Статья: «Развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактической игры».
статья по развитию речи (средняя группа)
Мастер-класс по работе с дидактическим пособием по развитию речи В.В.Гербовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_ns_portal.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Развитие диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактической игры».
Что такое диалогическая речь? Это умение слушать и слышать собеседника, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и самому задавать вопросы. Уровень диалогической речи зависит от объема словаря и от уровня овладения грамматическим строем речи. Я работаю по методике развития речи Валентины Викторовны Гербовой, которая предлагает использовать в работе с детьми наглядно - дидактическое пособие «Развитие речи в детском саду» для занятий с детьми 4-6 лет.
В пособии 8 карточек-картинок, есть описание заданий по каждой картинке отдельно как дополнительный материал, способствующий диалогическому развитию речи вне занятий. Мне это пособие понравилось тем, что здесь предоставляется ребенку ситуация выбора с опорой на свой личный опыт. Я хочу вам рассказать, как я использую это пособие в своей работе с детьми и как я его разнообразила.
Итак, цель пособия: Способствовать гармоничному речевому развитию детей в процессе диалога.
Задачи, которые можно решить с помощью этого пособия:
- С помощью картинок-подсказок учить делиться своими представлениями об окружающем его мире: своим личным опытом о событии из жизни.
- Продолжать учить детей в произвольной форме высказывать свое мнение по интересующему воспитателя вопросу.
- Продолжать развивать умения участвовать в беседе, отвечая на вопросы и задавать их.
Например, я напомню пример диалога по картинке «Головные уборы», как это предлагает делать автор.
Воспитатель показывает детям картинку и спрашивает, каким словом можно назвать все вещи, изображенные на ней. Затем интересуется, кому какой головной убор особенно понравился. При необходимости подсказывает названия головных уборов. Спрашивает, видели ли дети на ком-нибудь яркую красную шляпу, украшенную пером (мушкетерская шляпа).
«А в каком головном уборе вы бы отправились в гости зимой? Летом?..» – выясняет педагог.
Я решила модернизировать это пособие, добавив к нему сюжетные картинки, чтобы замотивировать детей на беседу и использовать в диалоге не одну, а сразу две картинки или три из пособия. Получается сюжетная линия в разговоре. Благодаря этому варианту индивидуальный разговор воспитателя и ребенка превращается в беседу воспитателя и подгруппы детей. Это интереснее для самих детей и эффективнее для развития диалогической речи.
Беседа происходит за столом по картинкам с подгруппой из 3-4 детей. Предлагаю вариант беседы:
Сейчас мы с вами побеседуем с помощью трех картинок:
- Скажите, пожалуйста, какое интересное событие изображено на картинке? (день рождения)
- Как вы догадались? (торт, много детей, все улыбаются)
- Вы тоже ходите на день рождения? (да)
- Как вы - гости к нему готовитесь? (идем в магазин и покупаем подарок)
- Да, вот сейчас вы и расскажите, как вы выбираете подарок имениннику, а помогут вам в этом картинки – подсказки. В магазин вы пойдете с сумкой, да? Какую возьмете?
Опишите свою сумку. Дети описывают. Хорошо, а теперь мы пришли в магазин игрушек, выбираем подарок другу
Только определимся, кто именинник - мальчик или девочка? Мальчик.
Что выберет Света? Я хочу купить другу полицейскую машину.
Что подарит другу Максим ? Я подарю строительный конструктор. Я сам тоже в него люблю играть.
Во время игры дети добавляют свои комментарии из личного опыта, делятся впечатлениями из личной жизни. Такие беседы позволяют мне как воспитателю лучше узнавать своих детей.
Я задаю вопросы лично про детей: что вам дарят на день рождения? Кто приходит в гости на ваш праздник?
Это вариант диалога с общими картинками и только с воспитателем. Необходимо закреплять полученные умения в самостоятельной деятельности, чтобы дети без воспитателя смогли поговорить на понятные и интересные им темы. Для этого я изготовила дидактическую игру, в которой дополнительно к сюжетным картинкам и к картинкам – подсказкам добавляются предметные - индивидуальные. Темы разные, согласно тематическому плану или по желанию детей.
Чтобы дети умели общаться, мы – воспитатели создаем условия для возникновения разговора, вызываем желание рассказать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему «Развитие грамматически правильной речи детей среднего дошкольного возраста в дидактических играх»
Хорошая речь - важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительност...
Из опыта работы: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру»
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития....
«Развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры. Дидактическое пособие «Волшебный сундучок»»
В своей работе с детьми, я уделяю большое внимание дидактическим играм, так как это хороший способ научить детей адекватно воспринимать вещи (развить сенсорные способности). Дидактические игры вызываю...
План работы по самообразованию в средней группе по теме: "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"
Цель: Создать условия для развития речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы...
Программа саморазвития воспитателя Салаевой Любовь Валентиновны «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры» на 2020-2023 год
Программа саморазвитиявоспитателя Салаевой Любовь Валентиновны«Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры» на 2020-2023 год...
"Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"
формирование и развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста....
ПЛАН РАБОТЫ по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»
Актуальность темыВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого...