Открытые занятия по развитию речи с использованием ИКТ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Пачкова Лариса Александровна

В данном материале представлены открытые занятия по развитию речи с использованием  информационно-коммуникативных технологий:

1.Открытое занятие по развитию речи  тема: "Посуда"с использованием ИКТ

2. Открытое занятие по развитию речи тема : "Снеговик" с использованием ИКТ

3. Открытое занятие по развитию речи тема: "Дед Мороз" с использованием ИКТ

4. Открытое занятие по обучению грамоте тема: "Азбука бабы Яги" с использованием ИКТ

5.Открытое занятие по обучению грамоте тема: "Буратино в школе" с использованием ИКТ

6. Открытое занятие по развитию речи тема: "Радуга" с использованием ИКТ и современныхобразовательных технологий(музыкотерапии и цветотерапии)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_baby_yagi.docx13.31 КБ
Файл buratino_v_shkole.docx17.95 КБ
Файл mebel.docx15.45 КБ
Файл raduga.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Азбука Бабы Яги»

Задачи: Закрепить знания детей о звуках и буквах. Продолжать учить детей составлять слова и предложения, делить слова на слоги, находить ударение. Воспитывать дружеские, доброжелательные чувства

Ход занятия.
1.Здравствуйте, дети. Начинаем занятие. А о чём мы будем сегодня беседовать, я предлагаю вам узнать самим. Здесь заколдованное слово. А заколдовала его Баба Яга. Расколдуйте его. На доске написано слово ДЖУРАБ   -  1 4 3 2 6 5
Дети читает: ДРУЖБА

2.Какое хорошее слово! Сколько букв в этом слове? Сколько гласных, согласных? Сколько звуков? Дайте характеристику каждого звука: д - согласный, звонкий, твердый; р- согласный, твердый; у – гласный; ж - согласный, звонкий, твердый; б - согласный, звонкий, твердый; а- гласный.
3.Определите, сколько слогов в слове дружба. Прохлопайте: друж-ба.(Два). На какой слог падает ударение? (На первый).
Составьте предложения со словом дружба.(Дети составляют)
Ребята, назовите родственные слова. (Дружить, дружный, друг).

4.Баба Яга собрала все буквы в свою избушку на куриных ножках и не хочет их отдавать пока мы их все не назовём.

Игра «Назови буквы» (Презентация)

5. Гимнастика для глаз.

Глазки широко открыли(открыли глаза)                                                                                                  Огляделись, удивились(водят глазами, делая круговые движения)                                                   Глазки закрываем – они у нас отдыхают(глаза закрывают)                                                                Снова глазки открываем (открываем)                                                                                                 Быстро, быстро все моргаем(моргаем глазами)                                                                              Глазки отдохнули – глубоко вздохнули(открывают глаза и глубоко вздыхают)                                       Глубоко вздохнули – вот так отдохнули!


6..На доске написаны слова: можно, нельзя, нужно. Что они обозначают?                                      Можно – разрешение чего-либо, нельзя – запрещение чего-либо, нужно –необходимость чего-либо .
Вставьте недостающее слово в предложения:
С другом … играть. С другом … ссориться. Друга … уважать. Друга … позвать в гости. На друга … обижаться. У друга … попросить игрушку.
Ребята, настоящие друзья никогда не бросают друг друга в беде. Они всегда придут на помощь любому человеку, который в этом нуждается.

7. Посмотрите на картину: (Баба-Яга на пороге сидит мышей разгоняет. На каждой мышке написана буква). Она очень боится мышей. Хоть она и отрицательный сказочный герой, но сейчас она нуждается в вашей помощи. Поможем ей? (Да). Чтобы помочь  Яге надо составить слова из букв, которые написаны на мышках. (Дети составляют слова: кот, ток, ком, сок, нос, рис, морс, суп, мир и.т.д.) Молодцы, ребята,  освободили Бабу-Ягу.
Ребята, сколько добрых дел вы сегодня сделали! Перечислите их. (Расколдовали слово, вставили пропущенные слова, освободили Бабу-Ягу

8. Найдите нашу Бабу Ягу среди её подруг. Она без платка, у неё на голове бант, красная юбка, зеленая блузка, зелёные глаза.  

9. Опиши её подруг.                                      

10.Подвижная речевая игра  подбегаем по очереди к избушке Бабы Яги и произносим :

Глядь, убогая избушка
Из трубы дымком курит
И горбатая старушка
На крыльце её стоит.
Без зубов, с одним лишь глазом,
И протезная нога,
Кривобока, безобразна…
В общем – бабушка Яга



Предварительный просмотр:

Тема: «Буратино в школе»

        Задачи:

  1. Закрепить понятия, буква, слог, слово.
  1. закрепить лексико-грамматический строй речи;
  1. закрепить зрительный образ букв и навык чтения  слогов и слов;
  2. закрепить умение составлять простые распространенные  предложения   по заданной теме, продолжая сюжет начатого рассказа.
  3. Закреплять умение подбирать признаки к предмету.
  1. развивать связную речь;

I. «Пальцы дружная семейка»

Пальцы дружная  семейка друг без друга жить нельзя,

Вот большой, а вот и средний

Безымянный и последний – наш мизинец малышок!

Чтобы пальцы дружно жили, будем их соединять и движения     выполнять:

Мы рога козы покажем и рога оленя даже,

Мы про зайку не забудем,  ушками водить мы будем

Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить.

II. Основная часть

В этом году осенью вы все пойдете в школу, а вот наш друг

Буратино уже ходит в школу

Посмотрите, он собрался в школу, а что забыл взять с собой? (портфель)

Игра «Подбери признаки» к слову портфель (легкий, большой, …).

Буратино приглашает вас посетить его школьные уроки

Звенит звонок.  Начинается первый урок – русский язык, мы с вами разберём такие понятия как буква, слог, слово. (презентация)

А теперь перемена.

 Чтобы было все в порядке, делай каждый день зарядку

Руки вверх поднимай, их опускать не забывай;

На носочки становись, и до неба дотянись.

Звенит звонок . Начинается второй урок - математика.

Давайте поможем Буратино посчитать и называть предметы.

(1 стол, 2 стола, 3 стола, 4 стола, 5 столов….)

Большая перемена:

Теперь Буратино проголодался и пошел в столовую, а мы поиграем в игру  с мячом «Назови одним словом» (каша из риса – рисовая каша, суп из рыбы - …,кисель из вишни  -…, компот из абрикос, пюре из яблок-….)

Звенит звонок, начинается третий  урок чтение.

Прочти слова слева направо и справа налево, что получилось.

ВОР  - РОВ,     КАР  - РАК,      ДАР – РАД ,  ТОПОР – РОПОТ, …

Закройте глаза. Я сейчас назову слово, а вы представьте предмет, который это слово называет: ключ. ( Ключ от двери, скрипичный ключ, мы набираем воду из ключа, чиним машину гаечным ключом, в кроссвордах ищем ключ к разгадке.)

 На уроках мы тоже ищем ключ к разгадке научных тайн. Почему так получилось, что я назвала одно слово, а вы говорили о разных его значениях?  Есть слова, у которых несколько значений. Это многозначные слова. Посмотрите в словаре: действительно, у слова ключ несколько значений. Посмотрите на этот ключ. Кто его узнал? Этот ключ искал Буратино.

Кто может назвать слова, у которых есть много значений – ручка, камера,

Звенит звонок, начинается последний урок развитие речи

Сегодня вы будите сочинять конец рассказа по картинкам. Я начну рассказ, а вы продолжите: 

 Однажды черепаха  подарила Буратино ключик –это был ключ от сказочной школы. Буратино поделился своей радостью с друзьями  и  Мальвина,  с радостью согласилась научить ребят всему, чему в своё время научилась в настоящей школе…..

- Чье окончание рассказа вам понравилось больше всего?

Пришла пора нам прощаться с Буратино, но на прощанье подарите по чистоговорке или скороговорке ему.


  1. Шел Егор через двор
    Нёс топор чинить забор

    Галка села на забор
    Грач завел с ней разговор


    Расскажите про покупки
    Про какие про покупки
    Про покупки, про покупки, про покупочки мои


Дима дарит Дине дыни,
Дыни Дима дарит Дине.



У бабы бобы, у деда дубы.



До города дорога в гору,
От города - с горы.



У Бобы винт, у Вити бинт.



Фаня в гостях у Вани.
У Вани в гостях Фаня.



От топота копыт пыль по полю летит.



У пеньков опять пять опят стоят.



Стоит поп на копне, колпак на попе,
Копна под попом, поп под колпаком



Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.



Ткет ткач ткани на платки Тане.



Булку, баранку, батон и буханку
Пекарь испек спозаранку.



Водовоз вёз воду из-под водопровода.



Бык  тупогуб, у быка губа тупа.


Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
«В кармане Макара корова пропала!»

Подорожник по дороге
Собирал прохожий строгий.
Выбирал себе прохожий
Подорожник подороже.

Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

Клава клала клад в колоду.
Клад уплыл от Клавы в воду.
Не плыла за кладом Клава,
А колода уплывала.

В луже, посредине рощи.
Есть у жаб своя живплощадь.
Здесь живет еще жилец -
Водяной жук-плавунец.

Вот и закончились в школе уроки, теперь мы знаем, как в школе интересно, как много можно узнать. Мы с Буратино прощаемся и обещаем учиться в школе только на отлично.



Предварительный просмотр:

Задачи.

  1. Уточнить и активизировать в речи обобщающее понятие «мебель
  2. Закрепить название основных видов мебели и её частей.
  3. Формировать умение образовывать форму множественного числа  существительных, правильно употреблять существительные в именительном и родительном падежах;
  4. Упражнять детей в употреблении слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
  5. Продолжать учить детей приёмам релаксации, умению расслабляться  и контролировать своё состояние.

Ход занятия:

1. Мы с вами привыкли жить дома в уютной комнате, сидеть на диване, смотреть телевизор, спать на мягкой кровати, сидеть за столом на удобном стульчике. А как называются все эти предметы, которые помогают нам уютно чувствовать и дома и в детском саду? Да, это мебель. Мы сейчас рассмотрим картинки и  назовём предметы  мебели, изображённую на них и поиграем в игру «Один – много»

1. Игра «Один-много» -   Стол- столы, кровать- кровати…

2.  А теперь мы сравним количество предметов мебели, используя полные предложения по моему образцу, а помогут вам картинки.

- Один стол, а много столов (обратите внимание, что столы могут быть разные –круглые, квадратные, овальные, светлые, тёмные, кухонные, журнальные)    - Один стул, а много стульев …

3. Для взрослых удобна большая мебель, а для детей маленькая. Мы поиграем в игру «Большой – маленький»

4. Мы все знаем,  как выглядит диван, кровать, кресло,  поэтому я предлагаю поиграть в игру «Чего не бывает?»

Стола, без крышки, стула, без спинки, шкафа, без дверцы, кресла, без подлокотника, дивана, без сиденья, телевизора, без экрана, серванта, без полок… (Предметные картинки)

5. У каждого из вас, на столе картинка с изображением одного из предметов мебели. Опишите его, как я.

«Это стул. Это предмет мебели, Он сделан из дерева. Он состоит из сиденья, спинки и четырёх ножек. На стуле сидят.»

6. А это диван, мягкий и удобный, давайте поиграем с вами игру  “Лентяи”

Сегодня мои дети много занимались, играли и наверное устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы - лентяи и нежитесь на мягком, мягком диване. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

7. Психоречевая гимнастика. Называем предметы мебели по образцу:

 одна кровать  -  один диван                одна полка -   один шкаф

одна скамейка  - один сервант               одна тахта – один стул…

8. Д/игра «Запомни и назови» -  запомни предметы мебели на картинке , а теперь ответь чего не стало?

9. Возьмите свое кресло поставьте на ковёр. Выполняем мои инструкции, стали за креслом, стали перед креслом, отошли от кресла, подошли к креслу, стали справа от кресла, стали слева от кресла, сели на кресло. Молодцы!

10. А теперь мы узнаем что с чем дружит?

Стул дружит с кроваткой или тетрадкой?

Стол дружит с креслом или тестом?

Шкаф дружит с полкой или иголкой?

Кресло дружит с диваном или Иваном?

Сервант дружит с Людой или посудой?

Полки дружат с книжкой или с крышкой

Табурет дружит со стулом или с мулом?

Диван дружит с кушеткой или с конфеткой?

11. Молодцы, всё правильно сделали , а вот Незнайка столько ошибок сделал, когда мне о мебели рассказывал. Вы поможете ему исправить эти ошибки?

У стула –крышка, у телевизора спинка, у дивана экран, у шкафа подлокотник…

12. Повтори за мной слова.

Шкаф-шкафчик- шкафчики    Стол-столик- столики

Стул- стульчик – стульчики.   Кровать – кроватка – кроватки….

Сегодня мы поиграли  с вами  и теперь знаем много интересного о чём? Правильно о мебели! Молодцы наше занятие подошло к концу. Всем спасибо!



Предварительный просмотр:

Сегодня у нас необычное занятие, мы поговорим с вами о цвете и нашем настроении.         Закончился на улице дождь, на небе появилась радуга. Посмотрите, как похожа она на мост. Мы с вами в наших фантазиях можем пройти по этому мосту и попасть в волшебную страну красок.

             

2.Релаксационное упражнение:    РАДУГА.                                                                                                                                                Закройте глаза и представьте экран. На экране радуга, цвета, которые вам нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство Вы видите то, что описываю я, а ещё то, что хотите сами.                                                                                                                                                      - Первый цвет красный он наполняет нас теплом, он даёт нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда холодно. Красный цвет, цвет огня. Что ещё бывает красного цвета? Подумайте, что вы видите, когда представляете красный цвет?                                                                                                                                                    -  Второй цвет оранжевый тёплый и сочный как сок апельсина.                                                   -  Жёлтый приносит нам радость, он согревает,  как солнечный свет и мы улыбаемся. Что бывает жёлтого цвета – жёлтый лимончик, одуванчик. О чём вы думаете, когда смотрите на жёлтый цвет?                                                                                                                                                   - Зелёный – цвет природы – он помогает нам чувствовать себя лучше. Зелёные травы, кусты, деревья. Что ещё бывает зелёного цвета?                                                                               -  Цвет голубой – он может быть мягким и успокаивающим. Как  голубое небо, голубые цветы – незабудки, васильки. Что ещё бывает голубого цвета? Подумайте, что  вы видите, когда представляете голубой цвет?                                                               - Синий цвет-  цвет моря, воды. Мы смотрим на него и слышим, как журчит вода                                              - Фиолетовый цвет -   цвет спокойствия, дающий вам возможность почувствовать себя наедине самим с собой. О чём вы думаете, когда смотрите на радугу. Вы заметили, как разные цвета влияют на наше самочувствие. Тихонько открываем глаза.

3. Давайте возьмёмся за руки, и посмотрим друг на друга, мы улыбаемся, нам хорошо и спокойно. Но бывает, что нам становится грустно или страшно   и  это можно понять, посмотрев на наше лицо.

                 Бывают чувства у зверей                                                                                                                    

                 У рыбок, птичек и людей

                 Влияет без сомнения

                 На всех нас настроение.

                 Кто  веселится?

                 Кто грустит?

                 Кто испугался?

                 Кто сердит?

                 Избавит от сомнений

                 Вас «Азбука настроений».

Перед вами карточки. У меня кошка, весёлую кошку я положила на красный коврик, грустную кошку  на синий, испуганную на зелёный, самодовольную на жёлтый, недовольную на голубой, агрессивную на оранжевый коврик. Расположите свои персонажи соответственно.

4.Назовите настроение персонажей на оранжевом коврике, на красном, на синем, на зелёном…

           5. Все эмоции выражаются на лице человека с помощью бровей, глаз и рта. ОТ этого внешность, в зависимости от эмоционального состояния меняется.

Давайте вспомним различные эмоции и посмотрим на себя в зеркало.

ЗЛОСТЬ – брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат и слегка приоткрыт, видно зубы.

СТРАХ – брови приподняты, глаза расширены, рот открыт.

ГРУСТЬ- внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены.

УДИВЛЕНИЕ -  брови приподняты, глаза округленные, рот приоткрыт.

РАДОСТЬ – брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты.

СПОКОЙСТВИЕ – брови, глаза и рот находятся в спокойном состоянии.

6. Перед вами карточки с изображением сказочных героев. Назовите эмоциональное состояние вашего героя. А теперь составьте портрет из карточек с изображением частей лица, который соответствует настроению вашему сказочного героя.

7. Какое настроение вам больше всего нравится. Что может улучшить наше настроение. (Праздник, музыка, яркие цвета, цветы, солнце, радуга, мама…)

Давайте послушаем музыку и посмотрим на цвета и вы скажите какое настроение оно у вас вызывает.

 

8. Давайте рассмотрим картинки и поиграем в игру «Отдай предмет такого же цвета»

                  Пошла гулять,

Красное собирать,

Кому не жалко — отдавай,

Цвет правильно называй. В зависимости от возможностей детей называется цвет или выставляется цветовой сиг нал (см. приложение: карточки с изображениями цветных клякс).

 Первый ребенок: Возьмите красное яблоко. Второй ребенок: Возьмите красный флажок и т.д.

     Пошла гулять,

Оранжевое  собирать,

Кому не жалко — отдавай,

.

Потом собирают жёлтое, зелёное, голубое,синее, фиалетовое.до тех пор, пока не соберут картинки всех цвето вых сигналов.

9. А теперь  посмотрите сколько цветных полосок из картинок у нас получилось, ровно семь, как у нашей радуги. Возьмите листочки бумаги и карандаши и нарисуйте радугу, по которой мы вернёмся с вами  назад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытые занятия по развитию речи с использованием ИКТ

В данном материале представлены открытые занятия по развитию речи с использованием  информационно-коммуникативных технологий: 1.Открытое занятие по развитию речи  тема: "Посуда"с испол...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием театральной деятельности с куклами – марионетками на тему: «Путешествие Буратино и его друзей».(старшая группа)

Цель: расширять представления о сказках. Развивать творческое воображение, тренинг эмоций, образное мышление. Использовать в речи сложные предложения разных видов. Воспитывать культуру речевого общени...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) на тему «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце»

Закрепить у ребенка умение слушать, понимать и запоминать стихотворный текст;Учить запоминать текст, чётко проговаривая слова, тренировать интонационную сторону речи;Вырабатывать у детей умение ненапр...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) Тема: «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце».

Конспект открытого занятия по развитию речис использованием дидактических игр детей младшегодошкольного возраста (3-4 года)Тема: «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце...

Мастер-класс. Открытое занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий. Приключения в «Королевстве Простуды»

Открытое занятие для педагогов и специалистов ЮАО.Цели занятия:-  Познакомить дошкольников с мероприятиями по профилактике простудных заболеваний.-  Сформировать навык осознанного отношения ...

открытое занятие по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологий "Бумажная фея"

Занятие - ТРИЗ« Бумажная Фея»Программное содержание:Расширить представление детей о бумаге, познакомить с ее видами, назначением, историей появления;Развивать логическое и ассоциативное мы...