Информационно- коммуникационные технологии на занятиях по развитию речи
методическая разработка по развитию речи по теме

Сегодня Информационно  -коммуникационные технологии прочно входят в систему непрерывного образования. Материал данной статьи познакомит читателей с системой прменения ИКТ в дошкольном учреждении  в работе с детьми  по формированию грамматически правильной речи, развитию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kovtun.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В  ДЕТСКОМ САДУ.

Ирина Викторовна Ковтун, педагог по развитию речи

МДОУ ЦРР детский сад  №45 «Мечта»город Серпухов Московская область

( Высшая квалификационная категория , стаж работы 25 лет)

Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

В-третьих, активное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования.

В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникационных технологий.

Согласно исследованиям ведущих специалистов в области компьютеризации образования (Ефима Израилевича.Машбица , Андрея Ивановича Яковлева, Сергея Владимировича Гурьева, и др. ) к набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями необходимо отнести следующее:

1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление;.

2. Использование компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению;

3. ИКТ вовлекают детей в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

4. Обучение с применением компьютера способствует формированию у детей рефлексии. Учебные программы дают возможность наглядно представить результат своих действий, возможность исправить ошибку, если она сделана.

Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:

  • предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что

вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.

  • ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый

материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

  • привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
  • поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности

учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;

  • развивать у дошкольников исследовательское поведение;
  • расширять творческие возможности самого педагога

Используя ИКТ, необходимо внимательно подойти к критериям отбора нововведений, учитывая интересы и потребности развития самих детей, рассматривая самые разнообразные комбинации соотношений, изменения в содержании воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Ведущие мировые специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

  • исследовательский характер,
  • легкость для самостоятельных занятий ребенка,
  • развитие широкого спектра навыков и представлений,
  • высокий технический уровень,
  • соответствие возрасту
  • занимательность.

Кроме того, мы как педагоги практики должны помнить о санитарных правилах и нормах использования ИКТ. Согласно нормам СанПиНа  должен быть использован телевизор с размером экрана по диагонали 59-69см. Высота установки1-1,3м. При работе детей располагают на расстоянии не ближе2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана.

Занятия с использованием компьютера для детей 5-7лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет -15мин.

Идя в ногу со временем, педагоги дошкольного учреждения МДОУ ЦРР детский сад №45 «Мечта» применяют технологии с использованием компьютера и специальных компьютерных развивающих программ.

В своей статье я хочу представить систему работы с использованием ИКТ, её применение на занятиях по развитию речи.

Диаграмма №1 

«Информационно - коммуникативные технологии на занятиях по развитию речи.

1.Использование развивающих компьютерных программ.

В настоящее время на рынке мультимедийных программных продуктов ассортимент развивающих программ для дошкольников достаточно широк. Но не все из них способствуют развитию и формированию психических процессов ребенка, его умственных способностей, раскрытию творческого потенциала, а главное, не все отвечают требованиям «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., М. Мозаика-Синтез, 2007г)

А) Из всего многообразия программных продуктов, мною были выбраны развивающие программы мультимедийного издательства «Новый Диск». Они, по оценке Аллы Юрьевны Коркиной, психолога Центра игры и игрушки аспиранта МГППУ, специалиста образовательного отдела компании «Новый Диск», приведенные в статье «Компьютерные развивающие программы в работе с дошкольниками», по результатам психолого-педагогического анализа, могут быть эффективно использованы в дошкольном образовании с целью развития ребенка.

Мы связались с автором этих учебных программ, поближе познакомились с продукцией компании «Новый Диск», в результате чего был приобретен программно-методический комплекс (ПМК) по «Развитию речи». Он включает в себя диск с программой и методическое пособие для образовательного учреждения.

ПМК используется в работе на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, на логопедических занятиях и в коррекционной работе с детьми.

Программа является многопользовательской, адаптирована для использования с интерактивной доской, предназначена для эффективного речевого развития детей от 3 лет посредством интерактивных возможностей:

  • использование программы способствует развитию у детей слухового восприятия,
  • формированию навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов;
  • развитию умения связано говорить, самостоятельно строить предложения;
  • наличие несколько уровней сложности в каждом задании позволяет осуществлять индивидуализацию обучения;

Программа включает следующие разделы:

  1. неречевые звуки: Знакомство со звуками предметного мира и мира

природы.

  1. звукоподражание: Знакомство со звуками животного мира.
  2. речевые звуки: Развитие навыков распознавания и правильного

произношения звуков русского языка.

  1. развитие связной речи: обучение построению предложений (от

словосочетания до текста)

         5.  специальный  «Интерактивный раздел», позволяет создавать свои

задания и дидактические материалы, делать подписи и рисунки поверх учебного материала, выводить на печать.

Работа с программой предполагает многообразные формы деятельности детей: речевая, познавательная, практическая.

 Это дает возможность сделать вариативной речевую деятельность детей посредством использования разных типов занятий, как непосредственно по развитию речи (фонетической, связной речи др.), так и по развитию познавательно- исследовательской и практической деятельности.

Использование  мною данного ПМК на занятиях по развитию речи вызывает  не только широкий положительный отклик у детей , а также способствует усвоению речевого материала на высоком уровне

Б). Программа «Готовимся к школе с Зайкой Всезнайкой!» разработана при активном участии профессиональных педагогов и детских психологов. В процессе создания игры учитывались пожелания родителей, учителей и непосредственно детей, что позволило добиться максимальной эффективности использования образовательного продукта.

Кроме компьютерного диска с заданиями в продукции содержатся наглядные пособия-карточки с яркими картинками, песенками, которые помогают ребенку быстрее закрепить изученный материал.

«Зайка–Всезнайка» прививает ребенку навыки самостоятельных ответов, способствует развитию фонематического слуха, устной речи, пополняет словарный запас.

Но эта  программа используется   мной на занятиях по развитию речи ситуаивно в зависимости от поставленных задач  , потому, что  она не предполагает конкретного задания, она включает целую серию решения познавательных задач и практических упражнений.

2.Интерактивный DVD.

Это замечательный продукт из серии  «Чудо-малыш - Учись как в сказке», состоит из 5-ти интерактивных DVD дисков.

Он появился на свет благодаря исследованиям в области раннего развития детей, которые проводились в США, Великобритании, Японии, России. Уникальная продукция, которая создана по заказу и поддержке Фонда «Русский мир», предназначена для детей от 9-ти месяцев до 7 лет.

Интерактивные диски DVD комплектуются аудиодиском с записью текстов сказок. После каждого мультфильма-сказки предлагаются интерактивные упражнения, соответствующие возрасту ребенка.

«Чудо- малыш» не только раскрывает перед ребенком удивительной мир сказки(«Сказка о рыбаке и рыбке», «Заячья избушка» и др.), но и предоставляет широкие возможности для запоминания её содержания.

Благодаря предложенным заданиям, воспитатель может провести большую словарную работу, работу над формированием грамматически правильной речи в рамках данного текста с использованием фрагментов иллюстраций к произведению.

Согласно перспективному планированию я использую  материал «Чудо- малыш»  на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе, а на занятиях по развитию речи в старшей группе мы с детьми пересказываем  сказки, опираясь на ту схему, которую предлагают авторы этого учебного материала. Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимой сказки на экране и они с большим желанием отвечают на вопросы по содержанию литературного произведения.

3.Система  мультимедийных презентаций - одна из составляющих использования ИКТ на занятиях. Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций. Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения  детей в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия.

Я составила интересные презентации «День космонавтики», « День Защитника Отечества», «Русский национальный костюм», «Весна в произведениях русских художников», «Масленица» и др. Они позволяют приобщить детей к миру нового и интересного, не выходя за рамки групповой комнаты.

 Также составлены  презентации с использованием элементов игры. Например:  «Наша Родина- Россия», «Художественные промыслы России».

Из предложенных иллюстраций , которые появляются на экране дети должны  выбрать ту иллюстрацию, которая соответствует правильному ответу. Если ребенок находит правильный ответ, то данная картинка или вращается или раздается звук аплодисментов, который можно наложить на презентацию. Такие дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе.

4. Компьютерные игры.

Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.

В чем же польза от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми?

Они открывают новые возможности использования педагогических приемов традиционной педагогики:

1. Подбирать материал разной степени сложности, учитывая зону ближайшего развития ребенка;

2. Делать “видимыми” проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в при традиционном обучении, показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.

3. Посмотреть на работу педагога с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить себя новыми знаниями и умениями;

В процессе использования дидактических игр я решаю  следующие задачи:

  • Развитие интеллектуальной сферы детей: развитие мышления, памяти, внимания, формирование предметных знаний, умений , навыков.
  • Развитие мотивационной сферы: формирование потребности в знаниях, способах познания;
  • Развитие волевых качеств: формирование целеустремленности, умения владеть собой, уверенности в своих силах.
  • Развитие эмоциональной сферы.
  • Формирование учебной деятельности в целом.

Компьютерная игра для ребенка почти всегда  удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. А значит , навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго.

В своей работе с дошкольниками по развитию речи, как составляющую часть занятия, использую компьютерные игры серии «Маленький Гений» издание БУКА.

Содержание этой продукции очень разнообразно, вызывает положительный отклик у моих воспитанников, раскрывает передо мной огромный выбор тренировочных упражнений в форме игры, которые позволяют закрепить у детей навыки словообразования, грамматически правильной, связной речи .

Так, используя упражнения  «Соберем игрушки»-  я закрепляю в речи детей умение использовать предлоги.

Упражнение  «Кто, где живет?» - способствует  формированию грамматически правильной структуры речи.

Упражнение  «Кому, что нужно для работы» -  способствует развитию связной речи дошкольника.

Также нами созданы интерактивные игры для закрепления определенной лексической темы.

5.Широкие возможности раскрываются благодаря использованию – Интернет- ресурсов.

Диаграмма №2 

Мы живем в эпоху Интернет. Глобальная сеть стала важной частью культурной жизни в целом и нашего учреждения.

Самой распространенной формой использования деятельности  в воспитательно- образовательном процессе учебного заведения является познавательная экскурсия.

«Виртуальная экскурсия»- еще один дополнительный способ посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие.

Эти экскурсии особенно ценны для развития и воспитания  тех детей, которые не могут по разным причинам посетить какие- либо объекты..

Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. При подготовке к виртуальной экскурсии воспитателю необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, ознакомиться с ним, определить содержание, цели и задачи экскурсии, определить  информационное содержание экскурсии (сопроводительный текст).

Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии. Наш детский сад подключен к системе Интернет, поэтому я имею возможность предложить детям следующие виртуальные экскурсии :

1.Экскурсия по Москве, по Красной площади. http://tours.kremlin.ru/#/ru&1_5…

2. Экскурсия в мир животных  http://www.gbmt.ru/ru/excursions/virtual/

3. Экскурсия по Московскому метро ….http://www.metrowalks.ru/

4. Экскурсия в царский дворец  http://www.tzar.ru/museums/palaces

5. Экскурсия в библиотеку http://old.nlb.by/navigator/Biblio_pres_03.html

6. Экскурсия в музей http://www.panotours.ru/muzei.html

7.Экскурсия на Мамаев Курган http://www.volgograd.ru/mamayev-kurgan/

и другие

В своей практике работы с детьми я также использую электронный учебник, который можно найти в системе Интернет на сайтах для дошкольных учреждений или составить самим.

Детский электронный учебник или детская электронная книга (ДЭК) имеет ряд принципиальных отличий от книги ,изготовленной типографским способом:

  • Возможность мультимедиа
  • Обеспечение виртуальной реальности
  • Высокая степень интерактивности
  • Возможность индивидуального подхода к ребенку.

Создание электронного учебника представляет собою свободный творческий процесс преподавателя, но необходимо придерживаться определенных методических требований (возрастные особенности, требования программы, индивидуальные особенности).

Электронный учебник состоит из основного материала с текстом или словесным сопровождением.

Я придерживаюсь следующих рекомендаций в процессе создания электронной книги:

1.Раздел (художественная литература)

2. Выбор источников (книги, раскраски, фоматериалы, рисунки)

3.Работа над текстом.

4.Составление презентаций, включение текста.

5.Анимация

6.Вопросы действий по тексту.

В своей работе я использую детские электронные книги: «Светофорик приглашает» «Цветик- семицветик», «Заюшкина избушка» и другие.…

Дополнительные ресурсы

Видеоролики «Наша Армия», «Весна», «Предметы помощники» - вот небольшой перечень Интернет- ресурсов, которые я активно использую на своих занятиях.

Интерактивные технологии прочно входят в жизнь нашего дошкольного учреждения. ИКТ значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся, усиливают воздействие  изучаемого материала,  способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе.

ЛИТЕРАТУРА

1.Богатырева Ю.И., Косарев Информационные технологии в научной деятельности.-

2.Баловсяк Н. Компьютер и здоровье.- Санкт- Петербург, 2008 г.

3.Машбиц Е.И. Психолого-педагогические аспекты компьютеризации

4.Полат Е.С. Новые педагогические технологии .- М., 2000г.

5.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М., Школа-Пресс, 1994.

6.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., Владос, 1999г.

7.Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно - коммуникационных технологий при формировании связной описательной речи старших дошкольников с ОНР.

Дошкольное детство - период, когда происходит общее развитие ребёнка и закладывается фундамент этого развития. Определённое направление развития получают все стороны психики ребёнка, но более интенсив...

Информационно-коммуникационные технологии на занятиях музыки в ДОУ. Из опыта работы

Главной задачей музыкального руководителя, является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Наглядность играет важную роль в развитии наблю...

Консультация для педагогов "Информационно-коммуникативные технологии на занятиях по развитию речи"

Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как  позволяет  средствами мультимедиа, в наиболее доступной и ...

Информационно-исследовательский проект «Информационно-коммуникационные технологии – средство для всестороннего развития старших дошкольников».

Проблема информатизации на сегодняшний день – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Сегодня применение информационно- коммуникативных технологий можно счи...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

В статье описывается использование информационно-коммуникационных технологий в формировании произносительной стороны речи детей с нарушением слуха...

Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по развитию речи в детском саду

В данной работе представлена система работы по использованию ИКТ  на занятиях в условиях дошкольного образовательного учреждения.В настоящее время уже невозможно себе представить развитие совреме...


 

Комментарии

Использование ИКТ в ДОУ- ЭТО ЗДОРОВО!!!