Семинар-практикум для воспитателей «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»
методическая разработка по основам финансовой грамотности
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_finansovaya_gramotnost.docx | 47.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей
«Формирование предпосылок финансовой грамотности
у старших дошкольников»
Подготовила; Мамзонова И.А.,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Рябинка»
Цель: повышение компетентности педагогов в организации образовательной деятельности с детьми по формированию предпосылок финансовой грамотности.
Сл 2 25 сентября 2017 года утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности населения» в Российской Федерации. Документ рассчитан до 2023 года и нацелен на увеличение количества финансово образованных граждан.
Цель Стратегии повышения финансовой грамотности населения: создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан.
Разработанный план мероприятий (дорожная карта) по реализации Стратегии определяет, что в практику образовательных организаций всех уровней системы образования должны быть внедрены образовательные программы в области финансовой грамотности на постоянной основе.
На этапе же обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании предпосылок финансовой грамотности.
Сл 3 Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, трудолюбия, положительной ценностной оценки любых результатов труда, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
На сладе 3 Задачи педагогической деятельности по формированию предпосылок финансовой грамотности:
- Познакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, зарплата, доход, расходы, бюджет и др.).
- Формировать понимание основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;
- Развивать умение правильно обращаться с деньгами, разумно подходить к своим желаниям, сопоставлять их с возможностями бюджета семьи;
- Формировать у детей представления о рекламе, ее назначении;
- Формировать понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
- Формировать полезные экономические привычки: трудолюбие, бережливость, честность ответственность; приобщать к некоторым традициям русского народа (меценатство-благотворительность);
- Воспитывать уважение к труду, людям труда, бережное отношение ко всем видам собственности.
В работе с детьми дошкольного возраста наиболее эффективны наглядные, игровые, практические методы и приемы.
Методы и приемы
Словесные | Наглядные | Практические, игровые |
Рассказы воспитателя, Рассказы детей, Беседы Художественное слово | Наблюдения, экскурсии (виртуальные в т.ч.) Моделирование Рассматривание иллюстраций | Дидактические игры (ИКТ) Театрализация Сюжетно-ролевые игры Квест-игры Ситуационные задачи (проблемные ситуации) Проектная деятельность (детские исследовательские проекты) Мастерская |
Как же организовать образовательную деятельность по реализации задач, определенных Стратегией и использовать все методы и приемы?
В прошлом году в учреждении разработана и реализована система работы. Я ее предложила вам во время нашей первой встречи с творческой группой в октябре. Тогда мы договорились, что мероприятия из системы вы будете включать в календарный план. Я думаю, некоторый опыт работы по этому направлению вы уже приобрели. Предлагаю обсудить вариант системы для реализации в течение двух лет (в старшей и подготовительной группах).
Если в старшей группе мы даем первоначальные представления об экономических понятиях, то в подготовительной группе наша задача эти представления расширить и закрепить, сформировать некоторые привычки и умения применять знания в жизненных ситуациях.
Прошу вас внимательно изучить систему работы и дополнить разделы «методы и приемы» и «развивающая среда» своими предложениями. (вам необходимо определить атрибуты для сюжетно- ролевых, режиссерских игр, дополнить перечень художественной литературы, пословиц и поговорок, содержание работы с родителями)
На примере темы «Потребности» предлагаю рассмотреть задачи формирования предпосылок финансовой грамотности, методы и приемы и содержание в старшей и подготовительной группе.
Задачи в старшей группе | Методы и приемы | Задачи в подготовительной группе | Методы и приемы | Содержание развивающей среды |
Формировать у детей общее представление о потребностях и возможностях их удовлетворения, о понятиях «потребности», «жизненно важные потребности», желания, «возможности», формировать умение группировать потребности на желания и жизненно важные потребности | Рассказ воспитателя «Что необходимо человеку? «Потребности. Желания и необходимость» Дидактические игры «Шкатулка с желаниями», «Что нужно доктору?», «Что важнее?» , «Кому что подарим» Составление интеллект- карты «Наши потребности» Сюжетно-ролевые игры «Семья на отдыхе», «Овощной магазин», «Поликлиника», «Салон красоты» и др. Просмотр м/ф «Уроки тетушки Совы. Потребности и возможности», мультфильма «Ох и Ах идут в поход» Чтение и обсуждение В.Катаев «Цветик-семицветик», «Как коза избушку построила» К.И.Чуковский «Телефон» | Расширять у детей представление о потребностях и возможностях их удовлетворения, о понятиях «потребности», «возможности», закрепить представления о разных видах потребностей (физиологические, потребность в безопасности, в образовании, потребность в общении и семье, другие потребности). | Рассказ воспитателя «Учимся планировать» Решение ситуационных задач «Что важнее?», «Выбираем покупку» Д\и и упражнения (икт) «Потребности», «Надо и хочу», «Семейный бюджет», «Груша-яблоко», «Размен», «Семейный бюджет», «Что нельзя купить за деньги» Викторина «Разумные траты сказочных героев» Работа с интеллект- картой «Наши потребности» Решение кроссвордов и ребусов Работа с половицам и поговорками: Дружба дороже денег В гостях хорошо, а дома лучше Знание приобретешь — не пропадешь. Чтение «А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», В.Осеева Волшебное слово «Сказ про то, как дед и баба забыли про семейный бюджет» Сюжетно-ролевые игры «Почта», «Поликлиника», «Фермер»., «Супермаркет», «Семья», «Банк» и др | Картинки, иллюстрирующие потребности человека для создания модели Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: игровые наборы «Поликлиника», «Салон красоты», деньги монеты номиналом 1, 2, 5, 10 руб, 20 руб Видеофайлы мультфильмов Презентация с иллюстрациями из сказок https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/05/19/kartoteka-ekonomicheskih-skazok-dlya-doshkolnikov Работа с родителями «Работа с родителями: Буклет «Расскажите ребенку о жизненно необходимых потребностях и желаниях» «Учите ребенка считать деньги» Мастер-класс «С детьми играем -финансовую грамотность развиваем» |
Реализуя представленные задачи, мы можем получить такие результаты усвоения материала.
Сл 4 Ожидаемый результат:
Старшая группа | Подготовительная группа |
Дети знают: 1. о профессиях родителей, о результатах труда (товар, услуга); 2. что деньги не появляются сами собой, а зарабатываются; . 3. что такое семейный бюджет, о доходах и расходах 4. о потребностях человека, о возможностях их удовлетворения 5. не все продается и покупается главные ценности– жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь; 6. о полезных экономических привычках: быть бережливым, заботливым, экономным, трудолюбивым; 7. об устройстве и разнообразии магазинов, о профессиях работников магазина; 8. что такое реклама, ее назначение. Дети могут применять полученные представления о финансовых категориях в игровой и бытовой деятельности | Дети знают: 1. о некоторых современных профессиях, о том, как можно получить профессию; 2. из чего складывается цена товара и услуги, о ресурсах, их экономии; 3.о разнообразии денежных единиц, о понятии «долг»: о правилах финансовой безопасности; 6. о разнообразии торговых предприятий, об их различиях, о понятиях «торг»; 7. о полезных экономических привычках. о благотворительности; 8. о профессиях рекламодатель, дизайнер, копирайтер, о разных формах рекламы, о рекламных уловках. Дети применяют полученные представления о финансовых категориях в игровой и бытовой деятельности. |
Основные понятия по теме «экономическое воспитание» в детском саду.
Тема | Понятия |
Труд | Труд, домашний труд, работа, продукт, премия; рабочее место, рабочее время; профессии: менеджер, бизнесмен, фермер, рекламодатель, распространитель рекламы, программист, банкир; орудия, предметы труда, инструменты, «трудиться, работать, зарабатывать», |
Товар и услуги | Продукт (результат) труда, товар, услуга, «товар», «полезность товара», «цена», «покупка», «продажа», бартер |
Деньги | деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, брать в долг; накопить, растратить, проценты; бюджет аукцион, лотерея, лот. бартер, выгодно, не выгодно, |
Семейный бюджет | Семейный бюджет доходы, расходы, зарплата, пенсия, стипендия, пособие для детей, потребности, желания, карманные деньги, личный бюджет |
Потребности | Потребности, жизненно важные потребности, желания, возможности, разных видах потребностей (физиологические, потребность в безопасности, в образовании, потребность в общении и семье) |
Магазин и покупки | Рынок, магазин, киоск, супермаркет, универсам, торгово-развлекательный центр |
Полезные привычки | Бережливость, трудолюбие, щедрость, честность, ответственность, самостоятельность, благотворительность |
Реклама | Реклама, рекламировать, рекламное агентство, формы рекламы (текст, картинка, видеоролик, звукозапись), дизайнер, копирайтер. |
1. Сюжетно-ролевая игра
Наиболее эффективным методом формирования предпосылок финансовой грамотности является сюжетно-ролевая игра. Дети должны в детском саду играть в «Магазин», «Кафе», «Супермаркет», «Ярмарка», «Салон красоты» и т.д.), чтобы успешно социализироваться, научиться взаимодействовать и расширить представления об экономических категориях, научиться применять знания в практической деятельности.
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:
• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);
• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,
Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
В «Методике комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой» Е.В. Зворыгиной и Н.Ф. Комаровой выделены 4 компонента комплексного руководства:
1 компонент - Ознакомление с окружающим (планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей)
2 компонент - Обогащение игрового опыта (совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры)
3 компонент - Обогащение предметно-игровой среды (своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта)
4 компонент - Активизирующее общение взрослого с детьми (активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире).
Предлагаю рассмотреть руководство сюжетно-ролевой игрой на примере игры «Поликлиника» в старшей группе
Руководство сюжетно-ролевой игрой «Поликлиника» в старшей группе
Этапы организации сюжетно-ролевой игры | Способы организации деятельности детей |
Предварительная работа: обогащение социального опыта. | Рассказ воспитателя «Мое обращение к врачу в поликлинике» Беседы «Как устроена поликлиника», «Какие врачи работают в поликлинике?», «Результат труда врача» -познавательные сообщения «Профессия медицинский регистратор», «Процедурный кабинет», Рассматривание иллюстраций с изображением медицинских инструментов и оборудования. - Экскурсия в медицинский кабинет детского сада -дидактические игры «Кому что нужно?», «Что лечит доктор?» - (педиатр, офтальмолог, отоларинголог, травматолог), «Что для чего?» -Решение проблемных ситуаций «Пациент пришел в поликлинику и не знает, к кому обратиться. Расскажи, что ему делать». -чтение художественной литературы А.Барто Володя болен, С.Михалков Грипп, Э. Мошковская «Пускай они скучают, Чуковский Доктор Айболит -просмотр видеоурока для дошкольников "Профессия Врач". https://www.youtube.com/watch?v=-hz-ZN5jzeE - Игровое упражнение «Составление рассказа» -составление цепочки предложений, в результате которых получается небольшой рассказ о профессии (из личного опыта детей) |
Обогащение игрового опыта- способов игрового действия | - взятие педагогом роли на себя (главной или второстепенной) (нечасто, по необходимости) с целью обучения игровым действиям: н-р, воспитатель берет на себя роль регистратора и демонстрирует игровые действия: общается с пациентом, записывает на прием к нужному врачу, выписывает талон, оформляет (выдает) карту, разносит карты по кабинетам врачей, принимает вызов врача на дом по телефону - индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей). - игры-диалоги «разговор по телефону»: «Вызов врача», «Запись на прием», - учить общаться по телефону, вести диалог, умение задавать вопросы, отвечать ни них. - обучающие игры - диалоги: врач-больной, врач-медсестра, - игра-драматизация сказки «доктор Айболит», «Прививка» - различных ситуациях, связанных с работой доктора. |
Создание предметно-развивающей среды | - внесение ширмы с изображением кабинета доктора, табличек с обозначением врача специалиста, регистратуры - формирование чемоданчиков с набором инструментов для врачей различных профессий. - постройка из модулей машины «Скорой помощи». - привлечение родителей к созданию атрибутов |
Мотивация к игре | - Внесение каких-то новых атрибутов для игры (н-р, внести стойку (ширму) с надписью «регистратура». - обращение к опыту детей (рассказ ребенка о визите к педиатру, вспомнить событие в группе -медосмотр), - создание проблемной ситуации |
Распределение ролей, обсуждение игрового замысла | Договориться (врачи первой смены, врачи второй смены), по желанию, использовать считалку, |
Поддержание интереса к игре (обогащение сюжета) | - направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды) Н-р, машины скорой помощи все заняты, а пациента нужно срочно увезти из поликлиники в стационар - создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности, Н-р, нет записи к врачу, регистратор предлагает платный прием вне очереди. Пациент идет в кассу, оплачивает прием, кассир знакомит с ценами, принимает оплату В парке рядом с поликлиникой стало плохо пожилому человеку. Что делать? |
Какие задачи по формированию предпосылок финансовой грамотности будут решаться в ходе игры | Расширять у детей представления о профессиях взрослых, о профессиональных действиях. Развивать умение производить операции с деньгами (оплата услуги врача, покупка лекарств в аптеке по рецепту) Воспитывать уважение к труду взрослых, культуру общения и поведения общественных местах. |
Практическое задание.
Предлагаю вам, уважаемые коллеги, обратиться к сюжетно-ролевой игре «Магазин», которая является самой распространенной и доступной для дошкольников по всем параметрам (атрибуты, маркеры пространства, близость к опыту детей).
Заполните таблицу «Руководство сюжетно-ролевой игрой «Магазин» в старшей группе и в подготовительной группе. Можете выбрать другую сюжетно-ролевую игру, например, «Семья» + «Парикмахерская» +«Доктор», «Банк».
2. Решите ситуационные задачи.
Еще один актуальный практический метод -это решение ситуационных задач, проблемных ситуаций.
Предлагаю вам три задачи. К каждой задаче напишите все возможные варианты решения этих ситуаций, которые вы обсудите с детьми.
Собрались соседи на базаре. Один торговал мёдом, другой малиновым вареньем, третий крупой. Ещё один яблоками, а сосед грушами.
Жара, покупателей нет, торговля не идёт, цены на товар не сбавляют. Давайте поможем им быстрее реализовать свой товар и уехать домой.
- Стоят торговцы: у одного бочонок с мёдом, а у другого бочонок с малиновым вареньем. Что им сделать, чтобы скорее продать (реализовать) товар?
- Стоят два продавца. На прилавке у одного яблочки красивые, наливные, крепкие, да ещё и зимний сорт. А у другого груши загляденье ароматные, но переспелые, ранний сорт. Посоветуйте каждому, как выгоднее продать фрукты?
3) Проблемная ситуация «Как поступить»:
В супермаркет завезли разные конфеты: «Белочка», «Ласточка», «Василек» и др. Продавец красиво их разложил, а ценники расставить забыл.
* Как ты поступишь?
1. Вежливо спросишь цену выбранных тобою конфет?
2. Молча уйдешь в другой магазин?
3. Спокойно попросишь продавца поставить ценники?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Создание условий для формирования навыков сотрудничества у дошкольников»
Педагоги делились опытом, предлагали свои методы работы по данному вопросу, в практической части я познакомила педагогов с тестом Т.И.Бабаевой «Сапожки в подарок» на определение спос...
План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14
План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14...
Использование инновационной технологии "Лэпбук" в процессе формирования финансовой грамотности старших дошкольников.
Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвещение детей. Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в доступной и увлекательной ф...
Родительское собрание в форме семинара – практикума на тему: «Развитие логического мышления у старших дошкольников с ЗПР посредствам занимательных игр».
Ознакомление родителей с играми и упражнениями, способствующими логическому развитию детей....
Материалы к семинару-практикуму по теме: "Аспекты формирования звуковой культуры речи дошкольников"
Данный материал представлен в виде таблицы, в которой нашли свое отражение основные направления работы по данному вопросу. Формировать звуковую культуру речи или ЗКР у детей дошкольного возраста можно...
Семинар-практикум "Пластилинография- как средство развития творческих способностей старших дошкольников"
Пластилинография – это один из видов нетрадиционной изобразительной деятельности. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых полу-объемных объектов на гори...
Семинар-практикум для педагогов «Формирование финансовой грамотности старших дошкольников в игровой деятельности»
Формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях....