«Развитие внимания детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений»
методическая разработка (средняя группа)

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, в полном смысле слова воспринимать окружающее. Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение. Как необходимое условие в окружающей действительности, внимание имеет большое значение для любой деятельности, особенно для обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПАЖНЕНИЙ»

        Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, в полном смысле слова воспринимать окружающее. Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение. Как необходимое условие в окружающей действительности, внимание имеет большое значение для любой деятельности, особенно для обучения.

        На сегодняшний день, особенно актуальна проблема развития внимания у детей дошкольного возраста. У большинства детей внимание характеризуется неустойчивостью, наблюдается его колебания, снижена работоспособность, недостаточная целенаправленность деятельности, что соответственно в последующем отражается на учебе детей в школе и в последующей жизни. Поэтому данная проблема на сегодняшний день стоит очень остро и ею необходимо заниматься, начиная с детьми уже дошкольного возраста.

        В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры.

        В работе с детьми среднего дошкольного возраста проблема внимания является наиболее актуальной. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.

        Занимаясь вопросами обучения и воспитания детей среднего дошкольного возраста на практике, со временем я пришла к выводу, что проведение мною обучающих занятий в традиционном режиме не всегда дает стойкие положительные результаты. Усвоив определенный раздел программы, через некоторое время дети могли также успешно утратить полученные знания, слабо определяли межпредметные взаимосвязи. Зачастую на занятиях одно и то же задание повторялось многократно даже для одного и того же ребенка, что нежелательно в дальнейшем в школьном обучении.         Учебная рассеянность иногда не позволяла детям продвигаться дальше, требуя от меня повторного объяснения программного материала.

Таким образом, использование на занятиях только игровых моментов, предусмотренных программой, а также элементарных заданий, развивающих познавательные психические процессы (внимание, память, мышление, воображение) оказалось, на мой взгляд, недостаточным

        Серьезные изменения в развитии внимания происходят в дошкольные годы. На четвертом - пятом году жизни наблюдается перелом в данной сфере. Постепенно идет нарастание произвольности внимания. В игре на занятиях в детском саду ребенок учится принимать словесное задание и переводить его в самоприказ, овладевает простейшими навыками самоконтроля. Дети этого возраста могут заставлять себя быть внимательными, они начинают овладевать и управлять собой, своим поведением и психическими процессами. Именно благодаря этой способности у детей среднего дошкольного возраста появляется намек на серьезное отношение к происходящему и ответственность за свои поступки. Произвольность психических процессов (в частности внимания), которая интенсивно развивается в период между пятью и шестью годами, имеет решающее значение для готовности ребенка к школьному обучению.

Тем не менее, на протяжении дошкольного возраста, а иногда и к началу школьного, ребенок еще в очень слабой степени владеет своим вниманием. Дошкольник легко отвлекается, может бросить начатое дело и заняться другим. У него довольно узкий объем и слабое распределение внимания. Поэтому в учебном процессе педагог должен тщательно работать над организацией внимания ребенка, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребенка волевых качеств и успешностью в учебной деятельности, а, следовательно, и задачей первостепенной важности для педагога.

        Переключаемость – это еще одно свойство внимания, пожалуй, самое трудное для дошкольников. Упражнения для отработки навыков переключения – это задания, способствующие развитию умения каждого ребенка сознательно перемещать фокус внимания с одного объекта на другой. Умение быстро переключаться обеспечивает быстроту ориентирования в меняющейся обстановке занятия.

При проведении этих упражнений передо мной стояла такая цель: через систему упражнений формировать быструю реакцию детей, умение качественно выполнять несколько видов работ.

Большую долю игр и упражнений я опробовала индивидуально во внеучебной деятельности, затем лишь эпизодически включала дополнительный материал в занятия по математике.

        Мобильность и вариативность подобранных мною игр и упражнений, а также большой выбор дидактического материала, позволили не только предлагать различные задания детям с разным уровнем подготовки, но и модифицировать одни и те же задания для сильных и слабых воспитанников.

Картотека игр для развития внимания у детей среднего дошкольного возраста

Игра «Кто где живет»

Цель: развивать зрительное внимание, память.

Игровой материал и наглядные пособия: рисунки с изображениями семей разных зверюшек и их домиков, с проведенными линиями, соединяющими животных с их домиками, которые даны в хаотическом порядке.

Описание: нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Игра «Меняем внешность»

Цель: развивать наблюдательность.

Описание: играют несколько человек, все становятся в одну шеренгу, ведущий называет одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. Затем ребенок отворачивается, оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически. Повернувшись к игрокам, водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.

Игра «Соберись на прогулку»

Цель: развивать внимание детей. 

1-й вариант. Взрослый предлагает ребенку «собраться на прогулку». Называются предметы одежды в случайном порядке, а ребенок должен быстро показать, на что данный предмет надевают. Например: взрослый называет «шапка» - ребенок дотрагивается до головы. Предварительно взрослый называет предметы одежды и показывает нужную часть тела, давая образец выполнения игры дошкольнику. Если ребенок быстро и правильно показал, он считается одетым.

2-й вариант. Взрослый выполняет роль водящего и предупреждает ребенка о том, что будет путать его, называя предметы одежды и показывая не соответствующие им части тела. Ребенок должен сосредоточить внимание не на движениях взрослого, а на его словах. Если ребенок запутался, начал повторять движения за взрослым, не обращая внимания на слова, то он считается проигравшим.

3-й вариант. Взрослый называет и одновременно показывает части тела, а ребенок должен быстр назвать одежду, которую надевают на эту часть тела.

Примечание. Можно увеличивать темп игры; играть и с одним ребенком, и одновременно с несколькими детьми.

Игра «Кто позвал мяч?»

Цель: развивать слуховое внимание.

Дети стоят в кругу. Взрослый называет имя ребенка и подбрасывает мяч вверх. Тот, чье имя назвали, должен помогать (догнать) мяч и вернуть его взрослому.

Примечание. Когда дети освоили этот вариант игры, можно внести усложнения. Например, ребенок не возвращает мяч взрослому, а сам называет имя любого из игроков и подбрасывает мяч вверх. Игрокам можно встать не в круг, а в свободном порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение передового опыта работы педагога-психолога "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр"

Цель работы — выявление эффективности дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, развитие свойств и произвольности внимания старших дошкольников через использование...

ДОКЛАД по теме: «РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

Основная цель работы заключалась в повышении речевой уровень детей с помощью дидактической игры....

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений

Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные пре...

Статья: «Развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактической игры».

Мастер-класс по работе с дидактическим пособием по развитию речи В.В.Гербовой...

Мастер класс для педагогов "Развитие памяти детей среднего дошкольного возраста через использование дидактических игр и упражнений"

Ознакомление педагогов с системой методов и приемов,обеспечивающих эффективное запомининие информации дошкольниками....

Опыт работы "Развитие внимания детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений"

В работе с детьми среднего дошкольного возраста проблема внимания является наиболее актуальной. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющи...