Консультация для педагогов "Информационно-коммуникативные технологии на занятиях по развитию речи"
консультация (старшая группа) на тему
Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-коммуникативные технологии
на занятиях по развитию речи
Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.
Эмоциональные, яркие занятия, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием звуковых и видеозаписей – все это может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.
Итак, рассмотрим первую особенность компьютерной технологии –универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями – на примере сочинения рассказов по картинке. Это задание можно выполнить 3 –мя способами.
1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ. (1 – начало, 2- продолжение, 3 – конец) Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.
2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос: Что было до этого? что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.
3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления. Далее мы рассмотрим пример с использованием 4- х картинок.
Аналогично можно провести пересказы авторских произведений по сюжетным картинкам в соответствии с программой по которой работает ДОУ ( К примеру «Под грибом» Сутеева ). Расставить картинки в нужной последовательности, после чего составить рассказ.
Рассмотрим вторую особенность - возможность работы воспитанников в режиме диалога– данная возможность компьютерных технологий обусловлена их интерактивностью. Что такое интерактивность? Рассмотрим на примере фрагмента занятия по развитию речи старших дошкольников
« Путешествие на морское дно». Краткое содержание занятия: Ребята получают письмо от Черной каракатицы, определяют какой звук она похитила. Ребятам предлагается отправиться на морское дно. Игра Голова-Плавник-Хвост на определение местонахождения звука в слове
( начало, середина, конец) Можно усложнить это задание, если дети будут на просто отвечать на вопросы, а показывать голова – руки на поясе -хвост. Также в занятии использовались загадки соответствующей тематики.
Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Еще один пример возможности работы воспитанников в режиме диалога на занятиях по развитию речи со старшими дошкольниками – дифференциация звуков. У Зои и Саши день рождение. Зое подарили…. Какой звук чаще встречается? Саше подарили….. Какой звук чаще встречается? Подарки перепутали требуется помощь ребят. Они называют, что именно подарили Зое, а Что Саше.
Используемые анимационные возможности поощрения, подсказки активизируют практическую деятельность ребенка.
Положительным моментом является то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем. Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления. Активно пополняется словарный запас.
Результаты проведенных занятий с применением компьютерной программы, в данном случае PowerPoint, дают положительную динамику развития речи детей. Показ диагностики детей.
Презентации в PowerPoint - это яркость, наглядность, доступность, удобство и быстрота в работе. Вместе с тем интерактивное оборудование используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
Третья особенность использования ИКТ в детском саду - доступ к большому объему информации, представленному в занимательном виде за счет средств мультимедиа. Использование ресурсов Интернет и программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ и воспитателю и воспитаннику к большому объему новой информации, которая в традиционном виде (на бумажном носителе) практически не реализуема. Например Стихи для малышей; Азбука для самых маленьких и др. В своей работе воспитатели могут использовать программы по которым работают в виде презентаций.
Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды.
И, в заключение, использование компьютерных технологий в деятельности педагога ДОУ позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольном образовании, совершенствовать все звенья управления в сфере образования, расширяя возможности доступа к информационным ресурсам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно- коммуникационные технологии на занятиях по развитию речи
Сегодня Информационно -коммуникационные технологии прочно входят в систему непрерывного образования. Материал данной статьи познакомит читателей с системой прменения ИКТ в дошкольном учреждении ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/27/picture-48711-1477558285.jpg)
Здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию речи в ДОУ
Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реально...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189534-1359291583.jpg)
Внедрение инновационных технологий на занятии по развитию речи. Познавательно-исследовательская деятельность по изучению ПДД.
Конспект занятия по ПДД...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/02/picture-491057-1412276822.jpg)
Использование интерактивных технологий на занятии по развитию речи в средней группе ДОУ.
Цель: Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, демонстрируемой при помощи интерактивных технологий.Задачи: 1) Способствовать развитию умения наблюдать....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/02/picture-418331-1541168618.jpg)
Использование ТРИЗ и РТВ технологий в занятиях по развитию речи
Учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями....
Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии на занятиях по развитию речи"
Консультация для воспитателей "Современные образовательные технологии на занятиях по развитию речи"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/14/picture-1501461-1702543763.jpg)
Консультация для педагогов: «Здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию речи в ДОУ»
Знакомство педагогов со здоровьесберегающими технологиями, которые можно применить на занятиях в ДОУ по развитию речи....