"Сказочное путешествие"
план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) по теме
Занятие по развитию речи "Сказочное путешествие" , обучение старших дошкольников составлению рассказов по серии сюжетных картин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_7.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное общеобразовательное дошкольное учреждение
детский сад №114 «Чебурашка»
г.Брянск
Занятие по развитию речи
Составление рассказов
по серии сюжетных картин
«Сказочное путешествие»
в подготовительной к школе группе
подготовила
Воспитатель 1 категории
Богданова Ирина Викторовна
г. Брянск
2011
Программные задачи: Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин на тему: «Сказочное путешествие». Закреплять знание детей о композиции связного высказывания (начало, середина и конец). Упражнять в умении использовать в речи сложноподчиненные предложения, а также предложения осложненные деепричастными оборотами; использовать синонимические замены (название героев, их действий, состояний). Продолжать формировать осознанное отношение к высказыванию, умение анализировать их. Развивать внимание, память, мышление детей. Продолжать воспитывать желание грамотно и красиво говорить, умение внимательно слушать.
Ход:
Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да.
Воспитатель: Сегодня я приготовила для вас загадки, отгадки которых спрятаны за волшебными карточками? Вы хотели бы их посмотреть?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда надо постараться правильно отгадать загадки.
Воспитатель загадывает загадки, по мере отгадывания открывает карточки:
Фырчит, рычит, Под полом, полом Старая бабка
Ветки ломает, шевелит хвостиком, по двору шныряет,
снег поднимает, в щели глядится, чистоту соблюдает.
с ног сбивает, вылезти боится.
слышишь его, (Метла)
да не видишь его. (Мышь)
(Ветер)
Маленькое,
Кругленькое –
За хвост не поднять,
Без ног, а бегает.
(Клубочек)
Воспитатель: Молодцы, вы все загадки отгадали, поэтому волшебные карточки и открылись.
Совсем недавно мы с вами узнали одну очень интересную историю. Посмотрите на эти карточки, я бы хотела, чтобы они помогли бы вам вспомнить ее название. Как же она называется?
Дети: «Сказочное путешествие».
Воспитатель: История эта очень интересная, сказочная, и поэтому я предлагаю вам поучиться ее рассказывать, чтобы потом рассказать детям в соседней группе.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Давайте сначала побеседуем, чтобы любая история была понятной, какие части должны быть у нее?
Дети: Начало, середина и конец.
Воспитатель: Давайте вспомним, о чем мы будем рассказывать в начале любой истории.
Дети: В начале истории говорится о ком или о чем будет рассказываться дальше; где и когда будет происходить случай.
Воспитатель: О чем говориться в середине рассказа?
Дети: это основная часть рассказа, в ней подробно рассказывается о каком- то событии, случае.
Воспитатель: О чем говорится в конце любой истории?
Дети: В конце любой истории говорится о том, чем история заканчивается.
Воспитатель: Давайте вспомним, о чем же говорится в начале нашей сказочной истории? (Жестом указывает на картину обозначающую начало).
Ответы детей.
Воспитатель: Какими словами можно начать эту сказочную историю? Какое было время года? С кем произошел случай? Как налетел ветер? (Откуда ни возьмись, вдруг, неожиданно). Ветер унес маму, как про это можно сказать? (откуда ни возьмись, налетел сильный ветер, распахнув окно, и унес маму). А сейчас давайте вместе составим предложение, которое словно мостиком свяжет начало с серединой истории. Я начну, а вы продолжите. Слушайте предложения и запоминайте их!
- Когда Ваня с мамой убирали комнату, вдруг…
(Повторяют несколько детей)
Подумайте можно сказать, как-нибудь по другому?
-Когда мама хвалила Ваню, неожиданно…
-Ваня увидел, как ураганный ветер, со стуком распахнув окно, подхватил маму и унес неизвестно куда.
Какие чувства, какое настроение было у мальчика?
Ответы детей.
Воспитатель: Послушайте, как про это можно сказать?
- Ваня (мальчик) до того растерялся и расстроился, что долго стоял в замешательстве.
(Повторяют предложение сказанное воспитателем несколько детей.)
Воспитатель: Как поступил Ваня?
Дети: Он оделся (собрался) и отправился в неведомую страну (за тридевять земель) на поиски мамы (чтобы найти и спасти маму).
Воспитатель: Кого встретил на своем пути мальчик?
(ответы детей)
Воспитатель: Как еще можно назвать мышку?
Дети: (зубастая, серая мышь; длинохвостик и т.д. )
Иванушка встретил на своем пути серую, сердитую, зубастую мышь с волшебным клубочком в лапах.
Воспитатель: Чем успокоила мышка Ваню?
Дети: Мышка сказала Ване о том, что волшебный клубочек поможет ему найти маму, которую похитила Баба Яга.
Воспитатель: И что же сделал клубочек?
(ответы детей)
Воспитатель: Распахнув дверь в избушке, Ваня ворвался, как…
(ответы детей)
Воспитатель: Что требовал мальчик?
(ответы детей)
Воспитатель: О чем и почему стала просить Иванушку Баба Яга?
Дети: Баба Яга стала просить Иванушку, чтобы он не забирал маму, потому что ей в своей избушке совсем одиноко, скучно.
Воспитатель: Что предложили мама с сыном Бабе Яге и почему?
Дети: Мама с сыном предложили Бабе Яге перебраться жить к ним в квартиру, потому что пожалели одинокую старушку.
Давайте скажем предложение связку, которая как мостик свяжет середину рассказа и конец.
(Ответы детей) …
Дети: Они пожалели старушку и взяли ее с собой в город из дремучего леса.
Воспитатель: Чем же заканчивается наша история?
(Дети произвольно без дополнительных вопросов (если этого не требуется) рассказывают конец истории. Воспитатель следит за правильностью высказываний детей.)
Воспитатель: Чтобы лучше запомнить эту сказочную историю, мы покажем с вами, что в ней произошло.
Физкультминутка:
Ваня маме помогал,
Пол так чисто подметал.
Ветер сильный вдруг завыл
Окна с шумом отварил,
В вихре маму закружил.
Мы скорее в лес пойдем
Маму Ванину найдем.
Тихо падает снежок,
Сделаем еще шажок.
Мышку встретим на пути:
Подскажи, куда идти?
За клубочком побежим
У избушки постоим:
Слушай Бабушка Яга,
Маму подавай сюда!
Плачет бедная старушка,
Одинока, как кукушка.
Пожалели Ваня с мамой
И домой вернулись с Бабой.
Там они ее отмыли,
Накормили, напоили,
Добрых слов наговорили…
И чудо случилось с ней,
Стала старушка добрей…
Для того, что бы у нас получились разные рассказы, нужно уметь подбирать слова, в этом нам поможет д/у «Скажи по другому» Слова старайтесь запоминать, чтобы использовать в своих рассказах.
За окнами шел снег… (падал, летел, кружился)
Распахнув окно в комнату ворвался сильный ветер… (страшный, ураганный, необычный).
Ваня быстро бежал по снегу… (несся, мчался, летел, как стрела, очень быстро).
Баба Яга была злой… (сердитой, злобной, страшной).
Воспитатель: Я очень надеюсь, что эти слова вы будите использовать в своих рассказах.
А сейчас послушайте, какой рассказ составила я. (Образец рассказа воспитателя). А теперь попробуйте вы.
Рассказывать надо громко, без длительных остановок в речи. Точно подбирать слова, не повторять их много раз. Чтобы рассказ был понятным должны присутствовать все части.
Составление рассказа детьми (по частям).
2-3 рассказа, целостных.
Анализ детских рассказов детьми и воспитателем.
Список использованной литературы
1. О.В.Чистякова «Составляем рассказ по картинке»; Изд. Санкт-Петербург,2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказочное путешествие
Новогоднее представление"Сказочное путешествие" Сценарий новогоднего праздника длясреднего и старшего возраста...
Конспект занятия "Сказочное путешествие"
Представлен конспект занятия, направленного на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста....
Сказочное путешествие
Конспект интегрированного занятия (с использованием компьютерной игры).Цель: Закрепление умений и знаний детей, полученных при изучении разделов «Элементарные математические представления» программы Л...
Путешествие в сказочную страну. №4. Первое сказочное путешествие
Сказкотерапия.1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие сп...
Путешествие в сказочную страну. №5. Второе сказочное путешествие
Сказкотерапия.1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие сп...
Сказочное путешествие для детей средней группы «О правах сказочных героев»
laquo;О правах сказочных героев»...
Открытое занятие в средней группе по развитию речи с использованием дидактических игр «Сказочное путешествие» Тема: «Сказочное путешествие»
Вид деятельности : игроваяПрограммное содержание:Задачи :- Учить детей составлять предложение из 4 -5 слов;. Повторить названия животных и их детенышей, жилище животных , птиц и насекомых.-Закреп...