Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Лучкина Елена Валерьевна

Перелетные птицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_pereletnye_ptitsy.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по развитию лексико -грамматического строя речи

«Перелетные птицы» с использованием методики синквейн для подготовительной логопедической группы

Учитель-логопед

Лучкина Е.В.

2022г.

Цель: закрепить и систематизировать уже имеющиеся знания о перелётных птицах с использованием технологии «Синквейн».

Коррекционно-образовательные задачи:

- Систематизация знаний о перелетных птицах.

 - Активизация и актуализация  словаря по теме «Перелетные птицы».

- Совершенствование навыка составления рассказа о птице с опорой на графическую схему (синквейн).

- Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, сложных  прилагательных, сложноподчиненных предложений).

 - Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

- Закрепление навыка отвечать на вопросы полным ответом.

Коррекционнно-развивающие задачи:

Развитие связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти, творческого воображения, мелкой и общей моторики, познавательного интереса в процессе экспериментирования, умения размышлять, обобщать результаты опытов.

Воспитательные задачи:

Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества, любви и бережного отношения к природе

Предварительная работа:

1.Чтение художественной литературы о птицах.

2. Рассматривание иллюстраций с птицами, прослушивание записи из серии «Голоса птиц».

3.  Отгадывание загадок по теме.

4. Рассказ педагога о перелетных птицах в свободной деятельности, почему их называют перелетными.

Оборудование: Презентация, картинки перелетных и зимующих птиц, слоги для составления слов, мяч, указка, телефон.

1.Организационный  Психогимнастика                                                                                           (создание положительного эмоционального настроя)

ДЕТИ:           Доброе утро! Добрый день!

                       Нам здороваться не лень!

ЛОГОПЕД: Друг на друга посмотрели,

                       И улыбками согрели,

                       Улыбнитесь вы гостям,

                       Будут рады они вам!          

Ребята, какое у вас сегодня настроение?

ДЕТИ: Бодрое, веселое, радостное.

У меня тоже хорошее настроение. Давайте поиграем! Я приготовила для вас загадку.  

2. Сообщение темы занятия.                                                                                                                                                   Загадка о осени. Звучит музыка.

(Развитие связной речи, мышления, поддержание мотивации познавательной деятельности детей, интерес к предстоящей деятельности). 

Пришла девица красная
И листья обсыпает.
А как она зовется,
Кто, дети, угадает? (Осень)

  Осень какая? (активизация словаря-признаков по теме «Перелётные птицы»)

 ЛОГОПЕД: Правильно. Посмотрите на слайд и придумайте слова-признаки, которыми можно описать это время года.  Осень какая?                                      

ДЕТИ: (Красивая, золотая, дождливая, пасмурная, хмурая, солнечная, ранняя, веселая, богатая, холодная, разноцветная, красочная, удивительная, замечательная…

ЛОГОПЕД: Молодцы, вы знаете много слов-признаков о осени.

ЛОГОПЕД: Ребята, сегодня утром иду я на работу, и вижу, на нашем участке лежит вот такое чудо (показ пёрышка)?
Передайте его друг другу, рассмотрите и скажите что это?
ДЕТИ: перо
ЛОГОПЕД: Интересно, а чье это перо?
ДЕТИ: птицы
ЛОГОПЕД: А как вы узнали, что это перо птицы? А я вот сомневаюсь?
ДЕТИ: Потому что туловище птицы покрыто перьями
ЛОГОПЕД: А как нам узнать точно от какой птицы это перо?
ДЕТИ: Надо найти эту птицу?
ЛОГОПЕД: Ребята, а где обитают птицы?
ДЕТИ: В лесу, в городе, в озерах

3 Отгадай загадку.

ЛОГОПЕД: Отгадайте загадки и найдите птицу на экране проектора.

На шесте дворец, на дворе певец.
А зовут его …. Скворец

Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют? (Жаворонок)

Сам оранжев, как закат,
Клюв короткий – сильный хват.
Плывет по небу, как кораблик,
А называют его … (Зяблик)

Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)

Вместе с этой черной птицей.
К нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь!
Кто по пашне скачет? (Грач)
Встала Нянька на ходули
Посреди болота.
Лягушат найду ли —
Вот моя забота. (Цапля)

Брюшко в крапинках как будто,
Он поет, бывает, утром.
У птицы невысокий рост,
Называют ее….(Дрозд)

С вырезом глубокий хвост,
Небольшой у птицы рост.
Мы «касаткой» называем,
А весною наблюдаем. (ласточка)

Кто по тропочке идёт
Быстрыми шажками,
Длинным хвостиком трясёт?
Догадайтесь сами! (трясогузка)

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли)

Перелётная крякушка ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка)

Издаёт тяжёлый звук.
Будто кошка где-то рядом
Начала скандалить вдруг. (Иволга)


ЛОГОПЕД:  Молодцы, правильно всех птиц назвали и показали.
Ребята, так о каких птицах мы сейчас говорили? (перелётных).

ЛОГОПЕД: - Почему эти птицы называются перелетными?  

Дети: Птицы называются перелетными потому, что…  перелетают с места на место.

ЛОГОПЕД - Почему перелетные птицы улетают в теплые края? (Птицы улетают в теплые края … потому что им нечего есть).

ЛОГОПЕД - Почему перелетные птицы возвращаются?

Дети: Перелетные птицы возвращаются потому, что… им надо выводить и выкармливать птенцов.

ЛОГОПЕД - Какие птицы улетают первыми, почему?

Дети: Первыми улетают  насекомоядные птицы  -  ласточки, соловьи, трясогузки, скворцы потому, что … насекомые прячутся и засыпают.

ЛОГОПЕД - Какие птицы улетают последними, почему?

ДЕТИ: Последними улетают водоплавающие птицы:  гуси, утки, потому, что…..водоемы долго не замерзают и дают им пищу.

 4. Дыхательная гимнастика «Полет на воздушном шаре».

ЛОГОПЕД: - Птицам очень далеко лететь, давайте поможем им.

ЛОГОПЕД: На чем же мы сможем преодолеть этот путь?

ДЕТИ: ответы детей.

ЛОГОПЕД: Давайте полетим на воздушном шаре. Дети, кто-либо из вас летал на воздушном шаре?  

ДЕТИ: Нет.                                                                                                                          

ЛОГОПЕД: Посмотрите на шар. Какой он?

ДЕТИ: Большой, разноцветный, огромный…

ЛОГОПЕД: Представьте  себе, что мы полетим навстречу птицам, чтобы помочь им преодолеть трудности и опасности  на их пути.                                                                                                                                              

ЛОГОПЕД:                                                                                                                                                   Шар воздушный нас зовёт                                                                                                         Отправляемся в полет,                                                                                                                     Пристегнулись, улыбнулись,                                                                                                                 Дружно делаем вот так:

Развитие дыхания (выработка направленной воздушной струи, более длительного вдоха и более продолжительного выдоха)

ЛОГОПЕД: Представьте, что мы  взлетаем: вдох носом, выдох ртом на звуке «Ф» (упражнение проводится несколько раз)

Включается  музыкальное сопровождение.

5. Игра «Исправьте меня» (упражнять в словоизменении: употребление существительных в форме в форме множественного числа творительного падежа).

ЛОГОПЕД: Закройте глаза, наш шар поднимается всё выше и выше. Ветер обдувает нам лицо, шею, руки. Земля остаётся далеко-далеко внизу… Вот мы и взлетели! Откройте глаза. Чтобы наш полёт проходил хорошо, внимательно следите за моей речью. Если я ошибусь, исправьте меня.

-Мы пролетаем над «широкие поля».

                                                                                                                                       

 - Мы пролетаем над зелёные леса».                                                                                                                                                                                                            

-Мы пролетаем над «высокие горы».

(Дети исправляют неправильно произнесённые логопедом согласования слов).

ЛОГОПЕД: А как вы думаете, горы опасны для птиц при перелёте? Почему?                        

 ДЕТИ: Опасны, потому что горы острые и высокие. Птицы могут врезаться в них, поранить крыло. Трудно взять такую высоту и перелететь через горы.

ЛОГОПЕД: Чтобы преодолеть такие высокие горы,  птицам надо много…

ДЕТИ: Сил.

6.  Игра «Покорми птиц» .   деление слов  слоги. (Совершенствование навыка составления и чтения слов, совершенствование грамматического строя – образование притяжательных прилагательных).                                                                                                                                      

ЛОГОПЕД: Правильно. Горы и есть опасность, которую мы должны помочь преодолеть птицам. Чтобы было много сил,  птицам надо …

ДЕТИ: Подкрепиться.

ЛОГОПЕД:. Давайте составим из слогов слова.

Жу-чки, мош-ки, ля-гуш-ки, чер-вя-ки, му-хи, ры-ба, па-у-ки, ли-чин-ки,  ба-боч-ки, ко-ма-ры, слиз-ня-ки, стре-ко-зы.

ЛОГОПЕД: Назовите, какие слова вы составили. Как можно назвать всё это одним словом?                                                                                                                                              ДЕТИ: Корм, еда, пища, добыча.                                                                                         ЛОГОПЕД: Для кого этот корм?                                                                                                     ДЕТИ: Для птиц.                                                                                                                       ЛОГОПЕД: Чей корм?                                                                                                                  ДЕТИ: Птичий корм.                                                                                                               ЛОГОПЕД: Чья пища?                                                                                                                   ДЕТИ: Птичья пища.                                                                                                                ЛОГОПЕД: Я думаю, что мы сделали доброе дело. Птицы подкрепятся здесь, отдохнут и полетят дальше. Давайте и мы немного отдохнём.     

7.  Подвижная игра  Игра «Один - много»

Логопед: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. И мы поиграем в игру «Один - много». Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
- Грач (грачей).
- Аист (аистов).
- Жаворонок (жаворонков).
- Скворец (скворцов).
- Ласточка (ласточек).
- Кукушка (кукушек).
- Птица (птиц).
- Гнездо (гнёзд).
- Птенец (птенцов).
-Иволга (иволг).
-Дрозд(дроздов).
-Зяблик(зябликов).
-Цапля(цаплей).
-Журавль(журавлей).
-Трясогузка(трясогузок).
-Утка(уток)

 8. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Упражнение «Птичка»
Стаи птиц летят на юг (машут руками перекрещивая их).
И скворцы, и жаворонки
Цапли, зяблики, грачи
Журавли и ласточки
Иволги и трясогузки
И дикие утки (на каждое название птицы загибают пальчик).

 9. Игра « Птица какая?»  (Образование сложных прилагательных путём слияния основ двух существительных).

У грача длинный клюв - …(длинноклювый).

У грача короткий хвост - …(короткохвостый).                                                                                    Грач насекомымых ест - … (насекомоядный).                                                                                  

У аиста красный клюв -…. (красноклювый).

У аиста длинные ноги - … (длинноногий).

У стрижа черные крылья-… чернокрылый.  

ЛОГОПЕД: Молодцы, а теперь пора и передохнуть – давайте поиграем в мяч.                                                                                                            

9.  Игра с мячом «Что делают?» (Обогащение экспрессивной речи словами-действиями)

ЛОГОПЕД: Передавайте друг другу мяч и называйте слова-действия – что делают птицы?

ДЕТИ:  прилетают, поют, щебечут, курлычут, щелкают, заливаются, кукуют, вьют, строят,    лепят, высиживают, кормят, ищут, приносят,  добывают, учат, улетают….  

ЛОГОПЕД: Я вами горжусь! Вы знаете много слов-действий, которые совершают птицы.                                                                                                                                                  

 10. Составление рассказа о птицах с опорой на графическую схему (синквейн) развитие монологической речи с использованием развёрнутой, грамматически правильно оформленной фразы; формирование внимания к высказыванию других детей, доброжелательности, умения дождаться своей очереди).

Давайте же расскажем о перелетных птицах по плану-схеме:

1-е слово – предмет ПТИЦЫ

2-е 2 признака (крылатые, летающие)

3-е 3 действия (прилетают, строят, высиживают)

4-е предложение Птицы помогают людям

5-е Верные друзья

 Итог.

ЛОГОПЕД:

-Про каких птиц, мы говорили сегодня? (ПЕРЕЛЕТНЫХ)

ЛОГОПЕД:

-Каких перелетных птиц вы знаете?

ЛОГОПЕД - Почему надо любить и охранять птиц?

ДЕТИ: Птиц нужно любить и охранять, потому что…..они  уничтожают вредных насекомых, украшают природу, красиво поют и т.д.)

ЛОГОПЕД: Молодцы, вы много уже знаете о наших верных друзьях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности: «Волшебная школа медвежонка Барни»

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности: «Волшебная школа медвежонка Барни»Коррекционно – образовательные цели:- Закрепление представлений о диких животных;- Уточнение...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Асташенковой Натальи Валентиновны учителя-логопеда ГБОУшколы № 297(дошкольного отделения) Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»

Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»Цель: создание условий для ознакомления воспитанников с понятием семьи и семейных ценностейЗадачи:     Формировать представление о семье.·...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " Прогулка в апрельский лес"

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " Прогулка в апрельский лес"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. ТЕМА: «В ГОСТИ К ОСЕНИ».

Формирование знаний детей об изменениях в живой и неживой природе осенью, обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по познавательно- речевому развитию Тема "Новогодняя красавица "

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию.Цель: Формирование навыков связной речи....

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) Тема: «Зимующие птицы»

Обобщить знания, полученные при наблюдении за повадками птиц. Закреплять знания о значении роли птиц в природе, о роли человека в жизни птиц....