Информационно-исследовательский проект «Информационно-коммуникационные технологии – средство для всестороннего развития старших дошкольников».
проект по информатике (старшая, подготовительная группа) на тему

Молчанова Ирина Леонидовна

Проблема информатизации на сегодняшний день – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Сегодня применение информационно- коммуникативных технологий можно считать теми новыми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка.

Информационно- коммуникативные технологии  не только значительно повышают эффективность усвоения материала детьми, но также  позволяют развивать такие целевые ориентиры, как «проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, любознательности, интереса к причинно-следственным связям» и т.д. Поэтому педагогу очень важно использование ИКТ в образовательном пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molchanova_i.l._mbdou_no_105_proekt_na_mezhd._yarmarku.docx193.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 105»

Муниципального образования города Братска

Информационно-исследовательский проект

 «Информационно-коммуникационные технологии – средство для всестороннего развития старших дошкольников»

Разработчик проекта:

Молчанова Ирина Леонидовна

Воспитатель 1 кв. категории

г. Братск

Паспорт проекта

        

Обоснование для разработки

Проблема информатизации на сегодняшний день – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Сегодня применение информационно- коммуникативных технологий можно считать теми новыми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка.

Информационно- коммуникативные технологии  не только значительно повышают эффективность усвоения материала детьми, но также  позволяют развивать такие целевые ориентиры, как «проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, любознательности, интереса к причинно-следственным связям» и т.д. Поэтому педагогу очень важно использование ИКТ в образовательном пространстве.

Инновационные идеи проекта

- использование ИКТ, проектных технологий;

- использование вариативных форм взаимодействия ДОУ и семьи.

Потенциальные заказчики и потребители

Воспитанники, педагоги, родители

Разработчики проекта

Воспитатель 1 квалификационной категории

Молчанова Ирина Леонидовна

Цель

Создание условий для всестороннего развития старших дошкольников посредством использования информационно-коммуникационных технологий.

Задачи

- научить детей старшего дошкольного возраста ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, используя практические способы работы с информацией;

- формировать у старших дошкольников навыки поисковой познавательно-исследовательской деятельности посредством использования ИКТ;

- развивать у детей 5-7 лет познавательную активность, любознательность, коммуникативные навыки, связную речь, обогащать словарный запас;

- использовать вариативные формы работы с родителями.

Основные направления проекта

- организация образовательной деятельности воспитанников;

- организация совместной развивающей деятельности педагога и детей;

- создание банка мультимедийных образовательных ресурсов, дидактических и методических материалов с использованием ИКТ;

- создание банка вариативных форм работы с родителями.        

Результаты (показатели)

Применение ИКТ при работе с воспитанниками способствовало:

- формированию навыков поисковой познавательно-исследовательской деятельности; любознательности, самостоятельности;

- совершенствованию умений добывать информацию и работать с ней;

- развитию речи детей, обогащению их словарного запаса;

- воспитанию положительной мотивации к обучению.

Повысился уровень педагогической компетентности родителей по вопросам обучения старших дошкольников; возрос их интерес к жизни группы.

Созданы: банк  мультимедийных образовательных ресурсов, банк вариативных форм работы с родителями.

Название проекта: «Информационно-коммуникационные технологии – средство для всестороннего  развития старших дошкольников».

Уровень проекта: уровень образовательной организации.

Категория проекта: педагогический.

Тип проекта: информационно – исследовательский.

Срок реализации: долгосрочный, август 2015 – май 2016 года.

Участники проекта:  дети, педагоги, родители.

Разработчик проекта:

Воспитатель 1 квалификационной категории

Молчанова Ирина Леонидовна.

Структура проекта

Актуальность  проекта

От того, как будет чувствовать себя ребёнок,

поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,

что он будет переживать,

зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
В.С. Сухомлинский

В связи с утверждением и введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования установлен принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей.

Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему обычных занятий, а через интересные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно- коммуникационных технологий.

Однако, проблема информатизации на сегодняшний день – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Сегодня применение информационно- коммуникативных технологий можно считать теми новыми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка. В настоящее время от человека требуют не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно, оперировать ими.

Информационно - коммуникационные технологии  не только значительно повышают эффективность усвоения материала детьми, но также  позволяют развивать такие целевые ориентиры, как «проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, любознательности, интереса к причинно-следственным связям» и т.д. Поэтому педагогу очень важно использование ИКТ в образовательном пространстве.

Постановка проблемы

Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы ко всему, что их окружает, настроены на познание явлений действительности, предметов, их свойств. 

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинаются с первых лет жизни малыша. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Вопрос, как помочь маленькому ребенку, входящему в жизнь взглянуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, всегда волновал меня, как воспитателя.

Размышляя над этой проблемой, я пришла к выводу, что именно информационно-коммуникационные технологии смогут повысить уровень  развития дошкольников. Они в отличие от обычных технических средств обучения, позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет педагогам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Информационно - коммуникативные технологии  не только значительно повышают эффективность усвоения материала детьми, но также  позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, помогают быть ребенку успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной деятельности.  

Цель проекта:

Создание условий для всестороннего развития старших дошкольников посредством использования информационно-коммуникационных технологий.

Задачи проекта:

- научить детей старшего дошкольного возраста ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, используя практические способы работы с информацией;

- формировать у старших дошкольников навыки поисковой познавательно-исследовательской деятельности посредством использования ИКТ;

- развивать у детей 5-7 лет познавательную активность, любознательность, коммуникативные навыки, связную речь, обогащать словарный запас;

- использовать вариативные формы работы с родителями.

Условия проекта

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности с детьми.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду проведение образовательной деятельности, родительских собраний с использованием мультимедийных презентаций, интерактивных игр. Они дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности. Образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

Одним из самых популярных программных средств, используемых мной на занятиях с использованием информационно- коммуникационных технологий, является программа компании Microsoft – PowerPoint, которой необходимо владеть в совершенстве.

Новизна проекта

В соответствии с внедрением ФГОС в ДОУ  дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно - образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Новизна моего опыта заключается в разработке мультимедийных образовательных ресурсов, дидактических и методических материалов с использованием ИКТ для старшей возрастной группы. Это позволило совершенствовать формы, методы, приёмы работы по использованию новых информационных технологий в учебном процессе, в создании и определении эффективных условий применения электронных дидактических игр, нацеленных на развитие познавательной активности дошкольников.

Данный проект отражает современные тенденции в воспитании детей: направленность на развитие познавательной деятельности; организация образовательного процесса как совместной деятельности детей и взрослых; продуманное сочетание игровых занятий, исследовательской и практической деятельности. Уникальность данного проекта ещё и в том, что его можно использовать для реализации любой образовательной области и в полной мере основываться на интегрированном подходе.

Стратегия достижения поставленных цели и задач

Система работы по проекту включает в себя направления:

- организация образовательной деятельности воспитанников;

- организация совместной развивающей деятельности педагога и детей;         \

- создание банка мультимедийных образовательных ресурсов, дидактических и методических материалов с использованием ИКТ;

- создание банка вариативных форм работы с родителями.        

 

План реализации проекта по этапам

Этапы

Мероприятия

Сроки

Результат

Ответственные

Организационный

Определение цели и задач проекта

Август 2015 года

Определена цель и задачи проекта в соответствии с возрастными особенностями и потребностями воспитанников.

Разработчик проекта

Составление плана мероприятий по проекту

Составлен план мероприятий по проекту

Анализ имеющейся материально- технической базы и методического оснащения образовательного процесса

Составление списка необходимой методической литературы и мультимедийного оборудования

Приобретение

мультимедийного

оборудования

Создана материально  - техническая база

Разработчик проекта, родители

Опрос (анкетирование)родителей с целью выявления их отношения к проблеме познавательно-речевого развития детей.

Справка о результатах анкетирования

Основной

Организация образовательной деятельности с использованием ИКТ

В течение года

Перспективный план образовательной деятельности с учётом тематических недель.

Разработчик проекта, воспитанники

Проведение дидактических игр, викторин, выполнение заданий с использованием ИКТ

В течение года

Повышение уровня всестороннего развития  воспитанников.

Разработчик проекта, воспитанники

Проведение консультаций,семинаров-практикумов и других мероприятий  для педагогов.

В

течение

года

Повышение профессиональной  компетентности педагогов, в том числе ИКТ - компетентности

Разработчик

проекта, педагоги

Использование в работе с родителями вариативных форм взаимодействия.

В

течение года

Создание банка вариативных форм работы с родителями.        

 

Разработчик

проекта, родители

Создание информационного банка методических и дидактических материалов

В течение

года

Создан банк мультимедийных образовательных ресурсов, дидактических и методических материалов с использованием ИКТ.

Разработчик проекта

Заключительный

Опрос (анкетирование)родителей с целью выявления их отношения к проблеме познавательно-речевого развития детей.

Май

2016 года

Сравнительный анализ результатов анкетирования.

Разработчик проекта

Анализ эффективности использования ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста

Итоговая справка

Трансляция опыта на мероприятиях

Внедрение новых технологий в практику работы ДОУ

Разработчик проекта, дети, родители, педагоги

Этапы реализации проекта  (по этапам):

1.Организационный этап – в течение  месяца (август 2015 года).

2.Основной этап –  с сентября 2015 года по  апрель  2016 года.

3. Заключительный этап – май 2016 года.

1. Организационный этап:

- определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий;

- проведение анкетирования родителей по данной теме.

2. Основной этап:

- организация образовательной деятельности воспитанников;

- организация совместной развивающей деятельности педагога и детей;

- повышение педагогической компетентности родителей по вопросам обучения старших воспитанников;

- создание банка мультимедийных образовательных ресурсов, дидактических и методических материалов с использованием ИКТ.

3. Заключительный этап:

- выявление уровня знаний, умений, навыков по данной  теме;

- систематизация собранного материала по  теме.

Результаты по реализации проекта:

Применение ИКТ при работе с воспитанниками способствовало:

- формированию навыков поисковой познавательно-исследовательской деятельности; любознательности, самостоятельности;

- совершенствованию умений добывать информацию и работать с ней;

- развитию речи детей, обогащению их словарного запаса;

- воспитанию положительной мотивации к обучению.

Результатом реализации данного проекта стало создание:

- банка мультимедийных образовательных ресурсов в соответствие с календарно-тематическим планированием («Весна», «Транспорт» и другие);

- банка вариативных форм работы с родителями (семинар-практикум «Играем вместе», мастер-класс «Скоро в школу» и другие).

Актуальность продукта обусловлена необходимостью использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Практической значимостью моего проекта является то, что он может быть рекомендован к использованию педагогами других дошкольных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектирования как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников.

Одним из перспективных методов, способствующих успешной реализации новых образовательных стандартов в области социально-коммуникативного развития, является технология проектов. Проектная деятельность ...

«Мультстудия , как средство всестороннего развития старших дошкольников»

Для детей в дошкольном возрасте большую роль играют мультфильмы. Через них они получают различные знания, учатся новому, отвечают себе на вопрос «что такое хорошо и что такое плохо?». С по...

Конструктивная деятельность, как эффективное средство для всестороннего развития личности дошкольника. (мониторинг по конструктивной деятельности 2021-2023г.)

Мониторинг по конструктивной деятельности в разных группах ДОУ.(критерии мониторинга, диаграммы результатов)...

Конструктивная деятельность из природного и бросового материала как эффективное средство для всестороннего развития личности дошкольника

Конструирование и ручной труд являются обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственног...

Мастер- класс "Игровая технология "Друдлы" как средство познавательно-речевого развития старших дошкольников"

Мастер-класс из опыта работы по использованию в работе с детьми старшего дошкольного возраста  игровой технологии "Друдлы". Представлены основные моменты работы с детьми в данном направ...