Диагностические методики обследования ребенка по выявлению предпосылок детской одарённости в детском саду
тест (подготовительная группа)
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Диагностические методики обследования ребенка по выявлению предпосылок детской одарённости в детском саду
Методика «Карта одаренности» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Возрастной диапазон, в котором она может применяться – от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:
Данная методика позволит:
Инструкция Перед вами 80 вопросов (см. лист вопросов), сгруппированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
Оценки заносите в лист ответов. Оценку по первому положению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму во вторую и так далее. Всего у вас на это должно уйти 10-15 минут. Лист вопросов
Лист ответов
Обработка результатов Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно уничтожаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
Для большей наглядности начертим графический «профиль одаренности». Для этого по оси X отложим десять делений, они будут обозначать виды одаренности. По оси Y будем откладывать количество полученных баллов. Соединив поставленные точки, мы получим «профиль одаренности». |
Тесты для изучения различных свойств внимания
Тест «Переплетенные линии»
Цель: оценить устойчивость внимания
Ребенку предлагается рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа), эти номера не совпадают.
Ребенку предлагается внимательно проследить за каждой линией от ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребенок должен вслух назвать номер линии слева и затем номер этой линии справа.
Норма выполнения задания:
- 2-3 минуты для детей 5-6 лет,
- 1-2 минуты для детей 6-7 лет.
«S-тест»
Цель: определить скорость распределения и переключения внимания.
Ребенку предлагается бланк с различными элементами фигур и целыми фигурами-эталонами. Испытуемый должен внимательно осмотреть элементы фигур и, сравнивая их с эталонами, одним-двумя штрихами дополнить их до полных, целостных фигур.
Оценивается число правильно дополненных фигур, а также скорость выполнения всего задания.
Норма выполнения задания:
- 4-5 минут и 6 ошибок (пропусков) для детей 5-6 лет;
- 3-4 минуты и 5 ошибок (пропусков) для детей 6-7 лет.
Тесты для изучения восприятия
Тест «Что не дорисовано?»
Цель: оценить целостность восприятия.
Ребенку предлагается картинки с изображением знакомых предметов. Испытуемый внимательно смотрит на каждую картинку и называет недостающую деталь.
Оценивается время восприятия всех картинок и правильность определения недостающих признаков.
Норма выполнения задания:
- 2-3 минуты без ошибок для детей 5-6 лет;
- 1,5-2 минуты без ошибок для детей 6-7 лет.
Тест «Закрась фигуры»
Цель: определить способность цветовосприятия.
Ребенку предлагается рисунок с черно-белым изображением различных фруктов и цветные карандаши. Ему необходимо закрасить каждый фрукт в соответствующий цвет (вместо фруктов можно предложить изображения животных, овощей, цветов и других предметов).
Норма выполнения задания: обычно дети легко справляются с таким заданием.
Тест «Пиши кружочками»
Цель: оценить фонематический слух.
Ребенку предлагается записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков. Например, слово «суп» записывается ooo. Проверьте, правильно ли ребенок понял задание. После этого можно приступать к исследованию. Диктуйте ребенку слова, а он их записывает в виде кружочков на листе бумаги.
Набор слов: ау, рука, сок, звезда, весна.
Норма выполнения задания:
- 3 схемы для детей 5-6 лет;
- 4 схемы из 5 для детей 6-7 лет.
Тесты для изучения мышления.
Тест «Обведи контур».
Цель: оценить наглядно-действенное мышление.
Ребенку предлагается соединить прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано на образце. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур.
Оценивают аккуратность, точность и скорость работы.
Норма выполнения задания:
- 2-2,5 минуты линии следуют точно по заданным контурам, они прямые и соединяют углы фигур для детей 5-6 лет;
- 1,5-2 минуты, линии следуют точно по заданным контурам, они прямые и соединяют углы фигур для детей 6-7 лет.
Тест «Лишний предмет»
Цель: оценить уровень образно-логического мышления (операции анализа и обобщения).
Ребенку предлагается на карточках (всего 6) определить лишний предмет и сказать, почему он лишний. После этого испытуемый должен сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.
Норма выполнения задания:
- 3 карточки из 6 для детей 5-6 лет;
- 4 карточки из 6 для детей 6-7 лет.
Тест для оценки словесно-логического мышления
Цель: оценить уровень словесно-логического мышления.
Ребенку предлагается ответить на вопросы:
- Какое из животных больше – лошадь или собака?
- Утром люди завтракают, а вечером?
- Днем на улице светло, а ночью?
- Небо голубое, а трава?
- Черешня, груши, сливы, яблоки … - это что?
- Почему, когда идет поезд опускают шлагбаум?
- Что такое Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург?
- Который сейчас час (ребенку показывают часы и просят назвать время)?
- Маленькая корова – это теленок, а маленькая собака и маленькая овечка – это?
- На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?
- Для чего нужны автомобилю тормоза?
- Чем походи молоток и топор?
- Что общего между кошкой и белкой?
- Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
- Что такое футбол, прыжки в высоту, хоккей, плавание?
- Какие ты знаешь виды транспорта?
- Чем отличается молодой человек от старого?
- Для чего люди занимаются спортом?
- Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
- Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?
Норма выполнения задания:
- 13-15 ответов из 20 детей 5-6 лет;
- 15-16 ответов из 20 для детей 6-7 лет.
Тесты для изучения различных свойств памяти
Тест «Картинки»
Цель: оценить уровень зрительной памяти
Покажите ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства со всеми 10 картинками попросите назвать те, которые он запомнил. Порядок не имеет значения.
Норма выполнения задания:
- 6-7 предметов из 10 для детей 5-6 лет;
- 7-8 предметов из 10 для детей 6-7 лет.
Тест «Узнай фигуры»
Цель: оценить способность к узнаванию
Ребенку предлагается посмотреть на картинки (10 штук), их всего 5 в каждом ряду. Самая первая картинка – образец. Нужно определить и показать, какая из 4 последующих похожа на первую.
Норма выполнения задания:
- Все задания за 2 минуты для детей 5-6 лет;
- Все задания за 1 минуту для детей 6-7 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые и диагностические методики "Готовность ребенка к школе"
В ариве представлено описание нескольки тестовых и диагностических методик для определения уровня готовности ребенка к школе...

Диагностические методики обследования детей дошкольного возраста по проблемам психического развития
В данном материале представлено полное описание методик с указанием диагностируемых параметров, а также источника (литература и авторы).Указание на возрастное использование каждой методики можно посмо...

Диагностическая карта обследования ребенка дошкольного возраста, имеющего нарушения зрения.
С целью выявления имеющихся отклонений в познавательной деятельности ребенка, имеющего нарушения зрения, для последующей их коррекции и контроля над происходящими изменениями провожу два р...

Консультация «Диагностические методики обследования детей раннего возраста»
Консультация "Диагностические методики обследования детей раннего возраста"....
Диагностический материал обследования речевого развития ребенка 6-7 лет (по методике Н.В. Нищевой)
Диагностическая карта (по методики Н.В. Нищевой)...

Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 4-5 лет
Изучение детей дошкольного возраста с использованием представленных методик свидетельствует, что показателями умственного развития ребенка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, пон...

Система работы группы № 1 «Гномы» по выявлению предпосылок одарённости у детей дошкольного возраста в условиях детского сада
Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Цель: Создание единого развиваю...