Педсовет «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
методическая разработка на тему

Тарасова Татьяна Олеговна

Педсовет включает в себя рассмотрение проблем нравственно патриотического воспитания, анализ анкет для педагогов, деловую игру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Повестка:

  1. Проблемы нравственно-патриотического воспитания.
  2. Анализ открытого занятия в подготовительной группе по теме.
  3. Обсуждение анкет для педагогов.

Деловая игра

  1. Тренинг: (оба задания каждой команде)
  1. Задание 1: продолжите фразу – «Я горжусь своей страной, потому что…»
  2. Задание 2: Нарисуйте символ (эмблему) понятия патриотизм.

  1. Задания по командам:
  1. Составьте проект семейного маршрута по памятным местам города для детей старшего дошкольного возраста, целью которого является воспитание патриотических чувств.
  2. Составьте перспективный план мероприятий на месяц для младшего или среднего дошкольного возраста по теме.

  1. Домашнее задание «Педагогическая идея»

 ( каждая команда готовит интересную педагогическую находку (методический прием, форму организации воспитательно-образовательного процесса, авторскую дид.игру и др.) и представляют ее таким образом, чтобы коллеги заинтересовались,то есть показывают ее научную и практическую значимость, простоту использования, высокую результативность. Другая команда анализирует идею, обосновывает свои критические замечания.)

Оценивается идея, реклама, аналитическая деятельность оппонентов.

4 . Подведение итогов Жюри.

5. Решение педсовета.

Таблица для деловой игры

Команда № 1

Команда № 2

Тренинг

Задание № 1.


Задание № 1

Задание№ 2


Задание № 2

Проекты

Проект семейного маршрута




Перспективный план


Домашнее задание

«Педагогическая идея»






Итоговые баллы






 

Анкета для педагогов

  1. Какое место, на Ваш взгляд, занимает проблема нравственно-патриотического воспитания в развитии дошкольника (физическом, познавательном, социально-нравственном, художественно-эстетическом)?

А. Основное место указанной проблемы – в задачах познавательного развития дошкольника, так как _______________________________________________________


Б. Основное место указанной проблемы – в задачах социально-нравственного развития дошкольника, так как________________________________________________________


В. Данная проблема частично решается в каждом направлении развития дошкольника, так как ____________________________________________________________________


Г. Вопрос нравственно-патриотического воспитания не настолько актуален, чтобы отводить ему значительное место в развитии дошкольника________________________


Д. Мое мнение по данному вопросу____________________________________________


  1. Какое место нравственно-патриотическому воспитанию отводится в той программе, по которой Вы осуществляете воспитательно-образовательную работу с детьми?

А. Комплексная и парциальные программы, по которым работает группа ______________


Б. В программе, по которой работает наша группа, задачи нравственно-патриотического воспитания не конкретизированы, но раскрываются через ___________________________


В. В программе, по которой работает наша группа, задачи нравственно-патриотического воспитания определены следующим образом______________________________________


Г. Задача нравственно-патриотического воспитания нашей программой не решается (решается не в должной мере), поэтому мы дополнительно используем программу_______

В которой данная задача решается следующим образом______________________________




  1. Что для Вас означает патриотизм?

А. Патриотизм – это любовь к родине, преданность отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите.

Б. Патриотизм – устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

В. Патриотизм – значимая часть общественного сознания, проявляющаяся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Д. На мой взгляд, патриотизм – это ______________________________________________


  1. Какова,  на Ваш взгляд, важнейшая цель нравственно-патриотического воспитания современного дошкольника?

А. Воспитание у детей любви и уважения к окружающему: родному дому, улице, городу, стране, ее жителям.

Б. Формирование общественно значимых ориентиров, умения гармонично сочетать личные и общественные интересы.

В. Развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности и других качеств, способных проявиться в созидательном процессе укрепления и развития отечества.

Г. На мой взгляд, основной задачей нравственно-патриотического воспитания дошкольника    является ________________________________________________________


  1. Каковы, на Ваш взгляд, основные направления работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении?

А. Важнейшим направлением в решении задач нравственно-патриотического воспитания является работа с детьми, так, как________________________________________________


Б. Важнейшим направлением данной работы является подготовка педагогов, так, как _____________________________________________________________________________


В. Немаловажным направлением является работа с родителями, так, как _______________


Г. На мой взгляд, очень важным направлением работы является ______________________


  1. В каких формах работы с детьми возможно наиболее эффективное решение задач патриотического воспитания?

А. Наиболее эффективными являются традиционные   формы работы __________________


Б. Эффективны нетрадиционные формы работы ____________________________________


В. Мое мнение по вопросу выбора форм работы с детьми ____________________________


Проблемы нравственно-патриотического воспитания

        Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат подчас пафосно. Суть же работы в указанном направлении – формирование  эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые другие изменения в стране и не сломаться.

        Приоритетной можно считать задачу организации воспитательно-образовательного процесса, в котором решающая роль принадлежит двум важнейшим социальным институтам – семье и дошкольному учреждению.

        Но если каждый педагог имеет специальную подготовку, а значит, элементарные методические ориентиры, то далеко не каждый родитель в полной мере осознает актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами ее решения. Поэтому первостепенное значение приобретает эффективное руководство в налаживании целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.

        Патриотическое воспитание – понятие емкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины.  Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки – коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.

        Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому, все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.

Ключевые понятия

Патриотизм как качество личности – важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

  1. Патриотизм проявляется в поступках человека.
  2. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты.

Патриотизм как качественная характеристика социума – часть общественного сознания, проявляющаяся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, системе основополагающих ценностей.

Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, то есть определенное отношение к собственной стране.

Гражданское воспитание не предусматривает однозначно позитивного отношения к какой-либо сфере жизни в том виде, в котором они существует в данный момент.

Гражданское поведение предполагает сформированность определенных черт личности, которые не развиваются в ходе патриотического воспитания, - активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности и т.п.

Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо сделать доступным пониманию детям определенной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником.

        Этому будут способствовать следующие принципы патриотического воспитания:

  1. Взаимопроникновение воспитательно-образовательных задач.
  2. Использование социального опыта поколений (национальные и семейные традиции).
  3. Последовательность в нравственно-патриотическом формировании личности: от близкого – к далекому,  от малого – к великому (мой дом – моя улица – мой город – моя страна – моя планета)

Решение педсовета

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

  1. Систематически планировать  воспитательно-образовательную работу по нравственно-патриотическому воспитанию, используя разнообразные формы и виды деятельности.

Ответственные: воспитатели

Срок: постоянно

  1. Продумать содержание информационных стендов по теме в каждой возрастной группе.

Ответственные: воспитатели

Срок: XII-I

  1. Провести  цикл мероприятий  по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ: выставки рисунков – «С чего начинается Родина?», «День Защитника Отечества»; музыкально-спортивный праздник посвященный Дню Защитника Отечества.

Ответственные: воспитатели, муз.руководители

Рук.физ.воспитания

Срок: в соответствии с годовым планом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества"

Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. По наследству нам ...

Роль музейной педагогики в воспитании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории малой родины»

Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли различные музейно – образовательные программы для воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисцип...

Круглый стол «Воспитание духовно – нравственных чувств у детей дошкольного возраста»

Цель круглого стола:  Цель круглого стола:  создание дискуссии по актуальным проблемам духовно-нравственного воспитания детей и совместной деятельности образовательного  учреж...

презентация к круглому столу ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

laquo;Без памяти нет традиций,без традиции нет воспитания,без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,без духовности нет личности,без личности нет народа!»...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...