Использование средств изодеятельности в формировании грамматической правильной речи дошкольников с ОНР
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

система работы включает концепцию деятельности, научный аппарат, инновационные подходы в проведении занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_materialy_bogachevoy.docx33.8 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Введение.

Я работаю в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи в течение 12 лет.  В группе воспитываются и обучаются дети с такими сложными речевыми диагнозами как: дизартрия, алалия, дислалия и др. У детей с общим недоразвитием речи страдают все средства речи: звукопроизношение, лексика, грамматика, связная речь. Поэтому коррекционный процесс носит комплексный характер. Коррекционное обучение, преодоление дефектов речи красной нитью проходит через все режимные моменты и осуществляется во всех видах деятельности. Однако, возможности по развитию и коррекции речи детей на занятиях по изобразительной деятельности, на мой взгляд, использовались не полностью. Я заметила, что дети чаще рисуют молча, не могут прокомментировать свои действия, не анализируют результаты своей деятельности, с трудом строят предложения для объяснения сюжета рисунка.

   На занятиях по изобразительной деятельности у воспитанников активизируются все анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный). Это обстоятельство я и использовала для коррекционной работы.

1.2 Проблемы

Неполноценная речевая деятельность  у детей с ОНР отражается на формировании сенсорной, интеллектуальной и моторной сферы детей. Для таких воспитанников характерно и отставание в развитии наглядно-образного мышления. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в плохой координации сложных движений, снижении скорости и ловкости выполнения упражнений. Причинами служат особенности протекания у этих детей психических процессов (замедление темпа и сужение поля восприятия, неустойчивость внимания). Работа по коррекции речи проводится в зависимости от степени выраженности нарушения.

1.3 Последствия

Мы, воспитатели, часто слышим упреки в свой адрес от учителей начальной школы из-за качества подготовки детей к школе. Достаточно серьезные требования предъявляет школа к подготовке руки к письму, к развитию творческого компонента личности ребенка. Дети со сложными речевыми диагнозами требуют наиболее тщательной работы по их подготовке. Иначе проблемы, возникающие у детей, станут препятствием к успешному обучению в школе. Если логопедизация процесса обучения недостаточно полноценная, речь детей не будет обеспечивать коммуникативную функцию, а в ряде случаев не будет являться регулятором поведения детей. Несформированность качественно полноценной речи отрицательно повлияет на усвоение не только норм письменной речи и чтение в школе, но может вызвать и вторичное нарушение психики и свойств личности ребенка.

1.4 Ключевая проблема

Таким образом, ключевая проблема, которую мы хотим решить в ходе реализации своего проекта – с помощью изобразительной деятельности подготовить фундамент к овладению всеми средствами языковой системы и сформировать коммуникативную направленность речи.

1.5 Опыт решения сходных проблем

Проанализировав работы Мироновой С.А. Гаркуши, Филичевой Т.Б. Волковой Г.А., Ковшикова В.А. и др. я выяснила, что проблема развития речи на занятиях по продуктивной деятельности волнует многих ученых, логопедов, психологов и педагогов. Отмечено, что серьезную проблему представляет несформированность зрительно-пространственных ориентировок, трудность в понимании сложных грамматических конструкций, установление причинно-следственных связей. Ученые доказали, что у детей с ОНР помимо формирования моторно-речевых навыков параллельно развиваются и психические процессы. Наибольшие трудности у детей вызывает выполнение движений по словесной инструкции. Дети забывают сложные инструкции (3-х – 4-х ступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий.

1.6 Актуальность

Проблема обучения детей с ОНР рисованию и развития речи в ходе занятий по изобразительной деятельности по - прежнему не потеряла своей актуальности. Это объясняется тем, что в последнее десятилетие возросло количество детей, имеющих наряду с недоразвитием речи, грубые моторные и психические нарушения, проявляющиеся в замедленном формировании моторных функций, в нестабильности процессов возбуждения и торможения, в плохой координации, неточности дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Проблема формирования моторных навыков и творческой активности имеет большое значение в качественном усвоении языковых навыков ребенка.

2. Концепция деятельности.

Перед началом нашей работы, мы выдвинули следующую гипотезу:

в процессе разнообразной изобразительной деятельности у детей активно развивается мелкая моторика и успешнее происходит развитие речи.

Целью нашего исследования является определение методов и форм работ для успешного формирования лексико-грамматических средств языковой системы у детей старшего возраста в процессе изобразительной деятельности.

На сегодняшний день очень мало исследований, рекомендаций, пособий, которые ориентированы на дидактику развивающего обучения в условиях коррекционной группы, ведущими принципами которой являются принцип доступности, принцип учета психо-речевых нарушений, принцип развития.

Перед нами остро встал вопрос: как наиболее эффективно организовать учебно-воспитательный процесс, используя все виды детской деятельности для коррекции речевых недостатков.

Анализу возможностей и способов решения данных проблем мы посвятили свою работу.

Задачи

  1. Проанализировать и обобщить литературу по теме данной работы.
  2. Провести исследования уровня речевых, моторных, зрительно-пространственных навыков  у детей старшего детского возраста.
  3. Разработать разнообразные формы организации продуктивной деятельности, направленные на формирование зрительных, слуховых, моторных, пространственных и речевых навыков, а также на развитие творческой личности ребенка.
  4. Развивать художественно-эстетический вкус детей;
  5. С помощью изобразительной деятельности способствовать развитию мелкой моторики детей  - залога успешной подготовки руки к письму.

Критерии оценки

В качестве критериев оценки мы выбрали следующие:

- умение составлять текст из 5 – 6 предложений по своему рисунку;

- умение подобрать синонимы к 5 словам;

- умение подобрать 3 - 4 слова-признака к каждому из 2-х существительных;

- умение придумать окончание к тексту из 3 – 4 предложений;

- умение подобрать 4 – 5 слов, противоположных по смыслу предложенным;

- качество выполнения графического рисунка-узора, напоминающего элементы букв.

Модель деятельности

Основные цели, поставленные нами, мы решаем по следующим направлениям:

Образовательная деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

1. Речевая работа на занятиях по изобразительной деятельности.

2.Упражнения на развитие мелкой моторики.

3.Занятия-экскурсии в областной картинной галерее.

4. Наблюдения на прогулках.

1.Развивающие игры.

2. Рассматривание картин и иллюстраций картин художников.

3. Организация выставок детских работ (персональных и групповых).

4. Изготовление подарков-рисунков для родителей и детей младших групп.

5. Создание коллективных творческих работ.

Свободная изобразительная деятельность в уголке творчества.

1. Консультации для  родителей.

2. Организация выставок совместного творчества родителей и детей.

3. Дни открытых дверей.

График выполнения работ

Планируется проводить занятия в соответствии с изучаемыми темами по развитию речи во время учебного процесса.

Целевые группы

Предполагается проводить занятия со всеми детьми, но особое внимание уделяется старшим дошкольникам редко посещающими детский сад по болезни, а также имеющими трудности в обучении.

Ресурсное обеспечение

Для реализации нашего проекта мы создали в группе уголок творчества детей. Здесь для детей представлены разнообразные изобразительные средства и материалы. При активной помощи родителей созданы альбомы с образцами народно-прикладного искусства, а также с репродукциями картин известных художников.

Факторы, способствующие и препятствующие реализации проекта

Современная педагогика направлена на целостное гармоничное воспитание человека. Такое воспитание одинаково заботится о развитии познания и творчества, слова и дела, ума и характера, не допуская перегибов в какую – либо сторону. Мы, в нашей работе постарались грамотно соотнести коррекционную работу по преодолению речевых недостатков детей и развитию их творческих способностей.

 Факторами,  способствующими реализации нашего проекта, стали:

- насыщенная предметно-развивающая среда, созданная в группе силами воспитателей при активной помощи родителей;

- осуществление тесной взаимосвязи логопеда с воспитателями группы;

- организация занятий в областной  картинной галерее по программе «Здравствуй, музей»;

- активная помощь воспитателя по изодеятельности, работающего в массовых группах ДОУ;

Фактором, препятствующим реализации проекта, стало

- большое количество пропусков детьми по болезни, вследствие их ослабленного здоровья.

4. Описание сущности опыта.

Проанализировав результаты диагностического обследования детей, я пришла к выводу о необходимости целенаправленной работы по развитию речи в изобразительной деятельности, поскольку на этих занятиях у детей активизируются все анализаторы.

Перед началом каждого продуктивного занятия, я обязательно провожу серьезную подготовительную работу. Если детям предстоит рисовать пейзаж, я провожу наблюдения на прогулке за небом, деревьями, травой или снегом в зависимости от времени года. Обращаю внимание детей, на то, что в разную погоду меняются оттенки неба, снега и других объектов наблюдения. Стараюсь обязательно вести с детьми диалог, который бы способствовал одновременно развитию речи детей и воображения. Например, спрашиваю: «На что по – вашему похоже это дерево, этот куст или это облако? Добиваюсь, чтобы ответы детей были разными, интересными и в то же время грамотными. Обращаю внимание и на звукопроизношение. Трудные слова повторяем медленно, по слогам. На более позднем этапе предлагаю детям сочинить сказку или рассказ о каком-нибудь живом объекте, находящемся на территории нашего детского сада. Особенно интересны высказывания детей о зимних деревьях и кустах, так как под снегом  они принимают причудливые формы, что позволяет детям проявить свою фантазию, творчество.

Подготовительную работу продолжаю в группе, в совместной деятельности с детьми. Мы рассматриваем иллюстрации картин разных художников. Попутно определяем жанр произведения. Обязательно веду работу по обогащению словаря детей. Прошу описать предметы, изображенные художником, знакомлю детей с новыми для них словами.  Дети с удовольствием включаются в игру по подбору слов – признаков какого- либо предмета, объекта картины. Применение речевых игр во время подготовительной работы к продуктивному занятию дает положительные результаты.

Развитию речи детей способствуют экскурсии – занятия в областной картинной галерее. Тесное сотрудничество с этим культурным учреждением позволяет мне не только познакомить детей с настоящими произведениями искусства, но и обогатить словарь детей такими словами как: экспозиция, экскурсовод, смотритель, живопись, искусство и многими другими. Дети попадают в атмосферу творчества и истории, с помощью опытных экскурсоводов знакомятся с разнообразными изобразительными средствами, которые использовали художники для создания своих полотен. Дети узнают о творческой судьбе художников, об истории создания картин, учатся ориентироваться в жанрах изобразительного искусства. Одним их важнейших итогов нашего сотрудничества с галереей, я считаю то, что в конце года на итоговом занятии, дети имеют возможность выступить перед своими родителями в роли экскурсоводов. Сколько гордости испытывает ребенок, открывая взрослому секреты или интересные факты ранее ему неизвестные! Здесь отрабатывается умение вести диалог и монолог, тренируется память и воображение. После каждого занятия в галерее, у детей появляется стимул, эмоциональный подъем и они с удовольствием занимаются самостоятельной изобразительной деятельностью.

На занятиях по изодеятельности веду кропотливую, но очень важную работу по речевому развитию детей. Эта работа постепенно усложняется, способствуя коррекции речевых недостатков детей, помогая каждому ребенку подняться на новую ступеньку своего развития.

Любая деятельность, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Рисование красками, карандашами, мелками – это не только сенсорно-двигательные упражнения, но и деятельность, которая отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствующая проявлению умственной и речевой активности.

Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях по изобразительной деятельности является усвоение номинативных функций слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название. Для того, чтобы слово-название стало словом-понятием на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе и двигательных. Все виды изобразительной деятельности способствуют этому. Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить название предметов. Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл.

Очень часто во время рисования, особенно творческого, я наблюдаю ребенка, который затрудняется в выборе сюжета, сидит, задумавшись, и не рисует. С такими детьми я веду индивидуальную работу. Очень тихо, чтобы не мешать другим детям и случайно «не сбить» их творческий настрой, я беседую с затрудняющимся ребенком. Иногда ребенок не решается начать работу по причине боязни не выполнить задуманное. Созданный им сюжет очень сложен, а изобразительные возможности дошкольника невелики. Эта ситуация и ставит ребенка в тупик. Я в своей практике придерживаюсь правила – никогда не подменять придуманный ребенком сюжет своим, не настаиваю на изменении придуманного сюжета, так как это обязательно нарушит творческий процесс, и ребенку станет не интересно. Кроме того, мы дадим воспитаннику плохой пример, так как он не доведет начатое дело до конца. Поэтому выход из данной ситуации такой – я предлагаю ребенку нарисовать фрагмент задуманного, а оставшуюся часть дорисовать вечером, на другом листе. Нарисованные фрагменты мы затем склеиваем и у нас получается очень емкая картина. По такой картине, с богатым сюжетом можно продуктивно вести речевую работу.

Другой причиной затруднения воспитанника может быть бедность воображения. Для таких детей просто необходимо вести индивидуальную работу по развитию творческого воображения, как способность не столько познавательную, сколько универсальную. Этому способствуют игры: «Дорисуй фигуру», «Преврати домик в сказочный дворец» и т.п. В работе с такими детьми мне помогают следующие приемы: я предлагаю ребенку взглянуть на свой рисунок как бы со стороны, а затем наводящими вопросами, стимулирую воображение и конкретизирую элементы сюжета. Например, если я увидела, что ребенок нарисовал деревья, а дальше затрудняется в развитии сюжета, я предлагаю ему путешествие в рисунок:

Воспитатель: Посмотри, в какой чудесный лес мы попали! А что находится  под той елочкой? Куда ведет эта дорожка? Кто-нибудь живет в этом лесу? и т.д.

Отвечая на вопросы воспитателя, ребенок сначала просто называет предметы, а потом описывает их, упражняясь в подборе слов-прилагательных, признаков.

Серьезная работа ведется нами по развитию воображения дошкольников при восприятии рассказов. Еще до восприятия рассказа предлагаем детям два творческих задания: представить свое настроение, зарисовать его карандашами, фломастерами или красками на бумаге разной формы и цвета (на выбор); придумать варианты историй, которые могли бы произойти с персонажами. Вопросы типа «Кто такой?», «Что интересного писатель мог написать о …?», направленные на развитие творчества детей. Важным является появление у них интереса к героям рассказа и желание сочинять. В процессе беседы идет работа и над смыслом новых слов и словосочетаний: их незнание приводит к неполному или даже к искаженному пониманию содержания. Для этого применяется подбор синонимов или антонимов, слов и выражений с переносным значением; могут также использоваться различные голосовые реакции детей, их мимика и пантомимика.

Особо следует указать на связь воображения с эмоциями, ярко прослеживающуюся в процессе всей этой увлекательной работы. Удовольствие, радость, желание рассказывать и рисовать являются условием успешности выше описанной работы.

Решать вопросы речевого, эстетического, интеллектуального, нравственного воспитания помогает используемое нами на занятиях декоративное рисование. Овладение необходимыми для него техническими приемами способствует развитию двигательных ощущений, а главное – мелкой моторики. Детям приходится прорисовывать очень мелкие элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, завитки, что помогает развитию чувства ритма. Рисуя узор, дети учатся держать линию, ограничивать свои движения. Многие элементы узора напоминают элементы букв (овал, крючки, прямые и вертикальные линии - палочки). Часть из них дети рисуют пальцами, что укрепляет мышцы и активизирует чувствительность кожи.

Рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность, так как рисунок по сути представляет собой рассказ, но не словами, а изобразительными средствами. Очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение. Кроме того, детский рисунок является своеобразным психологическим тестом, отражающим многие черты характера ребенка. В процессе ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас: дети называют предметы (ладья, барышня, матрешка, дымковская игрушка). При рассматривании узоров учатся сравнивать народные росписи. Описывая изделие, дети последовательно рассказывают об их цвете, назначении, форме, истории создания, что способствует развитию связной речи.

На занятиях по изобразительной деятельности применяю различные приемы: показ предмета, рисование предмета с натуры, словесное объяснение, обследование предмета, анализ работы, комментирование действий, используя речь взрослого в качестве образца, что позволяет одновременно решать задачи развития речи, задачи обучения детей изобразительной деятельности и коррекционно-воспитательные задачи. Образец речи оказывает большое влияние на развитие языкового чутья. Словосочетание можно употребить несколько раз, обращаясь к разным детям. Обследованию предмета уделяется большое внимание. Сначала с детьми обследуем весь предмет в целом, затем выделяем основные части этого предмета и определяем их признаки (форма, величина, соотношение частей). Потом определяем пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа). Дальше выделяем более мелкие части предмета и опять восприятие целого предмета. При рассматривании игрушечной птицы, перед тем как нарисовать ее, говорю: «Это птичка. Сегодня мы будем рисовать птичку. Давайте посмотрим, что надо нарисовать. Это головка. Головка у птички круглая. Вот такая круглая головка (рисование в воздухе вместе с детьми). Я показываю круглую головку. Мы будем рисовать круглую головку. А это клюв. Клюв острый и маленький. Что я показала? (клюв). А это глаз (хвост и т.д.). Затем привлекаю детей к показу. Предлагаю показать отдельные части. Действия детей тоже комментирую. «Максим, покажи нам головку птички». Вот головка птички (ребенок показывает пальчиком). Затем прошу показать клюв. Ребенок показывает и комментирует свои действия. По порядку разбираем все части птицы, рисуем в воздухе рукой. Затем предлагаю детям нарисовать птичку на листе бумаги сухой кисточкой без краски. Только после этого дети преступают к выполнению работы.

По окончании продуктивной работы, когда рисунки полностью готовы, мы организуем выставку детских работ. Яркие детские работы вызывают чувство удовлетворения и радости у дошкольников. Каждому хочется  рассказать о своем рисунке, поделиться впечатлениями о работе сверстников. Это благодатное время использую для составления рассказов. Ребенку гораздо интереснее составлять рассказ по своему рисунку, чем по картине художника, поскольку сюжет рисунка ближе ему и понятнее. По возможности сначала обговариваем план рассказа, представляем его графически в виде схемы. Рассказы с опорой на схему получаются логически правильно выстроенными. Здесь же работаем над развитием глагольного словаря. Постоянно спрашиваю детей, опираясь на рисунок: «Что делает этот …?», «Как вы думаете, что он задумал нам показать?». Часто подбираем синонимы к глаголам: Например - Зайчик прыгает по дорожке. А как можно сказать по – другому? (скачет, убегает, улепетывает и т.д.)  Интерес у детей вызывает работа по подбору прилагательных с опорой на рисунки. (Например: Какая осень изображена на рисунке Саши? А у Лены?). Слова- признаки нельзя повторять, для описания предмета или явления нужно придумать свое, красивое слово. Обязательно поощряю детей, которые смогли подобрать самое необычное, редко встречающееся слово.

Главным стимулом развития речи, на мой взгляд, является создание условий для проявления речевой активности: дети  должны учиться устанавливать контакты, добиваться своих целей, в том числе, путем общения со сверстниками и взрослыми. Такие условия почти идеально представлены в коллективной изобразительной деятельности, которая одновременно создает положительный эмоциональный фон, учит владеть эмоциями, способствует раскрытию внутреннего творческого потенциала. Процесс создания коллективной творческой работы сопровождается речью, что способствует развитию диалога, монолога, слухового внимания.        

Результаты исследования

Благодаря систематически проводимой работе по развитию речи детей на занятиях по изобразительной деятельности нам удалось достигнуть положительных результатов. Об этом свидетельствуют результаты итогового  диагностического обследования. К концу года дети легко составляют  минирассказы о проделанной  работе, описывая рисунок, используют в речи прилагательные, эмоционально выражают свое отношение к созданным работам, у детей значительно окрепли  мышцы руки, что положительно сказалось на развитии мелкой моторики (см. данные результатов в таблице):

    Уровни

Критерии

Высокий

Средний

Низкий

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

№ 1

6%

34%

54%

60%

40%

6%

№ 2

27%

54%

46%

46%

27%

-

№ 3

20%

40%

34%

54%

46%

6%

№ 4

20%

60%

46%

40%

34%

-

№ 5

40%

94%

33%

6%

27%

№ 6

6%

27%

34%

67%

60%

6%

5. Предъявление опыта деятельности.

Опыт нашей работы был представлен на методическом объединении воспитателей Центрального района, одобрен и рекомендован  к использованию педагогами, работающими в логопедических группах дошкольных учреждений.

  1. Выводы

Целью нашего исследования являлось определение методов и форм работ для успешного развития речи детей в изобразительной деятельности.

Мы определили, что используемые нами методы и формы работы приносят положительный результат в развитии речи у детей с ОНР.

Целенаправленная комплексная работа на занятии по изобразительной деятельности обогатила эмоциональные личностные контакты детей со сверстниками и взрослыми, а также удовлетворила потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.

Проведенные исследования и реализация проекта подтвердили нашу гипотезу. Мы получили результаты, позволяющие сделать вывод об эффективности нашей работы. Созданная нами система работы, будет полезна воспитателям  дошкольных учреждений.

План:

  1. Введение

1.1 Проблемы

1.2 Причины

1.3 Последствия

1.4 Ключевая проблема

1.5 Опыт решения сходных проблем

1.6 Актуальность

II. Концепция деятельности

III. Обзор литературы по данной теме.

IV. Описание опыта.

4.1 Подготовительная работа

4.2. Значение занятий в картинной галерее

4.3. Развитие творческого воображения детей – важное условие развития речи дошкольников.

4.4. Роль декоративного рисования в развитии мелкой моторики и словаря детей.

4.5. Использование выставки детских работ для обучения творческому рассказу.

V. Результаты исследования

VI. Предъявление опыта деятельности

VII. Выводы

VIII. Список литературы

IX. Приложения.

Литература:

  1. В. Кудрявцев «Развитие воображения как условие психологической готовности к школе», Дошкольное воспитание, №8, 2006
  2. Н. Захарюта «Современный подход  к развитию творческой личности» , Дошкольное воспитание, №3, 2006
  3. Г. Хархан «Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования», Дошкольное воспитание №4, 2006г
  4. Н.Н. Шмакова , О.А. Краснова «Комплексные занятия по развитию речи и изобразительной деятельности для дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Логопед, №5, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников

Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников в средней, старшей и подготовительной группах....

Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников (подготовительная к школе группа)

Здесь представлена подборка игр, которая поможет упражнять детей  в подборе определений к существительным,  антонимов к словам, в отгадывании загадок про птиц, в подборе однокоренных слов, а...

План самообразования на тему: «Формирование грамматически правильной речи дошкольников старшей группы через словесные и дидактические игры в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО»

В материале раскрыта актуальность формирования грамматически правильной речи у детей старшей группы, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план реализации темы....

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...

Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников.

Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников...