Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников.
картотека по логопедии (подготовительная группа)
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников
(подготовительная к школе группа)
«Кто больше назовёт действий?»
Цель: упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.
• Что можно сказать о снеге? Снег что делает? (Идёт, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит)
• Что можно сказать о дожде? Дождь что делает? (Идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше)
• Что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, заходит, печёт, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает)
• Что делает солнце весной? (Светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит)
• Что делает трава весной? (Всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю)
• Что делают птицы весной? (Прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнёзда, селятся в скворечниках, выводят птенцов)
• Что делают почки весной? (Наливаются, набухают, лопаются, развёртываются в зелёные листья, растут, раскрываются)
• Что можно делать с цветами? (Сажать, поливать, смотреть на них, любоваться, дарить, нюхать, срезать их, ставить в вазу)
«Весенние слова»
Цель: Упражнять в подборе определений к существительным.
• Зимой какое небо? (Ясное, хмурое, низкое, тяжёлое, холодное, мрачное)
• Весной небо какое? (Голубое, яркое, чистое, весеннее, высокое, весёлое, ясное)
• Весной солнце какое? (Яркое, лучистое, тёплое, ласковое)
• Трава весной какая? (Молодая, зелёная, первая, нежная, душистая)
«Подбери слово»
Цель: Упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов.
Солнечный, весёлый…
Ясная, холодная…
Серое, хмурое…
Робкая, ранняя…
Всходит, появляется, прорастает…
Прилетают, возвращаются…
«Скажи наоборот о весне»
Цель: Учить подбирать антонимы к словам.
Весна:
Ранняя – поздняя
Затяжная – дружная
Тёплая – холодная
Весёлая – грустная
«Умный словесник»
• Падение с крыш или деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли. (Капель)
• Совсем маленькая капля. (Капелька)
• Тёплая погода зимой или весной, когда тает снег и лёд. (Оттепель)
• Место, где стаял снег, и открылась земля. (Проталина)
• Незамёрзшее или уже оттаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря. (Полынья)
• Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной. (Половодье)
• Время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи. (Распутица)
• Небольшой водный поток. (Ручей)
• А как назвать его ласково? (Ручеёк)
«Угадай птицу»
Цель: Упражнять детей в отгадывании птиц по описанию.
• Перелётная птица с чёрным оперением металлически – фиолетового отлива. (Грач)
• Небольшая перелётная певчая птица с тёмным оперением. (Скворец)
• Буро – серая птичка из отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением. (Соловей)
Цель: Перечислить и показать перелётных птиц. Описать их.
(Грач, скворец, соловей, журавль, ласточка, кукушка, жаворонок, чиж, гусь, утка, стриж, щегол)
• Грачи какие? (Крикливые, шустрые, небольшие, синевато – чёрные, дружные, умные, общительные, полезные, перелётные)
• Грачи что делают? (Кричат, летают, вьют гнёзда, клюют, ловят жуков, уничтожают мышей, возвращаются)
Цель: Образование родственных слов.
Грач – грачонок, грачата, грачиха, грачиные (гнёзда, грачовник (скопление грачиных гнёзд).
Скворец – скворушка, скворечник, скворцовый (-ая, - ое, скворечня, скворечный, скворчата, скворчонок.
«Доскажи словечко»
Что в стакане угадай? Сладкий … (чай)
Мама на тёрке натёрла …
На тарелочке у Маши много вкусной, сладкой …
Приготовил повар Пров вкусный и душистый …
Я взял муку и взял творог, испёк рассыпчатый …
«Узнай название соков»
Цель: Упражнять в подборе имён прилагательных
Сок из винограда – виноградный сок
Сок из сливы – … ; Сок из клюквы – … ; Сок из брусники – … ;
Сок из моркови - … ; Сок из свёклы – … ; Сок из лимона – …;
Сок из граната – … ; Сок из апельсина - … .
«Родственники»
Цель: Упражнять в подборе однокоренных слов
Повар (повариха, поваренный, поварёнок, поварёшка, поварской и т. д.)
Соль (солонка, солить, засолка)
Сахар (сахарок, сахарница, засахаренное)
«Мой, моё, моя»
Цель: Упражнять в правильном употреблении притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои.
Мой – стакан, чайник, половник…
Моя – тарелка, чашка, кастрюля.
Моё – блюдце, блюдо…
Мои – ложки, тарелки…
«Ложка и стакан»
Цель: Учить правильно подбирать предлоги и глаголы
Ложку положили в стакан; Ложку достали из стакана; Ложку положили под стакан; Ложку положили за стакан; Ложку положили на стакан; Ложку достали из–за стакана; Ложку сняли со стакана.
«Назови свои действия»
Цель: Упражнять в образовании глаголов
Я умею посуду … мыть, ополаскивать, вытирать
Я помогаю стол … накрывать, сервировать
Я помогаю тарелки … расставлять, мыть
Я помогаю крошки … сметать
Я помогаю пол … подметать
Я умею пыль … вытирать
«У каждой вещи своё место»
Цель: Упражнять в произношении и в правильном названии предметов, тренировать в согласовании слов.
Посуда хранится (где) на кухне.
Сахар насыпали (куда) в сахарницу.
Молоко перелили (куда) в молочник.
Соль находится (где) в солонке.
Перец насыпали (куда) в перечницу.
Хлеб хранится (где) в хлебнице.
Селёдку подали (в чём) в селёдочнице.
«Скажи по- другому»
Цель: Тренировать в употреблении в речи синонимов
Вкусный … аппетитный, лакомый
Пища … кушанье, снедь, еда, яства
Гостеприимный … радушный, хлебосольный
«Объясни значение»
Цель: Тренировать в разъяснении фразеологизмов
Не в свое тарелке – в плохом настроении, плохо себя чувствует.
Съесть пуд соли – хорошо узнать друг друга.
Скатертью дорога – уходи, без тебя обойдёмся.
Мутить воду – сбивать с толку, вводить в заблуждение.
«Мои действия»
Цель: Упражнять в названии действия предмета.
Я могу (что делать) : обувать, обуваться, разуваться, носить, ремонтировать, промокать, покупать, продавать;
Завязывать, развязывать (шнурки, застёгивать, расстёгивать (молнию, чистить.
«Я один»
Цель: Упражнять в названии имён существительных в единственном числе.
Один – ботинок, туфель, сапог, галош, валенок, шлёпанец, чешек…
«Многозначные слова»
Цель: Познакомить со словами, объяснить значение слов, составить с ними предложения.
Иголки бывают разные: швейная иголка, машинная иголка, вязальная иголка, у шприца, у ёлки, у сосны, иголки у ежа, иголки у кактуса.
Какие щётки вы знаете? Назовите их.
Этой щёткой чищу зубы. Этой щёткой – башмаки, этой щёткой – чищу брюки, все три щетки мне нужны.
«Лето»
Цель: Закрепить у детей умение пересказывать текст; пользоваться в речи глаголами, обозначающими противоположные действия; учить образовывать от глаголов третьего лица глаголы первого лица (по аналогии); закрепить правильное использование существительных в косвенных падежах с предлогом.
Текст:
Таня и Оля гуляли на лугу. Они цветы собирали, венки плели. А недалеко текла речка. Побежали Таня и Оля к речке. Водичка и ней чистая, теплая. Ну как тут не искупаться! Сейчас они будут раздеваться и купаться.
Вопросы к детям:
— Что делали девочки на лугу?
— Куда побежали Таня и Оля?
Воспитатель просит ребят сделать пересказ близко к тексту; сопоставить противоположные действия (по демонстрируемым действиям) :
Таня одевается. — Оля раздевается.
Таня обувается. — Оля разувается.
Таня завязывает. — Оля развязывает.
Затем дети называют действия по аналогии:
Оля купается, и я купаюсь.
Оля одевается, и я одеваюсь.
Оля умывается, и я умываюсь.
Воспитатель просит их сказать правильно :
Дети пошли купаться (куда) на речку.
Дети купаются (где) в реке.
Дети переплывают (что) реку.
Лодки плывут (где) по реке.
Дидактическая игра «Почемучки»
Цель: Научить детей составлять сложные предложения, используя союз потому что.
Ход игры.
Текст сказки А. Рыбакова «Про Потому и Почему» :
Жили-были Потому и Почему? Видят они - катится бревно.
• Почему оно катится? — спросил Почему.
• Оно катится потому, что оно круглое,— ответил Потому.
• А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? - спросил Почему.
Стали тогда Почему и Потому строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они и видят: летит птица.
• Почему она летит? — спросил Почему.
• Птица летит потому, что у нее крылья есть,— ответил Потому.
• А почему бы нам не сделать крылья? — спросил Почему.
Сделали тогда Потому и Почему крылья, и получился у них самолет. И полетели они дальше удивляться. Вот, ребята, потому все и делается на свете, что есть почему.
Вопросы к детям:
• Какие вопросы задавал Почему?
• Как отвечал Потому?
Дети составляют предложения по вопросам:
• Почему пришел врач?
• Почему люди берут зонты?
• Почему улетают птицы?
• Почему зимой нельзя купаться?
• Почему летом не носят шубу?
• Почему зимой надевают варежки?
Дидактическое упражнение «Про Мишутку»
Цель: Использование в речи глаголов с приставками по демонстрируемым действиям.
Наглядный материал: настольный театр: домик, лес, Мишутка.
Текст:
Сейчас мы с вами придумаем сказку про Мишутку. Я начну эту сказку, а вы будете помогать. «Жил был Мишутка в лесу. Однажды шел он по лесу и увидел на полянке домик. Мишутка к домику (что сделал) подошел. Мишутка вокруг домика (что сделал) обошел. А потом в домик (что сделал) зашел. Он там меду нашел. А потом он из домика (что сделал) вышел. С крылечка (что сделал) сошел. Через полянку (что сделал) перешел и ушел к себе домой.
- А сейчас вы сами будете составлять сказку про Мишутку. Сказку рассказывайте выразительно.
Дидактическое упражнение «Кто служит в нашей армии»
Цель: Учить детей словообразованию при помощи суффиксов.
Наглядный материал: картинки с изображением воинов разных родов войск.
Словарный материал: -чик -ист
Ракетчик, танкист, минометчик, связист, летчик, зенитчик, артиллерист
Дидактическая игра «Назови профессию»
Цель: Учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов
-щик, -тель, -ист.
часовщик строитель пианист
крановщик учитель бульдозерист
каменщик тракторист
стекольщик
Дидактическое упражнение «Назови машину одним именем»
Цель: Упражнять детей в образовании сложных слов.
Ход игры : Воспитатель рассказывает детям: «Машина, которая
чистит картофель,— картофелечистка».
Словарный материал: кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка.
Дидактическое упражнение «Скажи по-другому»
Цель: Упражнять детей в выражении одной и той же мысли разными синтаксическими конструкциями.
Ход игры : Воспитатель называет предложение, например: «В лесу видели расцветшую черемуху»,— предлагает сказать по-другому.
Возможные ответы детей:
В лесу мы увидели черемуху, которая расцвела.
В лесу мы увидели цветущую черёмуху.
Чтобы вызвать у детей интерес, в предложениях можно использовать слова, обозначающие названия зверей, которыx дети видели в лесу или зоопарке.
В лесу мы видели белочку, прыгающую с ветки на ветку.
В лесу мы видели белочку, она прыгала с ветки на ветку.
В лесу мы видели белочку, которая прыгала с ветки на ветку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста».
«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрика...
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников в средней, старшей и подготовительной группах....
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников (подготовительная к школе группа)
Здесь представлена подборка игр, которая поможет упражнять детей в подборе определений к существительным, антонимов к словам, в отгадывании загадок про птиц, в подборе однокоренных слов, а...
Консультирование логопеда для воспитателей: «Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста».
Консультирование для воспитателей "Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи"...
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у дошкольников с ОНР.
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у дошкольников с ОНР....
Презентация "Дидактические игры и упражнения для формирования грамматического строя речи дошкольников".
Большое значение в речевом развитии детей имеют дидактические игры и упражнения, которые являются эффективным средством формирования грамматического с...
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и л...