Конспект занятия для детей старшей группы ( образовательная область " Чтение художественной литературы") Тема: " Пересказ тувинской народной сказки "Как верблюд стал некрасивым"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Лунегова Надежда Викторовна

Данное занятие учит детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему, воспитывает интерес к устному тувинскому народному творчеству. Произведение народного творчества, а именно, сказка развивает в детях нравственные понятия и служит средством патриотического воспитания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕТСКИЙ САД № 36 «НАЙЫРАЛ»  КОМБИНИРОВАННОГО                          ВИДА

 г. КЫЗЫЛ  РЕСПУБЛИКА ТЫВА

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

(образовательная область «Чтение художественной литературы»)

   Тема: «Пересказ тувинской народной сказки «Как верблюд стал некрасивым »

 

Подготовили воспитатели

1 квалификационной категории:

Старавойтова Елена Анатольевна,

Лунегова Надежда Викторовна

Тема: «Пересказ тувинской народной сказки «Как верблюд стал некрасивым»

 (старшая группа)

Цель: 

  1. учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему;
  2. учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова;
  3. учить использовать в речи слова с противоположенным значением (большой – маленький; сильный - слабый.);
  4. воспитывать интерес к устному тувинскому народному творчеству;
  5. воспитывать умение слушать сказку, оценивать поступки героев;
  6. расширить представления детей о верблюде, его внешнем виде,  прививать любовь к животным;
  7. активизировать словарь детей.

Материал: книга, иллюстрации к сказке, картина из серии «Домашние животные. Верблюд», магнитофон с записью мелодии для исполнения песни, фотографии: степь, марал, тайга.

Словарь: степь, марал, тайга, могучие рога.

Методические приемы: беседа, вопросы, напоминание, работа со схемой, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадки.

                            Ход занятия.

1 часть

-Ребята, я   загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать. Отгадав, вы узнаете, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.

                     Не старик он – а горбат,

                     Не овца - а шерсти клад.

                     И силен, и терпелив.

                     По душе ему пустыни,

                     Там живет, где зреют дыни.

                                                                         (Верблюд)

- Почему вы думаете, что это верблюд?

Д: Потому что у верблюда есть горбы и живет он в пустыне.

На стенд выставляю картину «Верблюдица с верблюжонком»

- Посмотрите на картину. Кто это?

Д: верблюд с верблюжонком.

- Как можно назвать ласково верблюжонка?

Д: верблюдик, верблюжонок, верблюжоночек, …

- Как можно сказать про верблюжонка, какой он?

Д:  Рыженький, лохматый…..

- Верблюжонок маленький, а верблюд… - большой.

- Верблюд большой, сильный. А верблюжонок?

Д: маленький, слабый…

Да, ребята, верблюжонок еще слабый. А когда подрастет, то будет …сильный.

 Верблюжонок вырастет и станет красивым и сильным животным.

2 часть

- Сегодня я хочу вам рассказать тувинскую народную сказку «Как верблюд стал некрасивым»

            Рассказываю сказку (используя фланелеграф).

                             КАК ВЕРБЛЮД СТАЛ НЕКРАСИВЫМ

(тувинская народная сказка)

  Говорят, когда-то давно верблюд был са мым красивым животным. У него был пышный длинный хвост и красивые могу чие рога.

  Однажды он подошел напиться к реке и повстречал марала.

- Я иду на праздник, одолжи мне твои рога, братец! - попросил марал.

 Верблюд согласился и остался ждать его на берегу.

 B тот же день встретился ему конь и попро сил:

- Я иду на праздник, одолжи мне твой хвост, братец!

 Верблюд опять согласился и остался ждать его на берегу.

 Марал и конь ускакали. Верблюд в ожидании целый день пил воду и глядел на дорогу. Но ни коня, ни марала не было видно. Марал обманул верблюда, ускакал в тайгу и пе рестал выходить в степь. Чужие рога навсегда прижились y него.

  Конь, который обманом взял хвост, пугливо убегает прочь, едва завидит верблюда.

   A верблюд c тех пор стал самым некрасивым и сердитым животным.

- Понравилась вам сказка?  Вы запомнили как она  называется?

- Про кого говорится в этой сказке?

- Каким был верблюд в давние времена?

Д: верблюд был красивым, у него были могучие рога и пушистый длинный хвост.  

- Куда однажды пришел верблюд?

Д: Он пришел к реке.

- Кого он там повстречал?

Д: Марала.

- О чем попросил марал верблюда?

Д: Одолжи мне свои рога.

- С кем еще повстречался верблюд на берегу?

Д: Верблюд повстречал коня.

- Что попросил конь у верблюда?

Д: Он попросил хвост.

- Что делал верблюд в ожидании коня и марала?

Д: Он пил воду и глядел на дорогу.

- Почему марал перестал выходить из леса?

- Почему конь, увидев верблюда убегает прочь?

- А что произошло с верблюдом?

Д: Он стал некрасивым.

- Как вы думаете хорошо поступили конь и марал?

Как вы понимаете слово степь?

Степь - это большое безлесное, ровное пространство с травянистой растительностью.  

-А марал? Это большой благородный олень (показ иллюстрации).  

- А что такое тайга? (Это густой лес, где растет очень много деревьев в нем всегда сыро и мрачно).  

 -  А сейчас я вам еще раз расскажу сказку, а вы постарайтесь ее запомнить, потому что потом вы будете пересказывать эту сказку. Чтобы вам было легче пересказывать, я приготовила для вас карточку – подсказку. Я буду рассказывать сказку, а вы внимательно слушайте и смотрите на карточку.

              Повторное рассказывание сказки воспитателем.

- Перед тем как начать пересказывать сказку давайте встанем и отдохнем.

Выполним упражнение

«Быстро встаньте, улыбнитесь»

Выполняются движения по тексту:

                      Быстро встаньте, улыбнитесь,

                      Выше, ниже, потянитесь.

                       Ну-ка, плечи распрямите,

                      Поднимите, опустите.

                      Влево, вправо повернитесь,

                       Рук коленями коснулись.

                      Сели - встали, сели - встали

                       И на месте побежали.

- Отдохнули, давайте дальше продолжать наше занятие.

    После повторного рассказывания предлагаю детям пересказать сказку. (Начинает самый сильный ребенок или по желанию).

 - Скажите, чей пересказ вам понравился больше всего и почему?

Д: Мне понравился рассказ Маши, потому что он был полным и эмоциональным.

- А тебе Айдыс, чья сказка понравилась?

-  Как вы думаете, какой верблюд грустный или веселый?

Д: Грустный.

- А почему?

Д: Потому что марал и конь обманули его и забрали у него хвост и рога.

              Чтобы ему не было грустно давайте споем ему веселую песенку, которую мы учили на музыкальном занятии.

     (Включаю магнитофон и дети исполняют песенку)

Интересно прокатиться

На коне и на слоне!

Но удобнее сидится

У верблюда на спине!

                С виду горд и непреклонен,

                Он на деле не таков!

                По натуре он тихоня

                И добряк из добряков!

У кого возможность будет

Съездить в жаркие края

Прокатиться на верблюде!

Право здорово друзья.

(С. Баруздин)

Итог: Вам понравилось наше занятие?

А что понравилось больше всего?

Как называется сказка, которую мы пересказывали?

Используемые материалы:

1. «Тувинские народные сказки», М.: Детская литература, 1984 г. – 112 с. Пересказ и литературная обработка для детей М. Хадаханэ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»

В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям  средней группы детского сада....

Конспект занятия для детей старшей группы (образовательная область «Коммуникация») Тема: «Путешествие в страну умных игр» (по лексической теме «Домашние животные»)

Конспект занятия для детей старшей группы(образовательная область «Коммуникация»)   Тема: «Путешествие в страну умных игр»(по лексической теме «Домашние животные»)...

Конспект занятия с детьми старшего возраста. Образовательная область «Чтение художественной литературы» (с элементами экспериментальной деятельности).

Тема:«Исследуем свойства воды»Задачи:Закрепить представления детей о свойствах воды, снега, льда.Расширить представления о свойствах воды.Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать...

Конспект познавательного занятия в средней группе. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Тема «Золотой луг» (по Пришвину)

Конспект познавательного занятия в средней группе.Образовательная область «Чтение художественной литературы».Тема «Золотой луг» (по Пришвину)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе. Образовательная область « Чтение художественной литературы». По мотивам произведения С.Я. Маршака «Кошкин дом».

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе.Образовательная область « Чтение художественной литературы».По мотивам произведения С.Я. Маршака «Кошк...