Использование мнемотехники при загадывании и отгадывании загадок
материал (подготовительная группа) на тему

Черная Наталья Юрьевна

Нет лучшей тренировки для детского ума.чем разгадывание загадок

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование мнемотехники при загадывании и разгадывании загадок Как только ребенок начинает говорить, в его жизнь входят и загадки – сначала в форме простейших маминых вопросов, потом как незатейливые сравнения .

Слайд 2

Нет лучшей тренировки для детского ума, чем разгадывание загадок! Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадывать, торопят, забывая о том, что главное - не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного процесса мышления. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле.

Слайд 3

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Слайд 4

Для правильного, хорошо обоснованного ответа, ребенок должен научиться выделять все признаки, названные в загадке. Это можно понять только после того, как загадка отгадана, на основе сопоставления указанных признаков. Вот почему при отгадывании нужно исходить из того, что все признаки необходимы и одинаково значимы. Пока загадка не разгадана, нельзя сказать, какой из приведенных признаков является наиболее важным.

Слайд 5

Если ребенок не может найти решение, не нужно сообщать отгадку сразу и растолковывать ответ даже в том случае, когда малыш просит об этом. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам и постепенно теряет интерес к загадкам вообще. Загадывая загадки, вы приучаете ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.

Слайд 6

Наблюдать и играть в загадки можно везде: на улице, в транспорте, у врача. Главное при этом– выделять наиболее значимые и отличительные признаки того или иного предмета. Кстати, наблюдать можно и за процессом (пчела опыляет цветок, птица вьет гнездо, падают снежинки), и за изменениями, происходящими с течением времени (зарождаются почки, появляются листья, потом они желтеют и опадают)

Слайд 7

В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья) Много загадок построено на знании таких сторон предмета, которые можно угадать, только проделав эти действия с предметом неоднократно. Вы играете с малышом в мяч и вместе пробуете, определяете, что он упругий. Киньте его– он отскочит, ударьте сильно об пол – он «подпрыгнет», пните его ногой – он покатится. Этот опыт также поможет отгадать загадку о мяче: Бьют его, а он не плачет, Только выше, выше скачет.

Слайд 8

И еще важно, чтобы загадки были на какую-нибудь одну определенную тему: сегодня– про животных, завтра– про природу, потом– про кухонную утварь и так далее. Такое сужение тем помогает малышу быстрее достичь результата, делает его уверенным в своих силах.

Слайд 9

А теперь практическое задание для вас. Составьте зарисовки на загадки: « Без окон, без дверей полна горница людей»; «Без рук, без топоренка построена избенка»; «И на горке, и под горкой, под березой и под елкой хороводами и в ряд в шапках молодцы стоят». «Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает.»

Слайд 10

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Слайды - загадки

Слайд 11

Лёгкая, как пёрышко, пушистая снежинка. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы.

Слайд 21

ГБОУ СОШ 1482 (дошкольное отделение) составила воспитатель: Черная Наталья Юрьевна СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе Здесь Вы можете найти простые игры и упражнения для подготовки ребенка к школе. Они направлены на развитие внимания, памяти, мышления, повышение самооценки. Предлагаемые упражнения не потребуют от Вас больших затрат времени и подготовки. Некоторые из них можно проводить в виде игры во время прогулки, уборки, мытья посуды. Задания можно видоизменять, дополнять. В большинстве случаев Вы сами сможете придумывать аналогичные. Упражнения не нужно выполнять по порядку. Начните с тех, которые более интересны Вам и Вашему ребенку. Если какое-то упражнение не получается, не давите на ребенка, найдите другое подобное, придумайте аналогичное сами, либо вернитесь к нему через какое-то время.

Слайд 2

4-й лишний Можно выкладывать предметы, показывать картинки, для детей постарше – просто называть слова. Назвать, что не подходит к трём остальным словам и почему. Яблоко, груша, картофель, слива Шапка, брюки, пальто, сапоги Чашка, ваза, миска, ложка Тетрадь, машинка, кукла, пирамидка Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).

Слайд 3

Простые вопросы: Кто больше – кот или коза? Днём светло, а ночью? Небо голубое, а трава? Яблоки, груши, сливы – что это? Шкаф, стол, диван? Маленький кот – котёнок, маленькая собака…? Почему у всех автомобилей тормоза? Чем похожи молоток и топор? Кошка и мышка? Чем различаются гвоздь и винт? Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Назови транспортные средства, предметы одежды, мебели.

Слайд 4

Развиваем память Назовите (прочитайте) медленно и отчётливо несколько слов. Ребенок должен их воспроизвести в произвольном порядке. Назовите слова повторно. Дом, солнце, ворона, часы, карандаш Молоко, снег, стол, молоток, окно, книжка Песок, дерево, вазон, сахар, лопата, чемодан, ручка Научите ребенка ассоциативному запоминанию слов: на дом светило солнце, прилетела ворона, посмотрела на часы и украла карандаш.

Слайд 5

Развиваем фонематический слух: а) «назови лишнее слово». Несколько раз повторите какое-то слово, а потом вместо него скажите другое, похожее. Ребенок должен услышать и назвать это другое слово: Гора, гора, гора, нора, гора, гора, пора, гора Голос, голос, колос, голос, голос, голос, волос Коса, коса, коса, коза, коса, коса, роса Саша, Саша, Саша, Даша, Саша, каша, Саша Если ребенок ошибается, произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание на звуковые различия. б) «назови звуки». Ребенок должен назвать первый и последний звуки в словах: стол, кошка, автобус, улитка…

Слайд 6

Развиваем моторику На листике в клеточку начните рисовать по линиям простой узор. Ребенок должен закончить. «Трудные виражи». Игра начинается с того, что Вы рисуете дорожки разной формы, в одном конце которых - машина, а в другом – дом (зайчик – морковка, и т. п.). Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек. «Парашютисты». В верхней части листа рисуются несколько точек (парашютисты), внизу – небольшой круг (место их приземления). Надо точными движениями, прямыми линиями сверху вниз посадить своих парашютистов. «Попади в точку». Взрослый ставит на листе бумаги точку, отводит руку ребёнка на 10-15 сантиметров от листа, а затем предлагает ребенку попасть кончиком карандаша в точку. Нанизываем бусы, застёгиваем и расстёгиваем пуговицы, кнопки, крючки. Вырезаем из бумаги, делаем аппликации, лепим из пластилина, рисуем, выкладываем узоры из фасоли и круп. Очень желательны книжки – раскраски, мелкие конструкторы, мозаика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование мнемотехники при составлении рассказов, при загадывании и отгадывании загадок».

Консультация для педагогов детского сада. Приложение к презентации....

Консультация для воспитателей. Тема: «Использование мнемотехники при составлении рассказов, при загадывании и отгадывании загадок».

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать  загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденн...

Варианты использования мнемотаблиц при составлении описательных рассказов, загадывания и отгадывания загадок, разучивания стихотворений" во второй младшей группе

 Тема моей инновационной работы "Технология наглядного моделирования"  Одно из направлений этой темы -мнемотехника.Мнемотехника состоит из мнемоквадрата, мнемодорожки, мнемо...

Конспект занятия по загадыванию и отгадыванию загадок

Конспект занятия в старшей группе по загадыванию и отгадыванию загадок"Путешествие в страну Загадок"...

Использование мнемотехники в отгадывании и загадывании загадок

Использование мнемотехники в отгадывании и загадывании загадок...