Мастер – класс для педагогов “Алгоритм обобщенного способа формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников”.
проект
Мастер – класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений “Алгоритм обобщенного способа формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений “Алгоритм обобщенного способа формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников”.
Цель: представить опыт работы с алгоритмом по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить Вам опыт работы по актуальному направлению современного дошкольного образования. А о чём мы будем говорить, вы узнаете, просмотрев отрывки из хорошо известных вам мультфильмов.
(МУЛЬТ – ЗАГАДКА)
Вы правы. Сегодня я хочу представить вам алгоритм обобщенного способа формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования, внесла существенные коррективы в содержание деятельности по реализации всех образовательных областей. Одной из важнейших задач обучения и воспитания, определено – формирование предпосылок функциональной грамотности.
В фокусе формирования функциональной грамотности на этапе дошкольного образования выделено формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Формирование финансовой грамотности на этапе дошкольного детства предполагает:
- формирование первичных финансовых и экономических представлений;
- элементов культуры потребления; мотивации к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- ценностного отношения к труду как ценности общества.
В моей педагогической практике сложился алгоритм работы по формированию предпосылок финансовой функциональной грамотности у дошкольников, с которым я хочу вас познакомить.
Одним из важных условий в конструировании алгоритма, для меня было - обеспечить целостность и взаимосвязь формирования первичных экономических представлений с другими составляющими функциональной грамотности:
Основной дидактической задачей для меня стало разработать обобщенный способ работы с детьми при изучении тем финансовой грамотности, где ребёнок будет инициативен и максимально активен в своей познавательной позиции, включён в разнообразные увлекательные виды деятельности и как следствие успешен в освоении данной темы.
В своём поиске, приняв за основу примерную парциальную образовательную программу дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников 5-7 лет: формирование предпосылок финансовой грамотности, разработанную министерством просвещения РФ, активно применяю современные образовательные технологии: технология деятельностного метода обучения “Ситуация”, кейс – технология, социо – игровая технология, технология исследовательской деятельности, проектный метод обучения.
Эффективность работы алгоритма подтверждена результатами педагогического мониторинга группы за 2 учебных года, отмечен рост качественных и количественных «приращений» у детей, а также сравнительным анализом с результатами педагогического мониторинга параллельной группы.
В рамках алгоритма, работа с детьми проводится по этапам в совместной деятельности и режимных ментах и выглядит как система игровых тренингов со всей группой. В течение года изучается 18 тем. Раскрытие каждой темы происходит в течение 1-2 недель в контексте интересов и потребностей детей.
Предлагаю Вам, сконструировать модель изучения одной из тем финансовой грамотности с применением данного алгоритма. Вашей подгруппе я предлагаю поработать с темой «Деньги», вам предлагаю для рассмотрения тему «Реклама».
Этап: Знакомство с историческим ракурсом темы.
Данный этап помогает в формировании целостной картины изучаемого вопроса. На этом этапе я часто включаю родителей группы, как помощников в поиске и сборе информации.
При реализации этого этапа очень важно выбрать методы и приёмы, которые стимулируют инициативность и поисковую активность детей.
К УЧАСТНИКАМ.
Перед вами карточки зелёного цвета, на которых методы, приёмы, применяемые в практике дошкольного образования.
Предлагаю в течение 2 минут посовещаться в группах и определить наиболее эффективные методы и приёмы для знакомства с историческим ракурсом вашей темы. (тема «ДЕНЬГИ» и тема «РЕКЛАМА»). – 2 минуты
К зрителям
Пока участники делают выбор. Вашему вниманию я предлагаю один из приёмов, который я использую в своей практике, в рамках этапа «Знакомство с историческим ракурсом темы».
МУЛЬТФИЛЬМ ИЗ ИСТОРИИ ДЕНЕГ.
Я стараюсь использовать широкий спектр методов, таким образом, поддерживается интерес и увлечённость детей при погружении в тему.
К УЧАСТНИКАМ.
Прошу озвучить ваш выбор методов, приёмов наиболее эффективных для этапа «Знакомство с историческим ракурсом»
- темы «Деньги» - просмотр мультфильма, презентация, проект, изучение коллекций, либо оригинальных (настоящих) предметов.
- темы «Реклама» - просмотр видеороликов, проект, презентация, побуждающий диалог.
Замечательно! Я с Вами абсолютно согласна. Переходим к следующему этапу.
Этап «Знакомство с художественной литературой, художественным словом (сказки, рассказы, пословицы, поговорки) в рамках темы».
К УЧАСТНИКАМ.
Перед вами обложки литературных произведений. Предлагаю вам выбрать те, которые наиболее подходят к теме «Деньги» и теме «Реклама».
К зрителям (пока участники работают)
На данном этапе эффективен приём составления сравнений, загадок или метафор по теме. Например, по теме «Деньги: монеты, купюры» мои ребята придумали загадки: «Круглая, блестящая, а не солнышко», (как вы думаете, что загадали ребята?)
Ещё одна загадка «Хранит деньги, а не кошелек. Ей можно оплатить покупку, а не монета и не купюра» (о чём эта загадка?)
Вы замечательно справились!
К УЧАСТНИКАМ.
Я вижу, вы готовы озвучить книги, которые буду полезны детям в рамках каждой темы.
- темы «Реклама» - «Как старик корову продавал» С.В. Михалков, «Кот в сапогах»
Ш. Перро, «Новое платье короля» Г.Х. Андерсен.
- темы «Деньги» - «Муха – цокотуха» К. И. Чуковский, «Золотой ключик» А.Н. Толстой,
«Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенский, «Серебряная монетка» г. Х. Андерсен.
Большое спасибо за ваш выбор!
ЭТАП «Активизация сенсорного опыта в рамках темы, экспериментирование».
К УЧАСТНИКАМ.
- Перед вами карточки жёлтого цвета, на которых представлены некоторые методы и приёмы. Прошу вас посовещаться и определить наиболее эффективные методы и приемы для данного этапа в рамках вашей темы (тема «ДЕНЬГИ» и тема «РЕКЛАМА»). – 1 минута
Прошу Вас озвучить.
Для темы «Деньги» - опыт, эксперимент, д/и «Чудесный мешочек».
Для темы «Реклама» - изучение свойств и качеств рекламируемого продукта, работа с «чек-листом», создание макета (моделирование), сравнение двух и более предметов (измерение, взвешивание и др.)
ЭТАП «Игровая деятельность»
С учётом интересов и потребностей детей, но удерживая в фокусе педагогического внимания направление формирования предпосылок финансовой грамотности, детям предлагаются разные виды игр: сюжетно – ролевые, дидактические.
Наиболее предпочитаемые детьми игры, это конечно сюжетно – ролевые игры.
Предлагаю Вам наполнить этот этап игровым содержанием.
Исходя из вашей темы, прошу сделать выбор сюжетно – ролевых игр наиболее соответствующих теме - 1 мин.
Прошу Вас озвучить ваш выбор:
- игры к теме «Реклама» - «Салон красоты», «Супермаркет», «Автосервис», «Модное ателье».
- игры к теме «Деньги» - «Магазин», «Кафе», «Банк».
Вы замечательно поработали, наполнив алгоритмы по предложенным вам темам развивающим содержанием.
Полученные алгоритмы вывешиваются на доску.
Данный алгоритм имеет рамочную структуру, этапы могут менять свою последовательность в зависимости от потребности и интереса детей. Алгоритм является универсальной моделью и может быть применён к изучению других составляющих функциональной грамотности, естественно – научной экологической, математической, читательской.
Достоинство алгоритма я вижу в комплексном подходе, в обеспечении мета предметных связей при изучении экономических тем с другими составляющими окружающей ребёнка действительности.
РЕФЛЕКСИЯ
ЕСЛИ представить «Алгоритм обобщенного способа формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников» в виде образа, то я представляю ветвистое дерево с пышной кроной, где ствол – это педагогический поиск, ветви – это этапы алгоритма, крона – многообразие технологий, методов и приёмов, которыми педагог насыщает образовательный процесс.
Как итог нашей встречи, прошу вас выбрать и озвучить «плод-образ», который созвучен с впечатлением от нашей совместной работы. Можете выбрать из предложенных вариантов либо вписать маркером что - то ещё.
Участники озвучивают с мест
Спасибо! Для меня очень значимо ваше мнение. Закончить нашу встречу мне хочется «крылатой фразой»
«БЫТЬ ФИНАНСОВО ГРАМОТНЫМ – ЭТО ИСКУССТВО.
ИСКУССТВО, НЕОБХОДИМОЕ КАЖДОМУ!»
Предлагаю разместить плоды на
ДРЕВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОИСКА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.
Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....

Проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»
Проект отражает работу в старшей группе детского сада по формированию у детей финансовой грамотности....

Проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»
Тема проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Описание проекта: Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным госуда...

Мастер класс "Дидактические игры как эффективное средство формирования предпосылок финансовой грамотности"
Задачи: Познакомить участников мастер - класса с дидактическими играми, направленными на расширение и закрепление представлений об экономических понятиях....

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»...
Консультация для родителей «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»
Консультация для родителей«Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»...

Мастер-класс для педагогов "Эффективные технологии по формированию предпосылок финансовой и математической грамотности у старших дошкольников"
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать ок...