Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе с использованием проблемно-практических ситуаций для обогащения словаря дошкольников на тему:«Не всякий гриб в кузовок кладут».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Мичурина Марина Владимировна

В процессе занятия дети учатся придумывать загадки с элементами описания и сравнения. Знакомятся с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации. Упражняются в подборе определений, синонимов, учатся образовывать относительные прилагательные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_vsyakiy_grib_v_kuzovok_kladut_dok.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальнаое бюджетное образовательное учреждение ЦРР-детский сад №57 «Ладушка» города Димитровграда Ульяновской области.

Конспект

занятия  по речевому развитию   в старшей группе с использованием проблемно-практических ситуаций для обогащения словаря дошкольников на тему:

 «Не всякий гриб в кузовок кладут».

Воспитатель: Мичурина М.В.

    Программное содержание:

     1 Продолжать учить детей придумывать загадки с элементами описания и сравнения.

     2 Познакомить детей с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации.

      3 Закрепить знания детей о способах словообразования: при помощи сложения существительного с существительным, с помощью увеличительных, уменьшительных, уменьшительно-ласкательных суффиксов.

     4 Упражнять в подборе определений, синонимов, в согласовании прилагательных и существительных, развивать интерес к этимологии слова.

    5 Учить образовывать относительные прилагательные.

    6 Активизация словаря: подберезовик вкусный, полезный, аппетитный; берёза стройная, белоствольная.

    7 Развивать интонационную выразительность речи.

      Материал: сундучок, осенние листья, письмо, картинка березы, картинка гриба, схемы, толковый словарь С.И.Ожогова, мяч, магнитная доска.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

   В группу заносится сундучок.

   Воспитатель:

  • Хотите узнать, что в сундучке?
  •  Надо придумать чистоговорку:

     Чок-чок-чок-открывайся…(сундучок)

    Сундучок открывается, и дети обнаруживают осенние листья.

   – Ребята, осень на память о себе оставила осенние листья. Какие они? (Разноцветные, пестрые, багряные…)

  – Чем ещё нас обрадовала осень? (Красотой, листопадом, овощами, фруктами, грибами, т.е. урожаем).

  – Ребята, в сундучке еще что-то есть. Это письмо. Кто же написал нам это письмо? Давайте откроем и прочтем его: «Здравствуйте, ребята! Хочу рассказать вам одну историю. Однажды мальчики Миша и Костя отправились в лес и обнаружили в березовом лесу очень много грибов. Миша сорвал гриб и обрадовался: «Вот так находка! Сколько березовых грибов!».

 «Нет, это – березовка», – сказал Костя. Стали мальчики спорить, кто из них прав. Миша утверждает, что он прав, что гриб называется «березовый». А Костя говорит, что прав он, что гриб должен называться «березовка». Спорили-спорили, что даже поссорились. Так и не поняли, кто из них прав, как точно и правильно называется этот гриб. Может быть, вы разберетесь в этой истории?

 Ваш давний друг – Волшебница Осень».

Эвристические вопросы:

 – Ребята, что вы услышали сейчас?

  – Когда произошла эта история? Где?

  – Как назвали мальчики один и тот же гриб? (Березовый, березовка)

  – Что произошло между мальчиками? Почему? (У них появилась проблема: они не знают, как называется гриб)

 – Сможем ли мы им помочь? Сможем ли мы их помирить?

 – Как можно решить проблему, которая возникла между Мишей и Костей?

 – Как это сделать, каким способом? (Нужно узнать, как точно и правильно называется гриб, который растет в березовом лесу).

 – Давайте разберемся в этой проблеме и поможем мальчикам. Ведь проблема мальчиков – теперь и наша проблема.

 – Во-первых, обратимся к схеме.

 – Что мы знаем об образовании слов?

 – Как образуются слова?

 – От какого слова мы можем образовать нужное нам слово – название грибу, если он растет в березовом лесу?

 Поиск: (используется схема)

– А как точнее и правильнее называется этот гриб, давайте по-рассуждаем.

 – Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свои названия?

 – Оказывается, лисички похожи на лисичку-сестричку, а рыжики получили свое название так, потому что и шляпка, и ножка этого гриба ярко-рыжая.

 Опенок получил себе такое название, потому что он растет на пнях и образовалось слово «опенок» от слова «пень», «пенёк».

     Пальчиковая гимнастика «Пошли пальцы по грибы».

     Раз, два, три, четыре, пять, (в соответствии с текстом поочередно

                                                     разжимать  сжатые в кулак пальцы)

    Пошли пальцы в лес гулять. (Сжать пальцы в кулак и разжать их)

    С собой корзиночку берут

     И грибы в нее кладут .    (Ладони на себя, пальчики переплетаются и                      

                                                  локотки      разводятся в стороны. Ладони как бы  

                                                   разъезжаются, и между пальцами образуются

                                                    зазоры. Большие пальцы образуют ручку)

       Этот пальчик гриб нашел,

       Этот пальчик чистить стал,

       Этот резал,

        Этот ел,

        Ну, а этот все глядел. (Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В   соответствии с текстом поочередно разгибаем пальцы).

 – А теперь давайте вернемся к нашему грибу.

  – Где растет гриб по отношению к березе? (Показ картинки)

  ( Около березы, у березы, под березой).         

                 

                                                 

– Какое слово мы можем образовать с помощью частички «около» и слова?    (Околоберезовик)

 Аналогично: уберезовик, подберезовик.

 – Ребята, мы с вами сделали открытие – оказывается, слова ещё можно образовывать с помощью частичек перед словом. Мы с вами – открыватели.

 – У нас получилось три названия грибу. Какое же из них правильное? Кто нам сможет подсказать? Откуда мы можем узнать? (Взрослые, словарь)

Проверка в словаре: подберезовик.

    «Гриб, который растет под березой – подберезовик. Похож подберезовик на березку «стройную, на березку белоствольную». Про него говорят: «Этот грибок – березы сынок». У красавицы-березы ствол разукрашен черными точками, и у подберезовика белая ножка разрисована темными чешуйками» (Показ картинки)

 – Ребята, мы помогли мальчикам? Их проблему мы решили?

 – Мы обязательно сообщим им о нашем решении.

Физкультминутка с элементами релаксации.

Включается спокойная тихая музыка.

   – Дружба не только в нашей группе, но и у растений тоже очень ценится.

 Вот, например, грибы и деревья очень дружат между собой. Давайте представим себя маленькими подберезовиками, которые вот-вот появятся под березками. Теплый луч упал на землю и согрел маленький грибочек. Нежится на солнце грибочек, подставляя то один свой бок, то другой. И вырос из маленького грибочка красивый гордый подберезовик, похожий на раскрытый зонтик.

Чистоговорка:

Шу-шу-шу –

 Я листочками шуршу.

 Су-су-су –

 Под листочками грибы в лесу.

Игра «Волшебные дорожки».

   Задание: хлопните в ладоши 1 раз, если вы услышите слова, подходящие к слову «подберезовик» и 2 раза, если вы услышите слова, которые

 подходят к слову «береза».        

 

вкусный

стройная

белоствольная

полезный

аппетитный

подберезовик

+

+

+

береза

+

+

        

   – Какой подберезовик?

   – Какая березка?

   Задание: с помощью этих слов составьте предложение.

    (Под стройной, белоствольной березой растет вкусный, полезный, аппетитный, подберезовик).

– А вы любите отгадывать загадки?

 – А кто их придумывает?

 – Хотите придумать загадку про подберезовик?

 – Вспомним, какие слова мы придумали к слову «подберезовик».

 – Какой он?

 – Где он растет?

 – Что особенного у него есть?

 – На что похож?

Составим загадку с отрицанием «но не».

Растет под березой

но не

трава

Вкусный

но не

орех

Со шляпкой

но не

человек

  -Что это? (Гриб подберезовик)

    -Ребята, а вы знаете пословицы о грибах?

     Будет дождь-будут и грибы.

    Не всякий гриб в кузовок кладут.

      -Хотите еще в одну игру поиграть ?

 Игра называется «Скажи оп другому».

   -Я произношу фразу и бросаю мяч, поймавший мяч произносит эту фразу по другому и возвращает мяч обратно.

  -Суп из грибов какой? (грибной суп).

   -Место, где растет много грибов какое? (грибное место).

   -Начинка из грибов какая? (грибная начинка).

   -Пирог с грибами какой?  (грибной пирог).

    Итог занятия.

    Ребята, мы сегодня с вами сделали открытие, давайте поместим его в наш уголок природы, уголок открытий.

 

Литература.

  1. И.В. Козина  Лексические темы по развитию речи дошкольников. Старшая группа. Центр педагогического образования. Москва 2010
  2. Л.Л. Тимофеева Ребенок и окружающий мир. Конспекты занятий в старшей группе. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с использованием ИКТ на тему: "Путешествие в Весну"

конспект для детей старшей группы составлен как путешествие по остановкам....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему "Грибы"

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему "Грибы"...