Педагогический ринг воспитателей «Технологии формирования грамматически правильной речи дошкольников»
презентация по обучению грамоте

Педагогический ринг для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ped.ring_.docx220.76 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический ринг воспитателей

«Технологии формирования

грамматически правильной речи дошкольников»

Цель:  Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в процессе выполнения совместных заданий. Формировать положительное взаимоотношение между педагогами, благоприятный микроклимат. Способствовать творческому поиску, формированию грамотной речи.

Коллектив педагогов делится на две команды.

На экране:

Выучить несколько языков – дело одного или двух лет,

А чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни.

                                                                                                  Вольтер

Эти слова принадлежат  Франсуа́-Мари́ Аруэ́, фр. (1694–1778), французскому философу, историку, драматургу, одному из величайших французских писателей. Больше известному под псевдонимом Вольтер.

  1. Какие разделы грамматики есть в современном русском языке?

Прошу команды собрать названия разделов (слова разрезаны на буквы)

Педагоги составляют слова:

1 команда – морфология

2 команда -  синтаксис

Командам присваиваются соответственные названия.

( Морфология, Синтаксис)

Прошу написать названия команд.

  1. Что такое морфология? Что изучает синтаксис?

Просим педагогов составить определения из разрезанных слов.

 Морфология – это раздел грамматики, изучающий грамматические формы слов.

Синтаксис – это правила соединения и согласования слов в словосочетаниях и предложениях.

Существует еще самостоятельный раздел современного русского языка, который не является разделом грамматики. Он включен в методику формирования грамматического стоя речи.  

Это - словообразование. Словообразование изучает строение и способы образования слов.

  1. Предлагаем педагогам «морфологические ошибки в речи детей». 

Необходимо разобраться, к какой категории ошибок относится каждый из примеров и вклеить примеры  в соответствующее поле.

(Раздать Морфология, Синтаксис,  полоски с примерами. Педагоги вклеивают.)

Морфологические ошибки в речи детей:

1)        Неправильные окончания имен существительных:

карандашов, ежов, этажов, у кукле, у маме, видели поросенок, в лесе, в саде;

2) Склонение несклоняемых имен существительных: на пальте, кофий, кофию, на пианине, в кине.

3) Ошибки при образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: ягнёнки, котёнки, жеребёнка, свинёнка.

4) Смешение продуктивной и непродуктивной форм множественного числа существительных: вместо окончания -а (-я) дети произносят -ы (-и) по типу столы: домы, поезды, окны, человеки;

5) Изменение рода существительных: большой яблок, платье зеленая, одеяла разорвалась.

6)Неправильное образование глагольных форм.

•        повелительное наклонение: искай (ищи), exaй (езжай).

•        изменение основы глагола: плакать – плакаю (плачу), рисовать – рисоваю (рисую);

•        спряжение глаголов: хотеть – хотишь (хочешь), давать – дадишъ (дашь), есть – едишь (ешь), спать – сплют (спят).

7) Образование неправильной формы причастий: сломатая, оборватая, сошитая;

8) Отсутствие чередований согласных в корнях прилагательных при образовании сравнительной степени: ярчее, чистее, хужее, красивше, плохее,

9) Неправильные окончания местоимений в косвенных падежах: у мене болят уши, у тебе новая платья, в этим кармане;

10)Склонение числительных: двое домов, с двумями, идите по двоим; или несклонение числительных: собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка.

  1. Предлагаю поиграть в игру «Подскажи словечко»

Педагогам раздаются карточки с напечатанным текстом к стихотворению «Федорино горе» и картинки с изображением посуды.  

Вспомните, какая посуда сбежала от Федоры и чего теперь у нее нет?

Все участники игры  слушают текст и вставляют слова в нужной форме (с помощью иллюстраций) в стихотворение.

Чтение стихотворения «Федорино горе».

Вся посуда разбежалась!

У Федоры не осталось

Ни бидона, ни бутылок,

Ни  беззубых, грязных … (вилок).

Нет покинутых сироток –

Черных, гнутых  …. (сковородок)

Нет запачканных грязнуль –

Битых, ломанных … (кастрюль).

Не видали близко люди

И осколков грязных … (блюдец).

Убежавших от букашек

Много дней немытых … (чашек).

Скрывшихся от тараканов

Мутных, треснувших … (стаканов).

Как Федора не смотрела,

Не нашла нигде . .. (тарелок).

Скрылся от Федоры ножик,

Нет больших столовых … (ложек).

Ведра, где теперь бредете?

 У Федоры нету … (ведер).

С помощью изменения сущ.по падежам мы легко можем загадывать и разгадывать загадки. Предлагаю вам посоревноваться –

  1. «Кто быстрее ответит на вопрос»:

Сестру брат зовет домой, кто дома?  (брат)

Машу слушала мама. Кто говорил? (Маша)

Сережу ударил Рома. Кто драчун? (Рома)

Папу ждет дочка Оля. Кто задерживается? (папа)

Ваня шел впереди папы. Кто шел сзади? (папа)

Лес позади дома. Что впереди? (дом)

Собака бежала за кошкой, а мальчик шел сзади собаки. Кто впереди? (кошка)

Саша выше Димы, а Коля выше Саши. Кто самый высокий? (Коля)

Тигр быстрее рыси, а леопард быстрее тигра. Кто самый медленный? (рысь)

6.Посмотрите на картинки и скажите цель игры.

1 команда

Ответ: Цель: преобразование существительных единственного числа во множественное число И.п.

Описание: https://cf.ppt-online.org/files1/slide/r/RVAs3pz8TI6cxJNECDYOlX9bn2fHogSaFBPQvm5wL7/slide-36.jpg

2 команда

Ответ: Цель: Учить согласовывать существительные с числительными.

Описание: https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0e47/00000e46-9e494e34/26/hello_html_761919cf.jpg

7.Посмотрите на картинки и скажите цель игры.

Ответ: Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Описание: https://myslide.ru/documents_7/8f4985216ffd76a04382541b311ae855/img12.jpg                        Описание: Описание: https://djvu.online/jpg/p/e/s/pesdYtfIJbLd6/025.jpg

(Раздать разрезанные полоски для СИНТАКСИСА)

8. Синтаксические ошибки в речи детей дошкольного возраста наблюдаются:

1.        В нарушении порядка слов в предложении:

на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: "Куклу мама принесла?";

2.        вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее: "Заплакала Маша почему?";

3.        дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос "почему?" отвечают: "Почему что".

4.        В неправильном оформлении союзной связи:

        опускается союз или часть союза: "Вот еще лопнул шар у дяди, потому нажал сильно";

5.        один союз заменяется другим: "Как мы пришли домой, мы играли с мячом";

6.        союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: "Мы шли, вот, когда от тети Тамары, смотрим – салют".

9. «Составь предложение»

Помогите предложению вернуть первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке. Нельзя использовать дополнительные слова и нельзя оставлять «лишние» слова. Чтобы предложение получилось правильным, в некоторых словах можно изменить окончания.

1 команда: Чемодан, с, мальчик, во, нашел, конфеты, маленький, двор, и, гулять.

2 команда: Дедушка, молоток, цветной, старый, помощь, телевизор, с, ремонтировал, и, отвертка.

10. «Придумай предложение»                  

Для усвоения ребенком синтаксической стороны языка, воспитатели проводят с детьми упражнения на составление предложений (простые,  сложные, распространенные, с однородными членами) Для решения этой задачи можно использовать схемы.

Существительные

Глаголы

Прилагательные

Мы усложним задачу указанием падежей.

1.

(например, Мама моет Милу мылом)

2.

(например,  Мама купила дочке  красивую куклу)

3.

(например, Добрый  человек  помог  ребенку)

     11. Составление рассказов по графической схеме.

Умение употреблять в речи предлоги является показателем освоения пространственных отношений. Поэтому эта задача очень важна. Сейчас мы поработаем со схемами предлогов, которые можно использовать в работе с детьми.

Задание: Используя  схему предлогов,  придумайте рассказ на заданную тему.

1.Как Вова гулял

2.Прогулка на велосипеде.

3.Куда ездила машина

            ИЗ                 В                        НА                  НАД                     К                  ЧЕРЕЗ            ЗА

12.Скажи по- другому

 В подготовительной группе увеличивается количество упражнений, направленных на то, чтобы учить детей произвольно пользоваться языковыми средствами. Большое внимание уделяется умению по-разному оформлять одну и ту же мысль.

  • Дети запрыгали от радости. (Дети прыгали радостные)
  • Мы не пошли гулять из-за дождя. ( Из-за дождливой погоды мы не пошли на прогулку)
  • Из-за пасмурной погоды в комнате включили свет.

Чем обусловлены грамматические ошибки дошкольников?

  •  общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка
  •  трудностями овладения грамматическим строем языка
  •  запасом знания об окружающем мире и объемом словаря
  •  неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды  (неправильная речь родителей)

Выполняя интересные и увлекательные задания в форме игры, ваш ребенок научится правильно выражать свои мысли

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите,

Ведь это наш язык родной -

Его для внуков сохраните!

                              В. Я. Весник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование средств изодеятельности в формировании грамматической правильной речи дошкольников с ОНР

система работы включает концепцию деятельности, научный аппарат, инновационные подходы в проведении занятий...

Развитие правильной речи дошкольников через театрализованную деятельность.

Творчески-игровой проект.Творческая и театрализованная деятельность для детей с проблемами речи - один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на речь дошкольников, в котором наиболее...

Педагогическая находка воспитателя «Технология «Детская журналистика» как средство социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализиро...

Сценарий педагогического совета в ДОУ "Современные педагогические технологии, направленные на развитие связной речи дошкольников"

Цель:  повышение профессиональной компетентности педагогов  в вопросе  развития навыков связной речи у детей дошкольного возраста.В работе подробно описан ход педагогического совета, пр...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...