Конспект занятия для детей старшей группы ( образовательная область " Чтение художественной литературы") Тема: " Пересказ тувинской народной сказки "Как верблюд стал некрасивым"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Данное занятие учит детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему, воспитывает интерес к устному тувинскому народному творчеству. Произведение народного творчества, а именно, сказка развивает в детях нравственные понятия и служит средством патриотического воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 36 «НАЙЫРАЛ» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
г. КЫЗЫЛ РЕСПУБЛИКА ТЫВА
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
(образовательная область «Чтение художественной литературы»)
Тема: «Пересказ тувинской народной сказки «Как верблюд стал некрасивым »
Подготовили воспитатели
1 квалификационной категории:
Старавойтова Елена Анатольевна,
Лунегова Надежда Викторовна
Тема: «Пересказ тувинской народной сказки «Как верблюд стал некрасивым»
(старшая группа)
Цель:
- учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему;
- учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова;
- учить использовать в речи слова с противоположенным значением (большой – маленький; сильный - слабый.);
- воспитывать интерес к устному тувинскому народному творчеству;
- воспитывать умение слушать сказку, оценивать поступки героев;
- расширить представления детей о верблюде, его внешнем виде, прививать любовь к животным;
- активизировать словарь детей.
Материал: книга, иллюстрации к сказке, картина из серии «Домашние животные. Верблюд», магнитофон с записью мелодии для исполнения песни, фотографии: степь, марал, тайга.
Словарь: степь, марал, тайга, могучие рога.
Методические приемы: беседа, вопросы, напоминание, работа со схемой, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадки.
Ход занятия.
1 часть
-Ребята, я загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать. Отгадав, вы узнаете, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.
Не старик он – а горбат,
Не овца - а шерсти клад.
И силен, и терпелив.
По душе ему пустыни,
Там живет, где зреют дыни.
(Верблюд)
- Почему вы думаете, что это верблюд?
Д: Потому что у верблюда есть горбы и живет он в пустыне.
На стенд выставляю картину «Верблюдица с верблюжонком»
- Посмотрите на картину. Кто это?
Д: верблюд с верблюжонком.
- Как можно назвать ласково верблюжонка?
Д: верблюдик, верблюжонок, верблюжоночек, …
- Как можно сказать про верблюжонка, какой он?
Д: Рыженький, лохматый…..
- Верблюжонок маленький, а верблюд… - большой.
- Верблюд большой, сильный. А верблюжонок?
Д: маленький, слабый…
Да, ребята, верблюжонок еще слабый. А когда подрастет, то будет …сильный.
Верблюжонок вырастет и станет красивым и сильным животным.
2 часть
- Сегодня я хочу вам рассказать тувинскую народную сказку «Как верблюд стал некрасивым»
Рассказываю сказку (используя фланелеграф).
КАК ВЕРБЛЮД СТАЛ НЕКРАСИВЫМ
(тувинская народная сказка)
Говорят, когда-то давно верблюд был са мым красивым животным. У него был пышный длинный хвост и красивые могу чие рога.
Однажды он подошел напиться к реке и повстречал марала.
- Я иду на праздник, одолжи мне твои рога, братец! - попросил марал.
Верблюд согласился и остался ждать его на берегу.
B тот же день встретился ему конь и попро сил:
- Я иду на праздник, одолжи мне твой хвост, братец!
Верблюд опять согласился и остался ждать его на берегу.
Марал и конь ускакали. Верблюд в ожидании целый день пил воду и глядел на дорогу. Но ни коня, ни марала не было видно. Марал обманул верблюда, ускакал в тайгу и пе рестал выходить в степь. Чужие рога навсегда прижились y него.
Конь, который обманом взял хвост, пугливо убегает прочь, едва завидит верблюда.
A верблюд c тех пор стал самым некрасивым и сердитым животным.
- Понравилась вам сказка? Вы запомнили как она называется?
- Про кого говорится в этой сказке?
- Каким был верблюд в давние времена?
Д: верблюд был красивым, у него были могучие рога и пушистый длинный хвост.
- Куда однажды пришел верблюд?
Д: Он пришел к реке.
- Кого он там повстречал?
Д: Марала.
- О чем попросил марал верблюда?
Д: Одолжи мне свои рога.
- С кем еще повстречался верблюд на берегу?
Д: Верблюд повстречал коня.
- Что попросил конь у верблюда?
Д: Он попросил хвост.
- Что делал верблюд в ожидании коня и марала?
Д: Он пил воду и глядел на дорогу.
- Почему марал перестал выходить из леса?
- Почему конь, увидев верблюда убегает прочь?
- А что произошло с верблюдом?
Д: Он стал некрасивым.
- Как вы думаете хорошо поступили конь и марал?
Как вы понимаете слово степь?
Степь - это большое безлесное, ровное пространство с травянистой растительностью.
-А марал? Это большой благородный олень (показ иллюстрации).
- А что такое тайга? (Это густой лес, где растет очень много деревьев в нем всегда сыро и мрачно).
- А сейчас я вам еще раз расскажу сказку, а вы постарайтесь ее запомнить, потому что потом вы будете пересказывать эту сказку. Чтобы вам было легче пересказывать, я приготовила для вас карточку – подсказку. Я буду рассказывать сказку, а вы внимательно слушайте и смотрите на карточку.
Повторное рассказывание сказки воспитателем.
- Перед тем как начать пересказывать сказку давайте встанем и отдохнем.
Выполним упражнение
«Быстро встаньте, улыбнитесь»
Выполняются движения по тексту:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, ниже, потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленями коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали.
- Отдохнули, давайте дальше продолжать наше занятие.
После повторного рассказывания предлагаю детям пересказать сказку. (Начинает самый сильный ребенок или по желанию).
- Скажите, чей пересказ вам понравился больше всего и почему?
Д: Мне понравился рассказ Маши, потому что он был полным и эмоциональным.
- А тебе Айдыс, чья сказка понравилась?
- Как вы думаете, какой верблюд грустный или веселый?
Д: Грустный.
- А почему?
Д: Потому что марал и конь обманули его и забрали у него хвост и рога.
Чтобы ему не было грустно давайте споем ему веселую песенку, которую мы учили на музыкальном занятии.
(Включаю магнитофон и дети исполняют песенку)
Интересно прокатиться
На коне и на слоне!
Но удобнее сидится
У верблюда на спине!
С виду горд и непреклонен,
Он на деле не таков!
По натуре он тихоня
И добряк из добряков!
У кого возможность будет
Съездить в жаркие края
Прокатиться на верблюде!
Право здорово друзья.
(С. Баруздин)
Итог: Вам понравилось наше занятие?
А что понравилось больше всего?
Как называется сказка, которую мы пересказывали?
Используемые материалы:
1. «Тувинские народные сказки», М.: Детская литература, 1984 г. – 112 с. Пересказ и литературная обработка для детей М. Хадаханэ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка» с применением условных заменителей».
Развитие творческой активности, артистической способности, двигательного моделирования у детей 4-5 лет. Обучение пересказу...
Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»
В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям средней группы детского сада....
Конспект занятия для детей старшей группы (образовательная область «Коммуникация») Тема: «Путешествие в страну умных игр» (по лексической теме «Домашние животные»)
Конспект занятия для детей старшей группы(образовательная область «Коммуникация») Тема: «Путешествие в страну умных игр»(по лексической теме «Домашние животные»)...
Конспект занятия с детьми старшего возраста. Образовательная область «Чтение художественной литературы» (с элементами экспериментальной деятельности).
Тема:«Исследуем свойства воды»Задачи:Закрепить представления детей о свойствах воды, снега, льда.Расширить представления о свойствах воды.Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать...
Конспект познавательного занятия в средней группе. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Тема «Золотой луг» (по Пришвину)
Конспект познавательного занятия в средней группе.Образовательная область «Чтение художественной литературы».Тема «Золотой луг» (по Пришвину)...
Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе. Образовательная область « Чтение художественной литературы». По мотивам произведения С.Я. Маршака «Кошкин дом».
Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе.Образовательная область « Чтение художественной литературы».По мотивам произведения С.Я. Маршака «Кошк...