«Использование мнемотехники при составлении рассказов, при загадывании и отгадывании загадок».
методическая разработка по развитию речи на тему
Консультация для педагогов детского сада. Приложение к презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
3 заседание. Д\с «Бережок»
Тема: «Использование мнемотехники при составлении рассказов, при загадывании и отгадывании загадок».
Время проведения: 28 апреля.
Место проведения: д\с «Бережок».
Форма проведения: мастер – класс.
Задачи: 1. Совершенствовать профессиональное педагогическое мастерство, формировать у воспитателей уверенность в себе, учить самопрезентации.
- Развивать умение самостоятельно составлять опорные схемы для составления рассказов, зарисовки на загадки, опорные схемы к сюжетно – ролевым и дидактическим играм.
Ответственные: Казакова Е. М.
Педагоги ДОУ
Повестка: 1. Анкетирование педагогов
2. Составление загадок с использованием мнемодорожек, мнемотаблиц (Казакова Е. М.).
3. Практическое выполнение заданий педагогами.
Анкетирование педагогов «Анализ работы проблемной группы за 2010-11 уч. год»
Результат: методическая копилка (презентация Казаковой Е. М. «Загадки с использованием мнемосхем», пополнить копилку карточками – схемами, играми с использованием мнемотаблиц, памятки – рекомендации для родителей по развитию связной речи).
Ход.
- Выготский отмечал «важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а так же то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим». Опорные схемы – попытка задействовать для решения познавательных задач двигательную и зрительную память, ассоциативную память шуток, радости, открытий, жестов.
Давайте вспомним.
Вопросы педагогам:
В чем цель опорных схем?
Где их можно использовать?
В чем особенности использования опорных схем в разных возрастных группах детского сада?
На первом заседании мы уже знакомились с этапами работы с мнемотаблицами(дать нарезанные полосками этапы, педагоги должны правильно составить этапы работы).
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Первые 2 слайда – составление рассказа о снегире, о зиме)
- ЗАГАДКИ
Как только малыш начинает говорить, в его жизнь входят и загадки – сначала в форме простейших маминых вопросов, потом как незатейливые сравнения.
Нет лучшей тренировки для детского ума, чем разгадывание загадок!
Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадывать, не анализируют ход его мыслей при отгадывании, торопят, забывая о том, что главное - не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного процесса мышления.
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
Для правильного, хорошо обоснованного ответа, ребенок должен научиться выделять все признаки, названные в загадке. Пока загадка не разгадана, нельзя сказать, какой из приведенных признаков является наиболее важным. Это можно понять только после того, как загадка отгадана, на основе сопоставления указанных признаков. Вот почему при отгадывании нужно исходить из того, что все признаки необходимы и одинаково значимы.
Если ребенок не может найти решение, не нужно сообщать отгадку сразу и растолковывать ответ даже в том случае, когда малыш просит об этом. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам и постепенно теряет интерес к загадкам вообще.
Загадывая загадки, вы приучаете ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.
Ну и, конечно, отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле. Попросите малыша загадать загадки вам. Тем самым вы потренируете его память и «проверите», насколько внимательно он вас слушал.
Педагоги-психологи установили, что обучение ребенка разгадыванию загадок можно начинать с трех лет. Однако вспомним, что загадка есть не что иное, как вопрос. Поэтому уже с самого маленького возраста загадывайте детям загадки (самые первые загадки: где у зайки носик?
кто спрятался под платочком? как кричит петушок?).
Наблюдать и играть в загадки можно везде: на улице, в транспорте, у врача. Главное при этом– выделять наиболее значимые и отличительные признаки того или иного предмета. Кстати, наблюдать можно и за процессом (пчела опыляет цветок, птица вьет гнездо, падают снежинки), и за изменениями, происходящими с течением времени (зарождаются почки, появляются листья, потом они желтеют и опадают)
В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья)
Много загадок построено на знании таких сторон предмета, которые можно угадать, только проделав эти действия с предметом неоднократно. Вы играете с малышом в мяч и вместе пробуете, определяете, что он упругий. Киньте его– он отскочит, ударьте сильно об пол – он «подпрыгнет», пните его ногой – он покатится. Этот опыт также поможет отгадать загадку о мяче:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет.
И еще важно, чтобы загадки были на какую-нибудь одну определенную тему: сегодня– про животных, завтра– про природу, потом– про кухонную утварь и так далее. Такое сужение тем помогает малышу быстрее достичь результата, делает его уверенным в своих силах.
И тут на помощь опять приходит мнемотехника. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Слайды - загадки)
- А теперь практическое задание для вас.
- Составьте зарисовки на загадки:
«Без окон, без дверей полна горница людей»;
«Без рук, без топоренка построена избенка»;
«И на горке, и под горкой, под березой и под елкой хороводами и в ряд в шапках молодцы стоят».
«Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает.»
- Составьте опорную схему к сюжетно- ролевой игре «Больница», «Парикмахерская»
- Разработайте опорную схему (по любой возрастной группе) к рассказу по сюжетной картинке.
- Подведение итогов.
Технология обучения детей составлению загадок
Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.
Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
А.А.Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.
Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1
Какой?
Что бывает таким же?
Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
- Какой самовар по цвету? - Блестящий.
Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).
- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).
Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:
Какой? Что бывает таким же?
Блестящий Монета
Шипящий Вулкан
Круглый Арбуз
Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).
ПР: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.
Табличка может выглядеть следующим образом:
Какой? _ Что бывает таким же?
Блестящий Начищенная монета
Шипящий Проснувшийся вулкан
Круглый Спелый арбуз
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
После освоения модели "Какой - что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета).
Модель 2
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.
Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Что делает?
Что (кто) делает так же?
Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.
- Что делает ежик?
- Пыхтит, собирает, семенит.
- Пыхтит как кто или что?
- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение").
- Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение").
- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение").
- Собирает как жадина (сравнение на "занижение").
- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение").
- Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").
Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".
ПР: Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".
ПР: Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".
Модель 3
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже?
Чем отличается?
Протокол составления загадки про гриб:
- На что похож гриб? - На мужичка.
- А чем отличается от мужичка? - У гриба нет бороды.
- Еще на что похож? - На дом, но без окон.
- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.
Текст получившейся загадки: "Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Тема: «Использование мнемотехники при составлении рассказов, при загадывании и отгадывании загадок».
Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденн...
Использование мнемотехники для составления рассказов.
Консультация для родителей...
Использование мнемотехники при загадывании и отгадывании загадок
Нет лучшей тренировки для детского ума.чем разгадывание загадок...
Варианты использования мнемотаблиц при составлении описательных рассказов, загадывания и отгадывания загадок, разучивания стихотворений" во второй младшей группе
Тема моей инновационной работы "Технология наглядного моделирования" Одно из направлений этой темы -мнемотехника.Мнемотехника состоит из мнемоквадрата, мнемодорожки, мнемо...
мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование мнемотехники при загадывании и отгадывании загадок».
мастер-класс для педагогов от учителя-логопеда...
Конспект занятия по загадыванию и отгадыванию загадок
Конспект занятия в старшей группе по загадыванию и отгадыванию загадок"Путешествие в страну Загадок"...