Педсовет «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
методическая разработка на тему
Педсовет включает в себя рассмотрение проблем нравственно патриотического воспитания, анализ анкет для педагогов, деловую игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_vospitanie_nravstvennyh_i_patrioticheskih_chuvstvi_u_doshkolnikov.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Повестка:
- Проблемы нравственно-патриотического воспитания.
- Анализ открытого занятия в подготовительной группе по теме.
- Обсуждение анкет для педагогов.
Деловая игра
- Тренинг: (оба задания каждой команде)
- Задание 1: продолжите фразу – «Я горжусь своей страной, потому что…»
- Задание 2: Нарисуйте символ (эмблему) понятия патриотизм.
- Задания по командам:
- Составьте проект семейного маршрута по памятным местам города для детей старшего дошкольного возраста, целью которого является воспитание патриотических чувств.
- Составьте перспективный план мероприятий на месяц для младшего или среднего дошкольного возраста по теме.
- Домашнее задание «Педагогическая идея»
( каждая команда готовит интересную педагогическую находку (методический прием, форму организации воспитательно-образовательного процесса, авторскую дид.игру и др.) и представляют ее таким образом, чтобы коллеги заинтересовались,то есть показывают ее научную и практическую значимость, простоту использования, высокую результативность. Другая команда анализирует идею, обосновывает свои критические замечания.)
Оценивается идея, реклама, аналитическая деятельность оппонентов.
4 . Подведение итогов Жюри.
5. Решение педсовета.
Таблица для деловой игры
Команда № 1 | Команда № 2 |
Тренинг | |
Задание № 1. | Задание № 1 |
Задание№ 2 | Задание № 2 |
Проекты | |
Проект семейного маршрута | Перспективный план |
Домашнее задание «Педагогическая идея» | |
Итоговые баллы | |
Анкета для педагогов
- Какое место, на Ваш взгляд, занимает проблема нравственно-патриотического воспитания в развитии дошкольника (физическом, познавательном, социально-нравственном, художественно-эстетическом)?
А. Основное место указанной проблемы – в задачах познавательного развития дошкольника, так как _______________________________________________________
Б. Основное место указанной проблемы – в задачах социально-нравственного развития дошкольника, так как________________________________________________________
В. Данная проблема частично решается в каждом направлении развития дошкольника, так как ____________________________________________________________________
Г. Вопрос нравственно-патриотического воспитания не настолько актуален, чтобы отводить ему значительное место в развитии дошкольника________________________
Д. Мое мнение по данному вопросу____________________________________________
- Какое место нравственно-патриотическому воспитанию отводится в той программе, по которой Вы осуществляете воспитательно-образовательную работу с детьми?
А. Комплексная и парциальные программы, по которым работает группа ______________
Б. В программе, по которой работает наша группа, задачи нравственно-патриотического воспитания не конкретизированы, но раскрываются через ___________________________
В. В программе, по которой работает наша группа, задачи нравственно-патриотического воспитания определены следующим образом______________________________________
Г. Задача нравственно-патриотического воспитания нашей программой не решается (решается не в должной мере), поэтому мы дополнительно используем программу_______
В которой данная задача решается следующим образом______________________________
- Что для Вас означает патриотизм?
А. Патриотизм – это любовь к родине, преданность отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.
Б. Патриотизм – устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
В. Патриотизм – значимая часть общественного сознания, проявляющаяся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Д. На мой взгляд, патриотизм – это ______________________________________________
- Какова, на Ваш взгляд, важнейшая цель нравственно-патриотического воспитания современного дошкольника?
А. Воспитание у детей любви и уважения к окружающему: родному дому, улице, городу, стране, ее жителям.
Б. Формирование общественно значимых ориентиров, умения гармонично сочетать личные и общественные интересы.
В. Развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности и других качеств, способных проявиться в созидательном процессе укрепления и развития отечества.
Г. На мой взгляд, основной задачей нравственно-патриотического воспитания дошкольника является ________________________________________________________
- Каковы, на Ваш взгляд, основные направления работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении?
А. Важнейшим направлением в решении задач нравственно-патриотического воспитания является работа с детьми, так, как________________________________________________
Б. Важнейшим направлением данной работы является подготовка педагогов, так, как _____________________________________________________________________________
В. Немаловажным направлением является работа с родителями, так, как _______________
Г. На мой взгляд, очень важным направлением работы является ______________________
- В каких формах работы с детьми возможно наиболее эффективное решение задач патриотического воспитания?
А. Наиболее эффективными являются традиционные формы работы __________________
Б. Эффективны нетрадиционные формы работы ____________________________________
В. Мое мнение по вопросу выбора форм работы с детьми ____________________________
Проблемы нравственно-патриотического воспитания
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат подчас пафосно. Суть же работы в указанном направлении – формирование эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые другие изменения в стране и не сломаться.
Приоритетной можно считать задачу организации воспитательно-образовательного процесса, в котором решающая роль принадлежит двум важнейшим социальным институтам – семье и дошкольному учреждению.
Но если каждый педагог имеет специальную подготовку, а значит, элементарные методические ориентиры, то далеко не каждый родитель в полной мере осознает актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами ее решения. Поэтому первостепенное значение приобретает эффективное руководство в налаживании целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.
Патриотическое воспитание – понятие емкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки – коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому, все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.
Ключевые понятия
Патриотизм как качество личности – важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
- Патриотизм проявляется в поступках человека.
- Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты.
Патриотизм как качественная характеристика социума – часть общественного сознания, проявляющаяся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, системе основополагающих ценностей.
Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, то есть определенное отношение к собственной стране.
Гражданское воспитание не предусматривает однозначно позитивного отношения к какой-либо сфере жизни в том виде, в котором они существует в данный момент.
Гражданское поведение предполагает сформированность определенных черт личности, которые не развиваются в ходе патриотического воспитания, - активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности и т.п.
Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо сделать доступным пониманию детям определенной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником.
Этому будут способствовать следующие принципы патриотического воспитания:
- Взаимопроникновение воспитательно-образовательных задач.
- Использование социального опыта поколений (национальные и семейные традиции).
- Последовательность в нравственно-патриотическом формировании личности: от близкого – к далекому, от малого – к великому (мой дом – моя улица – мой город – моя страна – моя планета)
Решение педсовета
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
- Систематически планировать воспитательно-образовательную работу по нравственно-патриотическому воспитанию, используя разнообразные формы и виды деятельности.
Ответственные: воспитатели
Срок: постоянно
- Продумать содержание информационных стендов по теме в каждой возрастной группе.
Ответственные: воспитатели
Срок: XII-I
- Провести цикл мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ: выставки рисунков – «С чего начинается Родина?», «День Защитника Отечества»; музыкально-спортивный праздник посвященный Дню Защитника Отечества.
Ответственные: воспитатели, муз.руководители
Рук.физ.воспитания
Срок: в соответствии с годовым планом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние игровой деятельности на воспитание гражданско - патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Презентация в помощь воспитателям ДОУ....
Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества"
Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. По наследству нам ...
Роль музейной педагогики в воспитании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории малой родины»
Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли различные музейно – образовательные программы для воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисцип...
Круглый стол «Воспитание духовно – нравственных чувств у детей дошкольного возраста»
Цель круглого стола: Цель круглого стола: создание дискуссии по актуальным проблемам духовно-нравственного воспитания детей и совместной деятельности образовательного учреж...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К СЕМИНАРУ " ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
презентация...
презентация к круглому столу ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
laquo;Без памяти нет традиций,без традиции нет воспитания,без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,без духовности нет личности,без личности нет народа!»...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...