"Что мы знаем об электричестве"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Жуланова Вера Алексеевна

познакомить детей с понятием « электричество», историей  его открытия;  закрепить у детей навыки работы  со схемами, знания о безопасном поведении с электрическими приборами; формировать культуру исследовательской деятельности; развивать ; развивать у детей изобретательность, умение высказывать свои нестандартные мысли. Воспитывать  любознательность, интерес к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektrichestvo.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: « Что мы знаем об электричестве»

для детей шестого года жизни.

Цель:  познакомить детей с понятием « электричество», историей  его открытия;  закрепить у детей навыки работы  со схемами, знания о безопасном поведении с электрическими приборами; формировать культуру исследовательской деятельности; развивать ; развивать у детей изобретательность, умение высказывать свои нестандартные мысли. Воспитывать  любознательность, интерес к окружающему миру.

Оборудование:  воздушные шарики на всю подгруппу детей,  по одному кусочку янтаря на каждого ребенка, к нему тонкие бумажные полоски, перья, ниточка; детское электропианино;  картинки с изображением электроприборов, шерстяная тряпочка. На каждого: кусочек оргстекла длина 29см, ширина 10 см, две толстые книги , фигурки танцоров из папиросной бумаги высотой 1,5- 2 см, булавочка приколотая к фигурке; вылепленная из пластилина голова с самой испуганной рожицей, карандаш, катушка ниток, папиросная бумага для волос,  обёртка от чая   для шапочки в виде ободка, пластмассовая расчёска, клей -  карандаш, ножницы; схеме с изображением последовательных действий по изготовлении. Человечка;  карточки – схемы , изображающие то, как нельзя обращаться с электричеством и как надо; записи звуков грозы, танцевальной мелодии; картинка с изображением электростанции, от которой идут провода к домам, «Детская энциклопедия», картинка с изображением , как электричество приходит в дом.

Предварительная работа: занятие по ознакомлению с электроприборами, правилами безопасности при их использовании, рассказы детей о назначении бытовых приборов, наблюдение за работой электроприборов, их пользе и вреде для человека.

Ход занятия

Начинает занятия с пальчиковой игры « Дружат в нашей группе» . Сейчас отобразите свою дружбу в танце. Подождите секундочку, включу детское пианино. (Включает его , но пианино не играет).

-  Ребята, извините, пожалуйста, но оно почему – то не играет.  (Дети высказывают свои предположения, открывают пианино, а там нет батарейки)

-Сейчас попробуем поставить  батарейки.  Нужно только сделать это правильно. Посмотрите, здесь «плюс» и «минус». Надо поставить «плюс» к «плюсу», а «минус» к «минусу». Послушайте, пианино заиграло.

-Когда мы вставили батарейки, через пианино пошёл электрический ток,  звуки пришли в движение, полилась музыка. пианино заработало,   Что же за сила такая скрывается  в батарейках? (Это электричество). Хотите поговорить об электричестве?

- Где работает электричество ?  (Электричество работает  в батарейке карманного фонарика. Оно накаляет электроплитку. Сияет в лампочке. Гудит в электродвигателях Весело распевает в радиаторах, , во всех бытовых электроприборах)

Говорит весело: «А ещё электричество живёт в роботах.  Раз, два, три – в робота превратись. Я буду управлять  роботами. (Психогимнастика «Мы - роботы»).  Мне было  очень легко управлять  такими умными роботами! Продолжим наш разговор.

-Что было бы без электричества? (Если бы не было электричества, то нигде не было бы света.  Трудно было бы работать и учиться. Надо было бы делать печки, заготавливать дрова. Стирать бельё вручную. Не было бы ни телевизора, ни радио, ни телефонов, было бы очень трудно общаться. Ночью на улицах было бы темно и очень страшно.)

Действительно, сейчас даже страшно представить себе жизнь без электричества. 

-Где живёт электричество?

Послушайте. (Показ янтаря). Давным  – давно люди начали интересоваться электричеством. На берегу Балтийского моря (показ на глобусе) они находили жёлтые камни, блестящие, похожие на стекло. Это застывшая смола сосен – янтарь.  Люди думали, что в янтаре заключено волшебство, потому что если натирали ими какой – то предмет, то происходило нечто странное. К янтарю прилипали трава, перья, ткань, бумага. Проверим?

Дети проводят эксперимент с янтарём.

( Натирают янтарь о шерсть - притягивает бумагу, волосы, нитки).

Так благодаря янтарю, а слово электричество в переводе с греческого означает – янтарь, люди сделали великое открытие – получили электрический ток, который

вырабатывается на электростанции, а потом по проводам  приходит в каждый дом.

(Показываю картинку).

Есть ли на свете электричество дикое, неприрученное? Такое, которое живёт само по себе? (Включает звуки грозы).

-Да, молния-это тоже разряды электричества.

-Оказалось, что электрическим чудом обладает всё живое: шерсть кошки, волосы человека.

-Сейчас мы получим  электричество.  Возьмите  воздушный шарик, надуйте его и завяжите. Потрите шарик о волосы. Теперь на шарике есть электричество. Проверим?

Как? Приложите шарик к стене, к окну. Что получилось? (Шарики прилипли к стенке).

Кто держит шарики? (Шарики держит электричество).

Правильно, шарики держит  статическое электричество!

-  А на себе вы ощущали электричество? (Иногда при расчёсывании волос расчёска липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Когда снимаешь синтетическую одежду слышен треск и видны искры).

-Вещи, волосы, наше тело электризуются.

Посмотрите, на ваших столах под стеклом лежат  разные игрушки. Как  заставить бумажных танцоров плясать? ( Слушаю, что скажут дети).

-Я приглашаю вас в электрический музыкальный зал». Возьмите в руки шерстяные тряпочки, которые лежат на столе.  Натрите покрепче  стекло.  

(Включаю танцевальную музыку) .После окончания музыки спрашиваю: « Что происходило с бумажными фигурами?

-Почему? ( Статическое электричество двигало предметы).

-Пришёл черёд, ребята, разобраться, в чём польза электричества?

(Электричество делает жизнь человека удобной. Оно помогает быстро и без всяких усилий выстирать много белья.  С помощью электричества  электрическая хлебопечка может сама замесить и испечь хлеб.  Пропылесосить в квартире. Обогреть квартиру.

 С помощью электричества можно ездить на электропоездах в гости к бабушке и дедушке.  Смотреть по телевизору любимые передачи. Звонить по телефону друзьям , вызвать «скорую помощь». Поливать поля, на которых выращивают овощи.

Всё это верно.  Но всегда ли только пользу  приносит электричество? В чём его вред для человека?

-(Электричество может вызвать пожар, взрыв, наводнение, гибель людей, животных, растений).

-Чтобы избежать таких трагедий, давайте вспомним все правила безопасности (по карточкам – схемам). Разделитесь на две группы по 6 человек в каждой. Первая группа: зачеркните то, чего нельзя делать  при использовании электричества . Вторая группа обведите  карандашом правильные действия при использовании электричества.

Давайте сформулируем правила безопасности.

1. Выходя из дома, необходимо выключить телевизор, утюг, электрочайник, электрическую плиту.

2. Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.

3. Ни в коем случае нельзя подходить к оголённым проводам, не дотрагиваться до них.

Это опасно для жизни.

4. нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.

5. Нельзя стоять под деревом во время грозы.

6. Нельзя вставлять никакие предметы в розетки.

Ну а для того, чтобы вы не забывали, как пользоваться электричеством, давайте сделаем электротрусишку.

- Вы уже вылепили человечка с испуганной рожицей, когда мы беседовали  об опасных предметах в доме.  Работу будете выполнять в паре. Рассмотрите схему последовательных действий  изготовления человечка. Опишите последовательность действий при выполнении  работы. (Чтобы сделать электротрусишку, нужно эту рожицу насадить на карандаш, укрепить в подставке.  Из фольги сделать ободочек на голову, укрепить на голове.  Нарезать волосы из папиросной бумаги в виде узких полосочек, приклеить их к шапочке).  Распределите на схеме, кто, что будет делать.

- Приступайте к работе.

- Ваши электрострусишки  повесили свои волосы и  тихо грустят. Но вот  они почувствовали  беду, их ужас дошёл до предела.

- Наэлектризуйте расчёски и поднесите их к трусишкам. 

-Что произошло? Почему? (Волосы электротрусишке наэлектризовались и встали дыбом).

- Вам нужно всегда выполнять правило безопасности при использовании электроприборов, чтобы волосы дыбом не вставали от ужаса, как у электротрусишки.

-Ребята, пол после занятия аппликацией  в мелких бумажках и обрезках. Как собрать их быстро, не дотрагиваясь до них руками, веником , щёткой? (Наэлектризованным воздушным шариком).

- Как мы провели время в гостях у электричества? Что нового узнали?  Что вам особенно запомнилось? Что научились делать?

-Ну, вот и закончилась наша сегодняшняя встреча с электричеством. Но знакомство с ним продолжится.  Об электричестве много написано в книгах.  О нём вы узнаете в школе на уроках физики. А пока мы почитаем об электричестве в нашей дошкольной энциклопедии. (Показывает книгу). А дома придумайте, пожалуйста, сказку об электротрусишке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что мы знаем об электричестве?"

Цель: Обобщение знаний детей об электричестве. Задачи: 1.расширить знания детей об электричестве и закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту. 2.развивать мыс...

«ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ...

НОД "Что мы знаем об электричестве?"

Конспект НОД "Что мы знаем об электричестве?" для старшей группы...

Конспект НОД "Что мы знаем об электричестве" (старшая группа). Образовательная область " Социально-коммуникативное развитие. Формирование основ безопасности.

Конспект НОД "Что мы знаем об электричестве" (старшая группа).  Образовательная область " Социально-коммуникативное развитие. Формирование основ безопасности....

Что мы знаем об электричестве. Познавательно-исследовательская деятельность. 6-7 лет.

Что мы знаем об электричестве.Совместная познавательно-исследовательская деятельность.Цель: Познакомить детей со статическим электричеством, причинами его возникновения.Задачи: Расширить представление...

Конкурс. Конспект занятия "Что мы знаем об электричестве"

Данный материал направлен на обобщение знаний у детей об электричестве....

Открытое занятие по ФЦКМ "Что мы знаем об электричестве" с испоьзованием ИКТ технологий

Открытое занятие по ФЦКМ в старшей группе "Что мы знаем об электричестве" с использовнаием ИКТ технологий....