Диагностические методики обследования ребенка по выявлению предпосылок детской одарённости в детском саду
тест (подготовительная группа)

Свяжина Любовь Александровна

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностические методики обследования ребенка по выявлению предпосылок детской одарённости в детском саду

Методика «Карта одаренности»

Возрастной диапазон, в котором она может применяться – от 5 до 10 лет.

Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:

  • диагностической (основной);
  • развивающей.

Данная методика позволит:

  • количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности;
  • определить, какой вид одаренности преобладает в настоящее время.

Инструкция

Перед вами 80 вопросов (см. лист вопросов), сгруппированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

Знаки

Смысловое соответствие

++ (двойной плюс)

оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

+ (плюс)

свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

0 (ноль)

оцениваемое и противоположное свойство личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

– (минус)

более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки заносите в лист ответов.

Оценку по первому положению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму во вторую и так далее.

Всего у вас на это должно уйти 10-15 минут.

Лист вопросов

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
  3. Учится новым знаниям очень быстро, все схватывает на лету.
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
  8. Интересуется механизмами и машинами.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  12. Не боится пробовать что-то новое, стремится всегда проверить новую идею, делает несколько попыток при неудаче.
  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на осмысление того, что нужно запомнить.
  14. Становится задумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  17. Интересуется актерской игрой.
  18. Может устранить несложную поломку в бытовом приборе, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  19. Не теряет уверенности даже в окружении незнакомых людей.
  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
  25. Хорошо поет.
  26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  27. Меняет интонацию голоса и манеру говорить, когда изображает другого человека.
  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
  29. Легко общается с детьми и взрослыми.
  30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  32. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.
  33. Обгоняет в учебе сверстников на год или два, то есть должен бы учиться в более старшем классе, чем учится реально.
  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
  35. В игру на музыкальном инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
  40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время без побуждения взрослых.
  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  50. Двигается легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  55. Хорошо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте.
  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  57. Стремится вызвать эмоциональную реакцию у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
  58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за пределы, характерные для его возраста.
  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
  63. Умеет делать выводы и обобщения.
  64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
  71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), читает их с большим интересом, чем художественные книги (сказки, детективы и др.).
  74. Может высказать собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
  75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живо, передает их характер, чувства, настроения.
  77. Любит игры-драматизации.
  78. Быстро и легко осваивает компьютер.
  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  80. Физически выносливее сверстников.

Лист ответов

1++

2-

3++

4+

5++

6-

7+

8-

9-

10-

11++

120

13++

14+

150

16-

17-

18+

19-

20++

21+

22-

23+

24++

250

26+

27+

280

29-

30+

31+

32++

330

340

350

36+

37-

38-

39+

40-

41++

420

43+

44++

45++

46-

47-

48++

49-

50++

51+

520

53-

54+

55++

56+

57+

58-

59++

60+

61+

620

63-

64++

650

66-

67-

68+

69-

70-

71-

721

73++

74++

75-

76+

77++

78++

79-

80-

9

1

6

11

5

0

1

3

-3

2

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно уничтожаются).

Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом.

Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

  1. интеллектуальная;
  2. творческая;
  3. академическая (научная);
  4. художественно-изобразительная;
  5. музыкальная;
  6. литературная;
  7. артистическая;
  8. техническая;
  9. лидерская;
  10. спортивная.

Для большей наглядности начертим графический «профиль одаренности». Для этого по оси X отложим десять делений, они будут обозначать виды одаренности. По оси Y будем откладывать количество полученных баллов. Соединив поставленные точки, мы получим «профиль одаренности».

        

Тесты для изучения различных свойств внимания

Тест «Переплетенные линии»

Цель: оценить устойчивость внимания

Ребенку предлагается рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа), эти номера не совпадают.

Ребенку предлагается внимательно проследить за каждой линией от ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребенок должен вслух назвать номер линии слева и затем номер этой линии справа.

Норма выполнения задания:

  • 2-3 минуты для детей 5-6 лет,
  • 1-2 минуты для детей 6-7 лет.

«S-тест»

Цель: определить скорость распределения и переключения внимания.

Ребенку предлагается бланк с различными элементами фигур и целыми фигурами-эталонами. Испытуемый должен внимательно осмотреть элементы фигур и, сравнивая их с эталонами, одним-двумя штрихами дополнить их до полных, целостных фигур.

Оценивается число правильно дополненных фигур, а также скорость выполнения всего задания.

Норма выполнения задания:

  • 4-5 минут и 6 ошибок (пропусков) для детей 5-6 лет;
  • 3-4 минуты и 5 ошибок (пропусков) для детей 6-7 лет.

Тесты для изучения восприятия

Тест «Что не дорисовано?»

Цель: оценить целостность восприятия.

Ребенку предлагается картинки с изображением знакомых предметов. Испытуемый внимательно смотрит на каждую картинку и называет недостающую деталь.

Оценивается время восприятия всех картинок и правильность определения недостающих признаков.

Норма выполнения задания:

  • 2-3 минуты без ошибок для детей 5-6 лет;
  • 1,5-2 минуты без ошибок для детей 6-7 лет.

Тест «Закрась фигуры»

Цель: определить способность цветовосприятия.

Ребенку предлагается рисунок с черно-белым изображением различных фруктов и цветные карандаши. Ему необходимо закрасить каждый фрукт в соответствующий цвет (вместо фруктов можно предложить изображения животных, овощей, цветов и других предметов).

Норма выполнения задания: обычно дети легко справляются с таким заданием.

Тест «Пиши кружочками»

Цель: оценить фонематический слух.

Ребенку предлагается записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков. Например, слово «суп» записывается ooo. Проверьте, правильно ли ребенок понял задание. После этого можно приступать к исследованию. Диктуйте ребенку слова, а он их записывает в виде кружочков на листе бумаги.

Набор слов: ау, рука, сок, звезда, весна.

Норма выполнения задания:

  • 3 схемы для детей 5-6 лет;
  • 4 схемы из 5 для детей 6-7 лет.

Тесты для изучения мышления.

Тест «Обведи контур».

Цель: оценить наглядно-действенное мышление.

Ребенку предлагается соединить прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано на образце. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур.

Оценивают аккуратность, точность и скорость работы.

Норма выполнения задания:

  • 2-2,5 минуты  линии следуют точно по заданным контурам, они прямые и соединяют углы фигур для детей 5-6 лет;
  • 1,5-2 минуты, линии следуют точно по заданным контурам, они прямые и соединяют углы фигур для детей 6-7 лет.

Тест «Лишний предмет»

Цель: оценить уровень образно-логического мышления (операции анализа и обобщения).

Ребенку предлагается на карточках (всего 6) определить лишний предмет и сказать, почему он лишний. После этого испытуемый должен сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.

Норма выполнения задания:

  • 3 карточки из 6 для детей 5-6 лет;
  • 4 карточки из 6 для детей 6-7 лет.

Тест для оценки словесно-логического мышления

Цель: оценить уровень словесно-логического мышления.

Ребенку предлагается ответить на вопросы:

  1. Какое из животных больше – лошадь или собака?
  2. Утром люди завтракают, а вечером?
  3. Днем на улице светло, а ночью?
  4. Небо голубое, а трава?
  5. Черешня, груши, сливы, яблоки … - это что?
  6. Почему, когда идет поезд опускают шлагбаум?
  7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург?
  8. Который сейчас час (ребенку показывают часы и просят назвать время)?
  9. Маленькая корова – это теленок, а маленькая собака и маленькая овечка – это?
  10. На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?
  11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
  12. Чем походи молоток и топор?
  13. Что общего между кошкой и белкой?
  14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
  15. Что такое футбол, прыжки в высоту, хоккей, плавание?
  16. Какие ты знаешь виды транспорта?
  17. Чем отличается молодой человек от старого?
  18. Для чего люди занимаются спортом?
  19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
  20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?

Норма выполнения задания:

  • 13-15 ответов из 20 детей 5-6 лет;
  • 15-16 ответов из 20 для детей 6-7 лет.

Тесты для изучения различных свойств памяти

Тест «Картинки»

Цель: оценить уровень зрительной памяти

Покажите ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства со всеми 10 картинками попросите назвать те, которые он запомнил. Порядок не имеет значения.

Норма выполнения задания:

  • 6-7 предметов из 10 для детей 5-6 лет;
  • 7-8 предметов из 10 для детей 6-7 лет.

Тест «Узнай фигуры»

Цель: оценить способность к узнаванию

Ребенку предлагается посмотреть на картинки (10 штук), их всего 5 в каждом ряду. Самая первая картинка – образец. Нужно определить и показать, какая из 4 последующих похожа на первую.

Норма выполнения задания:

  • Все задания за 2 минуты для детей 5-6 лет;
  • Все задания за 1 минуту для детей 6-7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые и диагностические методики "Готовность ребенка к школе"

В ариве представлено описание нескольки тестовых и диагностических методик для определения уровня готовности ребенка к школе...

Диагностические методики обследования детей дошкольного возраста по проблемам психического развития

В данном материале представлено полное описание методик с указанием диагностируемых параметров, а также источника (литература и авторы).Указание на возрастное использование каждой методики можно посмо...

Диагностическая карта обследования ребенка дошкольного возраста, имеющего нарушения зрения.

С целью выявления имеющихся отклонений в  познавательной деятельности ребенка, имеющего нарушения зрения,  для последующей их коррекции и контроля над происходящими изменениями провожу два р...

Консультация «Диагностические методики обследования детей раннего возраста»

Консультация "Диагностические методики обследования детей раннего возраста"....

Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 4-5 лет

Изучение детей дошкольного возраста с использованием представленных методик свидетельствует, что показателями умственного развития ребенка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, пон...

Система работы группы № 1 «Гномы» по выявлению предпосылок одарённости у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Цель: Создание единого развиваю...