План самообразования на тему: «Формирование грамматически правильной речи дошкольников старшей группы через словесные и дидактические игры в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
В материале раскрыта актуальность формирования грамматически правильной речи у детей старшей группы, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план реализации темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samorazvitiya_seryakovoy_o.s._2017.docx | 28.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №41 комбинированного вида
План самообразования
воспитателя первой кв. категории
Серяковой Ольги Сергеевны
2017 – 2018 учебный год
на тему:
«Формирование грамматически правильной речи дошкольников старшей группы через словесные и дидактические игры в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО»
г.о.г. Шахунья
2017 год
Требования ФГОС ДО п.2.6: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества». Формирование грамматически правильной речи является одной из важнейших задач речевого развития. Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет, не овладев грамматическим строем. Развитие грамматического строя – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы. Формирование грамматических навыков положительно влияет на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создаёт предпосылки для появления планирующей функции речи, для введения понятия нормы – «можно», «нельзя», «правильно», «неправильно». Ребёнок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он не скован в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности.
Актуальность
Дети моей группы испытывают определённые трудности в овладении грамматической стороной речи. Причина затруднений в том, что дети употребляют грамматические формы интуитивно, не осознавая их значений. В речевом материале дети вычленяют только план общего содержания, сосредотачивают внимание лишь на общем смысле слова, его лексическом значении, а грамматические средства языка остаются вне их восприятия.
Диагностика показала, что у детей низкая способность различия грамматических элементов речи. Дети хаотично и беспорядочно сочетают грамматические средства языка.
Глубинные причины речевых нарушений: ухудшающаяся экологическая обстановка, тяжелая беременность и патологические роды матери, стрессовые ситуации в семье, частые респираторные заболевания.
Между тем требования школы к грамматической стороне речи будущих первоклассников достаточно высоки: ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования; видеть связь слов в предложениях; распространять предложения второстепенными и однородными членами предложения; самостоятельно находить ошибки и устранять их и т. д.
Мониторинг речевого развития детей нашей группы выявил следующие наиболее трудные грамматические формы:
употребление сущ. В форме мн. ч. Р. п.;
согласование существительных с числительными;
образование существительных при помощи суффиксов;
образование относительных и притяжательных прилагательных.
Передо мной стояла проблема, как помочь детям освоить грамматическую сторону речи.
Хотелось, чтобы работа по развитию речи была плодотворной, интересной, доставляла удовольствие и детям, и педагогу, поэтому в своей работе стараюсь применять интерактивные методы, особенностью которых является взаимодействие воспитателя и детей, где взрослые и дети, равноправные участники воспитательно - образовательного процесса. Одновременно они должны быть основаны на игровых приемах, так как игра-ведущая деятельность детей дошкольного возраста. ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру; в игре ребенок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познает мир, отношение объектов и людей в этом мире; в игре развивается его речь, память, мышление, эмоции, воображение. Кроме того, выбранные методы должны быть адекватны возрастным возможностям детей.
Участники:
Дети, родители, педагоги ДОУ.
Цель: повышение своей профессиональной компетентности, теоретического и практического уровня для совершенствования системы формирования грамматически правильной речи дошкольников старшей группы через словесные и дидактические игры.
Чтобы добиться поставленной цели, поставила следующие задачи.
Задачи:
1. Подобрать и изучить научно-методические источники и передовой опыт по развитию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень сформированности лексико - грамматических представлений у детей в начале и в конце учебного года.
3. Разработать перспективный план работы с детьми.
4. Изготовить пособия и систему работы по ним.
5. Пополнить методическую копилку.
6. Создать картотеку словесных и дидактических игр и упражнений.
7. Изготовить лэпбук «Мы – грамотеи».
8. Обогатить предметно-развивающую среду группы.
9. Взаимодействовать с родителями и педагогами – подготовить и провести консультации для родителей и педагогов.
В реализации плана саморазвития опиралась на принципы работы:
принцип комплексного подхода к организации педагогического процесса;
принцип единства диагностики и непосредственного педагогического процесса;
принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями;
принцип учёта интересов всех участников педагогического процесса;
принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе формирования у них правильной речи.
Ожидаемые результаты:
Систематизация теоретических и практических знаний, позволяющих внести изменение в работу по формированию грамматически правильной речи дошкольников старшей группы через словесные и дидактические игры.
Подобран диагностический инструментарий по развитию грамматического строя речи.
Разработан перспективный план.
Пополнена медиатека.
Создана картотека словесных и дидактических игр и упражнений.
Изготовлен лэпбук.
Обогащена развивающая предметно-игровая среда.
Проведены консультации с родителями и педагогами, изготовлены папки – передвижки.
У меня, как педагога-воспитателя, сформируются:
умение анализировать научно-методическую литературу;
умение применять полученные знания на практике;
умение применять разнообразные формы работы с детьми и родителями.
Реализация плана саморазвития на 2017 – 2018 г.
Сроки | Содержание работы | Цель | Практический выход | |
Сентябрь – октябрь Подготовительный этап Ноябрь – апрель (2017 – 2018) Практический этап Май - 2018 Обобщающий этап | Анализ своей деятельности, самоизучение, осознание своих успехов и неудач. Заполнение тестов и оценочных листов. Изучение требований ФГОС ДО. Изучение методической литературы, дидактических игр, методики и технологий педагогов по данной проблеме: Александрова Т. В. «Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей». - СПб.: Детство-пресс, 2007-48с. Гвоздев А. Н. «Вопросы изучения детской речи». М.: Издательство «Детство-Пресс». - М., 2007. - 231 с. Гербова О. Е. «Развитие речи 4-6 лет: учеб. нагл. пособ.» - М., 2008. 121 с. Журова Л. Е. «Обучение детей грамоте в детском саду». - М., 2008. - 211 с. Ушакова О. С. «Теория и практика развития речи дошкольника». - М.: Сфера, 2008. - 322 с. Ястребова А. В, Лазаренко О.И. «Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи». -М., 2011. - 233с. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения» В. И. Селиверстова «Речевые игры с детьми» А. И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду» «Технология активизирующего обучения речи как средство общения» О. А. Белобрыкина. Изучение статей в журналах: «Обруч» «Воспитатель ДОУ» «Дошкольное воспитание» «Ребёнок в детском саду» Знакомство с опытом работы педагогов-новаторов округа, ДОУ и педагогов сетевых педагогических сообществ по данной проблеме, их увлеченностью, позицией, основными идеями. Подбор дидактических игр. Овладеть способами педагогической диагностики игр на развитие грамматического строя речи; овладеть способами проектирования; разработка перспективного плана; составление системы работы; создание краткосрочного проекта; разработка конспектов ООД; составление картотек (игр, ситуаций, упражнений); подбор материала для планирования работы с семьёй и реализации плана. Выступление с опытом работы на педсовете. Оформление материала для публикации материалов в интернетсообществах. Оформление сборника консультаций для родителей. Проведение итоговой диагностики детей. Разработка плана по самообразованию на новый учебный год: определение перечня игр для детей подготовительной группы. Перспективно-тематическое планирование. | Выявить «пробелы», «слабые места» в работе. Сформировать представление о значении словесных и дидактических игр и упражнений для формирования грамматически правильной речи детей, принципах и подходах к планированию игр; разработать перспективное планирование игр в старшей группе; овладевать способами проектирования и реализации развивающего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО (вовлекая в этот процесс родителей); овладеть способами проектирования; обогатить педагогическую копилку. Демонстрация новых способов работы с детьми и родителями среди коллег; отрефлексировать степень реализации целей, оценить результаты саморазвития; определить перспективы и направления саморазвития на следующий год. | Результаты самодиагностики затруднений в профессиональной деятельности; постановка целей на саморазвитие, план саморазвития Система планирования Оформление дидактических игр по данной теме. Создание картотеки словесных и дидактических игр и упражнений. Посещение методических объединений. Оформление папок передвижек на тему: «Дидактические игры для развития грамматически правильной речи» Консультация «Словесные игры для дошкольников 5-6 лет». Участие родителей в изготовлении дид. игр и демонстрационного материала. Изготовление лэпбука «Мы – грамотеи». Консультация для педагогов «Использование дидактических игр и упражнений для формирования грамматического строя речи». Разработка и серия конспектов ООД с детьми. Паспорт проекта. Выступление на ММО и семинарах с презентацией. Сообщение на родительском собрании по итогам года. Материал для публикации статьи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Формирование грамматически-правильной речи у детей с нарушениями речи посредством словесно-дидактических игр. Холмогорова Л.В.
Учителям-логопедам, воспитателям и родителям детей, имеющих нарушения речи....
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников в средней, старшей и подготовительной группах....
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников (подготовительная к школе группа)
Здесь представлена подборка игр, которая поможет упражнять детей в подборе определений к существительным, антонимов к словам, в отгадывании загадок про птиц, в подборе однокоренных слов, а...
Тема моего самообразования – «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО»,
laquo;Развитие связной речи дошкольников через игру».Тема моего самообразования – «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО», ко...
План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО»
Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную р...
План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО»
Самообразование...
"Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО"
quot;Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО"...