу приходит кукла Тарина: /Она здоровается с детьми, воспитатель спрашивает у нее, где она была. Кукла отвечает, что она была на улице и ждала почтальона с посылкой, но он так и не пришёл. Воспитатель объясняет кукле, что Печкин как всегда всё перепутал и отдал посылку детям.
- Тарина, а зачем тебе прислали этот журнал?
- Я хотела посмотреть хакасскую национальную одежду. А вы хотите? /ответы детей/.
- Все вместе рассматривают журнал, потом Тарина просит воспитателя почитать этот журнал /..
Воспитатель читает:
Одежда хакасского народа была самобытной. Шили её сами из шкур домашних животных, и из материала фабричного производства. Зимней верхней одеждой была меховая шуба с соболиной отделкой, приспособленная к суровым климатическим условиям Сибири и верховой езде. Шапка была круглая с околышком и платок, завязанный узлом на затылке. Летнюю верхнюю одежду шили из сукна. Покрой детской одежды не отличался от одежды взрослых. Обувь носили кожаную без каблуков. Сапоги с каблуками надевали только по праздникам. Зимние шапки меховые с разной отделкой. А зимние рукавицы (мелей) из овчины, а праздничные вышивались с цветными узорами.
Хакасская народная игра: «Варежка»
Выбирается водящий, остальные стоят кольцом, плотно друг другу. Они передают варежку /руки за спиной/. Водящий должен угадать, у кого из них она находится в нужный момент. Назвать имя или просто сказать «У тебя!». Если угадает, то меняются местами.
Воспитатель предлагает посмотреть альбом «Хакасские орнаменты».
- Посмотрите, какие интересные узоры. Эти узоры называются орнаменты.
- Как называются эти узоры? /ответы детей/
Воспитатель читает стихотворение «Варежка» Я.Тисперекова .
«Луна глядит в окошко,
В дрожащее от вьюги …
Повышивать немножко
Уселись две подруги.
В избушке свет включили,
Чтоб не терять иголки.
Потом достать решили
Все нитки с верхней полки.
Поют и вышивают
В избушке две девицы
И словно оживают
Жарки на рукавицах
Тепло цветов согреет
Когда – нибудь любимых….
Так пусть жарки алеют.
И прогоняют зиму. /Перевод В.Данилюка/
Тарина говорит о том, что у неё нет праздничных рукавиц.
/воспитатель показывает детям белые варежки (силуэты) и спрашивает/:
- Дети, хотите помочь нашей Тарине? /ответы детей/
- Тогда давайте нарисуем Тарине праздничные хакасские орнаменты на варежках.
Индивидуальная работа детей:
- Дети рисуют хакасский орнамент на варежке.
- Понравилось ли вам сегодня занятие? /ответы детей/.
Тарина благодарит детей и предлагает им сделать выставку: «Праздничные варежки Тарины».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие". Аппликация. на тему: "Изготовление афиши к сказке" . (Старший дошкольный возраст).
[[wysiwyg_imageupload::]] Цель: Формировать эмоциональный отклик на произведение искусства «плакат». Формировать умение создавать плакаты – а...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий "Маленькие изобретатели" для детей старшего возраста.
Целью моей непосредственно образовательной деятельности является обогащение знаний детей о мире открытий и изобретений, познакомить с жизнедеятельностью И.П Кулибина, развивать конст...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» по теме «В стране сказок».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа) по теме «В стране сказок»...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Образовательная область: «Безопасность» Тема: «Наша улица» Возрастная группа: старшая Представленный конспект является ч
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбразовательная область: «Безопасность»Тема: «Наша улица»Возрастн...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» по теме: «Волшебный камень-магнит», для детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная область: «Познавательное развитие».Раздел: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».Тема: «Волшебный камень — магнит».Группа: старшая.Форма проведения: классическа...
Комментарии
Национальные культуры
Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Приобщая ребенка к живительному источнику истории. традиций, обычаев своего народа педагоги вводят его в мир общечеловеческих ценностей. Для меня эта тема актуальна, т.к. приходится разрабатывать занятия с использованием национально-регионального компонента.