Летняя дополнительная развивающая программа для детей 3-4 по формированию их познавательных интересов.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме
Данная программа поможет педагогам дошкольных образовательных учредждений организовать летнее время в детском саду с пользой для развития и самореализации воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_primernyh.docx | 63.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕТНЯЯ ПРОГРАМММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Тематическое планирование примерных (занятия дополняются и изменяются на усмотрение педагога) развивающих занятий для детей 3-4 лет.
План занятий с детьми от 3 до 4 лет.
В возрасте 4-5 лет сохраняются основые моменты содержания программы от 3-4 лет с усложнениями:
1. Решение математических задач с использованием счетного материала (счетные палочки) и записью примеров в тетрадь;
2. Создание условий для большей познавательной активности детей, их участия на занятии;
3. Обучение сравнению предметов по размеру на примере большего количества вариантов длины, высоты, ширины, толщины предметов (4-5 вариантов);
4. Знакомство с объемными формами шар, куб, цилиндр, конус;
5. Обучение навыкам чтения (сливание звуков в слоги, слоги в слова, игры со словами);
6. Знакомство с понятиями «гласные – согласны буквы».
1. «Веселая азбука»
- Пропевание таблицы Зайцева;
- Артикуляционная гимнастика;
- Упражнения на дыхание;
- Расширение пассивного и активного словарного запаса;
- Составление описательного рассказа по сюжетной картине, по пейзажу, перессказ сказки;
- Развитие слухоречевого внимания ;
- Сказки
2. «Простая арифметика»
- Размер (узкий – широкий, толстый-тонкий, длинный-короткий, низкий –высокий, большой-средний-маленький);
- Форма (круг, квадрат, треугольник);
- Понятия («столько же», «поровну»);
- Развитие умения использовать логическое отрицание;
3. «Я познаю мир»
- «Человек»;
- «Растения: Деревья»;
- «Растения: Цветы»;
- «Водные и лекарственные растения»;
- «Домашние животные и птицы»;
4. Сенсорное развитие
- Цвет (основные цвета);
- Ощущения (мягкое-твердое);
5. Развитие психических процессов: восприятие, наглядно-образное мышление, логическое мышление, память, внимание, воображение.
6. Развитие творческого потенциала: Использование разнообразных традиционных и нетрадиционных техник рисования, аппликации, лепки.
Занятие 1. Развитие речи.
Чтение Чарушина «Рассказы о животных» (рассказ о писателе)
Тема: Дикие животные нашего края.
-медведь
-волк
-лиса
-заяц
Пересказ детьми рассказов о повадках и среде обитания животных из 4-5 предложений
Рассматривание иллюстраций к книге, картин русских художников.
Рисование «Животное по выбору ребёнка» - изучение и закрепление геометрических фигур, постановка руки к письму – штриховка.
Выставка рисунков детей, обсуждение рисунков, подведение итогов урока.
Просмотр мультфильма про животных.
Занятие 2. Рисование. "На прогулку мы идём".
Для занятия нужна картинка, нарисованная взрослым (лист альбомного формата, вертикальное расположение). В верхней части листа нарисовано солнце и самолёт (контурное изображение), в нижней - подъёмный кран.
Рассмотреть с детьми рисунок:
Если солнце за окном,
На прогулку мы идём.
А у солнышка лучи
Веселы и горячи.
Дети дорисовывают лучи у солнышка. Счёт в пределах 10.
На углу подъёмный кран,
Как волшебный великан,
Носит плиты с кирпичом,
Помогает строить дом.
Дети дорисовывают панель дома, которую несёт кран - прямоугольник под крюком.
Реактивный самолёт
Отправляется в полёт.
Он огромный, вот какой.
Мы махнём ему рукой.
Дети поднимают руки, показывают, какой огромный самолёт, и дорисовывают кружочки-иллюминаторы ("окошки").
В процессе урока дети закрепляют геометрические фигуры (Игра «Какие предметы быват круглые, квадратные, треугольные, овальные»), заучивают стихотворение, развивают крупную моторику, подготавливают руку к письму, учатся ориентироваться на листе бумаги, пополняют словарный запас.
Слушание песни «Если с другом вышел в путь»
Просмотр мультфильма «по дороге с облаками»
Беседа о дружбе и друзьях (формирование моральных качеств)
Игра в мяч «Подари подарок другу» Дети стоят в кругу передают мяч друг другу при этом дарят воображаемый подарок, описывая его. Цель: обучение составлению рассказов из личного опыта, составлению распространённых предложений с помощью дополнения существительных прилагательными.
Занятие 3 . Развитие речи.
Чтение рнс «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Рассказ о русском художнике иллюстраторе.
Рассматривание иллюстрации Васнецова к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Рассмотрите картинку, попросите ответить на вопросы (обучение составление рассказов по картине, обучение связной речи, расширение и пополнение словаря.
Пересказ сказки по цепочке. Развитие речевых навыков.
Просмотр мультфильма.
Рисование человека «Алёнушка». Дополнение изображения: трава – нитками для вязания, облака – вата и т.д.
Занятие 4. Математика .
Для занятия нужны игрушки (куклы, мишки, зайки, кто есть) около 6-7 штук и птички (можно вместо птичек взять конфеты, шишки, любые мелкие однородные предметы) по количеству игрушек + 1 для ребенка. Также нужны 4 карточки: на первой изображён 1 флажок, на второй - 3 флажка, на третьей - 8 флажков, четвёртая карточка пустая.
Снимите салфетку с подноса. "Ой, кто это? Птички. Как много птичек. Возьми одну птичку, дай мишке. Возьми ещё одну, дай зайке. (И так далее. Птичек на подносе становится всё меньше и меньше). И себе возьми одну. Сколько птичек осталось на подносе? Ни одной. Сколько птичек у мишки? Одна. А у тебя? Одна. А у …? Одна. У мишки одна птичка, у зайки одна птичка, у …одна птичка (и т.д.), у всех по одной птичке, а на подносе не осталось ни одной птички. Скажем вместе: "Ни одной птички".
Дальше берите птичек по одной и складывайте на поднос. "Мишка принёс одну птичку, зайка принёс одну птичку. Птичек становится все больше и больше". Когда соберёте всех птичек, спросите: сколько стало птичек (много). "Все принесли по одной птичке, а на подносе стало много птичек. А у мишки сколько птичек? (совсем нет, ни одной нет). А у зайки? Правильно, сейчас ни у кого птичек нет, а на подносе птичек много". Затем возьмите с подноса 2-3 птички, дайте игрушкам по одной. " Сколько птичек у мишки? (Одна). Сколько птичек у зайки? (ни одной). Сколько птичек на подносе? (Много). Правильно, у мишки и куклы по одной птичке, у зайки и собачки ни одной птички, а на подносе много птичек". Это упражнение повторяется, птичек дают другим игрушкам. Далее птички пересчитываются (счёт в пределах10)
Рассматривание иллюстраций с изображение птиц (голубь, ворона, дятел, сова, воробей) Выделение отличительных особенностей птиц.
Просмотр видеоролика «Городские обитатели. Птицы»
Лепка «Птичка» в технике пластилинография.
Занятие 5. Ручной труд.
Для занятия нужны еловая шишка или кукурузный початок для туловища, каштан или крупный орех для головы, половинка скорлупы грецкого ореха для шляпы, веточки для рук и ног, чашечки от жёлудя или половинки скорлупы ореха для ступней, пластилин.
Предварительная работа: Чашечки от жёлудя набить пластилином. Из бумаги изготовить поля для шляпы (из бумаги вырезать круг, в середине вырезать ещё один круг диаметром чуть меньше, чем диаметр скорлупы грецкого ореха, изнутри по всей длине окружности сделать небольшие надрезы, получившиеся клапаны отогнуть, смазать клеем, внутрь вставить половинку скорлупы грецкого ореха и приклеить). Из пластилина скатать шарики для соединения деталей (один побольше - для головы, 4 поменьше - для рук и ног, 2 для ступней).
Прикрепите пластилиновый шарик к "туловищу" сверху. Попросите ребёнка взять "голову" и прижать ее к пластилиновому шарику. Прикрепите к "туловищу" пластилиновые шарики для рук. Попросите ребёнка взять "руки" и воткнуть их в пластилиновые шарики. Таким же образом соедините "ноги" со "ступнями". Переверните игрушку, соедините "ноги" с "туловищем". Сделайте на голове "глаза" (из арбузных семечек или пластилина), "нос" (из ягодки или пластилина), бороду (из ваты или соломы). Поставьте на ноги, наденьте шляпу.
Развитие мелкой моторики.
Нужна картонная кукла, изображающая ребёнка, платье или рубашка и штанишки, вырезанные из цветной бумаги, тапочки из кусочков меха, кроватка по размеру куклы, шёлковая тряпочка ("одеяло"), кусочек поролона ("губка"), настольная лампа, к которой прищепкой прикрепляется картонное изображение солнца. Перед началом занятия куклу укладывают в кроватку, накрывают "одеялом".
Игру по стихотворению.
Е. Карганова. "Песенка-побудочка" .
Заглянуло утром рано
Солнце в спаленку, (включите лампу)
Разбудило нашу дочку, (снимите "одеяло, достаньте
Дочку маленькую. куклу из кроватки)
(И сыночек наш проснулся,
Мальчик маленький).
Глазки, глазки, открывайтесь!
Ручки, ручки, одевайтесь! ("наденьте" на куклу одежду)
Ножки, ножки, обувайтесь! ("наденьте" тапочки)
Щёчки, щёчки, умывайтесь! (возьмите губку, потрите щёки)
Дочка и проснулась,
Маме улыбнулась.
(Сыночек и проснулся,
Маме улыбнулся)
Ай да молодец!
Повторите игру ещё раз, необходимые действия выполняет ребёнок.
Предложите ребёнку закрыть глаза и ощупать "одежду". Спросите, какая она (гладкая). Если ребёнок называет цвет одежды, скажите ему, что он закрыл глаза, поэтому цвет не видит, предложите ещё раз потрогать. Аналогично обследуйте тапочки (пушистые), одеяло (гладкое), губку (шершавая). С открытыми глазами осторожно дотроньтесь до солнышка на лампе, спросите, какое оно (тёплое, горячее).
Положите перед ребёнком изображение солнышка, разрезанное на 3 части вертикальными параллельными линиями. Попросите собрать картинку.
Занятие 6. Развитие речи.
Для занятия нужны тазик с водой, полотенце (кукольное или салфетка) и специально подготовленная кукла с растрёпанными волосами, грязными руками и лицом. Грязными должны быть щёки, лоб, брови, подбородок, виски, пальцы, ладошки, локти, плечи, колени, пятки.
Игра "Умывание куклы".
"Ой-ой-ой, что это с нашей куклой? Где это она так испачкалась? И лоб грязный, и щёки, и брови, и подбородок, и виски (показываете). И руки грязные: грязные пальцы, грязные ладошки. Надо умыться (пальцем или кусочком поролона моете по очереди части лица и тела, называя их). Теперь будем вытираться (уголком полотенца вытираете по очереди части лица, спрашивая ребёнка, что вы вытираете).
Игра "Комарики".
дарики-дарики, (ваши пальцы, сложенные в щепоть,
Ай да комарики. "вьются" около ребёнка)
вились, вились,
И в щёку вцепились.
Кусь! (легонько ущипните ребёнка за щёку).
Аналогично "комарики" кусают другие части тела и лица.
Игра "Что изменилось" с закрепление геометрических фигур и количественного счёта в пределах 10.
Звуковая культура.
Жил-был Весёлый Язычок. В его домике были красные и белые двери (покажите на губы и зубы). Двери то открываются, то закрываются (открыть и закрыть рот несколько раз). Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он пошёл погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (широкий язык лежит на нижней губе). Подул лёгкий ветерок, Язычок поёжился (язык "стрелочкой"), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть). А на дворе солнышко спряталось за тучку, и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произнося "д-д-д-д"). Язычок не скучал дома, напоил котёнка молоком. Котёнок лакал молочко (облизать верхнюю губу сверху вниз несколько раз), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губы справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт) Язычок посмотрел на часы, они тикали: "тик-так" (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваться до углов рта). Котёнок свернулся клубочком. "Пора и мне спать, - подумал Язычок.
Занятие 7. Конструирование. Лего крупный.
Предложите построить жёлтую дорожку и зелёную дорожку. Затем дайте ребёнку ещё 2 жёлтых кирпичика и попросите сделать жёлтую дорожку длиннее. "Приставь кирпичики к дорожке. Вот какая стала длинная дорожка! Какая жёлтая дорожка? Правильно, длинная. А зелёная? Правильно, короткая. А мы можем короткую дорожку сделать тоже длинной. Что нужно сделать? (дайте ребёнку 2 зелёных кирпичика). Покажи (ребёнок приставляет к зелёной дорожке 2 кирпичика). Молодец! А можно по-другому сделать? (выслушайте ответы ребёнка. Уберите от жёлтой дорожки два кирпичика , предложите ребёнку пластину). Построй длинную дорожку. Вот какие длинные дорожки!" После этого ребёнок самостоятельно строит две длинные дорожки. Спросите, из каких деталей они сделаны. Поощряйте ребёнка, если он применяет два способа удлинения дорожек. В конце занятия ребёнок катает по дорожке машинки.
Рисование дорожек разной длины на листах бумаги.
Измерение длины и ширины дорожек с помощью условной мерки.
Составление алгоритма действий по сказке «Репка». Выкладывание на магнитной доске сюжета знакомой сказки.
Ручной труд «Репка» техникой «Обрывание бумаги»
Занятие 8. Математика.
Л.А.Левинова, Г.В. Сапгир. "Приключения Кубарика и Томатика или весёлая математика".
1. Откуда взялся Кубарик.
В одном маленьком домике жил маленький человечек. Звали его Томатик. Потому что у него всегда были щёчки красные. И еще он носил зелёный колпачо
Этот маленький человечек - Томатик - очень хотел стать Большим Волшебником. И носить серебряный колпак со звёздами. Но как стать волшебником, он не знал. А помочь ему было некому. Тогда Томатик решил найти себе друзей. Ведь настоящие друзья, если надо, всегда помогут. Вышел Томатик на крылечко и сказал такую говорилку:
На лужайку поглядим:
На лужайке дуб один.
Дуб зелёный, поскорей
Отыщи-ка мне друзей.
На лужайке и вправду рос дуб. А под дубом было видимо-невидимо желудей. Они были похожи на смешных человечков в шапочках набекрень. Томатик поднял один весёлый жёлудь, потом ещё один, ещё один и ещё один... Много желудей набрал Томатик. Полную горсть.
Пришёл маленький человечек домой. Разжал ладошку и сказал:
- Давайте дружить!
А озорные жёлуди рассыпались, разбежались. Кто куда. Ни одного не осталось.
Снова вышел Томатик на крылечко. "Где же мне найти друзей?" И тут он услышал песенку Звонкого Ручейка:
Эрим-берим, ручеёк,
Эрим-берим, одинок.
Я бегу к другим ручьям -
Голубым своим друзьям.
- Друзьям! - повторил Томатик и скорее побежал к Звонкому Ручейку. На дне ручейка лежали разноцветные камешки. Они были похожи на смешные рожицы.
"Может быть, это - друзья!" - подумал Томатик. Он взял один камешек, потом ещё один, и ещё один, и ещё... Много камешков - полную горсть принёс домой маленький человечек. Но только разжал он свою ладошку, не успел слова сказать, выпали и раскатились камешки из ладошки по всему домику.
"И это не настоящие друзья, - подумал Томатик. - Разве друзья убегают!"
"Что же делать?" - задумался Томатик. И вдруг вспомнил... Были у него цветные кубики. Что хочешь можно было из них построить. Дом, башню и даже паровоз. "А что, если их сделать своими друзьями?"
Взял Томатик красный кубик, потом зелёный кубик, потом снова красный, потом опять зелёный... Много цветных кубиков. Нет, кубики никуда не убегали. Положил он кубик на кубик. И вдруг кубики запрыгали. И сложился из них ослик не ослик, лошадка не лошадка. Кубарик. Вот такой.
- А я уже немножко волшебник, - сказал Томатик.
Развитие моторики.
У котят есть шёрстка, шёрстка, (ребёнок гладит себя, как будто
Шёрсточка везде. разглаживает шёрстку)
На лбу, щеках, висках, ушах, (ребёнок дотрагивается ладонями
На шее, грудке до нужных частей лица и тела)
и плечах, (правая рука - на левое плечо,
левая - на правое)
Локтях, боках и животах,
Коленях, пятках и носках. (левая рука - на левое колено,
правая - на правое)
А у зебры есть полоски, (ребёнок рисует рёбрами ладоней
Есть полосочки везде. полоски на теле)
На лбу, щеках... (аналогично, как с котятами)
У слонов есть складки, складки, (ребёнок щиплет себя,
Складочки везде. собирая складки на теле)
На лбу, щеках...
У жирафов пятна, пятна, (ребёнок хлопает ладонями
Пятнышки везде. по телу)
На лбу, щеках...
Художественная литература.
А.Барто и П.Барто. "Девочка чумазая".
- Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки,
На локтях - дорожки.
- Я на солнышке лежала,
Руки кверху я держала,
Вот они и загорели.
- Ах ты, девочка чумазая,
Где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
Будто закопчённый.
- Я на солнышке лежала,
Носик кверху я держала,
Вот он и загорел.
- Ах ты, девочка чумазая,
Ноги в полосы измазала,
Не девочка, а зебра,
Ноги - как у негра.
- Я на солнышке лежала,
Пятки кверху я держала,
Вот они и загорели.
- Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло!
Мы ее ототрём.
Громко девочка кричала,
Как увидела мочало,
Царапалась, как кошка:
- Не трогайте ладошки,
Они не будут белые,
Они же загорелые!
А ладошки-то отмылись.
Оттирали губкой нос -
Разобиделась до слёз:
- Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый!
Он же загорелый!
А нос тоже отмылся.
Отмывали полосы -
Кричала громким голосом:
- Ой, боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые,
Они же загорелые!
А пятки тоже отмылись.
- Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
Это была грязь.
Вопросы:
* О ком это стихотворение?
* Почему девочку называют чумазой?
* Что было грязное у девочки?
* Хотела ли она, чтобы её вымыли?
* Что произошло, когда девочка увидела мочалку? Давай ответим словами из стихотворения: "Громко девочка кричала..."
* Что кричала девочка, когда ей отмывали носик? грязные полосы на ногах?Какой стала девочка после того, как её отмыли?
Занятие 9. Развитие речи.
Наблюдения. Свойства пластилина .
Для занятия нужна карточка с дорожками (в левой части наклеена или нарисована кукла или девочка, в правой - большая и маленькая корзинки, гриб, ягода, домик; от куклы к каждому предмету идёт прямая дорожка из бархатной бумаги), коробка с пластилином и кукла. Перед занятием на заднем плане поставьте картинку с изображением леса, перед ней сделайте на столе полянку из зелёной бумаги или ткани. Сделайте речку из синей полоски ткани или широкой ленты. На полянке расположите грибы и ягоды. На другом берегу "реки" положите коробку с пластилином.
Жила-была кукла Галя. Однажды пошла она гулять и нашла красивую коробочку.
"Ой, какая коробочка! Там, наверное, конфеты!" Открыла Галя коробочку, но конфет там не было. Там лежали разноцветные брусочки (попросите ребёнка достать брусочки, назвать их цвет, затем попросите собрать брусочки обратно в коробку).
Взяла Галя коробку и пошла гулять. Гуляла-гуляла, и подошла к реке. Что же делать? Как перейти реку? Тут из коробки раздался стук. Открыла Галя коробку. Оттуда вылез пластилиновый брусок. Начал брусок мяться и сгибаться. И получился мост. Галя обрадовалась, перешла мост и пошла гулять дальше. А пластилин снова разогнулся и залез в коробку.
Гуляла Галя, гуляла, и пришла на полянку. А что Галя увидела на полянке? Тут и грибы, и ягоды. Хотела Галя их собирать, а корзинки нет. Тут снова раздался стук из коробки. Вылез брусок, начал мяться, сгибаться, и получились корзинки.
Обрадовалась Галя, стала грибы собирать и в корзинку класть. Грибов много, давай поможем Гале (соберите вместе с ребёнком грибы, сложите в корзину). А в другую корзинку Галя собирала ягоды (помогите Гале вместе с ребёнком). Взяла Галя корзинки и пошла домой.
Опять Гале надо реку перейти. А как же Галя откроет коробку? Руки заняты, Галя корзинки несёт. Помоги Гале, открой коробку, сделай мост.
Положить перед ребёнком карточку с дорожками.
"Галя пошла за грибами. Для этого ей нужна большая корзинка". Предложите ребёнку провести пальцем по дорожке от куклы до большой корзинки (туда - правой рукой, обратно - левой), потом от куклы к грибу.
"Галя будет собирать ягоды. Для этого нужна маленькая корзинка". Ребёнок проводит пальцем от куклы к маленькой корзинке и от куклы к ягоде.
"Галя пошла домой". Ребёнок проводит пальцем от куклы к домику.
Развитие речи.
Для занятия нужна игрушка синичка или любая другая птичка (можно вылепить из пластилина, можно использовать картинку).
Раздаётся стук в дверь. Появляется синичка, здоровается. Вертит головой, осматривается. "Синичка прилетела к нам в гости. Она живёт недалеко и часто видит нас на прогулке. Наша дочка (сыночек) ей очень нравится. Синичка хочет посмотреть, где мы живём. Давай покажем синичке нашу квартиру". Обойдите вместе с синичкой комнату, рассмотрите, где стоят книги, где лежат игрушки, для чего они нужны. Синичка удивляется: "У людей всё по-другому! Если я хочу есть, я клюю зёрнышки. А как вы едите? (ребёнок рассказывает). Если я хочу купаться, я ищу лужицу и купаюсь в ней. А вы где купаетесь? (ребёнок рассказывает). Если я хочу спать, я сажусь на веточку, пёрышки распушу, глазки закрою и сплю. А вы где спите?" (ребёнок рассказывает).
Звуковая культура.
Для занятия нужны игрушки (картинки): кот, утка, ослик и лягушка (картинки лучше раскрасить).
"Посмотри, кто к нам пришёл. Это кот Алик. А это утка Утя. А это ослик Ося. А лягушку зовут Ида. Они тоже хотят с нами заниматься. Сегодня мы будем петь. Смотрите, как я разведу руки в стороны, открою рот и громко спою: а-а-а. А теперь Алик споёт" (пойте за кота, за осла - он слишком кричит, за утку - она поёт слишком тихо, за лягушку - звук не тянется). "Кто лучше всех пел? Лучше всех пел Алик. А Утя, Ося и Ида не поняли, как надо петь". Попросите ребёнка развести руки в стороны и вместе с вами спеть: а-а-а.
"Посмотрите, как я губы вперед вытяну и трубочкой сложу. Обниму себя и громко, долго спою: у-у-у". Затем "поют" животные. На этот раз лучше всех поёт утка. "Посмотри, какая у утки длинная трубочка получилась". Попросите ребёнка обнять себя и тоже спеть.
Затем проводится гимнастика со звуками: развести руки в стороны - а-а-а-а, обнять себя - у-у-у-у. Продолжайте: ау, ау, ау, ау. А потом наоборот: уа, уа, уа, уа.
Занятие 10. Математика.
Для занятия нужны картинки козы и козлят (утки и утят, кошки и котят и т.д.), горох или мелкие камешки.
Рассмотрите козу и козлят, уточните, что коза одна, а козлят много. Затем попросите ребёнка закрыть глаза и спрячьте козлят под разными предметами (под мыльницей, под расчёской, под тарелкой и т.д.). Коза кричит: "Мэ-э-э", ребёнок "просыпается" и начинает искать козлят. Прочитайте стишок:
От козы рогатой
Спрятались козлята.
Где же вы, козлятки -
Малые ребятки?
(От весёлой утки
Спрятались малютки
Где же вы, утята -
Малые ребята?
От пушистой кошки
Убежали крошки.
Где же вы, котята -
Малые ребята?)
Как только ребёнок находит одного козлёнка, коза кричит: "Мэ-э-э". Объясните, что коза просит поискать ещё одного козлёнка. Игра продолжается, пока ребёнок не отыщет всех козлят. Затем спросите: "Сколько козлят пряталось под мыльницей? А сколько пряталось под расчёской? А сколько - под тарелкой? и т.д. А сколько козлят у мамы-козы?" Затем игра повторяется.
Спрячьте в руке несколько горошин или камешков. Спросите у ребёнка: "Сколько горошин в руке?" Ребёнок называет (одна, много или ни одной), вы раскрываете руку и показываете, сколько горошин вы спрятали.
Ручной труд. "Султанчики" .
Для занятия нужен готовый султанчик, палочка, полоски бумаги шириной 0.7 см (можно использовать бумагу разных цветов или двустороннюю бумагу), длиной 15 см, клей ПВА (или другой прочный быстросохнущий клей), кисточка для клея.
Покажите ребёнку готовый султанчик. Предложите помахать им, подуть на него. Скажите: "Как красиво развеваются полосочки! Давай сделаем ещё один такой султанчик. Надо наклеить полоски бумаги на палочку. Намажем верхний конец палочки клеем. Теперь приклеим одну полоску, потом ещё одну, и ещё одну, и ещё". Помогите ребёнку приклеить полоски к палочке. Чтобы ребёнку было легче брать полоски бумаги, разложите их на столе так, чтобы часть полоски выступала за край стола. "Вот и получился султанчик. Теперь клею нужно высохнуть, а то полоски не будут держаться". Уберите вместе с ребёнком то, что использовалось на занятиях, вымойте руки. Тем временем султанчик подсохнет, дайте его ребёнку для игры.
Развитие речи.
Для занятия нужны мыло в мыльнице, расчёска, зубная щётка; картинка с изображением этих предметов в определённом порядке; картинки: девочка умывается, девочка раздевается, девочка спит.
Прочитайте ребёнку рассказ:
Лена хочет спать.
У Лены мыло в руках. У Лены полотенце на плечах. Вот Лена умылась (выкладывается картинка с умывающейся девочкой). Вот Лена разделась (картинка, где девочка раздевается) и спать легла (картинка, где девочка спит).
Попросите ребёнка назвать все три действия, которые выполняет девочка.
Попросите ответить на вопросы:
* Что у Лены в руках?
* Чем Лена намылила руки?
* Что течёт из крана?
* Чем Лена будет вытираться?
С опорой на картинки прочтите текст ещё раз. Затем попросите ребёнка рассказать про Лену.
Как надо говорить правильно?
Мы умываемся чем? ... (водой), пьём что? ... (воду). А если мы хотим пить, то мы просим: дай ... (воды).
Положите перед ребёнком картинку с изображением мыла, зубной щётки и расчёски. Спросите: где лежит расчёска? Вот здесь, слева. А где мыло? Вот оно, справа. А где зубная щётка? В середине. Затем дайте ребёнку эти предметы и попросите разложить их так же, как они лежат на картинке (предметы на картинке должны быть точным изображением настоящих, можно взять фотографию). Если ребёнок затрудняется, разложите предметы вместе. "Где на картинке лежит мыло? Справа. И мы положим мыло справа". На данном этапе от ребёнка не требуется знания понятий "слева" и "справа", ребенок выполняет задание, глядя на картинку.
Занятие 11. Художественная литература.
З.Александрова.
"Что взяла, клади на место".
Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На паркет кладёт подушку.
Прячет ботики в буфет.
Всё на месте или нет?
Если мама промолчала,
Надо делать всё сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку.
Сунуть ботики в кровать.
Кажется, не так опять?
Оля смотрит виновато:
Нет, стояло всё не там...
Помогите ей, ребята,
Всё расставить по местам.
Вопросы:
Почему Оленька все вещи кладет не на своё место? Давай ей поможем и расскажем, где должна лежать подушка? А где кружка? Где должна стоять обувь?
Развитие мелкой моторики.
Для занятия нужны картинки с изображением мыла, расчёски или щётки для волос (у расчёски или щётки не хватает зубчиков), тюбика с зубной пастой (разрезана на 3 части горизонтальными параллельными линиями), мозаика (вместо мозаики можно использовать крупные пуговицы), палочки для выкладывания; мыло в мыльнице, полотенце, зубная щётка, тюбик с зубной пастой.
Положите перед ребёнком разрезную картинку. Спросите, как он думает, что это такое. Предложите собрать картинку. "Что это? Да, это паста. Для чего она нужна? Чтобы чистить зубы. А что нужно, чтобы причёсывать волосы? Правильно, расчёска. Вот она. Только наша расчёска поломалась. Давай её починим. Вот у меня тут есть палочки. Давай сделаем расчёске новые зубчики. Теперь расчёска снова целая. А вот это мыло (положите картинку). Только мыльницы нет". Покажите ребёнку, как сделать мыльницу, выкладывая мозаику по краю изображения.
Дайте ребёнку мыло в мыльнице, предложите ощупать мыльницу. Затем дайте пощупать полотенце (лучше махровое или вафельное). "Какая мыльница? Гладкая. А полотенце? Шершавое". Так же обследуйте тюбик зубной пасты и его крышку, ручку и щетину зубной щётки.
Рисование. "Вот как мы умеем".
Для занятия нужна тонированная бумага пастельных тонов, альбомного формата, краски, кисточка.
Спросите у ребёнка, что он уже умеет рисовать (травку, ягоды, цветы, солнышко, тучку, воздушный шарик и т.д.). Предложите ребёнку выбрать бумагу и рисовать то, что он умеет. При необходимости помогите ребёнку, дополните его изображение (например, дорисуйте плавники у рыбки), посоветуйте, что ещё можно нарисовать. В конце занятия рассмотрите готовый рисунок, предложите ребёнку сказать, на что похожи цветные пятна.
Занятие 12. Математика.
Для занятия нужны крупные игрушки в количестве 6-7 штук; ёлочки по количеству крупных игрушек +1 для ребёнка (мелкие игрушки или вырезанные из картона силуэты на подставках, все ёлочки должны быть абсолютно одинаковыми); зайчики по количеству крупных игрушек +1 для ребёнка (мелкие игрушки или вырезанные из картона силуэты на подставках, все зайчики должны быть абсолютно одинаковыми); игрушечный грузовик. Перед началом занятия сложить ёлочки в грузовик, зайчиков сложить на поднос и накрыть салфеткой, крупные игрушки рассадить полукругом.
Привезите ёлочки на машине. Обратите внимание ребёнка на то, что ёлочек много. Возьмите ёлочку в руку, спросите ребёнка: "Сколько у меня ёлочек? А на машине сколько ёлочек?" Поставьте перед каждой крупной игрушкой по одной ёлочке, последнюю дайте ребёнку. Подчеркните, что каждому вы даёте по одной ёлочке, а на машине их остаётся всё меньше и меньше, наконец, не остаётся ни одной. Выясните, как это получилось. Задайте вопросы: "Какого цвета ёлочки? Сколько ёлочек у мишки? А сколько у зайки? А у куклы? У всех по одной ёлочке. А сколько ёлочек на машине? А на столе есть ёлочки? На столе нет ни одной ёлочки". Предложите подумать, что надо сделать, чтобы на столе стало много ёлочек. ("На столе станет много ёлочек, если все принесут по одной"). Игрушки поочерёдно "приносят" ёлочки. "Мишка поставил одну ёлочку, зайка ещё одну, собачка ещё одну, ёлочек становится больше и больше". Когда все ёлочки окажутся на столе, спросите: "Сколько ёлочек стало? Да, на столе много ёлочек. Целый лес! Как получилось много ёлочек?"
Аналогично проводится работа с зайчиками. Раздайте зайчиков, затем соберите и снова раздайте, образая внимание ребёнка на то, как меняется количество зайчиков на подносе. Затем обратите внимание ребёнка на "лес" из ёлочек. Предложите отпустить зайчиков в "лес". В "лесу" становится больше и больше зайчиков. В конце занятия ребёнок играет с зайчиками. Обратите внимание ребёнка на то, что в "лесу" много ёлочек и много зайчиков.
"Друзья рисуют".
И тyт Кyбаpик yвидeл нa пoлкe кopoбкy цвeтных кapaндaшeй.
- Этo твoи кapaндaши? - спpoсил Кyбаpик.
- Moи, - oтвeтил Toмaтик.
- A я люблю рисoвать, - сказaл Kyбapик.
- A чтo ты любишь pисoвaть? - cпpoсил Toмaтик.
- Я... Я люблю, чтoбы былo мнoгo кapaндашeй.
И oни сeли pисoвaть.
Toмaтик вынyл из кopoбки oдин кopичнeвый кapандaш. A Кyбapикy oтдaл всe oстальныe, чтoбы Кубapик нe oбидeлся.
Скoлькo карандашей отдал Томатик Кубарику? (Много).
Увидeл Kyбapик, чтo Toмaтик pисyeт гpиб. И нaчaл тoже быcтpo-быстpo pисoвaть гpибы.
Пoдумай, скoлькo грибoв нарисовал Тoматик. (Oдин.) Сколько грибов нарисoвал Кубарик? (Mногo). У кого грибов больше? (У Кyбapикa мнoгo, а y Toмaтикa oдин. Mнoгo большe, чeм oдин.)
Тoмaтик наpисoвал oдин гpиб. A Кyбapик - мнoгo гpибoв: и жёлтый, и cиний, и кpасный, и даже зeлёный.
- Cкoлькo y тeбя кpасивых гpи6oв! - cкaзал Томатик. - А y мeня всeгo oдин.
- 3aтo y тeбя самый глaвный - бopoвик, - скaзал Кyбapик.
- Xoчeшь, я пoдаpю тeбe свoй самый главный rpиб? - спpoсил Тoматик.
- A тeбe нe жалкo? - yдивился Кyбаpик.
- He oчeнь, - сказал Toмaтик.
- Toгда я пoдapю тeбe всe свoи кpaсивыe rpибы! - сказaл Кyбapик.
И oни пoмeнялись каpтинкaми.
Скажи, скoлькo грибов сталo y Кубарика? (Один.) Скoлько y негo было грибoв раньше? (Mнoгo.)
Посмотри, сколько грибoв сталo y Toматика. (Mнoгo.) A скoлькo y негo былo раньше? (Один.)
Paньшe y Тoмaтикa был oдин гриб, a тeпepь мнoгo. A y Кyбapикa,
нaобopoт, 6ыло мнoгo, a стaл oдин. 3атo сaмый главный.
Peшили дpyзья пoвeсить pиcyнки на самoм виднoм мeстe. Bстал Кyбаpик нa зaдниe кoпытца-кyбики. И пoвeсил pисyнoк ввepxy - пoд сaмым noтoлкoм. A Toматик нe мoг дoстaть тaк высоко. И повесил pисyнoк низко, у самого пола.
Покажи рисунок, который повесил Томатик. Где висит самый большой гриб?
Отoшёл Кубарик, посмотрел.
- Нeт, так не годится. Грибу скучно одному под самым потолком.
- Давай положим все грибы в корзину, - предложил Томатик.
И они нарисовали большую корзину. И сложили туда все грибы.
- А я песенку придумал, - сказал Томатик. Про грибы.
И он спел такую песенку:
Мы с тобой поём и пляшем,
Здесь лежат в лукошке нашем
Сыроежки и лисички,
И опята-невелички.
Посмотрите, как велик
Самый главный - боровик!
Занятие 13. Математика.
Для занятия нужны крупные игрушки (по одной каждого вида); конфеты в бумажках по количеству крупных игрушек; картинки козлят, белок, кукол (по нескольку одинаковых картинок каждого вида), картинки ежа, мишки, зайца (по 1 штуке каждого вида); карточки с изображением одной морковки, нескольких морковок, одного гриба, нескольких грибов, одной конфеты, нескольких конфет; камешки или другие мелкие предметы. Перед занятием рассадите крупные игрушки полукругом, в середине поставьте вазочку с конфетами.
"К нам в гости пришли игрушки. Возьми из вазочки одну конфету, угости собачку. Возьми ещё одну конфету, угости зайку. ... Сколько конфет осталось в вазе? (Ни одной). По скольку конфет ты дал собачке, зайке, ...?"
Выложите на столе с одной стороны картинки козлят тесной группой, с другой стороны положите картинку зайца. Спросите ребёнка: "Сколько козлят? (Много). Сколько зайцев? (Один)". Положите перед ребёнком карточки с одной и несколькими морковками. "Сколько морковок надо дать зайцу? (Одну, потому что заяц один). Сколько морковок надо дать козлятам? (Много, потому что козлят много)". Аналогичная работа проводится с картинками белок и ежа и карточками грибов, картинками мишки и кукол и карточками конфет.
Поиграйте в игру "Угадай, в какой руке больше камешков?" Спрячьте в одной ладони один камешек, в другой - несколько камешков. Ребёнок показывает, в какой руке, по его мнению, камешков больше. Затем разожмите ладони и вместе с ребёнком сравните количество камешков. "В этой руке камешков много, а в этой - один. Много больше, чем один". Чередуйте в произвольном порядке вопросы "Где больше" и "Где меньше" камешков (иначе ребёнок может вычислить алгоритм ваших действий и просто показывать на ваши руки по очереди).
Аппликация. "Полосатый коврик".
Для занятия нужны 2-3 готовых коврика с разным чередованием полос; прямоугольник из белой бумаги шириной 6 см, высотой 11 см; полоски цветной бумаги 3-4 контрастных, хорошо сочетающихся друг с другом цветов, по 5 полосок каждого цвета (длина полоски 5 см, ширина 1 см); клей, кисточка, тряпочка для клея.
Рассмотрите с ребёнком готовые коврики. Спросите, нравятся ли они ребёнку. Уточните цвет полосок. Обратите внимание, как наклеены полоски (сначала красная, потом синяя, потом опять красная и т.д.). Полоски наклеены ровно, аккуратно, поэтому коврик красивый. Предложите ребёнку сделать красивый коврик, наклеить полоски. Предложите выбрать цвет полосок. Напомните, что сначала нужно разложить все полоски, затем их наклеивать. Уточните последовательность работы: раскладывать полоски надо сверху вниз, а наклеивать снизу вверх, чтобы не сдвигать уже разложенные полоски. При необходимости помогайте ребёнку. Напоминайте ребёнку об аккуратности: чтобы коврик получился красивым, учите его промакивать лишний клей тряпочкой; вытирать руки, если они испачкались клеем; перед тем, как намазывать клеем следующую полоску, вытирать стол от остатков клея. В конце занятия полюбуйтесь готовой работой.
Слушание сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке»(перед прослушиванием рассматривание иллюстраций, объяснение непонятных слов и выражений, знакомство с жизнью и творчеством
Занятие 14. Рисование. "Дерево".
Чтение Я. Аким «Песенка в лесу»
Рассматривание иллюстраций разных деревьев (клён, берёза, дуб и др.)
Просмотр видеоролика «Деревья нашего края»
Дидактическая игра «Посчитай листочки» (количество и счёт, больше , меньше, решение элементарных задач)
Составление алгоритма «Как появляются листочки»
Для занятия нужно изображение дерева без листьев (его можно нарисовать на листе бумаги крупно во весь лист), коричневый карандаш или фломастер. Ребёнок будет рисовать на бумаге размером в половину альбомного листа, расположенном вертикально.
Рассмотрите с ребёнком дерево. Уточните, где ствол (проведите пальцем), где ветки (проведите пальцем). Обратите внимание ребёнка на то, что на дереве есть длинные и короткие ветки, короткие отходят от длинных. Уточните последовательность изображения: сначала нарисовать ствол сверху вниз, затем от ствола наклонные ветки. Обратите внимание ребёнка на то, что рисовать надо крупно, во весь лист. Попросите ребёнка показать пальцем на листе бумаги, как он будет рисовать ствол и ветки. Затем предложите взять фломастер и рисовать. При необходимости помогите. По окончании работы рассмотрите, что получилось.
Занятие 15. Аппликация. "Красивый цветок".
Чтение сказки «Цветик семицветик». Обсуждение прочитанного. Пересказ понравившегося момента. Пересказ по серии картинок.
Развитие речи «Расскажи о своих желаниях»
Для занятия нужна бумага размером 1/2 альбомного листа, кружки разного цвета и оттенков диаметром 2-3 см, палочка и листок зелёного цвета, заранее наклеенный образец.
Покажите ребёнку образец аппликации. Спросите, как из кругов составить цветок. Если ребёнок будет затрудняться, покажите, как расположить лепестки вокруг середины. Предложите сначала разложить лепестки, затем наклеить их. Помогите наклеить палочку-стебелёк и листик. Если ребёнок быстро справится с заданием, предложите наклеить ещё один цветок, но использовать лепестки другого цвета.
Порядковый счёт в пределах 10.
Занятие 16. Развитие речи. Заучивание А. Барто «Помощница»
Чтение данного произведения. Разбор.
Сочинение на тему «Как я маме помогаю»
Слушание песенки про маму «Маме буду помогать»
Рисование «Портрет любимой мамы» с дополнительным изображением волосы – нитки, на платье – приклеить пуговицы, украсить платье кусочками ткани и т.д.
Заучивание стихотворения.
Просмотр мультфильма «Обезьянки хулиганки»
Дидактическая игра на закрепление геометрических фигур «На какую фигуру похоже»
Игра малой подвижности «Убери игрушки» на закрепление порядкового и количественного счёта.
Занятие 17. Рисование. "Тучка солнышко закрыла".
Прочитайте ребёнку потешку:
Солнышко, нарядись!
Солнышко, покажись!
Посвети немножко -
Дам тебе горошка.
Предложите ребёнку нарисовать солнышко жёлтым карандашом, помогите закрасить. Попросите нарисовать лучи.
Светят солнышка лучи -
Они очень горячи.
А как тучка набежала -
Видно солнышка не стало.
Предложите нарисовать тучки, которые закрыли солнышко, синим карандашом. Помогите закрасить.
Рисование. "Дождик, дождик, кап-кап-кап".
Для занятия нужен лист белой бумаги альбомного формата, карандаш или фломастер синего цвета.
Прочитайте ребёнку стихотворение или спойте песенку про дождик, сыграйте на металлофоне или другом музыкальном инструменте (можно и по кастрюльке палочкой) "песенку дождя". На своём листе покажите, как нарисовать тучу (любой замкнутый контур в верхней части листа). Покажите, как штрихами нарисовать дождик. Затем ребёнок рисует на своём листе. После занятия рассмотрите, какой сильный дождик.
Чтение И. Мазнин «Облака»
Занятие 18.
Конспект интегрированного познавательно-речевого занятия с элементами проектной деятельности для детей 3-4лет «Прогулка в лес»
Цель:
Уточнить и закрепить знания детей о диких животных, знакомить с жизнью животных в зимнем лесу; развивать познавательный интерес, наблюдательность; связную речь, умение придерживаться схем – моделей в рассказывании; учить анализировать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к живой природе.
Активизация словаря: хищники, стая
Предшествующая работа:
Беседа о жизни животных в лесу с использованием иллюстраций. Наблюдение за деревьями на участке. Чтение рассказа «Заяц-беляк» Соколов-Микитов. Составление творческих проектов о животных по схемам-моделям.
Методические приёмы.
Игровой метод, использование наглядности, наблюдение, словесные методы и приёмы, проектирование.
Ход занятия:
-Ребята сегодня мы с вами будем выступать по телевидению и рассказывать о жизни диких животных. Но, чтобы узнать о них побольше, мы сейчас отправимся в гости, а куда догадайтесь сами.
Читает загадку:
В этом доме сто осин,
Сто берёз и сто рябин,
Сосны, ели, и дубы,
Травы, ягоды, грибы.
Много жителей в нём,
Назовите этот дом (Лес).
Идут по тропинке в лес под музыку.
- Вот мы и пришли в лес.
-Приглядитесь, что вы видите в лесу?
Дети: Ёлочки в снегу, шишки, зверей, птицы на деревьях.
-Ребята, а чем пахнет в лесу?
Дети: Хвоёй, ёлками, свежестью, прохладой.
- Отгадайте, кто здесь живет?
Загадывает загадки:
У рыженькой малышки
В дупле грибы и шишки (Белка)
***
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса)
***
У косого нет берлоги.
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
***
Косолапые ноги,
Зиму спит в берлоге.
Догадайся и ответь,
Кто же это? (Медведь)
***
Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный? (Волк)
***
Сердитый недотрога, живёт в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёжик)
-Как вы думаете, в лесу живут только взрослые звери?
Дети: В лесу живут малыши.
Игра «Найди маму».
Посмотрите, дети, кажется, эти маленькие зверята перепутали своих мам, давайте им поможем найти свою маму.
У волка – лисята…
У медведя – зайчата…
У лисы – медвежата…
У ежа - бельчата…
У белки- ежата…
Игра «Кто спрятался в сугробе».
На стол картинки, поочерёдно переворачивает одну из них, дети должны отгадать, кто спрятался (лисята, волчата, бельчата, ежата, мышата, оленята, медвежата…).
- Дети, звери так рады, что вы им помогли найти детёнышей, что решили вам помочь и рассказать о своей жизни в зимнем лесу, посмотрите на экран ( беседа с использованием мультимедийной установки). Как вы думаете, что помогает зайцу быстро бегать и далеко прыгать?
Дети: Лапки.
- Задние ноги у него сильные и длинные, немного длиннее передних, поэтому следы задних ног впереди передних. Бежит заяц, петляет. Но если все, же настигнет его враг, то и тут задние ноги помогают. Подумайте как?
Дети: Зайчик начинает отбиваться лапами.
-Кого боится заяц?
Дети: Лису, волка.
- Волки едят не только зайцев. Нападают они на более крупную добычу, на кабанов, лосей, оленей. Волки охотятся стаями, обычно это волчья семья: волчица с волчатами и волк. По снегу волкам ходить трудно, вот и рыщут они по дорогам. Вот еще что придумали! Даже с маленьких горок не идут ногами, а ложатся на бок или на живот и скатываются. Волки очень выносливы. Могут долго гнаться за добычей.
Физминутка:
Был один малыш – зайчишка.
Он всего боялся слишком.
Мчался по лесу бегом,
Иль садился под кустом.
Он от всех зверей таился,
Раньше всех он спать ложился.
А, уснув, он видел сон,
Что он храбр и силён.
Все движения выполняются в соответствии с текстом.
-Что же делают медведь и ёж зимой?
Дети: Они спят.
-Что едят лиса, волк, медведь?
Ответы детей: Мясо других животных.
-А что едят заяц, белка, лось?
Ответы детей: грибы, орехи, лишайник, траву, кору…
-Зверей можно поделить на группы, какие?
Дети: Хищные и травоядные.
- Ребята как назвать одним словом всех тех, кто живёт в лесу?
Дети: Дикие звери.
Итог прогулки. Да, хорошо в лесу! Сколько радости дарит людям красота деревьев, забавные животные, поэтому лес нужно любить и охранять, не ломать ветки, не пугать зверей. Зимой в лесу очень холодно и голодно, как вы думаете, чем можно помочь птицам и зверям?
Ребята прощаются с лесом, идут обратно по тропинке.
Дети, посмотрите, что это за рисунки на лесной поляне? Кажется, я знаю. Это художник нарисовал, да вот только чего-то тут не хватает. Рисование «Поможем художнику». (дорисовывают ушки, хвосты и так далее).
Пальчиковая гимнастика
Звери прыгали, играли,
Их портрет нарисовали.
Зайка прыг, прыг, прыг,
Мишка топ, топ, топ,
А лисичка хороша,
Бежит по лесу, слеша.
Дети рисуют. Оценка педагога.
-Ребята вы столько знаете про жизнь зверей в лесу. Я предлагаю выступить вам по телевизору, чтобы все жители нашего города услышали о жизни зверей.
Дети садятся.
- Внимание, внимание! Начинается телепередача «В мире животных
Дети рассказывают о диких животных поочерёдно.
«Волк»: Волк живет в лесу в глубокой норе. Он похож на собаку. Волк хищник, гоняется за зайцам. Это животное серого цвета. Ещё волков называют санитарами леса, потому, что они поедают слабых и больных животных.
«Белка»: Белка живёт в лесу. Устраивает гнёзда в дуплах или ветках деревьев. Она прекрасно лазает по веткам. При этом пользуется длинным пушистым хвостом как рулём. Хвост также служит белке отличной грелкой в зимние холода. Зимой шубка серая, а летом рыжая. Кормится белка семечками ели или сосны, орехами, желудями, ягодами, грибами. Запасая пищу на зиму белка делает много кладовых: если один тайник пропадёт, остальные останутся в целости.
«Лось»: Лось крупное животное. На ногах у него есть копыта, а на голове большие рога, которые похожи на ветки деревьев. Мех у лося очень тёплый, поэтому ему не холодно зимой. Кушает лось мох, ягоды, грибы, траву, и листья. В лесу у лося много друзей - мышки, зайчики, лисички, белочки. Есть и враг – это волк.
-Ну, вот, ребята, не заметили мы, как на прогулке в лесу побывали и на телевидении выступили! Молодцы! О чём новом узнали во время путешествия?
По окончании занятия оформляется выставка творческих рисунков детей «Мир животных».
Занятие 19.
Аналогичное занятие (по 17) по теме «Домашние жовотные»
Занятие 19 Конспект по познавательному развит (интегрированное занятие)
Тема: «Транспорт»
(обучение грамоте, элементы графики, элементы подвижных игр)
Цель: Расширять представление о различных видах транспорта.
Образовательная задача: Учить воспринимать стихотворение, развивать поэтический слух, подбирать и писать слова, подходящие по смыслу.
Развивающая задача: Учить рисовать прямые и округлые линии.
Воспитательная задача: Формировать интерес к чтению, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Материалы к занятию: иллюстрации транспорта, листы – задания для детей, образцы для графической работы.
Ход занятия:
Чтение стихотворения С. Михалкова «От кареты до ракет».
Скажите, ребята, на чем сначала ездили люди? (на карете).
А сейчас? (сел в машину человек).
Какой транспорт еще появился? (паровоз, пароход, самолеты)
«Загадки и отгадки». Отгадать загадки и обвести на листе – задании отгадки. Дети работают на листах - заданиях.
Он в безбрежном океане Не летает, не жужжит
Туч касается крылом Жук по улице жужжит
Развернется под лучами И горит в глазах жука
Отливает серебром. Два блестящих огонька.
(Самолет) (Автобус, автомобиль)
Сколько слогов в слове транспорт? (Два)
Сколько в слове ТРАНСПОРТ букв, звуков? (девять букв и девять звуков)
«Читай, подсказывай, пиши» (задание на доске)
Прочитать стихотворение, подсказать слово в конце, написать его.
- к какому виду транспорта относится трамвай? (наземному, пассажирскому).
К какому виду транспорта относится пароход? (К водному).
К какому виду транспорта относится вертолет? (К воздушному)
Какой вид транспорта знаете еще? (Наземный)
Графическая работа.
Нарисовать вагончики, как показано на рисунке.
На какую геометрическую фигуру похожи вагончики? (На прямоугольник). Окошки? (На квадрат). Колеса? (На круг).
Оригами Автобус, самолёт, поезд (по выбору ребёнка).
Занятие 20. Математика+Ознакомление с окружающим+развитие речи
Цель:
1. продолжать учить детей соотносить образы диких животных с условными обозначениями и составлять модели;
2. закрепить названия диких животных и их детенышей;
3. развивать наглядно-образное мышление, слуховое внимание, связную речь;
4. формировать интерес к родной природе;
5. воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.
Материалы и пособия: конверт с письмом от Лесовичка, приглашения для лесных жителей, мячик, три цветных ленты для дорожек, широкая и узкая доски, две корзины, шишки большие и маленькие, заместители для составления схем, кукла Сорока.
- Ребята, да тут письмо! Как вы думаете для кого же оно?
Дети: Для нас!
-Правильно! Давайте прочтем его! Читает письмо
Здравствуйте, дети. Со мной случилась беда! Мы с зайцами играли в пятнашки, бегали по лужам. Я промочил ноги, у меня высокая температура. Поэтому я не могу выполнить срочное поручение Весны. Она попросила меня разнести приглашения на праздник для лесных жителей. Помогите мне, пожалуйста! Лесовичок.
-Ребята, а как вы думаете, что случилось с Лесовичком?
Дети: Он бегал по лужам, промочил ноги и заболел!
-И что же теперь делать?
Дети: Принять лекарства!
-Вы знаете, для больного доброе слово и дружеская поддержка помогают не хуже лекарства! А вы бы не хотели помочь Лесовичку разнести приглашения?!
Дети: Поможем!
-Отлично! Но как же мы узнаем для кого эти приглашения?
Дети: Посмотрим адрес!
- Здесь нарисовано дерево! Значит, где живут эти животные?
Дети: В лесу!
-А на конверте еще и кружки. Они разного цвета. А чтобы мы не ошиблись здесь еще и загадки, отгадав которые, мы все и узнаем.
Он в берлоге спит зимой
Под большушею сосной
А когда придет весна
Просыпается от сна!
Дети: Это медведь!
-Верно! А где конверт для медведя, как вы думаете?
Дети: На котором коричневый круг!
- А почему вы так решили?
Выслушать ответы детей
- Слушайте следующую загадку.
Хожу в пушистой шубе
Живу в густом лесу
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу!
Кто же это может быть?
Дети: Белочка!
- Как ты думаешь, какое приглашение для белочки?
Ребенок: Конверт, на котором серый круг.
- Молодец! Ты меня порадовала!
У нас есть еще одно приглашение.
Читает загадку
Хвост пушистый,
Мех золотистый
В норе живет,
В деревне кур крадет!
Дети: Лиса!
-Вы удивительно догадливы! Конечно это лиса! И какого же цвета кружок на конверте для лисоньки!
Дети: Оранжевого!
-Я Вами просто горжусь! А кто нам скажет, где живут звери, которым надо доставить приглашения?
Дети: В лесу!
- Но как же мы туда попадем?! Я вижу три дорожки и все они разного цвета! ….., какого цвета первая дорожка?
ребёнок: Красная!
- А …. нам всем назовет цвет второй дорожки.
ребёнок: Синяя!
-А какого же цвета третья дорожка?
Дети: Желтая!
-Молодцы! Но по какой же нам пойти? Вы не знаете?!
Появляется Сорока (кукла)
Сорока: Говорят, что я трещу
Ни минуты не молчу
Но нельзя мне замолчать
Я секрет должна сказать!
Я совсем – совсем случайно
Вдруг узнала эту тайну!
В группе есть у вас дорожки
Но они сек-рет-ные!
Три похожие дорожки,
Только разноцветные.
Видите вы шарик этот!
Он же с тем знаком секретом!
Вы подумайте немножко
И подскажет шарик мой
По какой идти дорожке
Красной? Желтой? Голубой?
Шарик оставляю вам,
В лес пора мне по делам!
Сорока «улетает»
-Ну вот, улетела! Что же нам с этим шариком делать, как дорожку отыскать?
Дети: Шарик зеленого цвета, значит, мы должны идти по зеленой дорожке!
- Какие вы умные! Быстро догадались! Тогда в путь!
Дети проходят друг за другом по зеленой дорожке.
-Вот мы и пришли в лес! Посмотрите, вокруг много деревьев! Они такие разные и высокие, и низкие! Покажите мне, ребята, какие бывают деревья.
Дети показывают высокие и низкие деревья.
- Лес – дом для диких животных! И мы сейчас у них в гостях, поэтому надо вести себя тихо и спокойно, чтобы не нарушить покой лесных жителей!
Педагог обращает внимание детей на берлогу.
- Ой, интересно, а чей это дом, как вы думаете?
Дети: это дом медведя!
-А как называется дом медведя?
Дети: Берлога!
- А вот и почтовый ящик! И на нем есть кружек такого цвета как на приглашениях. Только их три и они разного размера. Какой это, Нина? (указывает на первый кружок)
ребёнок: Большой!
-А этот? (указывает на второй кружок)
ребёнок: Поменьше!
-А этот? (указывает на третий кружок)
ребёнок: Маленький!
-Как вы думаете, дети, что это может означать?
Дети: Там живут три медведя. Большой кружочек – это папа медведь, поменьше – мама медведице, а маленький – медвежонок!
-Вы действительно правы! Здесь живет целая медвежья семья! Давайте положим приглашение в почтовый ящик и пойдем дальше!
Дети собираются идти дальше, но у них на пути ручеек.
-ребята, нам дорогу преградил первый звонкий весенний ручеек! Как же нам быть!
Дети: Перейти по мостику!
-И правда! Рядом два мостика. Один широкий, другой – узкий. По какой же нам лучше пройти?
Дети: По широкому!
- А почему?
Дети: Потому, что с узкого можно упасть, промочить ноги и заболеть!
Дети переходят по мостику дальше.
- Все ли здесь, ни кого не потеряли? Какие вы ловкие! Молодцы! Смотрите, тут кто-то живет! Вот домик, а рядом почтовый ящик. Давайте посмотрим что на нем нарисовано.
Дети: Оранжевые кружки.
-А есть ли у нас конверт с таким адресом?
Дети: Вот он!
- А вы не помните, для кого это приглашение?
Дети: Для лисы!
-Значит кто здесь живет?
Дети: Лиса!
- А как называется дом для лисы?
Дети: Нора!
- Дети, как вы думаете, а здесь живет одна лиса или нет?
Дети: (показывая на кружочки) Нет! здесь живет папа – лис, мама – лиса и два лисенка.
- Оля, сколько лисят тут живут?
Оля: Два лисенка!
-Ну что, кладем приглашение в почтовый ящик и снова в путь!
Дети подходят к большому дереву, под которым разбросаны шишки маленькие и большие.
- ребята, смотрите сколько шишек. Надо нам ступать осторожно, иначе модно упасть и пораниться! А давайте их соберем в корзиночки. В большую корзину будем собирать большие шишки, а маленькие – в маленькую.
Дети собирают шишки.
-Как чисто стало на полянке. (показывая на большую корзинку) А какие шишки у нас лежат здесь?
Дети: Большие!
- (показывая на другую корзину) А в этой?
Дети: Маленькие!
-Ребята, как вы думаете, каких шишек больше?
Дети: Больших!
- А маленьких?
Дети: Меньше!
- Дети, напомните мне, пожалуйста, для кого у нас последнее приглашение.
Дети: Для белки!
-А где живет белка?
Дети: В дупле?
- А где находится дупло?
Дети: На дереве!
-Давайте его все вместе поищем!
Дети ищут дерево с дуплом
Дети: Вот оно!
-А вот и почтовый ящик. Сейчас проверим, не ошиблись ли мы.
Дети сравнивают кружочки на приглашении и на почтовом ящике
Дети: Мы не ошиблись! На конверте серый кружок и на ящике тоже, только их тут много.
-Что же они обозначают, как вы думаете?
Дети: Это значит, что здесь живет много белок.
- Да, правильно. Здесь живет беличья семья. Ульяна, что обозначает большой кружок?
Ребёнок: Папу – белку
-А маму – белку какой кружочек обозначает, Инна?
ребёнок: Кружок поменьше.
-Правильно. Молодец! ….., а маленький кружочек – это кто?
ребёнок: Бельчонок!
-Умница!
Воспитатель: Кладем конверт в ящик! Вот мы и разнесли все приглашения, теперь пора нам возвращаться.
Дети садятся за столы.
-Дети, мы выполнили с вами просьбу Лесовичка?
Дети: Да
-А как мы можем ему сообщить об этом?
Дети: Написать письмо!
-Я предлагаю рассказать Лесовичку о нашем путешествии в лес. И помогут нам вот эти кружочки
Дети составляют модель своего путешествия из кружочков и полос (заместителей) индивидуально.
Все детские «письма» запечатываются в конверт.
-Вечером я обязательно схожу на почту и отправлю Лесовичку ваши письма. Думаю, что он прочтет его, обрадуется. От таких хороших вестей он быстро выздоровеет и опять придет к нам с новыми интересными историями о лесе и его жителях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная развивающая программа для детей дошкольного возраста «РАЗВИВАЙКА» (нетрадиционные техники рисования)
В программе отражены нетрадиционные техники рисования, с помощью которых развивается мелкая моторика и зрительно-моторная координация что способствует развитию специальных умений и навыков, подготавли...
Развивающая программа для детей 4-5 лет по формированию навыков общения
Собственные педагогические наработки...
Летняя комплексная коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Поиграй-ка!»
Программа является комплексной, т.к. имеет широкий спектр и разноплановость воздействия, но при таком разнообразном типе задач все упражнения проводятся в виде игровых действий и не являются сложными ...
Дополнительная образовательная программа для детей 7-го года жизни познавательной направленности «Робототехника LEGO WeDo»
Настоящая программа предлагает использование конструкторов нового поколения: LEGO WeDo, как инструмента для обучения детей конструированию и моделированию и носит практико - ориентированный характер. ...
Дополнительная развивающая программа художественной направленности "Творец красоты" (для детей 6-7 лет)
Творческий потенциал человека безграничен. Нужно только дать ему верное направление. А детская фантазия поможет нам, взрослым, по-новому взглянуть на мир.В связи с этим всѐ большее внимание уделяется ...
Развитие свободной самостоятельной детской деятельности через формирование активного познавательного интереса детей к окружающему миру и творчеству
Наша задача – дать детям неограниченные возможности в жизни, которые достигаются лишь открыванием всевозможных дверей в мире, всевозможных горизонтов. И осуществление этой цели определяется тем,...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР художественной направленности «Необычное в обычном» (32 часов)
Пояснительная записка Программа «Необычное в обычном» разработана согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного о...