ДОКЛАД по теме: «РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»
материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Шипулина Оксана Владимировна

Основная цель работы заключалась в повышении речевой уровень детей с помощью дидактической игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo.docx64.01 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина»

ДОКЛАД

по теме: «РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

  Подготовила:

                                      воспитатель первой категории

     МБДОУ «Детский сад им.Ю.А.Гагарина»

          Шипулина О.В

г. Гагарин

2017г.

     

Во все времена огромное внимание уделялось развитию речи. Мысли о необходимости развития речи у детей содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов, таких как Сократ и Платон, К. Д. Ушинский, В.В. Виноградов и другие (слайд 2). И сейчас в наше современное время проблема развития речи у детей не остаётся без внимания.

   Не случайно в ФГОС ДО «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших. Можно возразить, что не менее важно физическое, эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?

        Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

        В процессе реализации образовательной программы МБДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина» в своей повседневной работе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи. Для многих детей характерны трудности в усвоении новых слов. Это выражается не только в более поздних сроках появления слов в речи ребенка и малом их количестве, но и в трудностях понимания ребенком значений слов и искажении их звукослоговой структуры. 
        Так, обследование речи детей последних лет выявило недостаточное количество обобщающих слов (овощи, мебель, одежда и т.д.). Дети называют небольшое количество слов в каждой группе предметов: некоторые дети называют два-три наименования овощей, а назвать насекомых, рыб вообще затрудняются. Наша практика показала, что словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. (Слайд 3).

        Основная цель работы заключалась в повышении речевой уровень детей с помощью дидактической игры. Использование дидактических игр способствовало решению следующих задач:

  • побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
  • способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
  • совершенствовать разговорную речь;
  • обогащать словарь;
  • формировать грамматический строй речи и т.д. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение имеют игры по развитию словарного запаса. (Слайд 4).

Каждая игра в свою очередь решает воспитательные задачи:

  • развивает культуру речевого общения;
  • воспитывает нравственные качества;
  • формирует этические представления и нравственные чувства. (Слайд 5).

        Так в игре «Мяч бросай и животных (фрукты, транспорт) называй» можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. Этой же цели служит игра игра с мячом «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)», которая проводится индивидуально. В свободное время дети охотно играют в эти игры.

        Своё общение с детьми мы строили так, чтобы ребенок не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно мыслить, изобретать. Для этого необходимо приобщать детей к ТРИЗу - теории решения изобретательских задач. В целом ТРИЗовская педагогика не просто развивает фантазию, а учит мыслить неординарно, системно, с пониманием происходящих событий. Одно из направлений ТРИЗа - знакомство детей с противоречиями. (Слайд 6) Для этой цели была придумана игра «Хорошо - плохо» (Взрослые задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Взрослый: дождь. Ребёнок: дождь - это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным. Взрослый: город. Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо - не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно). Все явления, поступки, предметы, сказки мы рассматривали в этой игре вначале с хорошей стороны, затем с плохой, а потом обязательно возвращаемся к положительному. К ТРИЗу можно отнести игры с мячом «Вчера, сегодня, завтра», «Утро, день, вечер, ночь», «Кто кем будет?», «Кто кем был?»  и «Семья». В этих играх дети самостоятельно находят ответы на поставленные вопросы. Кроме перечисленных, к ТРИЗовским можно отнести и игры «Лови, бросай, дни недели называй», «Месяцы и их последовательность» и «Что за чем?», благодаря которым дети расширяют свое представление об окружающем мире. (Слайд7). (поиграть с воспитателями)
         Благодарным материалом для развития устной речи детей является тема «Животные». (Слайд 8). Здесь мы предлагаем игры «Животные и их детеныши», «Кто как разговаривает?», «Чей домик?» или «Кто где живет?» и «Чья голова?». В игре «Животные и их детеныши» обращается внимание детей на различные способы словообразования. Слова целесообразно разделить на три группы: 
 -Слова, в которых основа слова, обозначающего взрослое животное, сохраняется неизменной (у козы - козленок, у гуся - гусенок). 
-Слова с чередованием согласных в корне (у медведя - медвежонок). 
-Слова с различной основой слова (у овцы - ягненок). 
Другой способ увеличения в словаре ребенка имен существительных - это добавление суффиксов, что отражено в игре с мячом «Скажи ласково» , где педагог, объяснив правило образования новых слов при помощи уменьшительных суффиксов, называет первое слово (например, стол), а ребенок - второе (столик). Существительные для проведения этой игры лучше сгруппировать по сходству окончаний. 

        Глагольный словарь является основой фразы и мыслительной деятельности человека, и группируется по следующим разделам: 
Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет). (Слайд 9).

  • Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает). 
  • Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает), приставочные глаголы (входит, уходит, заходит). 
  • Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, плачет, радуется). 
  • Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продает). 
  • Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается). 
    Глагольный словарь хорошо закрепляется в играх с мячом. Часто детям

с большим трудом дается подбор слов с противоположным значением (антонимов). Закрепление в речи ребенка противоположных признаков предметов важно и для их ориентировки в пространстве. Например, педагог, бросая мяч, произносит прилагательное, а ребенок, бросая мяч обратно, называет прилагательное с противоположным значением (горячий - холодный, острый - тупой, грязный - чистый). Прилагательные в речи детей часто бывают однотипными и могут ограничиваться словами «хороший - плохой», «маленький - большой». (Слайд 10). Мы последовали совету ведущего специалиста в области логопедии Л.Г. Парамоновой, которая рекомендует «отрабатывать» признаки предметов по смысловым группам: 
        • Величина - большой (маленький), высокий (низкий), широкий (узкий). 
        • Форма - круглый, овальный, продолговатый, квадратный,

        четырехугольный. 
        • Цвет - основные + промежуточные (оранжевый, голубой, серый). 
        • Вкус - горький, сладкий, соленый, кислый, кисло-сладкий, вкусный,         невкусный. 
        • Запах - приятный, неприятный, смолистый, цветочный. 
        • Температура - холодный, горячий, теплый, прохладный. 
        •     Материал, из которого сделан предмет - деревянный, стеклянный,        железный. 
        • Принадлежность предмета - мамин, папин, лисий, медвежий. 
        •    Другие признаки - шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный. 

        Проводили работу по этим направлениям с опорой на наглядность (часто натуральную), закрепляя употребление в речи прилагательных. Дети часто допускали ошибки в образовании множественного числа имен существительных. Особенно трудно дети усваивали те формы множественного числа, при образовании которых наблюдается чередование согласных в корне слова (ухо - уши) или выпадение гласных (день - дни). Для упражнения в образовании форм множественного числа использовали игру с мячом «Один-много», а согласование существительных с числительным отрабатывать в игре «Веселый счет». Игра «Где мяч?» помогала закрепить в речи детей правильное употребление предлогов. 

Заключение

        Проводящаяся работа показала, что создание оптимальных условий применения дидактических игр, для расширения словаря, позволяет находить новые пути и методы, что, в свою очередь, создает базу для качественного обучения дошкольников.

Анализ результатов работы показал, что включение различных видов дидактических игр и игровых ситуаций в процессе обучения способствует успешному развитию речи у детей дошкольного возраста. Использование предложенной нами серии игр и упражнений в работе показало эффективные результаты по формированию лексико-грамматического строя речи у детей, развития фонематического восприятия, связной речи. С целью оценки эффективности проведенного обучения, по его окончании, мы провели контрольное исследование. (Слайд11). В результате обработки данных, полученных в ходе повторного проведения диагностических методик после обучения, было выявлено следующее: повысился речевой уровень детей.

Мы полагаем, что предложенная нами работа с использованием дидактических игр поможет как родителям, так и воспитателям детских садов. (Слайд 12).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические упражнения для расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения

В данной статьи приведена подборка упражнения, позволяющих активзировать, расширить, закрепить речевые возможности детей-дошкольников. Данная статья ориентирована на педагогов в сфере дошкольного обра...

План по самообразованию воспитателя Кутеляпова Ирина Михайловна Тема: «Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью игр и упражнений» 2019-2020 учебный год (средняя группа)

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу особенности использования дидактических игр по речевому развитию  в соответствии с ФГОС ДО.Задачи:И...

План по самообразованию на тему: «Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью игр и упражнений»

План по самообразованию на тему: «Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью игр и упражнений»...

Тема: «Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью дидактических игр». Проект: «Учимся играя».

Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью дидактических игр Цель проекта. Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность, воспитывать звуковую культуру ре...

План по самообразованию Тема: Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью речевых игр и упражнений.

Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие...

Консультация для родителей на тему: "Активизация словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением дидактического метода синквейн".

Консультация для родителей на тему: "Активизация словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением дидактического метода синквейн"....