Текущее родительское собрание в старшей группе
материал (старшая группа)

Наталья Огородникова

Текущее родительское собрание в старшей группе «Мальвина на тему:

«Речевые игры, как средство развития речи у детей»

Дата: 25.02.2022г.

 

Воспитатель: Огородникова Н.Р.

Цель: обеспечить педагогическую поддержку и повысить компетентность родителей в использовании игровых упражнений в развитии речи у старших дошкольников.

Задачи:

- повысить уровень знаний родителей в области развития речи детей;

- познакомить с дидактическими играми по развитию речи;

- помочь в организации совместной деятельности родителей с ребенком дома;

- укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива в решении задач речевого развития детей.

Место проведения: ZOOM – интернет платформа для проведение видео конференций

Повестка дня:

1. Вступительное слово «Речевые игры, как средство развития речи у детей».

2. Памятка родителям с описанием словесных игр.

3. Безопасный маршрут в весеннее время года.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekushchee_roditelskoe_sobranie_v_starshey_gruppe.docx688.3 КБ

Предварительный просмотр:

Текущее родительское собрание в старшей группе «Мальвина на тему:

«Речевые игры, как средство развития речи у детей»

Дата: #1075;.

Воспитатель: Огородникова Н.Р.

Цель: обеспечить педагогическую поддержку и повысить компетентность родителей в использовании игровых упражнений в развитии речи у старших дошкольников.

Задачи:

- повысить уровень знаний родителей в области развития речи детей;

- познакомить с дидактическими играми по развитию речи;

- помочь в организации совместной деятельности родителей с ребенком дома;

- укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива в решении задач речевого развития детей.

Место проведения: ZOOM – интернет платформа для проведение видео конференций

Повестка дня:

1. Вступительное слово «Речевые игры, как средство развития речи у детей».

2. Памятка родителям с описанием словесных игр.

3. Безопасный маршрут в весеннее время года.

Ход собрания:

Организационный этап.

Ознакомление с повесткой дня, целью и задачами.

Основная часть.

1. Выступление воспитателя Огородниковой Н.Р.:

Дошкольный возраст – особенный период развития человека, это уникальный мир со своим языком, образом мышления, действиями.

Игра - ведущий в этом возрасте вид деятельности. Игра - это не просто развлечение, это творческий труд ребёнка, это его жизнь. Играя, ребенок накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что "именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку".

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Если самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.

Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком зависит от участия взрослых.

Поэтому, цель занятий по развитию речи - формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.

Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность.

Речь ребёнка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития.

Именно благодаря им у ребёнка происходит становление культуры речи и общения : формируется интонационно-динамическая выразительность речи, её темпо-ритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударения в слове, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятыми другими; развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи.

В современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста - формирование не только правильной, но и хорошей устной речи с учётом возрастных особенностей и возможностей.

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач:

1. Развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Её задачи и содержание определяется с учётом познавательных возможностей детей и предполагает освоение значений слов на уровне элементарных понятий.

2. Воспитание звуковой культуры речи - развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработку чёткой дикции.

3. Формирование грамматического строя речи. Данная задача предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам, способов словообразования и синтаксиса (типов словосочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

Развитие связной речи : диалогической и монологической речи.

1) Развитие диалогической (разговорной) речи. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребёнка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращённую к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять.

В диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения - монолога.

2) Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри него.

3) Формирование элементарного осознание языка и речи. Данная задача обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте. Воспитатель развивает у детей отношение к устной речи как языковой действительности; он подводит их к звуковому анализу слов. Детей также учат производить слоговой анализ слов, анализ словесного состава предложений. Всё это способствует формированию нового отношения к речи. Предметом осознания детей становится речь.

При обучении правильному звукопроизношению, развитии фонематического слуха детям даются задания вслушиваться в звучание слов, находить наиболее часто повторяющиеся звуки в нескольких словах, определять местоположение звука в слове, вспомнить слова с заданным звуком. В процессе словарной работы дети выполняют задания на подбор антонимов (слов с противоположным значением, синонимов (слова, близкие по значению, отыскивают определения и сравнения в текстах художественных произведений.

Как гласит ФГОС ДО, Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Учитывая большую загруженность родителей работой, ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость предлагаю Вам познакомиться с играми, игровыми упражнениями на развитие речевых навыков вашего ребенка. Играть в них можно, занимаясь повседневными делами, в свободное время, по дороге домой и в детский сад

Поэтому хотелось бы вам предложить подборку словесных игр, для совершенствования речи детей в домашних условиях.

При проведении любой игры нужно помнить золотое правило: ребёнку должно быть интересно и комфортно.

1. Игры на развитие звуковой культуры речи

В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком, упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.

- Игра "Придумай слово"- развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в слове.

Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т. д.

- Игра "Поймай слог" - развитие слухового внимания и его быстроты.

Взрослый "бросает" детям слог, а они должны "превратить" его в слово.

Например: ПА - папа, ма - мама, ку - кукла, ар - арбуз и т. д.

- Игра "Размести в вагончики"- развитие умения определить слоговую структуру слова.

Взрослый вводит "пассажиров" при помощи загадки или ещё как-то и предлагает разместить каждого в свой вагон. При этом он обращает внимание детей, что в одном вагончике - одно окно, а у второго - два, а у третьего три и т. д. Чтобы определить, кому в какой вагон, нужно определить, сколько слогов в названии пассажира. Если один слог, то в вагон с одним окном, если два слога, то с двумя окнами и т. д.

2. Игры на формирование грамматического строя речи

Здесь игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т. е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.

- Игра "Кузовок" - образовывать уменьшительно - ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.

Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова:

- Вот тебе кузовок,

- Клади в него, что на - ок.

- Обмолвишься - отдашь залог.

Ребёнок отвечает: "Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т. д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладёт в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: "Чей залог выну, что тому делать?" Дети под руководством взрослого назначают каждому залогу выкуп - какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т. д.)

- Игра "Домики" - упражнение в определении рода слов - предметов.

Взрослый объясняет детям, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать "он мой", во втором - "она моя", в третьем - "оно моё", в четвёртом - "они мои". Нужно "расселить" слова (картинки) по домикам. Ребята определяют род и число слов без называния терминов.

3. Игры на обогащение словарного запаса

В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами - предметами, словами - признаками, словами - действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

- Игра "Наоборот"- упражнение в подборе антонимов (слов - неприятелей).

- Сыграть в игру "Наоборот".

- Скажу я слово "высоко", а ты ответишь … ("низко").

- Скажу я слово "далеко", а ты ответишь … ("близко").

- Скажу я слово "потолок", а ты ответишь ("пол").

- Скажу я слово "потерял", а скажешь ты ("нашёл"!

- Скажу тебе я слово "трус", ответишь ты … ("храбрец").

-Теперь "начало" я скажу - ну, отвечай, … ("конец").

- Игра "Какой предмет?" - развитие умения подбирать к слову - предмету как можно больше слов - признаков и правильно их согласовывать.

Содержание игры заключается в следующем: взрослый показывает картинку или предмет, либо называет слово и задаёт вопрос: "Какой?" Затем участники игры по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.

4. Игры на развитие связной речи

Работа по развитию связной речи является как бы синтезом всех предыдущих упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи.

Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме - составление рассказов - описаний по теме, по картинке, по серии картинок, упражнения типа "Закончи сказку по-своему", "Закончи предложение" и т. д.

2. Доклад воспитателя Огородниковой Н.Р. «Безопасный маршрут в весенний период.

3. Рекомендации для родителей по ПДД – выступила воспитатель Огородникова Н.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе. Тема : Итоговое собрание по результатам мониторинга.

Родительское собрание в старшей группе.  Тема : Итоговое собрание по результатам    мониторинга. Цель : Создание положительного эмоционального    настроя у...

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: « Развитие речи детей в старшей группе»

Задачи:1.     Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;2.     Формировать знания родителей о значении развития правильной речи де...

Сценарий родительского собрания в старшей группе «В лучах родительского солнца» (отношения: взрослые – ребёнок)

Сценарий родительского собрания в старшей группе«В лучах родительского солнца» (отношения: взрослые – ребёнок)...

Конспект родительского собрания в старшей группе. « Как помогать ребенку развивать речь, через чтение художественной литературы " Собрание-практикум.

Конспект родительского собрания в старшей группе.СЛАЙД 1Тема: « Как помогать ребенку развивать речь, через чтение художественной литературы "Собрание-практикум. Цели и задачи:Формирова...

Родительское собрание в старшей группе на тему: «Родительские директивы»

Родительское собрание в старшей группе "Родительские директивы". Рассказывалось о 12 Родительских директив, описывался каждый, что означает и как воспринимает это ребенок. Иногда простые, ка...

Родительское собрание в старшей группе на тему: «Формирование детско-родительских отношений».

Тема: « Формирование  детско-родительских отношений».Цели: Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.Задачи:-Установить  партнерски...