ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие речевого творчества у старших дошкольников»
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrozovanie_2019.docx | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Развитие речевого творчества у старших дошкольников»
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
Мельниковой Т.Р.
На 2019-2021 учебный год.
ТЕМА: «Развитие речевого творчества у старших дошкольников»
ЦЕЛЬ: создание необходимых условий для подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОНР к составлению творческих рассказов.
ЗАДАЧИ:
- Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по данной теме;
- Выявить особенности творческого рассказывания у детей дошкольного возраста;
- Разработать методические и дидактические материалы по теме;
- Внедрить систему приемов и упражнений по обучению творческому рассказыванию детей с общим недоразвитием речи в коррекционно-логопедический процесс;
- Подобрать авторские методики и технологии формирования навыков составления творческих рассказов у старших дошкольников и адаптировать их для работы с детьми с ОНР.
- Представить научно-методические рекомендации по использованию приемов обучения творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
НАПРАВЛЕНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ: профессиональное, методическое.
ИСТОЧНИКИ САМООБРАЗОВАНИЯ: интернет, методическая литература, журналы, семинары, мастер-классы, НОД коллег, обмен опытом с коллегами.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА: открытые занятия, выступления из опыта работы на семинарах.
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ: разработка методических рекомендаций, публикации в СМИ, размещение методических разработок на сайте детского сада. Итог - обобщение опыта работы по данной теме.
СРОК РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: 2 учебных года.
План изучения темы на 2019-2020 учебный год
№ п/п | Вопросы для изучения | Сроки | Информационные ресурсы | Практический выход |
1 | Выбор темы. Определение цели и задач. | Сентябрь | Подбор литературы по теме. Обзор информации в интернете по изучаемой теме. | Составление перспективного плана работы по изучаемой теме. |
2 | Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме | Октябрь | 1. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобразительских задач / Г.С. Альтшуллер. – М., 1979. 2. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: кн. для учителя / Л. С. Выготский. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. 3.Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-03/dissertaciya-ispolzovanie-priemov-tvorcheskogo-rasskazyvaniya-v-protsesse-korrektsionno-logopedicheskoy-raboty-s-detmi-starshego-doshk#ixzz3OL7yVJQm 4. Кудрявцев В.Т. О смысле детского словотворчества / В. Т. Кудрявцев // Детский сад от А до Я. – 2005. - №2. – С. 142. И др… | Разработка рекомендаций для воспитателей |
3 | Изучение традиционной методики по обучению детей дошкольного возраста творческому рассказу | Ноябрь | 1.Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред.пед, учеб. заведений. 3-е изд. М., 2000 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1981 3. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Ф.А.Сохина. М., 1984 4.Короткова Э. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 1982 4. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. 5. Ушакова, О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – С. 18-29. И др.. | Пополнение методического и дидактического материала. |
4 | Выявление особенностей творческого рассказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (традиционная методика) | Декабрь | 1.Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-03/dissertaciya-ispolzovanie-priemov-tvorcheskogo-rasskazyvaniya-v-protsesse-korrektsionno-logopedicheskoy-raboty-s-detmi-starshego-doshk#ixzz3OL83IJO0 2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием. М., 2004 3. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи/ Авт.- сост. Г.В.Чиркина. М., 2008 И др.. | Мастер-класс «Познавательно-исследовательская деятельность в формировании связной речи детей с ОНР |
5 | Представление научно-методических рекомендаций по использованию приемов обучения творческому рассказыванию детей (5-7лет) | Январь- февраль | 1.Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-03/dissertaciya-ispolzovanie-priemov-tvorcheskogo-rasskazyvaniya-v-protsesse-korrektsionno-logopedicheskoy-raboty-s-detmi-starshego-doshk#ixzz3OL87e2XU 2. И др.. | Семинар-практикум «Обучение дошкольников составлению творческого рассказа» |
6 | Разработка и апробация системы приёмов по обучению творческому рассказыванию детей с ОНР в коррекционно-логопедической работе. | Март | 1. Аханькова Е.В. Использование приёмов творческого рассказывания в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. Дис…канд. Пед. наук. М., 2004 2. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2006 3. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Под ред. Т.В.Волосовец. М, 2007 4. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников (обучение сочинению сказок.). М., 2008 5. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам. М., 2006 | Мастер-класс «Составление творческого рассказа» |
7 | Проведение диагностики по связной речи в группе компенсирующей направленности | Апрель | 1.Волкова Г. Методика обследования нарушений речи у детей (1-ая часть). –СПб., 1993 2. Волкова Г. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2003 | Результаты диагностики |
8 | Результаты самообразования. Составление плана работы на перспективу 2015/16 учебный год. | Май | 1.Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004. 2. Гурович Л. М. Обучение дошкольников 5-6 лет сочинению сказок / Л. М. Гурович, Л. М. Панкратова // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду: межвуз.сб. науч. тр. / ЛГПИ. — Л., 1985. 3. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ. Педагогическое образование. 2009. № 2 4.Авторские методики, разработанные на основе методологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ
| Распространение опыта через СМИ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изобразительная деятельность как средство развития речевого творчества у старших дошкольников
Создание условий, стимулирующих развитие детского речевого творчества...
"Сочинительство как средство развития речевого творчества у старших дошкольников, в том числе у детей с особыми возможностями здоровья"
Расширение работы по развитию речи путем создания творческих работ в группе комбинированного типа. Создание книжки "Полезных советов" из детских работ, отпечатанной в типографии....
Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР
1 слайд. Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР 2 слайд. Использование такого вида декора...
План работы по самообразованию "Развитие вокально-хоровых навыков старших дошкольников"
Работаю по данной проблеме уже 5 лет...
План по самообразованию «Метод моделирования как средство развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста»
Использование в работе метода моделирования способствует повышению качества образования по развитию речевого творчества у дошкольников. Ведет к положительным сдвигам в речевом и умст...
Методические пособия по технологиям для развития речевого творчества у старших дошкольников
Созданы книжки - малышки, наглядные пособя для составления синквейна, буклеты, сборники альбомов сказочных героев по синквейну для составления рассказов, консультации , дидактические игры,...
Мастер - класс с педагогами " Сенсорный анализ как средство развития речевого творчества у старших дошкольников"
Мастер - класс с педагогами " Сенсорный анализ как средство развития речевого творчества у старших дошкольников"...