Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Бикмурзина Елена Михайловна

Целью занятия является знакомство детей со звуками Т и Ть в игровой форме квеста, закрепление деления слов на слоги, развитие фонематического восприятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №1 «Родничок»

городского округа Лосино-Петровский

Конспект непрерывной образовательной деятельности

(открытый просмотр)

По подготовке к обучению грамоте

(старшая логопедическая группа)

«Похищенные звуки»

Воспитатель: Бикмурзина Е.М.

2015-2016г

Интегрируемые области: познавательно-речевое,  социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Цель: познакомить детей с новыми звуками Т и Ть

Задачи:

Обучающие: учить детей выделять на слух звук (т), закрепить понятие «твердый» и «мягкий» звук, закреплять навык деления слова на слоги; упражнять в определении позиции звука: начало-середина-конец, совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком.

Развивающие: развитие способности проводить звуковой анализ слов, развитие фонематического восприятия и слуха; развитие общей и мелкой моторики; развитие пространственной ориентации.

Воспитательные: воспитание умения взаимодействовать друг с другом.

Предварительная работа: закрепление знаний детей об изученных гласных и согласных звуках.

Оборудование:  картинки с изображением предметов со звуками Т и Ть,  письмо, ключи, вырезанные из картона, сундучок, деревянная буква Т, цифры от 1 до 3, звуковые домики на каждого ребенка, звуковые домики (наглядный материал), коврограф, мольберт, ватман, картинки для аппликации, клей-карандаш (на каждого ребенка), клеенки.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Дети  играют, заходят взрослые.

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети здороваются.

Из-за шкафа на ковер падает письмо.

Воспитатель: Ой, что это? Похоже на письмо. Прочитаем?

Дети: Да.

Воспитатель: Но сначала, давайте уберем игрушки.

Дети убирают, затем воспитатель начинает читать.

Письмо: «Дорогие ребята, я – Королева звуков и букв, прошу у вас помощи. Живу я во дворце со своими детками: дочками и сыночками. Дочки очень любят петь и обожают красный цвет. Сыночки – почти все близнецы, но одни одеваются в синюю одежду, а другие в зеленую…

Воспитатель: Ребята, а про кого это говорит Королева, вы не догадались? Кто эти дочки и сыночки?

Дети: Звуки.

Воспитатель: Витя, дочки – это какие звуки?

Ребенок: Гласные, они поются и обозначаются красным цветом.

Воспитатель: Правильно. Даша, а почему некоторые сыночки одеты в синюю одежду, а другие – в зеленую?

Ребенок: В синюю одежду одеты твердые согласные, а в зеленую – мягкие.

Воспитатель: Я думаю, мы правильно поняли это, но письмо еще не окончено, есть и продолжение.

Письмо: « Вы, наверное, догадались, что мои дети – это звуки. Так вот, двух моих сыновей украла колдунья Звукоедка и заперла в свой сундук. Я очень вас прошу помочь мне их освободить.

Воспитатель: Ребята, поможем Королеве?

Дети: Да.

II Характеристика звуков

Воспитатель: Королева очень боится за своих похищенных детей, она даже их не назвала, чтобы Звукоедка не рассердилась, но дала  нам подсказку (достает картинки – танк, тигр, тарелка, торт, телевизор; расставляет на мольберте, а дети называют). Как вы думаете, ребята, какие звуки украла колдунья?

Дети: Да, это звуки Т и Ть.

Воспитатель: Да, теперь мы знаем, что мы ищем. Помогите мне составить характеристику звуков. Глеб, звук Т – какой?

Ребенок: Звук Т – согласный, твердый, обозначается синим цветом.

Воспитатель: Хорошо, Эмиль, звук Ть – какой?

Ребенок: Звук Ть – согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.

III Игра «Сосчитай слоги»

Воспитатель: В конверте еще что-то есть, какая-то записка (читает). Первое задание находится на кухне, в левой верхней полке. Миша, сможешь найти? (ребенок ищет, приносит конверт. Воспитатель достает записку.

«Звуки тот спасет в итоге, кто считать умеет слоги».

Воспитатель: Справимся мы с этим заданием?

Дети: Да.

Воспитатель: Садитесь за столы, перед вами цифры, давайте их назовем (показывает, а дети называют). Я буду показывать картинку, мы ее называем, прохлопываем и считаем, сколько в слове слогов, а потом вы показываете соответствующую цифру. Понятно?

Дети: Да.

Воспитатель показывает слова (туча, трактор, акробат, самолет, торт, бинт, стол). Дети выполняют задание.

Воспитатель: Как вы думаете, выполнили мы задание? Здесь написано, что, если задание выполнено, то первый из трех ключей будет лежать под стулом у телевизора. Маша, сходи, пожалуйста, проверь. Ребенок приносит ключ.

Воспитатель: На нем еще одно задание:

«Вы в лесу, а там два дома,

Необычных, незнакомых,

Крыши разные у них,

Там ищи друзей своих.»

IV Физминутка

Воспитатель: Ребята, придется нам отправится в таинственный лес, чтобы найти эти домики. Не испугаетесь? Не передумали?

Дети: Нет.

Воспитатель: Вставайте в круг, пойдем по тропинке в лес, он волшебный, и правила здесь тоже особенные. Мы идем по кругу, высоко поднимая колени, но, если только услышите звук Т или Ть, то нужно сразу присесть и замереть, чтобы колдунья нас не заметила.

Дети выполняют.

V Игра «Найди место звука»

Мольберт накрыт, на нем на коврографе два домика с тремя окошками, крыша одного дома – синяя, другого – зеленая. На подставке – картинки.

Воспитатель: Мы пришли на полянку, задание нам предстоит не простое, давайте сядем за столы. Домики не простые. Здесь еще есть картинки, давайте назовем, что же тут изображено. (Дети называют) Как вы думаете, в этих словах есть нужные нам звуки, какие Миша?

Ребенок: Звуки Т и Ть.

Дети: Есть.

Воспитатель: Слова с каким звуком нужно поселить в домик с синей крышей, Аня?

Ребенок: Слова, в которых звук твердый (Т)

Воспитатель: Слова с каким звуком поселим в домик с зеленой крышей, Егор?

Ребенок: Слова, в которых звук Т мягкий.

Воспитатель: У вас на столах тоже лежат звуковые домики и фишки синего и зеленого цвета. Если в слове звук Т (твердый), какую фишку нужно взять, Даша?

Ребенок: Фишку синего цвета.

Воспитатель: Почему?

Ребенок: Потому что твердый звук обозначается синим цветом.

Воспитатель: А если в слове мягкий звук – Ть, Антон, какую фишку мы возьмем?

Ребенок: Зеленую, потому что мягкий согласный звук обозначается зеленым цветом.

Воспитатель: Но еще в каждом домике три окошка, вы догадались почему?

Ребенок: Звук может быть в начале, в середине или в конце слова.

Воспитатель: Правильно. Попробуем выполнить задание, я буду первой, а вы будете закрывать нужной окошко фишкой нужного цвета.

Это туча. В слове туча есть звук Т или Ть, Витя?

Ребенок: Есть

Воспитатель:  Он гласный или согласный и почему?

Ребенок: Согласный, потому что он не поется, мешает преграда.

Воспитатель: Правильно, этот согласный твердый или мягкий, Глеб?

Ребенок: Твердый.

Воспитатель: Где находится звук, Настя, в начале, середине или в конце слова?

Ребенок: Звук Т находится в начале слова.

Воспитатель: Закройте у себя нужное окошко. Алеша, какого цвета у тебя фишка?

Ребенок: Синего.

Воспитатель: Какое по счету окошко ты закроешь?

Ребенок: Первое, потому что звук Т в слове туча находится в начале слова.

Воспитатель: А теперь кто-нибудь хочет попробовать сам? (дети по очереди выходят к доске – 3-4 слова).

Воспитатель: Ой, ребята, за домиком что-то лежит. Да это же ключ, какой он у нас уже по счету?

Дети: Второй.

Воспитатель: На нем новое задание:

«Лишь тот откроет сундучок,

Картину кто закончит в срок»

Воспитатель: Нам предлагают изобразить картину, но необычным способом. Вставайте и подойдите ко мне.

На столе ватман. Мы должны наклеить изображения предметов, в которых есть звук Т или Ть, другие картинки наклеивать не надо. Нужно наклеить картинки так, чтобы получилась картина, то есть все на своих местах.

Воспитатель раздает картинки детям и спрашивает, что у каждого изображено.

Воспитатель: Настя, что у тебя на картинке?

Ребенок: Торт

Воспитатель: Есть в слове торт звуки Т или Ть?

Ребенок: Да.

Воспитатель: Значит будем наклеивать ее на картину?

Ребенок: Да.

Дети создают коллаж.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая картина получилась. (кладет незаметно ключ под картину). А вот и ключ последний.

На нем записка: «Освобождая звуки,

                              Трудились вы не зря,

                              За это дарю букву Т

                              В подарок вам, друзья»

Сундучок  лежит в духовке.

Воспитатель: Ах, вот где она его спрятала (достает).

Открывает сундучок, а там буква Т

Воспитатель: Ребята, Королева благодарит вас за помощь. Ее сыночки вернулись. Она подарила нам букву, чтобы мы не только слышали, но и увидели и запомнили букву Т. Давайте вспомним наше путешествие, что мы делали, чтобы освободить похищенные звуки?

Дети рассказывают.

Воспитатель: Молодцы, ребята, за это Королева звуков и букв передала вам угощенье.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе« Звук Ш»...

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

В конспекте представлены дидактические упражнения по закреплению знаний, полученных дтьми старшего дошкольного возраста на занятиях по обучению грамоте....

Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада

План-конспект логопедического занятияпо подготовке к обучению грамотев старшей логопедической группе детского сада Тема: «Звуки м, м'» (повторение)Цель: различение звуков м и м&r...

Конспект итоговой образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе «Полянка знаний»

Конспект итоговой образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе...

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (тяжёлыми нарушениями речи) с применением средств ИКТ.

Тема: Школа. Школьные принадлежности . Цель:  Формирование  аналитико-синтетической деятельности , слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков  в си...

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе

Конспект  занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема занятия: Звук [ А ].Цель: знакомство со звуком [ А ]....