МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ « РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТА С ПОМОЩЬЮ ДНЕВНИКА ИССЛЕДОВАНИЙ».
учебно-методический материал по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТА С ПОМОЩЬЮ ДНЕВНИКА ИССЛЕДОВАНИЙ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterklass.docx | 16 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 149.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
« РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТА С ПОМОЩЬЮ ДНЕВНИКА ИССЛЕДОВАНИЙ».
ЦЕЛЬ: познакомить педагогов с новой технологией составления описательного рассказа дошкольниками.
ЗАДАЧИ:
- вовлечь педагогов в образовательный процесс
- повысить их педагогическую компетентность
- повысить мотивацию педагогов к овладению новыми технологиями в работе с детьми по развитию речи
- оказать методическую поддержку по предлагаемой теме.
ОБОРУДОВАНИЕ: дневники исследований, карточки с символами, обозначающими характеристики предметов (пиктограммы) ; планшеты ; предметы для исследований: металлический болтик, резиновый мячик, массажный мячик, зеркальце, платье для куклы, матрешка, коробочка из картона, металлическая мисочка для кукол, пластмассовая машинка, яблоко, цветные картинки соответствующих предметов; простые карандаши, фломастеры, клей.
Уважаемые педагоги! Сегодня я хочу рассказать об одной достаточно интересной, на мой взгляд, технологии составления описательного рассказа. Мы все сталкиваемся с проблемой развития навыка описания предмета у дошкольников. Этот вид деятельности вызывает затруднения, особенно у детей среднего дошкольного возраста, т.к. ребенку приходится держать в голове план рассказа, вспоминать информацию о предмете, которую он получил от взрослого, и не всегда хорошо запомнил. Для решения этих проблем, а также для развития самостоятельности и инициативности в речевую деятельность ребенка можно ввести элементы исследовательской деятельности – самостоятельное изучение предметов с помощью дневника исследований.
Первое, с чем дети знакомятся, - это карточки с символами – пиктограммами, обозначающими свойства предметов (качественные прилагательные) и их действия. Чтобы дети быстрее запомнили символы, карточки с пиктограммами можно на некоторое время прикрепить к предметам, находящимся в групповой комнате (сел на диван – символ «Мягкий», открыл шкаф – символ «Деревянный», взял фломастеры – символ «Гладкий», подошел к цветку – символы «Растет», «Живой» и т.д.).
Когда дети усвоили символы, с которыми они будут работать, им предлагается предмет для изучения, имеющий отношение к текущей лексической теме. На первых порах выбираются два ребенка наиболее активных, интересующихся исследовательской деятельностью. Они получают звание «Ученых». Им можно прикрепить интересные картинки, значки, как знак отличия от остальных детей. Это почетное и ответственное звание, оно повышает статус ребенка в группе, вместе с этим и повышается интерес остальных детей к такой работе. Для исследования отводится определенное место в уголке экспериментирования. Остальные дети пока могут заниматься другой деятельностью. Исследователи рассматривают предмет, обмениваются мнениями о его характерных особенностях. Дети проводят различные манипуляции с предметом: мнут, гладят, взвешивают в руке, нюхают, может даже пробуют на вкус, если предмет съедобный. Если им для изучения предмета нужны дополнительные условия ( емкость с водой, чтобы определить тонет ли предмет, легкий он или тяжелый; магнит для определения того, что предмет сделан из железа и т.д.), таковые им предоставляются. По мере того, как дети выявляют свойства предмета, на планшете с помощью пиктограмм выкладывают его характеристику. Затем, глядя на планшет, на листе исследований отмечают карандашом те символы, которые соответствуют данному предмету (которые выложили на планшете). После окончания работы, на листе исследования приклеивается картинка с изображением этого предмета (средний возраст) или предмет зарисовывается (старший возраст), а взрослый записывает имена «Ученых» (средний возраст) или дети сами пишут свои имена (старший возраст). Таким образом, подготавливается отчет о проделанной работе. В средней группе исследование проводится под руководством (наблюдением) взрослого, в старшем возрасте дети, по мере накопления опыта работы, самостоятельно проводят наблюдения.
«Ученые» приглашают остальных детей на отчет о проделанной работе и перед детской аудиторией самостоятельно ( с помощью взрослого, средний возраст) рассказывают о своем исследовании, проведенных манипуляциях, наблюдениях и собственных выводах. В результате у детей получается рассказ – описание. По мере того, как «Ученые» рассказывают о свойствах предмета, остальные дети из набора пиктограмм выбирают нужные и выкладывают их на приготовленные планшеты. Затем эти символы они отмечают в своих дневниках исследований. Таким образом, в конце занятия у всех детей есть характеристика данного предмета, по которой они могут самостоятельно составить рассказ-описание.
При организации следующего исследования один «Ученый» выбирается из предыдущей пары, а его партнером становится другой ребенок группы. Это делается для того, чтобы снизить участие взрослого в исследовании. Ребенок, уже знакомый с процедурой опыта, берет на себя роль ведущего исследователя, а второй – роль ведомого. Таким образом, один ребенок обучает другого, что повышает его самооценку и является стимулом к развитию познавательной активности, а, следовательно, и развитию его речи.
Благодаря символам, дошкольники гораздо быстрее запоминают глаголы, качественные и относительные прилагательные и вводят их в свою речь. Поскольку дети самостоятельно манипулируют предметом, выявляют его характеристики, информация о нем им более интересна и понятна, она становится частью их жизненного опыта, дольше держится в памяти. Навык составления описательного рассказа формируется легче и гораздо быстрее. Дети от занятия к занятию увереннее описывают предмет. После отчета слушатели могут задавать вопросы, что опять - таки стимулирует как познавательную активность их, так и умение составлять вопросительные высказывания.
Во время такой работы развиваются коммуникативные навыки, проходит быстрее социализация детей в коллективе.
В конце учебного года групповой дневник исследований можно сброшюровать и представить родителям, как отчет о проделанной работе.
А, сейчас мы с вами тоже займемся исследовательской деятельностью. У каждого из вас лежит предмет для исследования, дневники наблюдения, планшеты и наборы пиктограмм. Вы самостоятельно проводите исследование, отмечаете в дневнике нужные знаки, составляете рассказ. Затем один из вас читает свой отчет. А другие на планшетах отмечают свойства предмета. Затем следующий педагог читает свой отчет, а другие выкладывают символы на планшете и т.д. Затем мы обсудим то, что у нас получилось.
Разработала: воспитатель высшей квалификационной категории Заносова Н.Г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс с педагогами "Развитие у дошкольников навыков безопасного поведения "
В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и н...
Мастер-класс с педагогами «Развитие у дошкольников навыков безопасного поведения посредством моделирования игровых ситуаций».
Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. ...
Мастер-класс для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных техник изображения"
Мастер-класс для педагогов...
Мастер-класс для педагогов «Развитие творческого воображения детей с помощью нетрадиционных техник рисования»
Мастер-класс для педагогов«Развитие творческого воображения детей с помощью нетрадиционных техник рисования»...
Мастер-класс для педагогов «Развитие творческого воображения детей с помощью нетрадиционных техник рисования»
Цель: расширение знаний педагогов по развитию творческого воображения через знакомство с нетрадиционными техниками рисования.Задачи:Развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения пред...
Мастер – класс для педагогов «Развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Организуя сотрудничество, педагоги должны помнить о самой главной идее обучения - учиться вместе. Обучениние в игре - самый эффективный способ достижения результата....
Мастер-класс для педагогов «Развитие физических качеств дошкольников с помощью технологии «Скиппинг»
Цель: ознакомление дошкольных педагогов с особенностями применения технологии «Скиппинг» в деятельности воспитанников...