Статья: «Развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактической игры».
статья по развитию речи (средняя группа)
Мастер-класс по работе с дидактическим пособием по развитию речи В.В.Гербовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_ns_portal.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактической игры».
Что такое диалогическая речь? Это умение слушать и слышать собеседника, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и самому задавать вопросы. Уровень диалогической речи зависит от объема словаря и от уровня овладения грамматическим строем речи. Я работаю по методике развития речи Валентины Викторовны Гербовой, которая предлагает использовать в работе с детьми наглядно - дидактическое пособие «Развитие речи в детском саду» для занятий с детьми 4-6 лет.
В пособии 8 карточек-картинок, есть описание заданий по каждой картинке отдельно как дополнительный материал, способствующий диалогическому развитию речи вне занятий. Мне это пособие понравилось тем, что здесь предоставляется ребенку ситуация выбора с опорой на свой личный опыт. Я хочу вам рассказать, как я использую это пособие в своей работе с детьми и как я его разнообразила.
Итак, цель пособия: Способствовать гармоничному речевому развитию детей в процессе диалога.
Задачи, которые можно решить с помощью этого пособия:
- С помощью картинок-подсказок учить делиться своими представлениями об окружающем его мире: своим личным опытом о событии из жизни.
- Продолжать учить детей в произвольной форме высказывать свое мнение по интересующему воспитателя вопросу.
- Продолжать развивать умения участвовать в беседе, отвечая на вопросы и задавать их.
Например, я напомню пример диалога по картинке «Головные уборы», как это предлагает делать автор.
Воспитатель показывает детям картинку и спрашивает, каким словом можно назвать все вещи, изображенные на ней. Затем интересуется, кому какой головной убор особенно понравился. При необходимости подсказывает названия головных уборов. Спрашивает, видели ли дети на ком-нибудь яркую красную шляпу, украшенную пером (мушкетерская шляпа).
«А в каком головном уборе вы бы отправились в гости зимой? Летом?..» – выясняет педагог.
Я решила модернизировать это пособие, добавив к нему сюжетные картинки, чтобы замотивировать детей на беседу и использовать в диалоге не одну, а сразу две картинки или три из пособия. Получается сюжетная линия в разговоре. Благодаря этому варианту индивидуальный разговор воспитателя и ребенка превращается в беседу воспитателя и подгруппы детей. Это интереснее для самих детей и эффективнее для развития диалогической речи.
Беседа происходит за столом по картинкам с подгруппой из 3-4 детей. Предлагаю вариант беседы:
Сейчас мы с вами побеседуем с помощью трех картинок:
- Скажите, пожалуйста, какое интересное событие изображено на картинке? (день рождения)
- Как вы догадались? (торт, много детей, все улыбаются)
- Вы тоже ходите на день рождения? (да)
- Как вы - гости к нему готовитесь? (идем в магазин и покупаем подарок)
- Да, вот сейчас вы и расскажите, как вы выбираете подарок имениннику, а помогут вам в этом картинки – подсказки. В магазин вы пойдете с сумкой, да? Какую возьмете?
Опишите свою сумку. Дети описывают. Хорошо, а теперь мы пришли в магазин игрушек, выбираем подарок другу
Только определимся, кто именинник - мальчик или девочка? Мальчик.
Что выберет Света? Я хочу купить другу полицейскую машину.
Что подарит другу Максим ? Я подарю строительный конструктор. Я сам тоже в него люблю играть.
Во время игры дети добавляют свои комментарии из личного опыта, делятся впечатлениями из личной жизни. Такие беседы позволяют мне как воспитателю лучше узнавать своих детей.
Я задаю вопросы лично про детей: что вам дарят на день рождения? Кто приходит в гости на ваш праздник?
Это вариант диалога с общими картинками и только с воспитателем. Необходимо закреплять полученные умения в самостоятельной деятельности, чтобы дети без воспитателя смогли поговорить на понятные и интересные им темы. Для этого я изготовила дидактическую игру, в которой дополнительно к сюжетным картинкам и к картинкам – подсказкам добавляются предметные - индивидуальные. Темы разные, согласно тематическому плану или по желанию детей.
Чтобы дети умели общаться, мы – воспитатели создаем условия для возникновения разговора, вызываем желание рассказать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему «Развитие грамматически правильной речи детей среднего дошкольного возраста в дидактических играх»
Хорошая речь - важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительност...
Из опыта работы: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру»
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития....
«Развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры. Дидактическое пособие «Волшебный сундучок»»
В своей работе с детьми, я уделяю большое внимание дидактическим играм, так как это хороший способ научить детей адекватно воспринимать вещи (развить сенсорные способности). Дидактические игры вызываю...
Программа саморазвития воспитателя Салаевой Любовь Валентиновны «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры» на 2020-2023 год
Программа саморазвитиявоспитателя Салаевой Любовь Валентиновны«Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры» на 2020-2023 год...
"Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"
формирование и развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста....
ПЛАН РАБОТЫ по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»
Актуальность темыВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого...
«Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры»
план работы по самообразованию. отчет о проделанной работе воспитателя средней группы....