Консультация для воспитателей(мастер-класс). Тема: «Использование мнемотехники при составлении рассказов, при загадывании и отгадывании загадок».
консультация

Плотникова Светлана Евгеньевна

мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul.zagadki_mnemotablitsa.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Кизильский детский сад № 3»

Консультация для воспитателей.

Тема: «Использование мнемотехники при составлении рассказов, при загадывании и отгадывании загадок».

Выполнила : Плотникова С.Е.



Форма проведения: мастер – класс.

Цель:выяснить, какую роль играют загадки в воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

Задачи: 1. Совершенствовать профессиональное педагогическое мастерство, формировать у воспитателей уверенность в себе, учить самопрезентации.

  1. Развивать умение самостоятельно составлять опорные схемы для составления рассказов, зарисовки на загадки, опорные схемы к сюжетно – ролевым и дидактическим играм.

План:

#1048;спользование мнемотехнике в развитие связанной речи детей.

#1047;агадки и их виды.

#1058;ехнология обучения детей составлению загадок

4. Практическое выполнение заданий педагогами.

#1055;одведение итогов.

Ход.

  1. Использование мнемотехнике в развитие связанной речи детей.

К . Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Давайте вспомним.

Вопросы педагогам:

В чем цель опорных схем?

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.

Где их можно использовать?

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательность рассказа.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы,

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихов.

В чем особенности использования опорных схем?

Работу на занятиях по мнемотаблицам строю в три этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей помощью, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

  1. ЗАГАДКИ

Как только малыш начинает говорить, в его жизнь входят и загадки – сначала в форме простейших маминых вопросов, потом как незатейливые сравнения.
Нет лучшей тренировки для детского ума, чем разгадывание загадок!
Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадывать, не анализируют ход его мыслей при отгадывании, торопят, забывая о том, что главное - не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного процесса мышления.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Для правильного, хорошо обоснованного ответа, ребенок должен научиться выделять все признаки, названные в загадке. Пока загадка не разгадана, нельзя сказать, какой из приведенных признаков является наиболее важным. Это можно понять только после того, как загадка отгадана, на основе сопоставления указанных признаков. Вот почему при отгадывании нужно исходить из того, что все признаки необходимы и одинаково значимы.

Если ребенок не может найти решение, не нужно сообщать отгадку сразу и растолковывать ответ даже в том случае, когда малыш просит об этом. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам и постепенно теряет интерес к загадкам вообще.

Загадывая загадки, вы приучаете ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.

Ну и, конечно, отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле. Попросите малыша загадать загадки вам. Тем самым вы потренируете его память и «проверите», насколько внимательно он вас слушал.
Педагоги-психологи установили, что обучение ребенка разгадыванию загадок можно начинать с трех лет. Однако вспомним, что загадка есть не что иное, как вопрос. Поэтому уже с самого маленького возраста загадывайте детям загадки (самые первые загадки:
где у зайки носик?
кто спрятался под платочком? как кричит петушок?
).

Наблюдать и играть в загадки можно везде: на улице, в транспорте, у врача. Главное при этом– выделять наиболее значимые и отличительные признаки того или иного предмета. Кстати, наблюдать можно и за процессом (пчела опыляет цветок, птица вьет гнездо, падают снежинки), и за изменениями, происходящими с течением времени (зарождаются почки, появляются листья, потом они желтеют и опадают)
В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья).

Виды загадок.

  1. Загадка – рифма. Это загадка, похожая на стихотворение.

Дерево волшебное

С яблоками спелыми,

Если съешь его плоды –

От врага упрятан ты.

(Яблоня)

2. Загадка – описание – это загадка, в которой дается описание предмета или явления, путем перечисления различных его признаков.

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки.

(Мышь)

  1. Загадка – сравнение – это загадка, в которой предмет или явление которое нужно отгадать сравнивают с другим предметом или явлением.

Летит орлица

По синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

(Туча)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(Книга)

  1. Загадка – складка – это загадка, ответ которой является продолжением самой загадки и напрашивается сам собой.

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

Но лисице на зубок

Все ж попался … (колобок)

  1. Загадка – обманка – это загадка, в которой подразумевается один ответ, а на самом деле за игрой слов кроется совсем другой. Кто грызет на ветке шишку?

Ну, конечно, это … (белка)

  1. Загадка – отрицание - это загадка, в которой предмет или явление которое нужно отгадать сравнивают с другим предметом по какому-то одному признаку, отрицая остальные.

«Сер, да не волк.

Длинноух, да не заяц.

С копытами, а не лошадь»


И еще важно, чтобы загадки были на какую-нибудь одну определенную тему: сегодня– про животных, завтра– про природу, потом– про кухонную утварь и так далее. Такое сужение тем помогает малышу быстрее достичь результата, делает его уверенным в своих силах.

И тут на помощь опять приходит мнемотехника. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Слайды – загадки. Из опыта работы).

#1058;ехнология обучения детей составлению загадок

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А.А.Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет.. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1

Какой?

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

- Какой самовар по цвету? - Блестящий.

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой? Что бывает таким же?

Блестящий Монета

Шипящий Вулкан

Круглый Арбуз

Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы).

ПР: блестящий - монета, но не простая, а начищенная монета.

Табличка может выглядеть следующим образом:

Какой? _ Что бывает таким же?

Блестящий Начищенная монета

Шипящий Проснувшийся вулкан

Круглый Спелый арбуз

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

После освоения модели "Какой - что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета).

Модель 2

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет.

- Что делает ежик?

- Пыхтит, собирает, семенит.

- Пыхтит как кто или что?

- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение").

- Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение").

- Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на "завышение").

- Собирает как жадина (сравнение на "занижение").

- Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на "завышение").

- Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".

ПР: Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить".

ПР: Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном".

#1040; теперь практическое задание для вас.

1. Командам нужно придумать загадки – отрицания про животных. А про каких, вы увидите на картинках.

Командам даются картинки с изображением зайца и петуха.

Заяц:

- Маленький – но не мышка.

Пушистый – но не мех.

Быстрый – но не стрела.

Короткохвостый – но не медведь.

Живет в лесу - но не волк.

Белый - но не снег.

Петух:

- Домашний – но не кот.

Разноцветный – но не радуга.

Звонкий – но не колокольчик.

Всех будит – но не будильник.

#1057;оставьте зарисовки на загадки:

«Без окон, без дверей полна горница людей»;

«Без рук, без топоренка построена избенка»;

«И на горке, и под горкой, под березой и под елкой хороводами и в ряд в шапках молодцы стоят».

«Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает.»

#1055;одведение итогов.

Вывод; отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование мнемотехники при составлении рассказов, при загадывании и отгадывании загадок».

Консультация для педагогов детского сада. Приложение к презентации....

Консультация для воспитателей. Мастер-класс «Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей»

В данном мастер-классе я предлагаю рассмотреть технологии, в которых развиваются чувство ритма у детей. Этот мастер-класс практикум позволяет совместно с воспитателем применять методы, которые ре...

Консультация для воспитателей. Тема: «Использование мнемотехники при составлении рассказов, при загадывании и отгадывании загадок».

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать  загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденн...

Варианты использования мнемотаблиц при составлении описательных рассказов, загадывания и отгадывания загадок, разучивания стихотворений" во второй младшей группе

 Тема моей инновационной работы "Технология наглядного моделирования"  Одно из направлений этой темы -мнемотехника.Мнемотехника состоит из мнемоквадрата, мнемодорожки, мнемо...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Использование мнемотехники при составлении описательного рассказа о диких животных» (Средняя группа).

Развивать у детей умения логически переходить от одной картинки к другой; пересказывать текст с опорой на модель – схему и картинки; Формировать грамматический строй речи с помощью приемов слово...