мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование мнемотехники при загадывании и отгадывании загадок».
консультация по логопедии

Копосова Елена Викторовна

мастер-класс для педагогов от учителя-логопеда 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_s_pedagogami.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Петушок»

«Использование мнемотехники

при загадывании и отгадывании загадок».

(Мастер-класс  для воспитателей)

                             Подготовила и провела: учитель-логопед

                                                                 Копосова Е.В.

с.Смоленское, 2021г.

Мастер-класс  для воспитателей.

Тема: «Использование мнемотехники при загадывании и отгадывании загадок».

 Форма проведения: мастер – класс.

Цель:

 - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации ;

Задачи :

- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста ;

- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов. 

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Ход мастер-класса:

 К . Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Дидактическим материалом мнемотехники  служат мнемотаблицы – схемы, которые позволяют детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.

Мнемотаблицы - схемы используются:

·         при заучивании стихов, потешек, скороговорок, считалок.

·         при обучении составлению рассказов,

·         при отгадывании и загадывании загадок,

·         для обогащения словарного запаса.

        Мнемотаблицы имеют актуальность при разучивании стихотворений.          Заучивание стихов вызывает у детей быстрое утомление и отрицательные эмоции. А с использованием мнемотаблицы   дети с интересом учат стихи и быстрее их запоминают.

          Когда дети уже привыкли к такому способу запоминания стихотворения с показом картинок, они изъявляют желание сами рисовать картинки.

   С помощью этой методики и настроя на позитивный результат, дети получают от этого огромное удовольствие. У них появляется фантазия, существенно сокращается время для заучивания стихов, и кроме этого развиваются творческие способности детей.

  Так же мнемотаблицы используем при составлении рассказа, пересказе сказки. Символы-картинки  помогают ребёнку пересказать текст или составить рассказ. 

Нет лучшей тренировки для детского ума, чем разгадывание загадок!


    Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.

    Мнемозагадки - это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект.

   Как только малыш начинает говорить, в его жизнь входят и загадки – сначала в форме простейших маминых вопросов, потом как незатейливые сравнения. 

     Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадывать, не анализируют ход его мыслей при отгадывании, торопят, забывая о том, что главное - не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного процесса мышления.

     Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

     Если ребенок не может найти решение, не нужно сообщать отгадку сразу и растолковывать ответ даже в том случае, когда малыш просит об этом. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам и постепенно теряет интерес к загадкам вообще.

Загадывая загадки, вы приучаете ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.

     Ну и, конечно, отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле. Попросите малыша загадать загадки вам. Тем самым вы потренируете его память и «проверите», насколько внимательно он вас слушал.
   Педагоги-психологи установили, что обучение ребенка разгадыванию загадок можно начинать с трех лет. Однако вспомним, что загадка есть не что иное, как вопрос. Поэтому уже с самого маленького возраста загадывайте детям загадки (самые первые загадки: 
где у зайки носик?
кто спрятался под платочком? как кричит петушок?
).

Дети подготовительной к школе группы вполне могут  составлять  свои «мнемозагадки» и загадывать  их другим детям.

     Практическое задание для педагогов.

 Командам нужно зарисовать мнемотаблицу по загадке.

 «Без окон, без дверей полна горница людей»;

«Без рук, без топоренка построена избенка»;

«И на горке, и под горкой, под березой и под елкой хороводами и в ряд в шапках молодцы стоят».

«Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает.»

Подведение итогов.

Вывод;  отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. А мнемотаблицы помогут ребёнку в  загадывании и отгадывании загадок.

Творческих всем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер – класс на конкурс педагог года. Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников с учётом ФГОС ДО.

В представленном материале автор  рассказывает  о том, как с помощью здоровьесберегающих технологий можно эффективно решать задачи по физическому развитию детей в дошкольном учреждении, кото...

Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...

Мастер-класс на ГМО педагогов-логопедов "Использование игровых приемов в работе с детьми с ОВЗ"

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с современными игровыми приемамиЗадачи:• привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу;• заинтересовать их в использо...