Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего возраста. «Весна идет! Весне дорогу!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Обобщать и систематизировать представления детей о признаках ранней весны, об изменениях, происходящих в живой и неживой природе; показать детям на наглядной модели причину смены времен года, развивать логическое мышление, уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить предположения и делать выводы; формировать представление о том, что опыт – один из способов познания окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей  старшего возраста.

Подготовила: воспитатель Мокрова С.В. ГБОУ СОШ детский сад «Чайка» с.Утёвка

Тема: «Весна идет! Весне дорогу!»

Цель:

- Обобщать и систематизировать представления детей о признаках ранней весны, об изменениях, происходящих в живой и неживой природе; показать детям на наглядной модели причину смены времен года, развивать логическое мышление, уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить предположения и делать выводы; формировать представление о том, что опыт – один из способов познания окружающего мира (Познавательное развитие)

 - Развивать связную речь детей, способствовать употреблению полных предложений; продолжать работу над четкостью и громкостью произнесения слов, фраз и предложений детьми; активизировать словарь детей (ранняя, март); прививать интерес к народному фольклору (загадки, стихи, поговорки, приметы) (Речевое развитие)

 - Развивать двигательные навыки, умение выполнять точные и четкие движения в соответствии с текстом (Физическое развитие) 

Оборудование и материалы:  проектор, глобус, лампа, аудиозапись с голосами птиц, снег в ведерке, вода в лейке.

 Ход деятельности:

 - Дети, послушайте загадку.

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит,

К нам пришла …(весна)

- Сегодня мы с вами поговорим об изменениях, которые происходят весной в живой и неживой природе. Весна включает 3 календарных месяца. Назовите их. (ответы детей)

 - Весну в природе называют «всеблагодатной», «всеоживляющей». Как вы это понимаете?

 - Весна бывает короткой и затяжной, ранней и поздней. А сейчас какой период весны: ранний или поздний? (ранний)

 - Погода весной переменчива. В народе говорят: «Ранняя весна что красна девица – не знаешь, то ли засмеется, то ли заплачет». Как вы понимаете такую поговорку? (ответы детей)

 

Просмотр на проекторе отрывок презентации «Весна. Март»

 - Март в народе называют «протальником», потому что от солнечных лучей снег начинает таять, и становится видно землю – проталину.

 - Снег еще долго будет лежать на холодной земле, и ледяные ветра не один раз еще напомнят, что зима хоть и ослабла, но не сдается.

 - Что сейчас происходит со снегом? (снег становится рыхлым и темным)

 

Опыт «Почему снег рыхлый?»

 

Дети подходят к столу, на котором стоит ведерко со снегом. Воспитатель потихоньку наливает из лейки в ведерко воду.

 - Дети, что происходит со снегом? (ответы детей)

 - Днем солнце пригревает, светит ярко, и снежинки на поверхности начинают таять, превращаясь в капельки воды. Они протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу остаются дырочки.

 

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте, по стене

 - Отгадайте загадку:

 Разноцветными клоками

Вата по небу плывёт.

Если в кучу соберётся,

То на землю дождик льёт.

Объясните мне, ребята,

Как зовётся эта вата?   (облака)

 

- Ребята, мы с вами на прогулке обратили внимание на то, в небе появилось много кучевых облаков. Как и откуда они образуются? (предположения детей)

 - Они появились из-за обильного таяния снега. Снег тает, превращается в воду, вода под воздействием солнца, испаряется и поднимается вверх. А в небе капельки воды собираются вместе в кучу, образуя облака.

 

Дидактическая игра «На что похоже облако?»

 - Давайте подойдем к окну и немного пофантазируем.

 - Ребята, а с солнцем какие-нибудь изменения происходят? (оно стало светить ярче и теплее, солнце пригревает)

- Почему же так происходит? Оказывается, весной наша планета находится ближе к солнцу. Давайте проведем еще один опыт.

 

Опыт «Почему происходит смена времен года?». Дети подходят к столу с лампой и глобусом.

 - Представьте, что лампа – это Солнце. Потрогайте ту сторону глобуса, куда попадал свет лампы. Что чувствуете? (эта сторона теплая, прогретая солнцем). Что это значит?

 - Земля все время вращается вокруг Солнца. Если в Южной Америке сейчас тепло, что мы и почувствовали, то на обратно стороне Земли( будет холодно, п.ч. солнечных лучей мало доходит).

 - Чтобы весна пришла быстрее, дети зовут её и играют в «Веснянку». Давайте и мы поиграем.

 Подвижная игра «Веснянка».

 

Солнышко, солнышко  (идут по кругу, взявшись за руки)

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (бегут по кругу)

Прилетели сто грачей («летят» по кругу)

А сугробы тают, тают,(приседают)

А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки верх)

Дети садятся на стульчики.

 

- Теперь мы поговорим о живой о природе. Кого можно отнести к живой природе? (предположения детей)

 - Что происходит с птицами (они чувствуют приближение весны, начинают громко петь, строят гнезда для птенцов)

 - Гонцы весны – грачи. Они появляются в начале марта. Говорят, что «грачи весну расклевали». Грачи очень полезны. Чем?  (Поедают вредных насекомых и их личинок).

 - За грачами прилетают скворцы. Главная забота скворцов – жильё. Мы можем им помочь. Как? (Построить и развесить скворечники.)

 - В конце марта прилетают жаворонки.  Гнёзда жаворонки делают на земле. Поёт эта птица лишь весной, а потом – забота о птенцах.

 

Игра «Расставь птиц» (грач, скворец, жаворонок).

 - Первыми прилетают всеядные и зерноядные птицы, потом насекомоядные.   - После хищные и самые последние водоплавающие птицы.

 - Птицы образуют пары, вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают их.

 - Есть такая примета: если птицы строят, вьют гнезда на солнечной стороне, значит лето будет холодное.

 

Дидактическая игра «Узнай птицу по голосу» (аудиозапись)

 

Проводится итог НОД:

 Какая примета весны самая главная, от какой приметы зависят все остальные?

Какая весна в марте?

Какие птицы прилетают первые, какие последние?

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового мероприятия непосредственно - образовательной деятельности "Познание" целостная картина мира. Тема: "Весна идёт, весне дорогу"

Итоговое мероприятие НОД. Познание: целостная картина мира (средняя группа).  Программное содержание: закреплять с детьми характерные признаки весны.  Продолжать знакомить детей с литер...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе «Идет весна - красавица!»

План – конспект непосредственно образовательной деятельностиво второй младшей группе «Идет весна - красавица!» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познават...

Конспект непрерывной образовательной деятельности "В гости к нам идет Весна"

НОД для детей старшей группы по рисованию с элементами лепки....

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми 3–4 лет «Весна идет — весне дорогу!»

Занятие проводила участвуя в конкурсе "Мы-молодые"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24674709","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"...