Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей младшего возраста
занимательные факты (младшая группа)

Делёва Юлия Александровна

 


 

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строится на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математик4уи и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.

Обычно все стороны предмета или явления не воспринимаются с одинаковым интересов и вниманием. И надо развивать у детей умение направлять свое внимание на те или иные стороны предмета, явления и воспринимать их с особой тщательностью. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное. Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. Наибольший эффект для сенсорного воспитания дает продуктивная деятельность, которой способствует задачам умственного воспитания. Обследование – основной метод сенсорного воспитания детей. Способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, - во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования.

Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Так, детям младшего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким. Разные виды продуктивной деятельности особым образом связаны с сенсорными процессами. В случае постановки перед детьми новой, более сложной, чем раньше, задачи бывает необходимо указать и некоторые способы действия.

Включенное в дидактическую систему занятий, сенсорное воспитание является неотъемлемой частью умственного развития.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль родителей в развитии речи детей младшего возраста»

Усвоение знаний в дошкольном возрасте происходит быстрее в игре, чем  на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им  приходится сталкива...

Консультация "Роль потешки в развитии речи детей младшего возраста"

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные качасетва, развивающих речь во всех её аспектах - является русский народный фольклор. Потешка - малый жанр устноо народного творчест...

Презентация по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего возраста на тему: "Маленькие исследователи".

Эта презентация о сенсорном воспитании ребенка, о познании им окружающего мира через форму, цвет, воображение, запах и вкус. О том, что ребенок должен уметь к трем годам, во что и как играть, какими д...

Родительское собрание Тема: Роль семьи в развитии речи детей младшего возраста.

Цели: создание необходимых условий для развития речи малышей в дошкольном учреждении и в семье, а так же формирование педагогической культуры родителей.Задачи: познакомить родителей с содержанием рабо...

Статья: Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей младшего возраста

Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей младшего возраста...

Авторские дидактические пособия для сенсорно-моторного развития (для детей младшего возраста)

Здесь представлено несколько дидактических игр, которые очень просто изготовить своими руками и использовать в работе с детьми младшего возраста....