План самообразования на тему: «Формирование грамматически правильной речи дошкольников старшей группы через словесные и дидактические игры в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Серякова Ольга Сергеевна

В материале раскрыта актуальность формирования грамматически правильной речи у детей старшей группы, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план реализации темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samorazvitiya_seryakovoy_o.s._2017.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №41 комбинированного вида  

План самообразования

воспитателя первой кв. категории

Серяковой Ольги Сергеевны

2017 – 2018 учебный год

на тему:

«Формирование грамматически правильной речи дошкольников старшей группы через словесные и дидактические игры в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО»

 

г.о.г. Шахунья

2017 год

Требования ФГОС ДО п.2.6:  «Речевое развитие включает владение речью как      средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества». Формирование грамматически правильной речи является одной из важнейших задач речевого развития. Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет, не овладев грамматическим строем. Развитие грамматического строя – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы. Формирование грамматических навыков положительно влияет на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создаёт предпосылки для появления планирующей функции речи, для введения понятия нормы – «можно», «нельзя», «правильно», «неправильно». Ребёнок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он не скован в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности.

Актуальность

 Дети моей группы испытывают определённые трудности в овладении грамматической стороной речи. Причина затруднений в том, что дети употребляют грамматические формы интуитивно, не осознавая их значений. В речевом материале дети вычленяют только план общего содержания, сосредотачивают внимание лишь на общем смысле слова, его лексическом значении, а грамматические средства языка остаются вне их восприятия.

Диагностика показала, что у детей низкая способность различия грамматических элементов речи. Дети хаотично и беспорядочно сочетают грамматические средства языка.

Глубинные причины речевых нарушений: ухудшающаяся экологическая обстановка, тяжелая беременность и патологические роды матери, стрессовые ситуации в семье, частые респираторные заболевания.

Между тем требования школы к грамматической стороне речи будущих первоклассников достаточно высоки: ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования; видеть связь слов в предложениях; распространять предложения второстепенными и однородными членами предложения; самостоятельно находить ошибки и устранять их и т. д.

Мониторинг речевого развития детей нашей группы выявил следующие наиболее трудные грамматические формы:

употребление сущ. В форме мн. ч. Р. п.;

согласование существительных с числительными;

образование существительных при помощи суффиксов;

образование относительных и притяжательных прилагательных.

Передо мной стояла проблема, как помочь детям освоить грамматическую сторону речи.

Хотелось, чтобы работа по развитию речи была плодотворной, интересной, доставляла удовольствие и детям, и педагогу, поэтому в своей работе стараюсь применять интерактивные методы, особенностью которых является взаимодействие воспитателя и детей, где взрослые и дети, равноправные участники воспитательно - образовательного процесса. Одновременно они должны быть основаны на игровых приемах, так как игра-ведущая деятельность детей дошкольного возраста. ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру; в игре ребенок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познает мир, отношение объектов и людей в этом мире; в игре развивается его речь, память, мышление, эмоции, воображение. Кроме того, выбранные методы должны быть адекватны возрастным возможностям детей.

Участники:

Дети, родители, педагоги ДОУ.

Цель: повышение своей профессиональной компетентности, теоретического и практического уровня для совершенствования системы формирования грамматически правильной речи дошкольников старшей группы через словесные и дидактические игры.

Чтобы добиться поставленной цели, поставила следующие задачи.

Задачи:

1. Подобрать и изучить научно-методические источники и передовой опыт по развитию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.  

2. Выявить уровень сформированности лексико - грамматических представлений у детей в начале и в конце учебного года.

3. Разработать перспективный план работы с детьми.

4. Изготовить пособия и систему работы по ним.

5. Пополнить методическую копилку.

6. Создать картотеку словесных и дидактических игр и упражнений.

7. Изготовить лэпбук «Мы – грамотеи».

8. Обогатить предметно-развивающую среду группы.

9. Взаимодействовать с родителями и педагогами – подготовить и провести консультации для родителей и педагогов.

В реализации плана саморазвития опиралась на принципы работы:

принцип комплексного подхода к организации педагогического процесса;

принцип единства диагностики и непосредственного педагогического процесса;

принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями;

принцип учёта интересов всех участников педагогического процесса;

принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе формирования у них правильной речи.

Ожидаемые результаты:

Систематизация теоретических и практических знаний, позволяющих внести изменение в работу по  формированию грамматически правильной речи дошкольников старшей группы через словесные и дидактические игры.

Подобран диагностический инструментарий по развитию грамматического строя речи.

Разработан перспективный план.

Пополнена медиатека.

Создана картотека словесных и дидактических игр и упражнений.

Изготовлен лэпбук.

Обогащена развивающая предметно-игровая среда.

Проведены консультации с родителями и педагогами, изготовлены папки – передвижки.

У меня, как педагога-воспитателя, сформируются:

умение анализировать научно-методическую литературу;

умение применять полученные знания на практике;

умение применять разнообразные формы работы с детьми и родителями.

Реализация плана саморазвития на 2017 – 2018 г.

Сроки

Содержание работы

Цель

Практический выход

Сентябрь – октябрь

Подготовительный этап

Ноябрь – апрель (2017 – 2018)

Практический этап

Май - 2018

Обобщающий этап

Анализ своей деятельности, самоизучение, осознание своих успехов и неудач. Заполнение тестов и оценочных листов.   Изучение требований ФГОС ДО.                             Изучение методической литературы, дидактических игр, методики и технологий педагогов по данной проблеме:              Александрова Т. В. «Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей». - СПб.: Детство-пресс, 2007-48с.   Гвоздев А. Н. «Вопросы изучения детской речи». М.: Издательство «Детство-Пресс». - М., 2007. - 231 с.                    Гербова О. Е. «Развитие речи 4-6 лет: учеб. нагл. пособ.» - М., 2008. 121 с.                             Журова Л. Е. «Обучение детей грамоте в детском саду». - М., 2008. - 211 с.                         Ушакова О. С. «Теория и практика развития речи дошкольника». - М.: Сфера, 2008. - 322 с.   Ястребова А. В, Лазаренко О.И. «Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи». -М., 2011. - 233с.                                       Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения» В. И. Селиверстова «Речевые игры с детьми»                                              А. И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду» «Технология активизирующего обучения речи как средство общения» О. А. Белобрыкина.       Изучение статей в журналах: «Обруч»                    «Воспитатель ДОУ» «Дошкольное воспитание» «Ребёнок в детском саду» Знакомство с опытом работы педагогов-новаторов округа, ДОУ и педагогов сетевых педагогических сообществ по данной проблеме, их увлеченностью, позицией, основными идеями.        Подбор дидактических игр. Овладеть способами педагогической диагностики игр на развитие грамматического строя речи; овладеть способами проектирования;       разработка перспективного плана;                        составление системы работы; создание краткосрочного проекта;                      разработка конспектов ООД;  составление картотек (игр, ситуаций, упражнений); подбор материала для планирования работы с семьёй и реализации плана. Выступление с опытом работы на педсовете.          Оформление материала для публикации материалов в интернетсообществах. Оформление сборника консультаций для родителей.

Проведение итоговой диагностики детей.

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год: определение перечня игр для детей подготовительной группы.

Перспективно-тематическое планирование.

Выявить «пробелы», «слабые места» в работе.

Сформировать представление о значении словесных и дидактических игр и упражнений для формирования грамматически правильной речи детей, принципах и подходах к планированию   игр;

разработать перспективное планирование игр в старшей группе; овладевать способами проектирования и реализации развивающего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО (вовлекая в этот процесс родителей); овладеть способами проектирования; обогатить педагогическую копилку.

Демонстрация новых способов работы с детьми и родителями среди коллег; отрефлексировать степень реализации целей, оценить результаты саморазвития; определить перспективы и направления саморазвития на следующий год.

Результаты самодиагностики затруднений в профессиональной деятельности; постановка целей на саморазвитие, план саморазвития

Система планирования Оформление дидактических игр по данной теме. Создание картотеки словесных и дидактических игр и упражнений.   Посещение методических объединений. Оформление папок передвижек на тему: «Дидактические игры для развития грамматически правильной речи» Консультация «Словесные игры для  дошкольников 5-6 лет».    Участие родителей в изготовлении дид. игр и демонстрационного материала.  Изготовление лэпбука «Мы – грамотеи». Консультация для педагогов «Использование дидактических игр и упражнений для формирования грамматического строя речи».                    Разработка и серия конспектов ООД с детьми.                 Паспорт проекта.      Выступление на ММО и семинарах с презентацией. Сообщение на родительском собрании по итогам года. Материал для публикации статьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников

Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников в средней, старшей и подготовительной группах....

Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников (подготовительная к школе группа)

Здесь представлена подборка игр, которая поможет упражнять детей  в подборе определений к существительным,  антонимов к словам, в отгадывании загадок про птиц, в подборе однокоренных слов, а...

Тема моего самообразования – «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО»,

laquo;Развитие связной речи дошкольников через игру».Тема моего самообразования – «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО», ко...

План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО»

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную р...

"Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО"

quot;Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО"...