Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию лексико -грамматического строя речи
«Перелетные птицы» с использованием методики синквейн для подготовительной логопедической группы
Учитель-логопед
Лучкина Е.В.
2022г.
Цель: закрепить и систематизировать уже имеющиеся знания о перелётных птицах с использованием технологии «Синквейн».
Коррекционно-образовательные задачи:
- Систематизация знаний о перелетных птицах.
- Активизация и актуализация словаря по теме «Перелетные птицы».
- Совершенствование навыка составления рассказа о птице с опорой на графическую схему (синквейн).
- Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, сложных прилагательных, сложноподчиненных предложений).
- Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
- Закрепление навыка отвечать на вопросы полным ответом.
Коррекционнно-развивающие задачи:
Развитие связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти, творческого воображения, мелкой и общей моторики, познавательного интереса в процессе экспериментирования, умения размышлять, обобщать результаты опытов.
Воспитательные задачи:
Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества, любви и бережного отношения к природе
Предварительная работа:
1.Чтение художественной литературы о птицах.
2. Рассматривание иллюстраций с птицами, прослушивание записи из серии «Голоса птиц».
3. Отгадывание загадок по теме.
4. Рассказ педагога о перелетных птицах в свободной деятельности, почему их называют перелетными.
Оборудование: Презентация, картинки перелетных и зимующих птиц, слоги для составления слов, мяч, указка, телефон.
1.Организационный Психогимнастика (создание положительного эмоционального настроя)
ДЕТИ: Доброе утро! Добрый день!
Нам здороваться не лень!
ЛОГОПЕД: Друг на друга посмотрели,
И улыбками согрели,
Улыбнитесь вы гостям,
Будут рады они вам!
Ребята, какое у вас сегодня настроение?
ДЕТИ: Бодрое, веселое, радостное.
У меня тоже хорошее настроение. Давайте поиграем! Я приготовила для вас загадку.
2. Сообщение темы занятия. Загадка о осени. Звучит музыка.
(Развитие связной речи, мышления, поддержание мотивации познавательной деятельности детей, интерес к предстоящей деятельности).
Пришла девица красная
И листья обсыпает.
А как она зовется,
Кто, дети, угадает? (Осень)
Осень какая? (активизация словаря-признаков по теме «Перелётные птицы»)
ЛОГОПЕД: Правильно. Посмотрите на слайд и придумайте слова-признаки, которыми можно описать это время года. Осень какая?
ДЕТИ: (Красивая, золотая, дождливая, пасмурная, хмурая, солнечная, ранняя, веселая, богатая, холодная, разноцветная, красочная, удивительная, замечательная…
ЛОГОПЕД: Молодцы, вы знаете много слов-признаков о осени.
ЛОГОПЕД: Ребята, сегодня утром иду я на работу, и вижу, на нашем участке лежит вот такое чудо (показ пёрышка)?
Передайте его друг другу, рассмотрите и скажите что это?
ДЕТИ: перо
ЛОГОПЕД: Интересно, а чье это перо?
ДЕТИ: птицы
ЛОГОПЕД: А как вы узнали, что это перо птицы? А я вот сомневаюсь?
ДЕТИ: Потому что туловище птицы покрыто перьями
ЛОГОПЕД: А как нам узнать точно от какой птицы это перо?
ДЕТИ: Надо найти эту птицу?
ЛОГОПЕД: Ребята, а где обитают птицы?
ДЕТИ: В лесу, в городе, в озерах
3 Отгадай загадку.
ЛОГОПЕД: Отгадайте загадки и найдите птицу на экране проектора.
На шесте дворец, на дворе певец. | Брюшко в крапинках как будто, |
ЛОГОПЕД: Молодцы, правильно всех птиц назвали и показали.
Ребята, так о каких птицах мы сейчас говорили? (перелётных).
ЛОГОПЕД: - Почему эти птицы называются перелетными?
Дети: Птицы называются перелетными потому, что… перелетают с места на место.
ЛОГОПЕД - Почему перелетные птицы улетают в теплые края? (Птицы улетают в теплые края … потому что им нечего есть).
ЛОГОПЕД - Почему перелетные птицы возвращаются?
Дети: Перелетные птицы возвращаются потому, что… им надо выводить и выкармливать птенцов.
ЛОГОПЕД - Какие птицы улетают первыми, почему?
Дети: Первыми улетают насекомоядные птицы - ласточки, соловьи, трясогузки, скворцы потому, что … насекомые прячутся и засыпают.
ЛОГОПЕД - Какие птицы улетают последними, почему?
ДЕТИ: Последними улетают водоплавающие птицы: гуси, утки, потому, что…..водоемы долго не замерзают и дают им пищу.
4. Дыхательная гимнастика «Полет на воздушном шаре».
ЛОГОПЕД: - Птицам очень далеко лететь, давайте поможем им.
ЛОГОПЕД: На чем же мы сможем преодолеть этот путь?
ДЕТИ: ответы детей.
ЛОГОПЕД: Давайте полетим на воздушном шаре. Дети, кто-либо из вас летал на воздушном шаре?
ДЕТИ: Нет.
ЛОГОПЕД: Посмотрите на шар. Какой он?
ДЕТИ: Большой, разноцветный, огромный…
ЛОГОПЕД: Представьте себе, что мы полетим навстречу птицам, чтобы помочь им преодолеть трудности и опасности на их пути.
ЛОГОПЕД: Шар воздушный нас зовёт Отправляемся в полет, Пристегнулись, улыбнулись, Дружно делаем вот так:
Развитие дыхания (выработка направленной воздушной струи, более длительного вдоха и более продолжительного выдоха)
ЛОГОПЕД: Представьте, что мы взлетаем: вдох носом, выдох ртом на звуке «Ф» (упражнение проводится несколько раз)
Включается музыкальное сопровождение.
5. Игра «Исправьте меня» (упражнять в словоизменении: употребление существительных в форме в форме множественного числа творительного падежа).
ЛОГОПЕД: Закройте глаза, наш шар поднимается всё выше и выше. Ветер обдувает нам лицо, шею, руки. Земля остаётся далеко-далеко внизу… Вот мы и взлетели! Откройте глаза. Чтобы наш полёт проходил хорошо, внимательно следите за моей речью. Если я ошибусь, исправьте меня.
-Мы пролетаем над «широкие поля».
- Мы пролетаем над зелёные леса».
-Мы пролетаем над «высокие горы».
(Дети исправляют неправильно произнесённые логопедом согласования слов).
ЛОГОПЕД: А как вы думаете, горы опасны для птиц при перелёте? Почему?
ДЕТИ: Опасны, потому что горы острые и высокие. Птицы могут врезаться в них, поранить крыло. Трудно взять такую высоту и перелететь через горы.
ЛОГОПЕД: Чтобы преодолеть такие высокие горы, птицам надо много…
ДЕТИ: Сил.
6. Игра «Покорми птиц» . деление слов слоги. (Совершенствование навыка составления и чтения слов, совершенствование грамматического строя – образование притяжательных прилагательных).
ЛОГОПЕД: Правильно. Горы и есть опасность, которую мы должны помочь преодолеть птицам. Чтобы было много сил, птицам надо …
ДЕТИ: Подкрепиться.
ЛОГОПЕД:. Давайте составим из слогов слова.
Жу-чки, мош-ки, ля-гуш-ки, чер-вя-ки, му-хи, ры-ба, па-у-ки, ли-чин-ки, ба-боч-ки, ко-ма-ры, слиз-ня-ки, стре-ко-зы.
ЛОГОПЕД: Назовите, какие слова вы составили. Как можно назвать всё это одним словом? ДЕТИ: Корм, еда, пища, добыча. ЛОГОПЕД: Для кого этот корм? ДЕТИ: Для птиц. ЛОГОПЕД: Чей корм? ДЕТИ: Птичий корм. ЛОГОПЕД: Чья пища? ДЕТИ: Птичья пища. ЛОГОПЕД: Я думаю, что мы сделали доброе дело. Птицы подкрепятся здесь, отдохнут и полетят дальше. Давайте и мы немного отдохнём.
7. Подвижная игра Игра «Один - много»
Логопед: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. И мы поиграем в игру «Один - много». Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
- Грач (грачей).
- Аист (аистов).
- Жаворонок (жаворонков).
- Скворец (скворцов).
- Ласточка (ласточек).
- Кукушка (кукушек).
- Птица (птиц).
- Гнездо (гнёзд).
- Птенец (птенцов).
-Иволга (иволг).
-Дрозд(дроздов).
-Зяблик(зябликов).
-Цапля(цаплей).
-Журавль(журавлей).
-Трясогузка(трясогузок).
-Утка(уток)
8. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
Упражнение «Птичка»
Стаи птиц летят на юг (машут руками перекрещивая их).
И скворцы, и жаворонки
Цапли, зяблики, грачи
Журавли и ласточки
Иволги и трясогузки
И дикие утки (на каждое название птицы загибают пальчик).
9. Игра « Птица какая?» (Образование сложных прилагательных путём слияния основ двух существительных).
У грача длинный клюв - …(длинноклювый).
У грача короткий хвост - …(короткохвостый). Грач насекомымых ест - … (насекомоядный).
У аиста красный клюв -…. (красноклювый).
У аиста длинные ноги - … (длинноногий).
У стрижа черные крылья-… чернокрылый.
ЛОГОПЕД: Молодцы, а теперь пора и передохнуть – давайте поиграем в мяч.
9. Игра с мячом «Что делают?» (Обогащение экспрессивной речи словами-действиями)
ЛОГОПЕД: Передавайте друг другу мяч и называйте слова-действия – что делают птицы?
ДЕТИ: прилетают, поют, щебечут, курлычут, щелкают, заливаются, кукуют, вьют, строят, лепят, высиживают, кормят, ищут, приносят, добывают, учат, улетают….
ЛОГОПЕД: Я вами горжусь! Вы знаете много слов-действий, которые совершают птицы.
10. Составление рассказа о птицах с опорой на графическую схему (синквейн) развитие монологической речи с использованием развёрнутой, грамматически правильно оформленной фразы; формирование внимания к высказыванию других детей, доброжелательности, умения дождаться своей очереди).
Давайте же расскажем о перелетных птицах по плану-схеме:
1-е слово – предмет ПТИЦЫ
2-е 2 признака (крылатые, летающие)
3-е 3 действия (прилетают, строят, высиживают)
4-е предложение Птицы помогают людям
5-е Верные друзья
Итог.
ЛОГОПЕД:
-Про каких птиц, мы говорили сегодня? (ПЕРЕЛЕТНЫХ)
ЛОГОПЕД:
-Каких перелетных птиц вы знаете?
ЛОГОПЕД - Почему надо любить и охранять птиц?
ДЕТИ: Птиц нужно любить и охранять, потому что…..они уничтожают вредных насекомых, украшают природу, красиво поют и т.д.)
ЛОГОПЕД: Молодцы, вы много уже знаете о наших верных друзьях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности: «Волшебная школа медвежонка Барни»
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности: «Волшебная школа медвежонка Барни»Коррекционно – образовательные цели:- Закрепление представлений о диких животных;- Уточнение...
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Асташенковой Натальи Валентиновны учителя-логопеда ГБОУшколы № 297(дошкольного отделения) Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»
Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»Цель: создание условий для ознакомления воспитанников с понятием семьи и семейных ценностейЗадачи: Формировать представление о семье.·...
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " Прогулка в апрельский лес"
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " Прогулка в апрельский лес"...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. ТЕМА: «В ГОСТИ К ОСЕНИ».
Формирование знаний детей об изменениях в живой и неживой природе осенью, обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по познавательно- речевому развитию Тема "Новогодняя красавица "
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию.Цель: Формирование навыков связной речи....
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «День защитника Отечества»
Конспект....
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) Тема: «Зимующие птицы»
Обобщить знания, полученные при наблюдении за повадками птиц. Закреплять знания о значении роли птиц в природе, о роли человека в жизни птиц....