Изобразительная деятельность как средство развития речевого творчества у старших дошкольников
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Казанцева Валентина Владимировна

Создание условий, стимулирующих развитие детского речевого творчества 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izodeyatelnost_kak_sredstvo_razvitiya_tvorchestva.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительная деятельность как средство развития речевого творчества у старших дошкольников

Минькова Валентина Владимировна,

воспитатель группы компенсирующей

направленности для детей с ТНР

МДОУ № 18 «Улыбка» г. Нерюнгри РС (Я)

Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, поэтому основной показатель творчества – это новизна его результата.

Речевое творчество – это тот продукт, который появляется на свет в процессе определенных впечатлений, манипуляций, событий, т.е. ребенку нужна реальная основа для фантазии и творчества. Этой основой и служат детские рисунки, поделки, постройки, совместные игры, в процессе создания которых дети делают множество открытий и получают новый практический опыт говорения, сочинения, общения.

Поэтому основная цель педагога – создать условия, стимулирующие развитие детского речевого творчества.

Эта цель определяет решение ряда задач:

  1. Выбор форм, методов и содержания интегрированной детской деятельности.
  2. Обучение детей навыкам использования продуктов своего труда.
  3. Создание возможностей для презентации продукта своей деятельности.

Прежде чем преступить к работе по данной теме, было проведено тестирование детей на основе «Диагностики развития творчества старшего дошкольника» (Н.В. Краснощекова, 2006), которое показало, что: 40% детей демонстрировали негативное отношение к заданию, либо отказ, проявив скованность, неуверенность; 47% на просьбу придумать сказочное, фантастическое откликались пересказом известной им сказки, либо формально соединяли знакомые им предметы, обнаруживая при этом стереотипность ответов. Лишь 13% детей во время исследования проявили активность, но содержание их фантазий, как правило, взято из конкретного опыта, они используют знакомые сказочные сюжеты, иногда слегка изменяя их.

Для успешного выполнения детьми творческих заданий создавалась специальная обстановка, уделялось большое внимание мотивации предстоящей деятельности. Использовались методы проблемного обучения (проблемный вопрос, проблемная ситуация), например: на занятии «Сны Зайчонка» ребятам было предложено придумать и изобразить животных, которых не бывает на самом деле, используя нетрадиционную технику рисования «знакомая форма – новый образ». Активно внедрялись методы развивающего обучения: постановка творческой задачи, поиск нестандартного решения в стандартной ситуации; изменение условий стандартной ситуации с введением одного или нескольких элементов. Работа велась с опорой на имеющийся опыт изобразительной деятельности детей.

В реализации личностно-ориентированного подхода учитывались индивидуальные способности. Большую роль в данной работе сыграло использование нетрадиционных материалов и техник: рисование пальчиками, ладошками, оттиск бумагой, поролоном; кляксография, набрызг, рисование ниточками и многое другое, что помогло преодолеть неуверенность у тех детей, технические навыки которых далеки от совершенства..

Работа по обучению детей творческому рассказыванию проводилась в три этапа, которые предусматривали последовательное усложнение творческих заданий и мотивационных установок.

На ознакомительном этапе детям предлагались задания, требующие первоначальной ориентировки в творческой деятельности. Создавалась установка на новые для детей способы действий: сочини, придумай, найди, измени, так во время занятия на тему «В гости к Зайчонку» каждый ребенок нарисовал одного героя из своей любимой сказки, а затем были придуманы и рассказаны истории о встрече этих героев друг с другом и нашим Зайчонком.

Этап поиска решений предполагал выполнение заданий, направленных на развитие творческой активности и создание вербального продукта деятельности. Дети придумывали сказки и рассказы по сюжету рисунка; учились определять центральный персонаж и наделять его определенными качествами; пробовали переносить место действия и частично изменять содержание отдельных эпизодов повествования.

Этап самостоятельной деятельности – заключительный этап, в ходе которого детям предлагались многоступенчатые творческие задания, решение которых подчинено определенному алгоритму. Например, на занятии «Волшебный кружок» дети «отправились» в путешествие по сказочной стране, в которой жил один-единственный кружок. Но ему никогда не было одиноко, потому что он умел превращаться в самые разные предметы и образы. Помогая кружку совершать превращения, дети поочередно добавляли в рисунок элементы, одновременно описывая предметы и объекты, составляя рассказ, который получил название «Зайчик в лесу».

Метод рисования по цепочке с поочередным введением новых элементов изображения позволяет изменить сюжет и обеспечивает его развитие, так как каждая вновь появившаяся деталь дает толчок для воображения. Цикличный характер работы по решению творческих заданий позволяет обеспечить взаимосвязь отдельных занятий, использовать ранее созданный продукт в последующей деятельности по обучению творческому рассказыванию на основе преобразования отдельных объектов и сюжетной линии в целом.

По мере приобретения детьми навыков самостоятельного создания воображаемых историй, можно было наблюдать, как они безудержно радуются, веселятся, смеются, отказываются закончить занятие, просят еще, вовлекаясь в придумывание все более необычных ситуаций.

Итоговая диагностик показала, что 75% детей могли создать целостную композицию по воображаемому сюжету, в придуманных рассказах присутствовала оригинальность. 25% детей справлялись с заданием при незначительной помощи педагога, либо товарищей по группе, что говорит о безусловной эффективности выбранной технологии.

Литература

  1. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста /Н.В. Краснощекова. – Ростов-на-Дону, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития детского творчества у старших дошкольников

Значение театральной деятельности для развития творческого воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задан...

"Сочинительство как средство развития речевого творчества у старших дошкольников, в том числе у детей с особыми возможностями здоровья"

Расширение работы по развитию речи путем создания творческих работ в группе комбинированного типа. Создание книжки "Полезных советов" из детских работ, отпечатанной в типографии....

Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР

1 слайд.  Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР 2 слайд. Использование такого вида декора...

"Продуктивная изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей у старших дошкольников"

Статья о изобразительной деятельности старших дошкольников как средства развития у них творческих способностей. Предназначена для работников дошкольных и школьных образовательных учреждений....

План по самообразованию «Метод моделирования как средство развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста»

Использование в работе метода моделирования способствует повышению качества образования по развитию речевого творчества у дошкольников.  Ведет  к положительным сдвигам в речевом и  умст...

Проект в старшей группе «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект в старшей группе«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развитиятворческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...

Мастер - класс с педагогами " Сенсорный анализ как средство развития речевого творчества у старших дошкольников"

Мастер - класс с педагогами " Сенсорный анализ как средство  развития речевого творчества у старших дошкольников"...