"Обучение дошкольников речи-рассуждению"
методическая разработка по развитию речи (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

 

Связная речь -  явление очень сложное, имеющее многообразные формы проявления, включающая в себя и малоисследованную форму, которую  представители педагогической науки и практики обозначили как речь-рассуждение, речь-объяснение. В д/с №146 «Калинка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о.Тольятти разработана программа «Учимся рассуждать», как эффективное средство  развития речи - рассуждения

Интеллектуальное развитие детей немыслимо без речевого оформления суждений, умозаключений, которое выражается в форме текста-рассуждения. Необходимость обучения дошкольников связным высказываниям типа рассуждений очевидна, однако, соответствующая методика недостаточно разработана на современном этапе развития науки и практики. Именно это и обуславливает актуальность программы развития речи-рассуждения детей дошкольного возраста «Учимся рассуждать», разработанной педагогическим коллективом детского сада №146 « Калинка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о.  Тольятти  под руководством к.п.н. Людмилы Геннадьевны  Шадриной, на основе обобщения опыта работы по развитию мышления и речи дошкольников.
Рабочая тетрадь «Играем, думаем, объясняем» к программе «Учимся рассуждать» в 2008 году стала лауреатом Муниципальной премии в номинации «Педагогические изобретения» фонда «Развитие через образование» г. Тольятти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyaznaya_rech.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Связная речь -  явление очень сложное, имеющее многообразные формы проявления, включающая в себя и малоисследованную форму, которую  представители педагогической науки и практики обозначили как речь-рассуждение, речь-объяснение. В д/с №146 «Калинка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о.Тольятти разработана программа «Учимся рассуждать», как эффективное средство  развития речи - рассуждения

Интеллектуальное развитие детей немыслимо без речевого оформления суждений, умозаключений, которое выражается в форме текста-рассуждения. Необходимость обучения дошкольников связным высказываниям типа рассуждений очевидна, однако, соответствующая методика недостаточно разработана на современном этапе развития науки и практики. Именно это и обуславливает актуальность программы развития речи-рассуждения детей дошкольного возраста «Учимся рассуждать», разработанной педагогическим коллективом детского сада №146 « Калинка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о.  Тольятти  под руководством к.п.н. Людмилы Геннадьевны  Шадриной, на основе обобщения опыта работы по развитию мышления и речи дошкольников.
Рабочая тетрадь «Играем, думаем, объясняем» к программе «Учимся рассуждать» в 2008 году стала лауреатом Муниципальной премии в номинации «Педагогические изобретения» фонда «Развитие через образование» г. Тольятти.

 

Программа «Учимся рассуждать»,
как эффективное средство  развития речи-рассуждения.

д/с №146 «Калинка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о.Тольятти


Связная речь -  явление очень сложное, имеющее многообразные формы проявления, включающая в себя и малоисследованную форму, которую  представители педагогической науки и практики обозначили как речь-рассуждение, речь-объяснение.


Интеллектуальное развитие детей немыслимо без речевого оформления суждений, умозаключений, которое выражается в форме текста-рассуждения. Необходимость обучения дошкольников связным высказываниям типа рассуждений очевидна, однако, соответствующая методика недостаточно разработана на современном этапе развития науки и практики. Именно это и обуславливает актуальность программы развития речи-рассуждения детей дошкольного возраста
«Учимся рассуждать», разработанной педагогическим коллективом детского сада №146 « Калинка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о.  Тольятти  под руководством к.п.н. Людмилы Геннадьевны  Шадриной, на основе обобщения опыта работы по развитию мышления и речи дошкольников.


Приложение к программе – рабочая тетрадь «Играем, думаем, объясняем» для работы с детьми старшего дошкольного возраста  может рассматриваться  как самостоятельное пособие, включающее практические задания, которые в непринужденной, увлекательной форме помогут дошкольникам проверить свои умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.


Четкие, доступные рекомендации авторского коллектива, касающиеся  организации работы с детьми,  окажут необходимую помощь педагогическим работникам  ДОУ в вопросах формирования у детей различных видов школьной зрелости: социальной, психологической, интеллектуальной, эмоциональной.
В психолого-педагогическом аспекте программа «Учимся рассуждать» имеет три направления:
структурное (формирование разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи, речевого общения); когнитивное или  познавательное.


Следуя принципу системности, данная  программа предполагает целостный, последовательный  процесс  развития речи-рассуждения детей дошкольного возраста: от младшей до подготовительной, в соответствии с задачами работы для каждой возрастной группы. Содержание программы обеспечивает полноценное овладение детьми дошкольного возраста родным языком, развитие у них языковых способностей, что является стержнем полноценного формирования ребенка-дошкольника.


Исходными положениями программы «Учимся рассуждать» являются следующие утверждения:
во-первых,  успешное развитие речи-рассуждения детей дошкольного возраста обусловлено в том числе обучением дошкольников знаниям речеведческого характера о функции, структуре, языковых особенностях данного текста (текста-рассуждения);
во-вторых, эффективность обучения зависит от учёта и реализации идеи коммуникативной направленности речи; ситуативный характер речевых задач поставленных в обучении, помогает дошкольникам видеть для чего и для кого создаётся текст;
в-третьих, обучение дошкольников речи-рассуждению должно носить межпредметный характер: занятия по развитию речи, на которых дети овладевают знаниями речеведческого характера и на их основе умениями самостоятельно создавать текст, должны быть базовыми. Закрепление знаний и умений обеспечивается на занятиях по логике, конструированию, математике, на занятиях по ознакомлению с экологическими представлениями, в экспериментальной деятельности.


Одной из задач развития объяснительной речи  является задача знакомства дошкольников  со структурой рассуждения. С целью решения данной задачи,  педагоги детского сада  разработали серию пособий, основываясь на положении, что для построения связных высказываний-рассуждений детям необходимо овладеть следующими умениями:

  1. строить высказывание в соответствии с темой;
  2. соблюдать последовательность изложения;
  3. использовать различные внутритекстовые связи;
  4. отбирать необходимые лексико-грамматические средства для реализации высказывания.

Рассуждение, как и любой другой вид текста, имеет определенную структуру, логику  построения высказывания: тезис (то, что объясняется), аргументы (само объяснение), вывод.


Части текста связаны между собой
словами-связками. Основываясь на этой логике, коллективом были разработаны модели, направленные на знакомство детей со структурой текста-высказывания,  ориентацию  ребенка на понимание структуры текста, логики его построения.


Таким образом, для дошкольника модель – это внешняя опора совершаемых внутренних интеллектуальных действий, подсказка, помогающая контролировать построение высказывания; а также эффективный прием закрепления у детей представлений о структуре рассуждения.


Для обучения детей
объяснительной связной речи программа рекомендует использовать два вида моделей:  
1-й вид – модели, отражающие структуру текста-рассуждения;
2-й вид – модели, подсказывающие детям содержание речи в  высказывании (алгоритм – схема).


Для практических работников  ДОУ представляет ценность разработанные коллективом 
критерии и уровни овладения детьми речью-рассуждением, основываясь на которых можно  отследить уровень речевого развития каждого ребенка и спроектировать индивидуальную работу с детьми как на занятиях, так и в совместной деятельности со взрослым.


Практическая значимость программы «Учимся рассуждать» состоит в возможности её использования в детских садах любого вида с целью совершенствования речевого развития ребёнка дошкольного возраста, эффективной подготовки дошкольника к обучению в школе.
Данная программа может использоваться как парциальная или дополнительная программа к  основным общеобразовательным программам дошкольного образования; а так же преподавателями педагогических колледжей и университетов в курсе «Теория и методика развития речи и обучения родному языку дошкольников».


Программа «Учимся рассуждать» в предложенном варианте апробирована и с 2006 г.  внедрена и используется в детских садах АНО ДО «Планета детства «Лада», что также подтверждает  её актуальность, грамотность и эффективность.


Концепция и содержание программы неоднократно представлялись авторами на научно-практических конференциях  различных уровней в Санкт-Петербурге, Ульяновске, Тольятти, Пензе.  Программа развития речи-рассуждения детей дошкольного возраста «Учимся рассуждать» и рекомендации к организации работы по программе прошли научно-методическую экспертизу в Министерстве образования и науки Самарской области и были рекомендованы к использованию в дошкольных образовательных учреждениях области.


Рабочая тетрадь «Играем, думаем, объясняем» к программе «Учимся рассуждать» в 2008 году стала лауреатом Муниципальной премии в номинации «Педагогические изобретения» фонда «Развитие через образование» г. Тольятти.

                                                                        Заместитель заведующего по          
                                                              воспитательно-методической   работе

                                                                       д/с № 146 «Калинка»

                                                            Маненькова Валентина Александровна

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи – рассуждения у старших дошкольников в процессе решения арифметических задач.

«Очевидно, что содержание обучения детей решению арифметических задач вполне можно интегрировать с содержанием развития связной речи».Данное методическое пособие будет интересно воспитателям ДОУ, роди...

Консультация "Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет"

Консультация предназначена для воспитателей, учителей начальных классов, специалистов. Здесь представлен теоретический материал об этапах формирования предпосылок речи-рассуждения у детей дошкольного ...

проект "Формирование речи – рассуждения детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей"

1. Краткая аннотация проекта Наименование проектаФормирование речи – рассуждения детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областейПо содержаниюОбразовательная област...

"Развитие речи-рассуждения у детей дошкольного возраста"

В этом докладе освещается проблемма развития речи-рассуждения у детей дошкольного возраста. Описывается структкра рассуждения. Раскрываются задачи работы с детьми в данном направлении., а так же услов...

"Развитие речи-рассуждения детей дошкольного возраста в процессе решения логических задач"

Данное методическое пособие будет интересно воспитателям ДОУ, родителям детей дошкольного возраста по проблеме развития у детей речи – рассуждения....

Развитие речи-рассуждения у дошкольников.

Упражнения, направленные на формирование связных высказываний типа рассуждения....

Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет.

Рассуждение -  сложный тип речи: делать умозаключения,  устанавливать различные связи между фактами и явлениями....