Презентация Обобщение передового опыта работы педагога-психолога "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр"
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.31 МБ |
Подписи к слайдам:
Пассивное (непроизвольное);
Активное (произвольное);
Послепроизвольное (сосредоточение на объекте в силу его значимости для личности).
Диагностика
устойчивости внимания
“Графический диктант”.
Ребенок от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям взрослого
“Тест переплетенных линий”.
Ребёнку предлагается бланк с переплетёнными линиями. Предлагается проследить по порядку все линии глазами, без помощи рук, и найти конец каждой линии.
«Запомни и расставь точки»
(2014-2015 уч.г.) (2015-2016 уч.г.)
Цель педагогического опыта
на практике показать эффективность использования игровых форм обучения для развития внимания детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры, направленные
На развитие зрительного внимания: «Подбери пару»,
«Что изменилось
?
»,
«Танграм» и т.д.
Библиография
6. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.
7. Панфилова М.А. Игротерапия общения / Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений/ Под научной редакцией В.М. Аспапова, канд. психол. наук, доцента. М.: О-во “Знание” России, М.,1995
8. Поддьяков Н. Н. и др. умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1998.
9. Рунова М. Дифференцированные игры-упражнения // Дошкольное воспитание, 1996, № 1
10. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995.
Свойства внимания
Устойчивость;
Концентрация;
Переключаемость;
Распределение;
Объем.
Диагностика
объема внимания
“Найди отличия”
. Необходимо внимательно посмотреть на две пары картинок и отметить, чем они отличаются.
“Запомни и расставь точки”.
Ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек.
«Найди отличия»
(2014-2015 уч.г.) (2015-2016 уч.г.)
Работа с родителями
консультации для родителей по проблемам развития внимания
практическое занятие, где они могли получить ответы на интересующие их вопросы
Библиография
1
.
Т.И. Бабаева У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993.
2.
З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова Развивающие игры для детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991.
3.
Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говарова, Л. И. Исханская Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1989.
4.
Н. Гатанова, Е. Тунина Развиваю внимание. – «Питер», 2000.
5.
Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьёва Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.
Обобщение передового опыта работы
Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр
Педагог-психолог
Жарикова Юлия Александровна
«Кольца Ландольта»
(2014-2015 уч.г.) (2015-2016 уч.г.)
«Графический диктант»
(2014-2015 уч.г.) (2015-2016 уч.г.)
Задачи:
1.Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста.
2.Исследовать роль дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
3.Выявить уровень развития внимания у детей старшего возраста.
4.Спроектировать и провести опытную работу по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста через систему дидактических игр для развития внимания и оценить её эффективность.
5. Создать картотеку дидактических игр для развития внимания.
Диагностика
переключения и
распределения внимания
“Треугольники”
- ребенку предлагается нарисовать треугольники и закрасить некоторые из них цветным карандашом. Лучше для начала дать ребенку задание нарисовать десять треугольников, а вот закрашенные треугольники должны быть в произвольном порядке (например, второй, пятый, девятый).
“Кольца Ландольта”.
Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца.
Дидактические игры, направленные
На развитие переключаемости внимания: «Перепутанные линии», «Зашумленные картинки» и т.д.
Вывод по результатам работы
Таким образом, дидактические игры являются наиболее эффективным средством в развитии произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы
выявление эффективности дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
«Треугольники»
(2014-2015 уч.г.) (2015-2016 уч.г.)
Дидактические игры, направленные
На развитие концентрации, объема внимания: «Хамелеон», «Пишущая машинка» и т.д.
Работа с педагогами
семинар для воспитателей;
консультации для педагогов по данной тематике
Библиография
16.Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1996.
17. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1995.
18. Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет. М., 2001.
19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии - М., 1999
Методы и средства достижения цели
Изучение теоретической и методической литературы по проблеме развития внимания у детей старшего дошкольного возраста;
Диагностические методики
.
«Переплетенные линии»
(2014-2015 уч.г.) (2015-2016 уч.г)
Результат работы
Подобрав систему дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста и используя ее в своем эксперименте, я доказала, что применение этой системы оказало положительную динамику в развитии произвольной памяти и внимания у детей.
Актуальность опыта
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”
В.А. Сухомлинский.
Игра
ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
Знание структуры игры, правильное и умелое её применение педагогом способствует развитию личности ребёнка, всех его познавательных процессов, в том числе и внимания.
Основа коррекционно-развивающей работы
программа А.А.Осиповой, Л.И. Малашинской “Коррекция и развитие внимания”. Занятия проводились 1 раз в неделю в первой половине дня.
Дидактические игры, направленные
На развитие слухового внимания: «Отгадай, кто позвал», «Нос-пол-потолок», «Поймай звук» и т.д.
Библиография
11. Симановский А.Э. Развитие общеучебных умений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ярославль, 1992.
12. А. И. Сорокина Дидактические игры в детском саду (старшие группы). Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1982. – 96с.
13. Л. Ф. Тихомирова Познавательные способности. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
14. Л. Д. Тихомирова Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
15. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/16/picture-61778-1350395852.jpg)
Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-385598-1609770590.jpg)
Презентация опыта работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Предлагаю Вашему вниманию презентацию опыта работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр.
Внимание - одна из основных психических функций, на которой базируется обучение. Внимание отражает функциональное состояние человеческого мозга. Основными свойствами внимания являются объем, устойчиво...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/20/picture-712581-1447995128.jpg)
Обобщение передового опыта работы педагога-психолога "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр"
Цель работы — выявление эффективности дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, развитие свойств и произвольности внимания старших дошкольников через использование...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/05/picture-796910-1559717310.jpg)
Организация работы по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи: формирования у них правильного звукопроизношения; чёткого и ясного произнесения слов; развития голосово...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/21/picture-1324087-1653109662.jpg)
Презентация к опыту работы тема: "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Задачи экологического воспитания:1. изучить теоретический материал по проблеме воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.2. развивать игровую деятельность в процессе воспитания экол...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/22/picture-1513314-1708568179.jpg)
Презентация опыта работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста практических навыков по компетенции «Робототехника»
Игра является важнейшим спутником детства. Конструирование позволяет детям учиться, играя, и обучаться в игре....