Конспект выступления на педсовете с элементами деловой игры на тему: " Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" 2023 г.
материал (старшая группа)

Искакова Ирина Вячеславовна

Конспект выступления на педсовете с элементами деловой игры на тему: " Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" 2023 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изображение выглядит как маяк, графическая вставка, иллюстрация, дизайн  Автоматически созданное описание

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

“ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””

(МБОУ “ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””)

___________________________________________________________________

143441, Московская область, г. о. Красногорск, д. Путилково, ул. 70-летия Победы, д. 5; ИНН 5024204108;

КПП 502401001; ОГРН 1205000031390; Тел.: 8 (977) 331-84-64; E-mail: oc.vershina@gmail.com

Выступление на педсовете с элементами деловой игры «Формирование духовно-нравственных и нравственно-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста».

Подготовила воспитатель

Искакова И.В.

г.о. Красногорск, 2023г.

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Задачи:                   

- систематизировать и закрепить знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

- сформировать представления о многообразии направлений  педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;

- оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.

Изучая историко-краеведческое направление, наша задача, как воспитателей заключается в знакомстве детей с историей родного края, страны, её традициями, достопримечательностями, великими людьми. Физическое направление направлено на укрепление здоровья ребенка, на формирование у детей основ здорового образа жизни.

 Трудовое воспитание – направлено на формирование положительного отношение к трудовой деятельности.

 Культурное направление заключается в знакомстве детей с истоками народной культуры, фольклором, предметами старины, традициями русского народа.

  Мы с вами знаем, что важным фактором в экологическом воспитании патриотизма является природа, поэтому мы учим детей заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

 Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им дорого и близко. Культура родного края должна войти в сердце ребенка, стать неотъемлемой частью его души.

 Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине. Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.

Деловая игра для педагогов

 

1 слайд «Воспитать патриотов России…»

 

Ход игры

 

Звучит песня «С чего начинается Родина» (Слова Матусовский М., композитор Баснер В.)

 

Ведущий:

2 слайд Слайд.

Воспитать патриотов России – это значит…

Воспитать любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране;

Формировать начала гражданственности у подрастающего поколения;

Формировать интерес у детей к историческому и культурному наследию страны.

Воспитывать патриотов сегодня - это значит обеспечить будущее завтра.

 

Ведущий:

Сейчас сформированы команды нашей деловой игры.

3 слайд ЗАДАНИЕ   Команды придумывают название на патриотическую тему.

- Представляем команды.

Названия команд на столах.

Ведущий:

    В современных условиях патриотическое воспитание особенно актуально.

    В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.

      На современном этапе по-иному раскрывается смысл таких понятий, как «патриотизм», «гражданин», «патриот».

     Прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции России, своего края, города, семьи, жить их интересами и заботами.

     Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представлении детей об окружающем мире, обществе, и культуре.

Слайд 4  «Педагогический блиц-опрос»:

1.Почему, на Ваш взгляд, формирование у детей патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?

В дошкольном возрасте формируются самосознание ребенка, основные качества человека, закладывается фундамент будущего человека. Для дошкольного периода характерны наибольшие обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, умения, навыки – являются

особенно прочными. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности, зародить интерес к истории России.

Слайд 5

2.Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников?

Педагогические усилия направлены не на растущего человека, а на условия, в которых он растет. Задача педагога создавать эти условия. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания.

Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Самим любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.

К.Д. Ушинский писал: “Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства”.

3.Какие методы и приемы Вы считаете наиболее приемлемыми в работе по воспитанию патриотических чувств?

В работе можно использовать разнообразные методы и приёмы, но обязательно при выборе того или иного метода (приёма) нужно учитывать психологические особенности дошкольника: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обострённость первых чувств, незнание истории, непонимание

социальных явлений и др.

 Ведущий:

А сейчас, приглашаю поиграть

И проблемы порешать

Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.

Ведущий:

- С чего начинается Родина… с изучения своей страны…

Предлагаем участникам нашей деловой  игры 1-е задание.

Слайд 6

Задание:

- Каждой команде даны конверты, в которых находятся  по две карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Задача команд-участниц  расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.

Родина

Память

Ордена

Москва

Честь

Россия

Слайд 7

 Команды готовы отвечать?  За правильный ответ получают фишку. Чья команда получит больше фишек, та выигрывает.

- Командам предлагаю небольшой экскурс в историю рождения Государственных Российских символов - герба, гимна, флага.

  Слайд 8-10

Слайды (герб, гимн, флаг)

 

ГЕРБ

     Герб России имеет свою многовековую историю рождения.

     На Руси двуглавый орел впервые появляется в XIII веке и становится гербом Черниговского княжества, а затем уже в XV веке в Московском и Тверском княжествах. 

   Герб России видоизменялся при многих царях. Это происходило при Иване Грозном, Петре I, Павле I, Александре I и Николае I. Каждый из этих монархов вносил какие-либо изменения в государственную эмблему.

    Новый символ России, созданный в 1917 году, нельзя назвать гербом – это, скорее, государственная эмблема. Орел имел расправленные и направленные вниз крылья, был лишен всех атрибутов (корон, скипетра, державы и пр.), не имел цветового решения.

     Большевики в 1918 году утвердили Герб Советского Союза с изображением серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" В верхней части герба - пятиконечная звезда. Так, на некоторое время «ушёл» двуглавый орёл из государственной символики.    

      Двуглавый орел вернулся на герб в Россию только в 1993 году. Указом Президента Б. Ельциным, он был выполнен по мотивам герба Российской империи.

ГИМН

В разные времена Руси (России) гимном являлись: церковные песнопения,  гимны «Молитва русских» и, «Боже, царя храни», французская «Марсельеза», «Интернационал»,  гимн «Союз нерушимый республик свободных»,  «Патриотическая песня».

ФЛАГ

    Флаг нашей страны имеет свою историю с глубокой древности.

     Восточные славяне и руссы под флагом подразумевали «стяг». «Стяг»  - «воинское знамя» – шест с укрепленным на нём пучком конских волос или клинком яркой ткани.

     С принятием христианства на флаге стали изображать русских святых. Их называли иконы-хоругви.

     20 января 1705 года день рождения Российского флага. Указом Петра I был утвержден бело-сине-красный флаг.

     Но, долгое время в России использовался и черно-желто-белый флаг для различных торжеств, которые вывешивался на фасадах зданий. Этот флаг использовался до коронации Николая II  1896 года.

     С 1918 года государственным флагом является красное знамя с надписью «РСФСР». РСФСР – расшифровывалось как Российская Социалистическая Федеративная Советская республика.

     В конце 1980-х годов во время «Августовского путча» в России стал использоваться вновь бело-синий-красный флаг. 

     11 декабря 1993 года Президент РФ Б. Ельцин подписал Указ «О государственном флаге», где использовались бело-сине-красный цвета. 

               

Значение цветов:

При отсутствии официального толкования значения цветов российского триколора, существует несколько трактовок значения цветов флага - версии. В работе с детьми педагоги трактуют значение цветов так:

 

Белый  цвет символизирует мир, чистоту, свободу;

Синий – цвет веры, верности и правды;

Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державности.

 

Ведущий:

- Это был небольшой экскурс в историю рождения государственных символов: герба, гимна, флага России.

 

Ведущий:

- С чего начинается Родина… с малой родины, с родного края, города, улицы, двора, с того места, где человек родился и вырос… История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе каждого человека.

Ведущий:

- С чего начинается Родина… с родной природы.

    Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни.

    Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем.

     Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. 

    Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

 

Слайд 11

Ведущий: ЗАДАНИЕ

- Следующие задание для команд, предлагаю вопросы–загадки:

1.     Когда птица поёт громче: в полёте или сидя на ветке? ( В полёте, т.к. при каждом взмахе крыльев растягиваются воздушные мешки, и воздух более сильной струёй поступает затем в голосовой аппарат птицы.)

2.     Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы.)

3.     У каких деревьев осенью листья красные? (Клён, осина, рябина.)

4.     Какие птицы прилетают к нам первыми после зимы? (Грачи.)

5.     Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Лилия, Василек, Ива-да-Марья.)

6.     Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью? (Колокольчик.)

7.     Посреди двора золотая голова. (Подсолнух.)

8.     Одно бросил – целую горсть взял. (Зерно)

9.     Какая рыба носит имя человека? (Карп.)

 

Ведущий:  Ответы команд

 

- С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…

Ведущий:

- Ни один  народный праздник не проходит без веселья,  игр, состязаний.

- Поиграем в народную подвижную игру:

Слайд 12 «Поясок – элемент народного костюма»

Ведущий: Команде раздают по три ленточки.

Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.

Описание игры: Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.

 

- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин,  потешек, пословиц,  поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Слайд 13 Задание состоит из двух маленьких заданий:

Первое – это…

- Предлагаем командам-участницам  вспомнить русские  пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, поговорку из отдельных слов. Каждая команда выбирает слова на карточках одинакового цвета:

 

Команды 1 выбирает карточки- белого цвета

                2- синего цвета

               3- красного цвета

Кто родителей почитает, тот век не погибает.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Человек без Родины, что земля без семени.

(Раздаются конверты с тексом современных пословиц).

Второе – это…

- В конвертах находятся пословицы других стран современных трактовок,  предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц. Например:

«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».

Игра: «Скажи иначе пословицу»

- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».

«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце»  ( азерб.) – «Глаза – зеркало души».

«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

Слайд  14  с календарными народными праздниками.

Рождество Богородицы

21 сентября

Народное название праздника Рождества Богородицы и Приснодевы Марии в память рождения Пресвятой Девы Марии. В народной традиции Богородица избавляла от скорбей и несчастий, облегчала боль, покровительствовала роженицам, была заступницей детей и девушек на выданье. 

 

Рождество Христово

7 января

Великий праздник христианской церкви, когда отмечается рождение Иисуса Христа. По крестьянскому календарю знаменовал наступление Святок и начало роста светового дня. 

 

Масленица

Начинается за 56 дней до Пасхи

Древнейший истинно народный праздник проводов зимы и встречи весны. Масленичная неделя приходилась на период сыропустной недели перед началом Великого поста. "Разгульная", "широкая" "обильная" Масленица - любимейший зимний праздник русского народа. Каждый день масленичной недели отличался своими традиционными обрядами и развлечениями. 

 

Великий пост

В период с понедельника после масленичной недели до праздника Пасхи.

Семинедельный период строго воздержания, покаяния и молитвы в преддверии празднования Пасхи. По народному календарю на это время приходились обряды закликания весны, подготовка и проведение пахоты и сева. 

 

Пасха

Отмечается в первое воскресенье марта, в период между 4 апреля и 7 мая.

Великий праздник церковного календаря - Светлое Христово Воскресенье. Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о его смерти на кресте и чудесном воскресении. Включает пасхальную заутреню, крестный ход, освящение яиц и куличей в церкви, приготовлении творожной пасхи, семейную трапезу, поминовение усопших. Сохранялся древний обычай охранительных обходов домов детьми и молодежью со сбором угощений. 

 

Благовещение

7 апреля

Великий праздник православной церкви в честь благовозвещения архангелом Гавриилом Пречистой Деве Марии о предстоящем рождении ею Иисуса Христа. В народной традиции связан с моментом весеннего равноденствия, когда земля просыпалась и начинался период наибольшей активности всего живого. 

 

Троица

На пятидесятый день после Пасхи

Великий праздник православного календаря в память о сошествии святого духа на апостолов, когда чествуется Святая Троица. На Руси Троица связана также с именем святого Сергия Радонежского. В народной традиции на Троицу славили цветущую растительность, завивали березку, кумились, устраивали девичьи гадания. 

 

Иван Купала

7 июля

Один из праздников древнего земледельческого календаря, когда отмечается летнее солнцестояние и наивысший расцвет природы. По церковному календарю это праздник в честь рождества святого Иоанна Предтечи. 

 

Ильин день

2 августа

День памяти ветхозаветного пророка Ильи. В народном представлении Илья - Пророк управлял плодородием земли, был повелителем грозы, молнии и дождя. В Ильин день крестьяне не работали на земле и совершали охранительные обряды во избежание наказания пророка.  

 

Преображение (Яблочный Спас)

19 августа

Великий праздник православной церкви Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Народное название праздника связано с созреванием к этому дню яблок, которые прихожане носили освящать в церковь, после чего их разрешалось есть. С этого дня начинали сбор яблок, спасовскими  яблоками угощали больных и нищих.

 

Ведущий:

- Команды готовы…

Задание:

Слайд 15- Песня душа народа. Много песен сложено о велико России, её красотах…

- Предлагаем песенный блицтурнир. Каждая команда должна пропеть  несколько строк из полюбившихся песен о России.

Итог деловой игры.

- Вот и подходит наша деловая игра «Воспитать патриота России…» к концу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.

 

Где поставить запятую?

 

Родить патриота нельзя,  воспитать.

 

- Дмитрий Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

 

- Предлагаю подвести итог, подсчитаем фишки. Узнаем, какая команда выиграла. Вручение медалей.

 

Решение педагогического совета.

1.     1. Продолжить систематически планировать воспитательно-образовательную работу по нравственно-патриотическому воспитанию, используя разнообразные формы и виды деятельности.

Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.

2.     Совершенствовать работу с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию: ежегодно проводить анкетирование по гражданско-патриотическому воспитанию, с целью выявления уровня гражданской позиции родителей, проводить родительские собрания. Систематизировать материал по формам общения с родителями: групповым, индивидуальным, наглядно-информационным. Ответственные – все педагоги.

Срок – постоянно.                                                  

3.     Повышать профессиональную компетентность через самообразование по проблеме патриотического воспитания через ознакомление с культурой, историей родного края.

 Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.

4.     Создать картотеку народных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Педсовет включает в себя рассмотрение проблем нравственно патриотического воспитания, анализ анкет для педагогов, деловую игру....

Деловая игра « Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

Воспитание  нравственно – патриотических чувств  у детей дошкольного возраста...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Тематический педсовет с элементами деловой игры «Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию....

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Тематический педсовет с элементами деловой игры: «Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы в условиях ФГОС ДО».

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.Задачи:1.Систематизировать и закрепить знания педагогов об организации образовательн...