Консультация «Диагностические методики обследования детей раннего возраста»
консультация по коррекционной педагогике

Мартынова Марина Александровна

Консультация "Диагностические методики обследования детей раннего возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ran_diagnostika.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед Мартынова М.А.

Диагностические методики обследования детей раннего возраста.

Диагностика раннего детства способствует определению уровня развития элементарных способностей (движение по направлению к предмету, хватание, манипулирование и т.д.); раскрывает особенности развития самосознания в раннем детстве; раскрывает особенности эмоционального, ситуативно-личностного общения взрослого и ребенка; помогает определить новообразования познавательной сферы: интерес к окружающим объектам, умение задавать вопросы, усвоение сенсорных эталонов.

Методика обследования познавательного развития Е.А. Стребелевой.

На основе теоретического и методологического подхода Л.А. Венгера Е.А.  Стребелева (1994) предложила методику диагностики детей раннего возраста «Ранняя диагностика умственного развития». Методика представляет собой серию из 10 заданий, направленных на определение уровня умственного развития детей от 2 до 3 лет. Теоретической основой методики стали положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского о ведущей деятельности и зоне ближайшего развития. Все задания методики являются невербальными и могут применяться для детей с любым уровнем речевого развития. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня сложности. Предлагаемые десять заданий рассчитаны на обследование детей 2—3-летнего возраста:

- Поймай шарик.

- Спрячь шарики в коробочки (в две коробочки, в три коробочки).

- Разбери и сложи матрешку (двусоставную, трехсоставную).

- Разбери и сложи пирамидки (из трех и четырех колец).

- Найди парные картинки (две, четыре).

- Поиграй с цветными кубиками (с двумя, с четырьмя).

- Сложи разрезанные картинки (из двух частей, из трех частей).

- Построй из палочек молоточек (из двух палочек), домик (из трех палочек).

- Достань тележку (скользящая тесемка, скользящая и одна ложная тесемка).

- Нарисуй дорожку, домик.

Метод диагностики младенцев Д. Лешли.

Преимущество различных методов наблюдения за детьми — от простого присмотра без каких-либо заметок до структурного наблюдения, подробно распланированного заранее и проводимого с определенной целью, — показано в работах Д. Лешли, практического психолога из Англии. Для того чтобы метод наблюдения был более качественным и давал информацию о развитии, Д. Лешли вводит особый методический прием — создание определенной схемы наблюдения и заполнение карточек развития. Цель такой карточки развития, по мнению Д. Лешли, — создание четкого представления о ребенке на данный отрезок времени. Продолжая через месяц наблюдение по заданной схеме, можно судить о ходе развития младенца. В карточке учитывается:

  1. физическое развитие (умение ребенка двигаться, переворачиваться, поднимать голову, сидеть...)
  2. описание общения, понимания им речи (прислушивается, понимает...)
  3. социальное развитие и игра
  4. описание самостоятельности и независимости ребенка
  5. степень непоседливости ребенка или спокойствия (степень концентрации, преодоление трудностей)

Эти карточки развития сопоставляются с описанием этих же показателей у детей того же возраста. Психолог оценивает - насколько особенности ребенка в карточке развития совпадают с типичными. Информация о ребенке сравнивается с карточками развития одного и того же ребенка, заполненные на него в развных возрастах.

А. Гезелл и его коллеги, проведя серию исследований нормального развития младенцев и дошкольников, подготовили таблицы развития, охватывающие четыре основные сферы поведения: моторику, язык, адаптивное и личностно-социальное поведение. В исследованиях Гезелла данные, полученные посредством прямого наблюдения за реагированием детей на обычные игрушки и другие стимульные объекты, дополнялись информацией, сообщаемой матерью ребенка.

Задания с предметами быта (по О. В. Баженовой)

Стимульный материал и исследование: ребенку предъявляется соответствующий предмет быта с просьбой выполнить с ним определенное действие.

Нормативы:

15 месяцев — подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге;

18 месяцев — снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая одновременно 2—3 страницы, указывая на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит игрушку на новом месте;

2 года — запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу — каждую страницу отдельно, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных действий;

2,5 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре действует взаимосвязанно и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы;

3 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.

Диагностика развития игры.

Детям предлагают поиграть со знакомыми игрушками.

Анализ уровня развития игры:

1) неадекватные действия с игрушкой;

2) манипуляция с предметами — до 2 лет;

3) процессуальные игровые действия — с 2 лет (например, возит, машину, одевает и раздевает куклу и т. п.);

4) процессуальная игра с элементами замысла — от 2—3 лет (например, нагружает кубиками машину, катает куклу и т. п.);

5) сюжетная игра — к 3 годам.

Диагностика развития двигательной сферы.

Статическая и динамическая координация определяются по следующим параметрам:

1 год — самостоятельная ходьба;

1,5—2 года — поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствие на полу; встает на лавку 20 см от пола;

2,5 года — подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом;

3 года — поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12—15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 с с открытыми глазами.

Одновременность движений: по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать пуговицу с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.

Отчетливость движений: ребенку 3 лет предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу. Отмечается наличие (или отсутствие) синкенезий. Тонкие движения пальцев рук

Оценивается степень дифференцированности движений и возможность действий с мелкими предметами.

Нормативы:

2 года — повторяют штрихи, рисуют круги;

2,5—3 года — рисуют прямые линии, круги по показу; могут нарисовать человека — "головонога".

Оральный праксис:

губ (вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбку);

щек (надуть и втянуть щеки);

языка (положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать из языка "горку").

Наличие девиации языка, асимметрия оскала свидетельствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые, объем (доводятся ли движения до конца, переключаемость (быстрая, медленная) оральных движений.

Методика определения уровня развития мыслительных и сенсорных процессов, разработанная Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной.

1 год-1 год 6 месяцев.

Вспомогательные предметы.

"Найди колечко". В ряд лежат параллельно друг другу тесемки (толстые нити, веревочки) одинаковой длины, к одной из которых привязано кольцо. Предлагают ребенку достать кольцо.
"Прокати матрешку". На тележке стоит матрешка. Вокруг вертикального штыря, находящегося на краю тележки, перекинута тесьма, концы которой повернуты к ребенку и идут параллельно друг к другу

Наблюдают, способен ли ребенок обнаружить и исследовать готовые межпредметные связи.

Оценивают: насколько развито восприятие перемещения предметов, как ребенок эмоционально реагирует на приближение предмета-цели.

1 год 6 месяцев- 2 года.

Простейшие орудия.

"Достань колечко". На противоположной от ребенка стороне стола лежит колечко, рядом палочка. Ребенку предлагают достать колечко, не трогая его руками.
"Что в трубке лежит?" В прозрачной трубке лежат шарики или другие мелкие игрушки. Рядом находится палочка. Предлагают ребенку достать шарики

Выясняют, удается ли ребенку установить взаимосвязь между предметом и орудием

Определяют: доступность восприятия предметов в динамике их перемещения; учитывает ли ребенок форму, пространственное положение предметов

1 год 6 месяцев – 2 года 6 месяцев

Специализированные орудия.

"Поехала кукла в гости". На столе стоит тележка с куклой. На тележке имеется вертикально закрепленный стержень. Рядом лежит палочка с кольцом на конце. Предлагают ребенку прокатить куклу, не трогая тележку руками.
"Ловись рыбка". В тазу с водой плавают пластмассовые рыбки, рядом лежит сачок. Предлагают ребенку поймать рыбок.
"Достань шарики". В высокой прозрачной банке плавают шарики, рядом лежит черпачок. Предлагают ребенку достать шарики.

Анализируют, способен ли ребенок достичь результат, учитывая особенности орудия, форму и положение предмета.

Отмечают, способен ли ребенок использовать орудие, которое перемещается в разных направлениях, учитывая форму предметов.

Используемая литература

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2-З. Проблемы развития психики. /Под ред. А.М. Матюшкина. -М.: Педагогика, 1983. - 368 с., ил. - (Акад. пед. наук СССР).

2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

3. Психология. В 3-х кн. Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений./Р.С. Немов. - 4-е изд.-М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2007. -631 с.

4. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 176 с.

5. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / — Е.О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. 2-е изд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования детей раннего возраста

В статье раскрыты общие принципы и рекомендации проведения обследования речевого развития детей раннего возраста....

Методический материал "Психолого – педагогическое обследование детей раннего возраста"

адаптация детей раннего возраста.психодиагностическое исследование детей определение уровня нервно – психического развития.организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий....

Коррекционно-диагностическая программа для детей раннего возраста с нарушениями развития. (для работы в подразделении службы ранней помощи)

Данная программа написана исходя из положения «Службы ранней помощи», где основной целью является оказание медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям от 2 месяцев до 4 лет с нарушениями...

Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста.

   В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная. Именно в процессе становления предметных действий и предметной деятельности происходит развитие моторики, мышления и ре...

Диагностические методики обследования детей дошкольного возраста по проблемам психического развития

В данном материале представлено полное описание методик с указанием диагностируемых параметров, а также источника (литература и авторы).Указание на возрастное использование каждой методики можно посмо...

Аналитическая папка "Диагностические методики изучения детей раннего возраста"

ТЕСТ «Готовность ребенка раннего возраста к поступлению в детский сад» 3 баллов1 балла2 баллаОт 2,6 до 2,11 лет или от 1, 2-1,7У ребенка кризис 3-х лет, 1,8 – 2,6Ребенку более 3...

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Для того чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка, необходима углубленная диагностическая работа. Обучение и воспитание данной категории детей будет эффективным в том...