Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 4-5 лет
материал (средняя группа)
Изучение детей дошкольного возраста с использованием представленных методик свидетельствует, что показателями умственного развития ребенка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения — пользуется ли ребенок практической ориентировкой (методом проб, практическим примериванием или зрительной ориентировкой), обучаемость в процессе диагностического обследования, интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_inzheneriki_novaya.docx | 66.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка
4-5 лет
Важно помнить, что нормально развивающиеся дети пятого года жизни при выполнении практических задач, в отличие от детей четвертого года жизни, пользуются методом практического промеривания и часто переходят на зрительную ориентировку. При решении мыслительных задач они пользуются в основном оперированием образами-представлениями, т. е. решают задачи в наглядно-образном плане. Поэтому детям пятого года жизни предлагаются некоторые задания, аналогичные заданиям для детей четвертого года жизни (см. табл. 5), но требования к их выполнению и оценка действий будут иными.
Таблица заданий для обследования детей 4-5 лет
№ | Наименование задания |
1 | Поиграй (набор сюжетных игрушек) |
2 | Коробка форм |
3 | Разбери и сложи матрешку (пятисоставную) |
4 | Дом животного (адаптированный вариант методики В.Векслера) |
5 | Сложи разрезанную картинку (из четырех частей) |
6 | Угадай, чего нет (сравнение картинок) |
7 | Посчитай |
8 | Построй из палочек |
9 | Нарисуй человека (адаптированный вариант методики Гудинаф-Харрисона) |
10 | Расскажи (сюжетная картинка «Зимой») |
Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах.
- ПОИГРАЙ.
1 балл — ребенок действует с игрушками неадекватно (тянет в рот либо кидает их); при обучении не стремится к совместным действиям со взрослым либо вообще не реагирует на игрушки.
2 балла — ребенок проявляет эмоциональные реакции на некоторые игрушки, но сам не может выполнить ряд последовательных предметно-игровых действий; в процессе обучения отмечаются манипуляции и процессуальные действия с игрушками.
3 балла — ребенок проявляет интерес к игрушкам; самостоятельно может выполнить ряд последовательных предметно-игровых действий, но не может организовать сюжетную игру без помощи взрослого.
4 балла — ребенок проявляет интерес к игрушкам и может самостоятельно выполнить с ними ряд логически последовательных действий, объединяя их в единый сюжет.
- КОРОБКА ФОРМ.
1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (берет игрушки в рот, бросает их и т. д.).
2 балла — ребенок принимает задание, но выполняя его, использует хаотичные действия, т. е. Не соотносит фигуру с прорезью, а пытается силой затолкнуть ее в любую прорезь; в условиях обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к другому способу выполнения задания; отсутствует метод проб; к конечному результату безразличен.
3 балла — ребенок принимает и понимает задание; при выполнении пользуется методом перебора вариантов либо методом проб; заинтересован в конечном результате.
4 балла — ребенок принимает и понимает задание; выполняет его методом практического примеривания или зрительного соотнесения; заинтересован в конечном результате.
- РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ.
1 балл — ребенок не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (бросает матрешку, берет ее в рот, стучит ею по столу и т. д.).
2 балла — ребенок принимает и понимает задание; при выполнении действует хаотично: пытается собрать матрешку без учета величины; в условиях обучения действует адекватно, но потом не переходит к адекватным действиям; к конечному результату безразличен.
3 балла — ребенок принимает и понимает задание; при выполнении пользуется методом перебора вариантов либо методом проб; заинтересован в конечном результате.
4 балла — ребенок принимает и понимает задание; при выполнении пользуется методом практического примеривания либо зрительной ориентировки; заинтересован в конечном результате.
- ДОМ ЖИВОТНОГО.
1 балл — ребенок не принимает задание; при обучении действует неадекватно.
2 балла — ребенок принимает задание, но в своих действиях не ориентируется на образец; расставляет фишки непоследовательно; пропускает углубления; нет целенаправленности в действиях; безразличен к результату.
3 балла — ребенок принимает и понимает задание, но при выполнении не ориентируется на образец, хотя и расставляет фишки последовательно; после указания на ошибки (взрослый еще раз обращает внимание на цвет домиков) ребенок действует соответственно образцу; заинтересован в результате.
4 балла — ребенок принимает и понимает задание; действует целенаправленно с учетом данного ему образца; заинтересован в результате; может сам заметить свою ошибку и исправить ее.
- СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ.
1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения (размахивает картинками, берет их в рот, стучит по столу и т. д.).
2 балла — ребенок принимает задание, но при самостоятельном выполнении кладет одну часть картинки на другую либо соединяет эти части без учета целостного изображения предмета; в условиях обучения использует только второй вариант помощи — накладывает часть картинки на целое; после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения задания; безразличен к конечному результату.
3 балла — ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно не может выполнить его, но пытается соединить части в целое; в условиях обучения пользуется первым вариантом помощи; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения; заинтересован в результате своей деятельности.
4 балла — ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно выполняет его; заинтересован в результате своей деятельности.
- УГАДАЙ, ЧЕГО НЕТ.
1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла — ребенок принимает задание, но не понимает его условия; при самостоятельном выполнении перечисляет все переставленные игрушки; после обучения не переходит к адекватным способам выполнения; к конечному результату безразличен.
3 балла — ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить его не может; после обучения решает задачу; заинтересован в результате своей деятельности.
4 балла — ребенок принимает и понимает задание; сам решает задачу в мыслительном плане.
- ПОСЧИТАЙ.
1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (разбрасывает палочки, берет их в рот, стучит ими по столу, размахивает и т. д.)
2 балла — ребенок принимает и понимает задание; по словесной инструкции не может выделить заданное количество; в условиях обучения действует адекватно), но может выделить палочки из множества только в пределах трех; счетные операции даже в пределах трех не выполняет; к конечному результату безразличен.
3 балла — ребенок принимает и понимает условия задания; выделяет из множества количество в пределах трех, но в пределах пяти затрудняется; счетные операции выполняет только в пределах трех; заинтересован в конечном результате.
4 балла — ребенок принимает и понимает задание; выделяет из множества заданное количество и выполняет счетные операции по представлению; заинтересован в конечном результате.
- ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК.
1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (берет палочки в рот, разбрасывает их, размахивает ими, стучит по столу и т. д.)
2 балла — ребенок принимает задание; самостоятельно работать по образцу не может ни до, ни после обучения; к результату безразличен.
3 балла — ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно по образцу может строить только после обучения; заинтересован в конечном результате.
4 балла — ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно строит по образцу; заинтересован в конечном результате.
- НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА.
1 балл — ребенок принимает, но не понимает задание; действует неадекватно (размахивает карандашом, мнет бумагу, берет ее в рот и т. д.).
2 балла — ребенок принимает задание; предметный рисунок представлен в виде черкания или предпосылок к предметному рисунку — рисует голову (круг).
3 балла – ребенок принимает и понимает задание; рисует человека в виде «головонога»: голова и ноги или голова и туловище.
4 балла – ребенок принимает и понимает задание; рисует все основные части тела и лица человека.
- РАССКАЖИ.
1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание.
2 балла — ребенок принимает, но не понимает задание; перечисляет предметы и объекты, изображенные на картинке, не объединяя их в единый сюжет.
3 балла — ребенок принимает задание и понимает смысловую сторону сюжета, но объяснить ее в связном рассказе не может; на вопросы отвечает однословно, показывая тем самым, что смысл понятен.
4 балла — принимает и понимает задание; составляет связный рассказ (три-четыре предложения), отражая в нем основную причинно-следственную зависимость.
Дети | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 | Задание 6 | Задание 7 | Задание 8 | Задание 9 | Задание 10 | Сумма баллов |
Ребенок 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 23 |
Ребенок 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 29 |
Ребенок 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 34 |
Ребенок 4 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 25 |
Ребенок 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 38 |
Ребенок 6 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 31 |
Ребенок 7 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 24 |
Ребенок 8 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 27 |
Ребенок 9 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 26 |
Ребенок 10 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 34 |
Ребенок 11 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 28 |
Ребенок 12 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 34 |
Ребенок 13 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 30 |
Ребенок 14 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 26 |
Ребенок 15 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 31 |
Ребенок 16 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 24 |
Ребенок 17 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 29 |
Ребенок 18 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 30 |
Ребенок 19 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 35 |
Ребенок 20 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 27 |
Ребенок 21 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 22 |
Ребенок 22 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 27 |
Ребенок 23 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 36 |
Ребенок 24 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 28 |
Ребенок 25 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 24 |
Ребенок 26 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 30 |
Ребенок 27 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 38 |
Ребенок 28 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 35 |
Ребенок 29 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 24 |
Ребенок 30 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 28 |
Ребенок 31 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 30 |
Среднее значение | 2,6 | 3,1 | 3,2 | 2,9 | 2,6 | 2,9 | 2,5 | 3,2 | 3,1 | 2,8 | 28,9 |
Результаты проведенного обследования в баллах
(средняя группа, сентябрь 2021)
Дети | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 | Задание 6 | Задание 7 | Задание 8 | Задание 9 | Задание 10 | Сумма баллов |
Ребенок 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 30 |
Ребенок 2 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 33 |
Ребенок 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 37 |
Ребенок 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 32 |
Ребенок 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 40 |
Ребенок 6 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 34 |
Ребенок 7 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 30 |
Ребенок 8 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 34 |
Ребенок 9 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 31 |
Ребенок 10 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 37 |
Ребенок 11 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 32 |
Ребенок 12 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 37 |
Ребенок 13 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 33 |
Ребенок 14 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 32 |
Ребенок 15 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 34 |
Ребенок 16 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 30 |
Ребенок 17 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 33 |
Ребенок 18 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 34 |
Ребенок 19 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 38 |
Ребенок 20 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 2 | 32 |
Ребенок 21 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 29 |
Ребенок 22 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 31 |
Ребенок 23 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 38 |
Ребенок 24 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 30 |
Ребенок 25 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 32 |
Ребенок 26 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 34 |
Ребенок 27 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 40 |
Ребенок 28 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 38 |
Ребенок 29 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 30 |
Ребенок 30 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 33 |
Ребенок 31 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 34 |
Среднее значение | 3,5 | 3,4 | 3,3 | 3,3 | 3,3 | 3,2 | 3,3 | 3,4 | 3,3 | 3 | 33,6 |
Результаты проведенного обследования в баллах
(средняя группа, май 2022 г.)
В соответствии с годовым планом работы на 2021-2022 учебный год, с целью выявления уровня развития интереса к познавательным задачам, целостного восприятия предметного изображения, обеспечения личностно-ориентированного подхода в образовательной работе с детьми была проведена методика обследования познавательного развития, диагностическое обучение, качественная и количественная оценка действий ребенка 4-5 лет (по методике Стребелевой Е.А.)
Изучение детей дошкольного возраста с использованием представленных методик свидетельствует, что показателями умственного развития ребенка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения — пользуется ли ребенок практической ориентировкой (методом проб, практическим примериванием или зрительной ориентировкой), обучаемость в процессе диагностического обследования, интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности.
Диагностика познавательного развития детей возраста 4-5 лет показала следующие результаты:
№ | Сентябрь 2021 | Май 2022 |
1 группа | 0 чел.- 0% | 0 чел.- 0% |
2 группа | 1 чел.- 3 % | 0 чел.- 0% |
3 группа | 22 чел.- 71% | 17 чел.- 55% |
4 группа | 8 чел.- 26 % | 14 чел.- 45% |
Проанализировав результаты диагностики можно сделать вывод, о динамике развития познавательной деятельности детей, что говорит об эффективности проделанной работы, достижении поставленных целей и задач. Дети заинтересованно сотрудничают с взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.
На конец учебного года увеличилось количество детей, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практического ориентирования. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обследование уровня развития различных видов игры и сформированности игровых действий в них.
Приведена подробная характеристика обследования различных видов игр детей старшей группы, Дан перспективный план развития сюжетно-ролевых игр старшего дошкольного возраста. Показаны методы руководства...
Диагностические таблицы результатов психолого-педагогического обследования познавательного развития детей с ОВЗ 3-4 лет по методике Е.А. Стребелевой
В данном материале представлены сводные таблицы результатов психолого-педагогического обследования познавательного развития детей с ОВЗ 3-4 лет за учебный год...
Методика обследования речевого развития дошкольников в период обучения грамоте
Методика оценки развития воспитанников по обучению грамоте была разработана на основе критериев, предложенных О.С.Ушаковой, С.М.Струниной и Т.П.Сальниковой....
Диагностический лист обследования познавательного развития ребёнка в средней группе
Для успешности воспитания и обучения дошкольников с ЗПР необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей каждого ребёнка, поскольку дети с ЗПР исходно демон...
Протокол психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет (диагностическое обследование познавательного развития, качественная и количественная оценка действий. Под редакцией Е.А. Стребелевой)
Пример заполнения протокола по реультатам психолого-педагогического обследования детей 4-5 лет (диагностическое обследование познавательного развития, качественная и количественна...
Методика обследования уровня готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методика обследования сформированности предпосылок к обучению грамоте....
Картотека диагностических методик для познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
Картотека диагностических методикдля познавательного развития детей младшего дошкольного возраста...