Конспект НОД на тему: «Описание предмета с помощью схемы-алгоритма». 3-4 года.
план-конспект занятия (развитие речи, средняя группа) на тему
Учить детей описывать предметы, опираясь на схемы – алгоритмы.
Упражнять в согласовании прилагательных и местоимений с существительными в роде, числе.
Активизировать использование в речи прилагательных.
Использовать в речи простые нераспространенные предложения.
Развивать речь, внимание.
Воспитывать уважение друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.docx | 28.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД на тему: «Описание предмета с помощью схемы-алгоритма». 3-4 года.
Программные задачи:
- Обучающая.
- Связная речь:
Учить детей описывать предметы, опираясь на схемы – алгоритмы.
- Словарь и грамматика:
Упражнять в согласовании прилагательных и местоимений с существительными в роде, числе.
Активизировать использование в речи прилагательных.
Использовать в речи простые нераспространенные предложения.
- Развивающая.
Развивать речь, внимание.
- Воспитательная.
Воспитывать уважение друг к другу.
Материал:
Игрушки: зайчонок. Предметы: яблоко, морковь, пирамидка, машинка, мешочек; схемы – алгоритмы.
Активизация словаря:
Зайчишка, зайка – побегай-ка, скакать, грызть морковку.
Организационный момент. Введение в тему. Игровой момент с зайчиком. Активизация словаря. Вопросы к детям. Физминутка. Игра: «Покажи и назови». Работа по схеме- алгоритму. | Дети входят в группу, здороваются и садятся на стульчики (полукругом). Воспитатель: - Ребята, сегодня утром я шла в детский сад и по дороге встретила маленького зайку. Вот он (показывает). Был он очень расстроен. Когда я спросила, в чем дело, он сказал, что не знает кто он, и ничто о себе не знает. Тогда я подумала, что мы можем помочь ему и пригласила его к нам в гости. Правильно я поступила? Ответы детей – Правильно. Воспитатель: Ребята, это кто? Дети: Зайчик. Воспитатель: А как ласково можно назвать маленького зайчика? Ответы детей: Зайка, зайчишка, заюшка, зайчонок, зайка – побегай-ка. Воспитатель: Какой он по цвету? Ответы детей. Воспитатель: Какой по размеру? Ответы детей: Зайка маленький. Воспитатель: Из чего он сделан? Ответы детей: Из меха (из пуха). Воспитатель: Какой он на ощупь? Ответы детей: Мягкий, гладкий, пушистый. Воспитатель: Чего есть у зайчика? Ответы детей: Длинные ушки, короткий хвостик, голова, туловище, лапки. Воспитатель: Что умеет делать зайчик? Ответы детей: Прыгать, скакать, бегать, грызть морковку, капусту. Зайка по лесу скакал, Зайка корм себе искал. Вдруг у зайки на макушке, Поднялись, как стрелки, ушки. Шорох тихий раздается, Кто – то по лесу крадется. Заяц путает следы, Убегает от беды. Прыгнул в бок и обернулся, И под кустиком свернулся. Словно беленький клубок, Чтоб никто найти не мог. Воспитатель: Молодцы ребята и обращает внимание на зайчика. - Зайка, а что ты прячешь в мешочке, за спиной? Зайка: Это мои любимые игрушки, я с ними никогда не расстаюсь. Воспитатель: Зайка, покажи нам, пожалуйста, их. А мы тебе расскажем про них, что знаем. Зайка: (достает по одной игрушки из мешка и называет их) Это морковка, Это яблоко, Это пирамидка, Это машинка. Воспитатель: Чтобы ничего не забыть, нам помогут наши схемы – подсказки. (Показ схем – алгоритмов). Уточняет, что обозначает каждая картинка.
Воспитатель: (после уточнения игрушки убираются в мешочек), вызываются 3-4 ребенка, которые вынимают по одной игрушке и рассказывают про нее с помощью схемы – подсказки. Ответы детей: ( Вынув морковку, показывают ту схему, которая соответствует ей). Например:
Воспитатель и зайка поощряют. Молодцы, ребята! Нам очень понравились ваши рассказы, а помогли нам схемы – подсказки. Зайка: Ой, ребята, у вас было очень интересно, но мне пора домой к своим друзьям. Я сейчас расскажу, чему вы меня научили. |
Программные задачи:
- Обучающая:
- Связная речь:
Учить детей при составлении рассказа или сказки по схемам-алгоритмам, использовать опорные слова и картинки.
Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.
- Грамматический строй речи:
Совершенствовать умение детей составлять простые и сложные предложения.
- Обогащение словаря:
Упражнять детей в умении подбирать к предмету слова-эпитеты.
Отрабатывать умения отыскивать и показывать соответствующий символ.
- Развивающая:
Развивать внимание, связную речь.
- Воспитательная:
Воспитывать культуру общения, умение внимательно слушать других детей.
Материал: схемы – алгоритмы на каждого ребенка; опорные слова; опорные картинки; схемы – символы.
Ход занятия:
Организационный момент. Введение в тему. Проговаривание скороговорки. Беседа с детьми о писателях. (вопросы к детям) Уточнение отличия сказки от рассказа. Работа с опорными словами по структуре рассказа или сказки. Физминутка «Утречко». Составление рассказа и сказок детям. (Работа со схемами – алгоритмами). Выполнение задания. Игра: «Покажи правильно символ». Игра: «Укрась слово». (в подборе к предмету слов – эпитетов, которые бы характеризовали предмет) Итог занятия. | Дети входят в группу, садятся на стульчики. Воспитатель: Дети, давайте вспомним и повторим нашу скороговорку, которая настраивает нас на занятие. - Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать. Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно. - Мы будем разговаривать, и будем выговаривать. Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Воспитатель: Молодцы! А теперь все внимание на меня. Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами будем писателями. Воспитатель: Подумайте и скажите, что делает писатель? Дети: Писатель пишет рассказы и сказки. Воспитатель: Правильно. А каких писателей вы знаете? Дети: (Я знаю писателя А.С. Пушкина; К.И. Чуковского; А.Н. Толстого и т.д.). Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, о ком или о чем пишет писатель? Дети: Писатель пишет о природе; о животных; о птицах и т.д. Воспитатель: Молодцы! Вот сегодня мы будем составлять рассказы и сказки. Но сначала давайте вспомним, чем отличается сказка от рассказа? Дети: В сказке есть волшебство, волшебные вещи, говорящие животные, т.е. то, что не может быть на самом деле. Воспитатель: Молодцы! А теперь подумайте и скажите, с каких слов начинается тот или иной рассказ? Дети: Рассказ начинается со слов: пришла, наступила, однажды, как-то раз и т.д. Воспитатель: С каких слов начинается сказка? Дети: Сказка начинается со слов: жили – были, в некотором царстве – в некотором государстве … Воспитатель: Молодцы! А какими словами заканчивается рассказ или сказка? Дети: Рассказ заканчивается словами: вот и заканчивается рассказ или на этом наш рассказ подошел к концу. Сказка заканчивается словами: тут и сказке конец, а кто слушал молодец; или, добро побеждает зло; стали они жить долго и счастливо. Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте немного разомнемся. Утро настало, солнышко встало. - Эй, братец Федя, Разбуди соседей. - Вставай, Большак, - Вставай, Указка, - Вставай, Середка, - Вставай, Сиротка - и крошка – Митрошка, - Привет, Ладошка. Все потянулись и все проснулись. Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам превратиться в писателей и с помощью схем – алгоритмов с разными заданиями придумать сказку или рассказ. Детям дается время на обдумывания своего рассказа или сказки. Выслушивают 2-3 ответа. ( Прикладываются ответы). Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте немного отдохнем. Раз, два, три, четыре, пять, Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже- Руки за спину положим, Голову поднимем выше. И легко – легко подышим. Раз, два, три, четыре, пять, Топаем ногами. Раз, два, три, четыре, пять, Хлопаем руками. Подтянитесь на мысочках столько раз, Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас. Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру: «Покажи правильно символ». Я буду показывать предмет и называть любой его признак или свойство, а вы должны найти правильный символ, назвать и показать его. Например: Это вишня. Она растет на плодовом дереве. Значит, мы должны показать символ: Где растет? Или это яблоко. Оно зеленого цвета. Значит, мы должны показать символ: Цвета.
Символ: форма шляпки.
Символ: Чем питается?
Символ: Строение.
Символ: Какая на ощупь?
Символ: Где живет?
Символ: Способ использования.
Символ: Способ употребления. Воспитатель: Молодцы! А теперь поиграем в игру: «Укрась слово». Я буду называть любое животное, а вы должны подобрать слова, которые бы охарактеризовали его. Например: Кот – ласковый, пушистый, веселый,…., игривый.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас подумайте и скажите, чем мы сегодня занимались? Дети: Мы были сегодня писателями и составляли рассказы и сказки по схемам – алгоритмам. Играли в игры: «Покажи правильный символ», «Укрась слово». Проводили физминутки. Проговаривали скороговорку. Воспитатель: Молодцы! Наше занятие подошло к концу! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ « РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТА С ПОМОЩЬЮ ДНЕВНИКА ИССЛЕДОВАНИЙ».
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТА С ПОМОЩЬЮ ДНЕВНИКА ИССЛЕДОВАНИЙ....
Конспект занятия по развитию речи на тему "Описание предметов - овощи" средняя группа
Цель: учить различать и называть овощи....
КОНСПЕКТ непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи для детей четвертого года жизни Тема: «Описание предметов посуды»
laquo;Описание предметов посуды»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности ООО « Речевое развитие» Тема« Описание предметов одежды куклы Оли» (младший возраст)
Тема НОД: «Описание предметов одежды куклы Оли».Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»....
Конспект непрерывной образовательной деятельности ООО « Речевое развитие» Тема« Описание предметов одежды куклы Оли» (младший возраст)
Тема НОД: «Описание предметов одежды куклы Оли».Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»....
Конспект образовательной игровой ситуации по речевому развитию Тема: «Описание предметов одежды куклы Оли»
Цель: познакомить детей с предметами одежды. Задачи: учить составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ, отвечать на вопросы законченным предложением; учить правильно называть предметы одеж...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе Тема:«Описание предметов одежды куклы Оли»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию во второй младшей группе...