Конспекты занятий по речевому творчеству для старших дошкольников
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
В данных конспектах разработан материал по развитию у детей речевого творчества. Приведены примеры речевых игр с иллюстрациями, художественным словом. В приложении имеются стихи - малютки, придуманные детьми с помощью воспитателя. Занятия были проведены в группе, дети с интересом принимали участие, с удовольствием сочиняли стихи. Сюрпризный момент в виде куклы-художника Кисточкина использовался неоднократно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия №1 | 555 КБ |
Конспект занятия №2 | 898.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речевого творчества №1 для детей старшей группы на тему:
« Письмо от художника Кисточкина»
Программное содержание: 1. Воспитывать интерес детей к поэзии.
2. Закрепить у детей умения использовать в речи средства выразительности ( образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения).
3. Способствовать развитию у детей речевых творческих способностей (сочинение простейших стихов).
4. Воспитывать желание помогать другу.
Материал: Письмо от художника Кисточкина; самодельная книга с иллюстрациями ( без текста); книга со стихами Пушкина.
Словарная работа: обогащать словарный запас детей за счёт слов - эпитетов, сравнений, образных выражений, олицетворений ( дуб - великан, свинцовая туча, роща золотом одета, в багрец и золото одетые леса).
Методические приёмы:
Сюрпризный момент - письмо от художника Кисточкина;
словесные игры « Подбери образное выражение »; « Найди сравнение »; « Подбери рифму»; сочинение простейших стихов;
обобщение; поощрение, художественное слово.
Предварительная работа: Наблюдение за природой осенью; чтение стихов; знакомство с творчеством поэтов; речевые игры; организованная образовательная речевая деятельность.
Индивидуальная работа: Помочь детям с низким уровнем развития подбирать образные выражения, сравнения к определённым явлениям, предметам.
Ход занятия:
( воспитатель обращает внимание детей на то, что в детский сад пришло письмо от художника Кисточкина)
Воспитатель: Ребята, кто-то бросил, нам в оконце посмотрите письмецо, может это лучик солнца, что щекочет нам лицо, может это воробьишка, пролетел и обронил, может кот письмо, как мышку на окошко заманил, давайте посмотрим от кого оно.
( Воспитатель достаёт письмо и обращает внимание, что письмо от художника Кисточкина).
« Здравствуйте, дорогие ребята! Мне очень нужна ваша помощь. Я нарисовал несколько красивых осенних пейзажей и хотел выпустить книгу, но в редакции мне сказали, что к картинам нужны стихи, а я не поэт, а художник. Помогите мне, ведь я знаю, что вы умеете сочинять.
Заранее благодарен вам,
художник Кисточкин.»
Посмотрите, в конверте лежат репродукции картин художника, именно для них он просит нас сочинить стихи. Да, сложную задачу задал нам Кисточкин.
Ребята, а вы помните какие-нибудь стихи про осень?
( дети зачитывают отрывки стихов).
Обратите внимание на то, как поэты описывают предметы и явления природы, какие они используют средства выразительности.
Дети: ………………………………………………………
Воспитатель: Какими красками поэты рисуют картины осени?
Дети:………………………………………………………
Воспитатель: Какие образные выражения используют для описания дождя, тучи, неба, деревьев, листвы?
Дети:………………………………………………………
Воспитатель: А давайте с вами поиграем в игру
« Подбери сравнение»
Дуб - великан, исполин, господин;
Осень - царица, рыжая красавица, художница;
Трава - ковёр;
Небо - крыша, свод, свинцовый зонт;
Туча - барыня, тёмная карета, водная громада.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, сколько интересных сравнений мы с вами смогли подобрать к словам. А вы знаете, что поэты, когда хотят сочинить стихи, тоже подбирают интересные, образные слова и выражения?
А что ещё нужно уметь, чтобы сочинять хорошие стихи?
- Надо уметь видеть необычное в обычном;
- Уметь выбирать средства выразительности: сравнения, эпитеты, образные выражения, слова близкие по смыслу и слова, с противоположным значением;
- Подбирать рифмы.
Предлагаю вам поиграть в такую игру, я вам слово, а вы мне рифму к этому слово.
« Подбери рифму»
( день - тень; осень - просим; дожди - подожди; сапожки - ножки; листва - густа; )
Воспитатель: Посмотрите, мы с вами совместили приятное с полезным, и немного отдохнули, и вспомнили, как подбираются рифмы.
А сейчас, предлагаю вернуться к картинам художника Кисточкина, давайте рассмотрим, что же на них нарисовано.
Обратите внимание, в книге четыре иллюстрации, и все они посвящены золотой осени. Посмотрите на краски, которые использует художник, совпадают ли они с описанием поэтов?
Дети: …………………………………………………….
Воспитатель: Если вы заметили, все 4 картины имеют разное по настроению небо, опишите его?
Дети:………………………………………………………
Воспитатель: ( на первой картине небо нежно-розовое, на второй - свинцово-синее, на третьей-белое, а на четвёртой - голубое). Почему по цвету, мы можем понять настроение картины?
Дети: …………………………………………………………
Воспитатель: Родились ли у вас какие-нибудь образные выражения, глядя на эти картины?
Дети:………………………………………………………..
Воспитатель: Предлагаю вам попробовать сочинить две строчки, к любой картине.
( В приложении представлено стихотворное творчество детей).
Воспитатель: Ну что ж, вы прекрасно справились с заданием, я думаю, мы оформим с вами книгу и отправим её нашему другу. Мне очень понравилось, как мы с вами сегодня занимались, а что понравилось вам?
Дети:………………………………………………………….
Воспитатель: Надеюсь, что всё чему мы научились, пригодится вам в дальнейшем.
Стихи детей:
Лена Атяшкина и Полина Томашевская:
« Осенним ясным днём в лесу огромный дуб стоял,
Свою красивую листву он на траву ронял» ( рисунок 4);
Миша Петров:
« Дуб стоит, раскинув ветви, потому что сильный ветер,
Листья он с ветвей срывает и на землю их кидает»
( рисунок 2);
Настя Курылёва:
« Небо вдруг закрыли тучи, сильный дождь пошёл стеной, дуб огромный и могучий, от дождя меня укрой»
(рисунок 2);
Илья Гроздев:
« На аллею, на дорожку падают листочки, птички в небе улетают и видны лишь точки»
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речевого творчества №2
детей старшей группы на тему:
« Научим художника Кисточкина сочинять стихи»
( воспитатель Галеева Гульнара Мансуровна)
Программное содержание: 1. Способствовать развитию у детей речевых творческих способностей ( сочинение простейших стихов).
2. Закрепить у детей умения использовать в речи слова близкие по смыслу и слова с противоположным значением.
3. Закрепить умения детей находить изображения ( слова-рифмы): шина-машина; пар-самовар; чашка-ромашка; сук-барсук.
4. Закрепить умения заканчивать стихотворные строчки, подбирая верные слова не только по рифме. Но и по смыслу.
5. Воспитывать желание помогать другу.
Материал: Кукла-художник Кисточкин; письмо, картинка
« Кошка на окошке»; лист с изображением рифмовок
« Рифмы на картинке».
Словарная работа: Синонимы: кошка - яркая, рыжая, огненная; мохнатая, пушистая;
Антонимы: пушистая - гладкая; весёлая - грустная; озорна
- спокойная.
Методические приёмы: использование наглядного материала ( «Рифмы на картинке», « Кошка на окошке»);
Сюрпризный момент - художник Кисточкин;
Словесные игры « Скажи наоборот»; « Скажи какой»;
Обобщение; поощрение, художественное слово.
Предварительная работа: Наблюдение за котёнком; чтение стихов; знакомство с творчеством поэтов; речевые игры; организованная образовательная речевая деятельность.
Индивидуальная работа: Помочь наводящими вопросами, советом детям, с низким уровнем развития.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад снова пришло письмо от художника Кисточкина. Он благодарит нас за то, что мы откликнулись на его просьбу и сочинили стихи про осень, поэтому он смог издать книгу со своими иллюстрациями и нашими стихами. А ещё он пишет о том, что ему так понравились стихи, что он непременно захотел с нами познакомиться, поэтому решил сам приехать к нам в гости.
( раздаётся стук, из-за ширмы появляется кукла - художник Кисточкин).
Кисточкин: Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что смог приехать к вам в гости. Вы прислали мне замечательные стихи, как же вы смогли их сочинить, ведь вы ещё маленькие?
Воспитатель: Уважаемый художник, чтобы сочинять стихи необязательно быть взрослым. Нужно иметь вдохновение, ну и, конечно, знание определённых правил. Присоединяйтесь к нам, и вы сможете подготовиться к речевому творчеству.
Кисточкин: Вот спасибо! Мне будет очень интересно.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики, и для начала проведём небольшую разминку:
- скажите, из чего состоит наша речь?
Дети:………………………………………….
Воспитатель: Какие бывают слова?
Дети:………………………………………….
Воспитатель: Что могут обозначать слова?
Дети:…………………………………………..
Воспитатель: Да, слова могут обозначать предметы, явления, действия предметов, их признаки. Попробуйте, пожалуйста, мне привести примеры.
Дети: …………………………………………..
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо поработали, а сейчас я предлагаю поиграть в игру:
« Скажи наоборот»
Большой - маленький; длинный - короткий; узкий - широкий; пушистый - гладкий; весёлый - грустный; ласковый - грубый; добрый - злой; тихий - громкий.
Воспитатель: А сейчас мы тоже самое попробуем сделать в стихотворной форме. Вам нужно подобрать противоположное по значению слово, чтобы закончить стихотворную строчку.
« Скажу я слово высоко, а ты ответишь (низко),
Скажу я слово далеко, а ты ответишь (близко),
Скажу тебе я слово трус, ответишь ты (храбрец),
Теперь начало я скажу, а ты ответь (конец)».
Ну что, молодцы, вы правильно подобрали слова с противоположным значением, а теперь я предлагаю вам поиграть в другую игру, которая называется:
« Скажи какой»
Но для начала послушайте стихотворение « Утро»
« Какое сегодня утро? Сегодня плохое утро, сегодня скучное утро и, кажется, будет дождь.
Почему же плохое утро? Сегодня хорошее утро, сегодня весёлое утро и тучи уходят прочь!
Сегодня не будет солнца, сегодня не будет солнца, сегодня будет хмурый, серый, пасмурный день.
Почему же не будет солнца? Наверное, будет солнце, обязательно будет солнце и прохладная синяя тень!»
Воспитатель: Ребята, о чём говорится в этом стихотворении?
Дети:………………………………………………..
Воспитатель: Правильно, о погоде, об утре. Но почему один человек видит плохое, серое, пасмурное утро. А другой - хорошее, весёлое, радостное, светлое, тёплое.
Кисточкин: А можно я попробую ответить на этот вопрос?
Я думаю, что всё зависит от настроения человека, от его отношения к жизни.
Воспитатель: Ну что ж, я согласна с этим, а вы, ребята?
Дети:…………………………………………………
Воспитатель: А теперь, ребята, попробуйте вы описать явление и подобрать слова близкие по значению:
Ночь (какая?) тёмная, непроглядная, чёрная….
Луна (какая?) большая, круглая, огромная…
Мама (какая?) добрая, ласковая, милая…..
Хорошо, ребята, я вижу, что вы умеете подбирать слова, описывать предмет или явление. А теперь пришла пора нам немного отдохнуть.
Физкультминутка:
« Ветер дует нам в лицо»
Кисточкин: как интересно вы занимаетесь, мне очень нравится. Я даже понял, чтобы сочинять стихи нужно уметь подбирать слова близкие по смыслу, и слова с противоположным значением.
Воспитатель: Уважаемый художник! Чтобы сочинять стихи нужно уметь очень многое. Давайте спросим у ребят, что именно:
Дети: ( предполагаемые ответы): 1. Использовать в речи красивые слова и выражения.
2. Подмечать интересное в обычном.
3. Наблюдать.
4. Подбирать рифмы.
Кисточкин: Подмечать интересное в обычном и наблюдать я умею, ведь я художник. Придумывать слова близкие по смыслу и слова с противоположным значением вы меня научили. А что такое рифмы?
Дети: …………………………………………………
Воспитатель: Да, рифмы - это слова, которые одинаково заканчиваются ( шишка-малышка, птичка-невиличка), но самое главное, в стихах рифмы должны подбираться по смыслу. Если неправильно подобрать рифму, то получится не стихотворение, а чепуха. Послушайте строчки, которые написал Николай Красильников:
« Поэт принёс дрова и свечку, и растопил под вечер речку (печку).
Над цветком пчела кружит, а потом к цветку спешит. В хоботке своём несёт золотистый сладкий лёд ( мёд)»
Кисточкин: Это очень сложно подбирать рифмы.
Воспитатель: Сейчас я вам немного помогу, посмотрите на этот плакат, на нём изображены картинки, попробуйте соединить их по парам, образуя рифмы.
( чашка - ромашка; кошка - лукошко; сук - барсук; шина - машина; самовар - пар).
А сейчас с помощью этих рифмовок, попробуйте закончить фразы:
- Я поехал на машине, у меня порвалась шина.
- Я разбил сегодня чашку, а на ней была ромашка.
- Зацепился я за сук, а под ним сидит барсук.
- Я нашёл сегодня кошку, посадил её в лукошко.
Физкультминутка:
« По дорожке кошка шла»
Кисточкин: Ребята, я так много сегодня узнал, спасибо вам огромное, за то, что вы предложили мне с вами позаниматься. Но у меня к вам небольшая просьба. У моей любимой кошечки завтра День рождения. Посмотрите, я нарисовал её портрет, вот было бы здорово, если бы мы с вами сочинили стихи ей в подарок.
Воспитатель: Ну что ж, ребята, давайте попробуем помочь нашему другу. Предлагаю внимательно рассмотреть портрет, и найти на картинке слова - рифмы ( самовар - пар; варенье - день рожденья; стол - пол; котик - пушистый животик ).
Дети: далее дети представляют варианты своих речевых творений ( в приложении представлены стихи детей)
Кисточкин: Спасибо вам, ребята, а сейчас мне пора спешить, пойду, подготовлю праздник для своей любимицы.
Воспитатель: Художнику Кисточкину очень понравились ваши стихи, я думаю, что и кошечке они понравятся. Спасибо вам, ребята, за хорошую работу.
Приложение:
1. Плакат « Рифмы на картинке»
2. Картина « Кошка»
Стихи детей:
Настя Плотникова:
« Котик за столом сидит, и на чашечку глядит.
На столе стоит варенье, скоро будет День рожденья!»
Женя Романов:
« Самовар уже кипит, чашка на столе стоит, кошка ждёт свой День рожденья, день баранок и варенья!»
Маша Сулекова:
« День рождения у кошки, смотрит кошечка в окошко, чай из чашки она пьёт и гостей к себе зовёт»
Настя Юдина:
« Часы пробили День рожденья, на стол поставлено варенье, и самовар уже готов ждёт кошка в гости всех котов»
Белов Арнольд:
« День рожденья! День рожденья! День баранок и варенья! Котик в гости ждёт друзей и подарки от гостей»
Максим Лавров:
« Очень любит день рожденья наш пушистый серый котик, угощенья приготовим, чтобы улыбался ротик»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изобразительная деятельность как средство развития речевого творчества у старших дошкольников
Создание условий, стимулирующих развитие детского речевого творчества...
"Сочинительство как средство развития речевого творчества у старших дошкольников, в том числе у детей с особыми возможностями здоровья"
Расширение работы по развитию речи путем создания творческих работ в группе комбинированного типа. Создание книжки "Полезных советов" из детских работ, отпечатанной в типографии....
Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР
1 слайд. Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР 2 слайд. Использование такого вида декора...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе с использованием проблемно-практических ситуаций для обогащения словаря дошкольников на тему:«Не всякий гриб в кузовок кладут».
В процессе занятия дети учатся придумывать загадки с элементами описания и сравнения. Знакомятся с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации. Упражняются в подборе определ...
Методические пособия по технологиям для развития речевого творчества у старших дошкольников
Созданы книжки - малышки, наглядные пособя для составления синквейна, буклеты, сборники альбомов сказочных героев по синквейну для составления рассказов, консультации , дидактические игры,...
Мастер - класс с педагогами " Сенсорный анализ как средство развития речевого творчества у старших дошкольников"
Мастер - класс с педагогами " Сенсорный анализ как средство развития речевого творчества у старших дошкольников"...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие речевого творчества у старших дошкольников»
перспективный план, цели и задачи самообразования по данной теме ...