Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе с использованием проблемно-практических ситуаций для обогащения словаря дошкольников на тему:«Не всякий гриб в кузовок кладут».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
В процессе занятия дети учатся придумывать загадки с элементами описания и сравнения. Знакомятся с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации. Упражняются в подборе определений, синонимов, учатся образовывать относительные прилагательные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_vsyakiy_grib_v_kuzovok_kladut_dok.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальнаое бюджетное образовательное учреждение ЦРР-детский сад №57 «Ладушка» города Димитровграда Ульяновской области.
Конспект
занятия по речевому развитию в старшей группе с использованием проблемно-практических ситуаций для обогащения словаря дошкольников на тему:
«Не всякий гриб в кузовок кладут».
Воспитатель: Мичурина М.В.
Программное содержание:
1 Продолжать учить детей придумывать загадки с элементами описания и сравнения.
2 Познакомить детей с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации.
3 Закрепить знания детей о способах словообразования: при помощи сложения существительного с существительным, с помощью увеличительных, уменьшительных, уменьшительно-ласкательных суффиксов.
4 Упражнять в подборе определений, синонимов, в согласовании прилагательных и существительных, развивать интерес к этимологии слова.
5 Учить образовывать относительные прилагательные.
6 Активизация словаря: подберезовик вкусный, полезный, аппетитный; берёза стройная, белоствольная.
7 Развивать интонационную выразительность речи.
Материал: сундучок, осенние листья, письмо, картинка березы, картинка гриба, схемы, толковый словарь С.И.Ожогова, мяч, магнитная доска.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В группу заносится сундучок.
Воспитатель:
- Хотите узнать, что в сундучке?
- Надо придумать чистоговорку:
Чок-чок-чок-открывайся…(сундучок)
Сундучок открывается, и дети обнаруживают осенние листья.
– Ребята, осень на память о себе оставила осенние листья. Какие они? (Разноцветные, пестрые, багряные…)
– Чем ещё нас обрадовала осень? (Красотой, листопадом, овощами, фруктами, грибами, т.е. урожаем).
– Ребята, в сундучке еще что-то есть. Это письмо. Кто же написал нам это письмо? Давайте откроем и прочтем его: «Здравствуйте, ребята! Хочу рассказать вам одну историю. Однажды мальчики Миша и Костя отправились в лес и обнаружили в березовом лесу очень много грибов. Миша сорвал гриб и обрадовался: «Вот так находка! Сколько березовых грибов!».
«Нет, это – березовка», – сказал Костя. Стали мальчики спорить, кто из них прав. Миша утверждает, что он прав, что гриб называется «березовый». А Костя говорит, что прав он, что гриб должен называться «березовка». Спорили-спорили, что даже поссорились. Так и не поняли, кто из них прав, как точно и правильно называется этот гриб. Может быть, вы разберетесь в этой истории?
Ваш давний друг – Волшебница Осень».
Эвристические вопросы:
– Ребята, что вы услышали сейчас?
– Когда произошла эта история? Где?
– Как назвали мальчики один и тот же гриб? (Березовый, березовка)
– Что произошло между мальчиками? Почему? (У них появилась проблема: они не знают, как называется гриб)
– Сможем ли мы им помочь? Сможем ли мы их помирить?
– Как можно решить проблему, которая возникла между Мишей и Костей?
– Как это сделать, каким способом? (Нужно узнать, как точно и правильно называется гриб, который растет в березовом лесу).
– Давайте разберемся в этой проблеме и поможем мальчикам. Ведь проблема мальчиков – теперь и наша проблема.
– Во-первых, обратимся к схеме.
– Что мы знаем об образовании слов?
– Как образуются слова?
– От какого слова мы можем образовать нужное нам слово – название грибу, если он растет в березовом лесу?
Поиск: (используется схема)
– А как точнее и правильнее называется этот гриб, давайте по-рассуждаем.
– Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свои названия?
– Оказывается, лисички похожи на лисичку-сестричку, а рыжики получили свое название так, потому что и шляпка, и ножка этого гриба ярко-рыжая.
Опенок получил себе такое название, потому что он растет на пнях и образовалось слово «опенок» от слова «пень», «пенёк».
Пальчиковая гимнастика «Пошли пальцы по грибы».
Раз, два, три, четыре, пять, (в соответствии с текстом поочередно
разжимать сжатые в кулак пальцы)
Пошли пальцы в лес гулять. (Сжать пальцы в кулак и разжать их)
С собой корзиночку берут
И грибы в нее кладут . (Ладони на себя, пальчики переплетаются и
локотки разводятся в стороны. Ладони как бы
разъезжаются, и между пальцами образуются
зазоры. Большие пальцы образуют ручку)
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал,
Этот ел,
Ну, а этот все глядел. (Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом поочередно разгибаем пальцы).
– А теперь давайте вернемся к нашему грибу.
– Где растет гриб по отношению к березе? (Показ картинки)
( Около березы, у березы, под березой).
– Какое слово мы можем образовать с помощью частички «около» и слова? (Околоберезовик)
Аналогично: уберезовик, подберезовик.
– Ребята, мы с вами сделали открытие – оказывается, слова ещё можно образовывать с помощью частичек перед словом. Мы с вами – открыватели.
– У нас получилось три названия грибу. Какое же из них правильное? Кто нам сможет подсказать? Откуда мы можем узнать? (Взрослые, словарь)
Проверка в словаре: подберезовик.
«Гриб, который растет под березой – подберезовик. Похож подберезовик на березку «стройную, на березку белоствольную». Про него говорят: «Этот грибок – березы сынок». У красавицы-березы ствол разукрашен черными точками, и у подберезовика белая ножка разрисована темными чешуйками» (Показ картинки)
– Ребята, мы помогли мальчикам? Их проблему мы решили?
– Мы обязательно сообщим им о нашем решении.
Физкультминутка с элементами релаксации.
Включается спокойная тихая музыка.
– Дружба не только в нашей группе, но и у растений тоже очень ценится.
Вот, например, грибы и деревья очень дружат между собой. Давайте представим себя маленькими подберезовиками, которые вот-вот появятся под березками. Теплый луч упал на землю и согрел маленький грибочек. Нежится на солнце грибочек, подставляя то один свой бок, то другой. И вырос из маленького грибочка красивый гордый подберезовик, похожий на раскрытый зонтик.
Чистоговорка:
Шу-шу-шу –
Я листочками шуршу.
Су-су-су –
Под листочками грибы в лесу.
Игра «Волшебные дорожки».
Задание: хлопните в ладоши 1 раз, если вы услышите слова, подходящие к слову «подберезовик» и 2 раза, если вы услышите слова, которые
подходят к слову «береза».
вкусный | стройная | белоствольная | полезный | аппетитный | |
подберезовик | + | + | + | ||
береза | + | + |
– Какой подберезовик?
– Какая березка?
Задание: с помощью этих слов составьте предложение.
(Под стройной, белоствольной березой растет вкусный, полезный, аппетитный, подберезовик).
– А вы любите отгадывать загадки?
– А кто их придумывает?
– Хотите придумать загадку про подберезовик?
– Вспомним, какие слова мы придумали к слову «подберезовик».
– Какой он?
– Где он растет?
– Что особенного у него есть?
– На что похож?
Составим загадку с отрицанием «но не».
Растет под березой | но не | трава |
Вкусный | но не | орех |
Со шляпкой | но не | человек |
-Что это? (Гриб подберезовик)
-Ребята, а вы знаете пословицы о грибах?
Будет дождь-будут и грибы.
Не всякий гриб в кузовок кладут.
-Хотите еще в одну игру поиграть ?
Игра называется «Скажи оп другому».
-Я произношу фразу и бросаю мяч, поймавший мяч произносит эту фразу по другому и возвращает мяч обратно.
-Суп из грибов какой? (грибной суп).
-Место, где растет много грибов какое? (грибное место).
-Начинка из грибов какая? (грибная начинка).
-Пирог с грибами какой? (грибной пирог).
Итог занятия.
Ребята, мы сегодня с вами сделали открытие, давайте поместим его в наш уголок природы, уголок открытий.
Литература.
- И.В. Козина Лексические темы по развитию речи дошкольников. Старшая группа. Центр педагогического образования. Москва 2010
- Л.Л. Тимофеева Ребенок и окружающий мир. Конспекты занятий в старшей группе. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с использованием ИКТ на тему: "Путешествие в Весну"
конспект для детей старшей группы составлен как путешествие по остановкам....
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»
Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему "Грибы"
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему "Грибы"...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе с использованием технологии «Скрайбинг" «Путешествие в сказочный лес»
quot;Путешестве в сказочный лес!"...