Открытое занятие в средней группе по развитию речи с использованием дидактических игр «Сказочное путешествие» Тема: «Сказочное путешествие»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Скорикова Наталья Николаевна

Вид деятельности : игровая

Программное содержание:

Задачи :

- Учить детей составлять предложение из 4 -5 слов;. Повторить названия животных и их детенышей, жилище животных , птиц и насекомых.

-Закрепить употребление в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

-Учить подбирать существительное к прилагательному.

-Учить ориентироваться в пространстве.

- Закрепить  умение различать и называть геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал, ромб.

-Закрепить употребления в речи  глаголов, согласования слов в предложении.

-Закрепить названия основных цветов: красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый, фиолетовый.

 - Закрепить обобщающие слова (посуда, одежда, игрушки,  слова антонимы),развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память.

-Закрепление в представлении и словаре детей противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

 - Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, отзывчивости, доброжелательности.

Методические приемы :

Загадывание загадок, сюрпризный момент, игровой момент, физминутка, образец воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения.

Словарная работа:

А) обогащение :словами антонимами,

Б) активизация словаря: обобщающими словами

Оборудование : магнитофон, настенная доска, посуда, игрушки, одежда.

Демонстрационный материал : письмо, телеграмма, геометрические фигуры, карточки с животными, насекомыми и их жилищами, маски,костюмы, домик Мишки, ворота в Волшебную страну, замок, елочки, конфеты.

Предшествующая работа : изготовила письмо от Мишки, взяла книгу в библиотеке «Большая Медвежья книга», распечатала картинку к сказке «Колобок» ,подготовила костюмы сказочным героям.

Предварительная работа : читала детям сказку «Колобок», выучили слова сказочных героев ( с Можаровой Алёной , Жуковым Кириллом , Павловой Соней , Сафоновым Стасом )

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyati3.docx1020.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие

в средней группе по развитию речи

с использованием дидактических игр

«Сказочное путешествие»

Тема: «Сказочное путешествие»

Вид деятельности : игровая

Программное содержание: 

Задачи :

- Учить детей составлять предложение из 4 -5 слов;. Повторить названия животных и их детенышей, жилище животных , птиц и насекомых.

-Закрепить употребление в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

-Учить подбирать существительное к прилагательному.

-Учить ориентироваться в пространстве.

- Закрепить  умение различать и называть геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал, ромб.

-Закрепить употребления в речи  глаголов, согласования слов в предложении.

-Закрепить названия основных цветов: красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый, фиолетовый.

 - Закрепить обобщающие слова (посуда, одежда, игрушки,  слова антонимы),развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память.

-Закрепление в представлении и словаре детей противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

 - Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, отзывчивости, доброжелательности.

Методические приемы :

Загадывание загадок, сюрпризный момент, игровой момент, физминутка, образец воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения.

Словарная работа:

А) обогащение :словами антонимами,

Б) активизация словаря: обобщающими словами

Оборудование : магнитофон, настенная доска, посуда, игрушки, одежда.

Демонстрационный материал : письмо, телеграмма, геометрические фигуры, карточки с животными, насекомыми и их жилищами, маски,костюмы, домик Мишки, ворота в Волшебную страну, замок, елочки, конфеты.

Предшествующая работа : изготовила письмо от Мишки, взяла книгу в библиотеке «Большая Медвежья книга», распечатала картинку к сказке «Колобок» ,подготовила костюмы сказочным героям.

Предварительная работа : читала детям сказку «Колобок», выучили слова сказочных героев ( с Можаровой Алёной , Жуковым Кириллом , Павловой Соней , Сафоновым Стасом )

                                                                 Ход занятия:

I.Вводная часть

Дети стоят напротив воспитателя полукругом.

Воспитатель:   Наш друг медвежонок Миша прислал нам свою новую книжку, где всегда много интересных заданий и даже весёлых песен и игр.

С книжкой он прислал нам письмо.

Воспитатель: Ребята, Миша написал, что едет к нам в гости, но что-то он задерживается.

II. Основная часть

Стук в дверь. Входит почтальон.

Почтальон: Вам срочная телеграмма! От медвежонка Миши!

«Спасите! Помогите! Медвежонок отправился в сказочную страну за подарками для вас, ребята! Но на пути ему повстречался злой, коварный волшебник, который не хочет, чтобы Миша пришёл к вам в гости с подарками! Он запер Мишу  в маленькой избушке в лесу. И только вы, ребята, можете ему помочь!»

Воспитатель: Спасибо вам, что сообщили нам! Давайте, ребята, отправимся на помощь к Мише. Но путь наш будет лежать через лес полный неожиданных приключений и опасностей. Вы не боитесь? Тогда в путь. А отправимся мы на ковре-самолёте. Посмотрите, какой коврик нам зайки принесли, но мышки этот коврик испортили. Давайте мы залатаем (починим) коврик. Какие заплатки мы положим на коврик?

Дидактическая игра «Почини коврик».           

 

                         

Дети берутся за руки и отправляются в путь на ковре-самолёте.

 Навстречу им катится Колобок и поёт песенку.

Колобок: На сметане мешён,

На окошке стужён.

Круглый бок, румяный бок

Покатился Колобок.

Воспитатель: Здравствуй, Колобок! Куда ты покатился? Как ты попал в этот лес?

Колобок: Заигрался я с зайчатами в догонялки, да и потерял тропинку в свою сказку и забыл, как сказка моя начинается.

Воспитатель: Да ты не расстраивайся, мы тебе поможем .Что нужно нам сделать?

Колобок: Мы поиграем в другую интересную в игру и тогда я смогу найти свою тропинку.

  Дидактическая игра «Что происходит в природе весной» 

                                         

Колобок: Ой! Вот спасибо вам, ребята, теперь я обязательно найду тропинку в мою сказку. До свидания!

Дети отправляются дальше.

Навстречу им выходит доктор Айболит

                 

Айболит: Ох! Что же делать! Как же мне быть?

Воспитатель: Здравствуйте! Ребята, вы узнали кто это?

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор …. (Айболит)

Айболит: Ох, лечу, лечу, я ребятки. Всех, всех и детей, и зверей. Сегодня вот столько было вызовов, что я совсем запутался, кто, где из птичек и зверей живёт. Не поможете мне?

Воспитатель: Конечно, поможем!

·     Дидактическая игра «Кто где живёт?».

   

             

Айболит: Вот спасибо вам, что помогли мне. За это я научу вас делать весёлую зарядку, чтобы вы никогда не болели и не скучали.

 

Звучит весёлая мелодия «Солнышко лучистое», под которую дети танцуют. Айболит прощается.

Дети идут дальше.

 Навстречу им идёт старушка, плачет.

Бабушка Федора: Ой, вы бедные сиротки мои.

Утюги и сковородки мои.

Платья, юбки и платочки  мои.

Ой, вы бедные игрушки мои.

Воспитатель: Здравствуйте, бабуля! Ребята, вы догадались, как зовут эту старушку?

Дети: Бабушка Федора.

Воспитатель: Что с вами случилось, бабушка Федора?

Федора: Ой, вы знаете, я ведь стала опрятной, аккуратной. Все вещи-то у меня были разложены по полочкам аккуратно. Но пока я ходила за водой, чтобы помыть мою любимую посуду, забрался ко мне в дом злой разбойник - Лихо Одноглазое. Раскидал, расшвырял мои вещи. Что же делать мне? Я уж старенькая, тяжело мне разобраться, где, что лежало.

Воспитатель: Не горюй, бабуля. Мы с ребятами тебе поможем.

·     Дидактическая игра «Расставь всё по местам».

Федора: Ой, вот спасибо вам внучата! Выручили бабулю.(Бабушка Федора прощается с детьми).

Дети идут дальше и видят сказочный домик

 

Воспитатель: Наверное, здесь запер злой волшебник нашего друга. Какой большой замок, а ключа нет. Как же открыть? Ах, вот здесь есть какая-то записка.

Замок можно открыть, если мы справимся с заданием.

·     Дидактическая игра «Лови да бросай-цвета называй».

Дети правильно выполняют задание, замок открывается, выходит Миша. Все рады.

Воспитатель: Миша а зачем ты отправился в волшебную страну?

Медвежонок Миша: Я хотел сделать вам подарок.

«В этой сказочной стране

У волшебных ворот

Чудо дерево растёт.

Чудо-чудо, чудо-чудо,

Чудо расчудесное.

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём.

А иголочки на нём,

Да конфетки на нём

Необыкновенные»

Я хотел вам в подарок принести эти необыкновенные конфеты.

Воспитатель: А почему они необыкновенные. От них можно вырасти?

Медвежонок Миша: Нет, кто съест эту конфету, у того сразу исчезают все его недостатки. Злой станет добрым. Грубый - … Помогайте мне.

·     Дидактическая игра «Назови наоборот».

Воспитатель: Тогда давайте все вместе отправимся в эту сказочную страну.

Ш. Заключительная часть.

Звучит песня  «Маленькая страна». Дети приходят к волшебным воротам, открывают.

Медвежонок Миша: Вот оно это волшебное дерево!

Воспитатель: Ребята, угостите наших гостей. Может и им захочется исправить свои недостатки или просто поднять настроение, а для этого надо съесть конфету.

Звучит музыка, Миша прощается с детьми.

 

  Приложение

Дидактические игры

«Почини коврик»

Цель:  закрепить умение различать  и называть геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал, ромб.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Посмотрите, какой коврик нам принесли зайки, красивый,  но мышки этот коврик испортили.Давайте мы залатаем (починим) коврик. Какие заплатки мы положим на коврик? Детям раздаются геометрические фигуры. Сначала педагог. предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» . Просит детей назвать цвет и размер своей геометрической фигуры . «У меня маленький синий квадрат».  Приемом прикладывания дети «закрывают дырки» подбирая геометрические фигуры по цвету, форме.

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: -Дети: Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.

 «Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2. педагог:-Дети: Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ«Медведь живёт в берлоге».

 «Разложи по полочкам»

Цель: ориентировка в пространстве.  способствовать развитию логического мышления, памяти, речи, умению обобщать, обосновывать.

Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог:-Дети: Красный -мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

  «Назови наоборот»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. педагог:-Дети: Злой-добрый Неряшливый-аккуратный Ленивый-трудолюбивый Рассеянный-внимательный Трусливый-храбрый Горячий-холодный Хороший-плохой  Грустный-весёлый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием элементов мнемотехники "Путешествие в страну Загадок"

В течении двух лет я работала над методической темой "Развитие речи у детей через использование элементов мнемотехники". Тема очень интересная, элементы мнемотехники использую, как в непосредственно о...

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи с использованием ТРИЗ, здоровьесберегающих технологий на тему «Хрюша в гостях у ребят»

Образовательная область: речевое развитие.Вид ОД: комплексная.Педагогическая технология: ТРИЗ технология, здоровьесберегающие технологии - упражнение на речевое дыхание, физкультминутка.Виды детской д...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием дидактических игр "Путешествие в сказочную страну"

Цель занятия  состояла в том, чтобы научить детей составлять предложения,рассказывать сказку последовательно, используя картинки.Повторить названия животных и их детенышей, жилища животных и птиц...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ»

Цели:  закрепить умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования, учить отвечать полными предложениями, развивать речь, творческие способности, любовь к сказкам, ...

Открытое занятие в средней группе по развитию речи с использованием ИКТ на тему: «Увлекательное путешествие с Феей сказок»

Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе приобщения к устному народному творчеству: сказке, формирование эмоционального отношения к сказкам. Задачи:1....

Конспект ННОД в средней группе по развитию речи с использованием дидактических игр "Путешествие в сказочный лес"

Конспект ННОД по развитию речи с использованием дидактических игр в средней группе...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием дидактических игр: «В поисках сказок»

Цель: развитие речи детей на материале русских народных сказок.Задачи:Учить узнавать знакомые сказки по иллюстрациям;Совершенствовать звуковую культуру речи;Развивать артикуляционный аппарат, речь, вн...