Проект по художественно - эстетическому развитию "Волшебные салфетки"
проект

Березовская Галина Константиновна
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

D:\работа\23-24 гг\аттестация\Березовская Г.К\Аттестация\photo_2025-03-01_13-37-40 (3).jpg

Проект

 «Волшебные салфетки»

 

                                                                  «Истоки способностей и дарований детей –

                                                        на кончиках их пальцев.

          Чем больше уверенности в движениях детской

                                                                          руки, тем тоньше взаимодействие руки

                                                          с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский

Проблема.

        Нарушение мелкой моторики у детей - это расстройство кистевого и пальцевого праксиса и сопровождается трудностями выполнения точных координированных движений. Дошкольники с недостаточностью тонкой моторикой плохо удерживают предметы в руке (ложку, карандаш), не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать обувь, не любят конструировать, рисовать, имеют плохой почерк. У них отмечаются логопедические проблемы. Состояние мелкой моторики оценивается с помощью различных игровых приемов и проб. Обязательно исследование состояния речевой функции. Коррекция предполагает выполнение пальчиковой гимнастики, массажа рук, ручной труд (шнуровку, штрихование, лепку, аппликацию).

Актуальность

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Цель:

 развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через занятия аппликацией в нетрадиционной форме.

Задачи:

  •  Познакомить с техниками работы по аппликации.
  •  Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.
  •  Познакомить детей с техникой безопасности в работе с ножницами.
  •  Побуждать детей к художественному творчеству путем постановки интересных, разнообразных творческих заданий, предполагающих выход на самостоятельное решение.
  •  Создать атмосферу увлеченности, эмоционального воздействия, сотворчества взрослого и ребенка.
  •  Вовлечь родителей в совместную работу, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
  •  Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.
  •  Обогащать речь детей, расширять словарный запас, учить проговариванию своих действий.
  •  Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.
  •  Воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества.
  •  Развивать умение производить точные движения ножницами, кистью, нетрадиционными материалами

Участники проекта.

Дети средней группы «Лютики».

Воспитатель Березовская Галина Константиновна.

Педагогические условия:

  • игровые методы и приемы;
  • формы организации художественно-творческой деятельности, учитывающие оснащенность и специфику творческой мастерской

Принципы содержания программы

  • Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
  • Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
  • Доступность (простота, соответствие возрастным особенностям)
  • Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
  • Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
  • Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
  • Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, сложного задания.

Используемый материал: 

клей, клеевые кисти, бумажные и матерчатые салфетки, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезывания, природный и бросовый материал и тд.

Основные ожидаемые результаты

В результате обучения предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера. Художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.

К концу основного этапа обучения дети научатся:

  1. Анализировать формы объекта труда, составлять узор для украшения объекта труда;
  2. Освоить  разные техники аппликации.
  3. Познакомиться с разнообразными материалами для аппликации,
  4. Различать и использовать в работе материалы дополнительных цветов (темно-красный, светло-красный, розовый и т.д.)
  5. Пользоваться всеми необходимыми инструментами и материалами с соблюдением всех правил техники безопасности
  6. Вырезать точно по разметке;
  7. Улучшаться показатели мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

Работа с родителями.

Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планируется четко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используются разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.

С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в группе организуются выставки поделок, творческих работ.

Предполагается проведение работы с родителями по развитию мелкой моторики пальцев рук через художественный труд:

  1. Консультации: «Развитие мелкой моторики пальцев рук», «Такие разные материалы для аппликации», «Чем можно заняться с детьми. Аппликация из природного материала».
  2. Родительские собрания: «Развитие мелкой моторики пальцев рук». Круглый стол «Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук».
  3. Оформление папки передвижки. «Как занятие аппликацией и рисованием влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук»

Перспективный план к проекту «Волшебные салфетки»

Месяц

№ занятия

Тема

Задачи

Материалы

Октябрь

1

«Осенний пейзаж» (коллективная работа)

Закреплять умение ритмично располагать «комочки»; упражнять в произвольном переключении внимания с одной деятельности на другую; продолжать формировать умение работать сообща на одном листе; развивать устойчивость внимания, память.

Бумажные салфетки разных цветов, клей в розетках, матерчатые салфетки, лист бумаги А3, осенние листочки.

2

« Корзинка с овощами и фруктами» (коллективная)

Побуждать к активной разговорной речи; продолжать совершенствовать работу по салфеточной аппликации (раскатывать, обмакивать в клей, прикладывать к контуру); развивать наглядно – образное мышление, устойчивость внимания, память; воспитывать умение работать в коллективе, сообща создавая композицию.

Лист бумаги А3 бумажные салфетки, клей, матерчатые салфетки, муляжи с корзинкой.

Ноябрь

3

«Пожарная машина» (Пожарная безопасность)

Закреплять навыки скручивания салфеток; развивать способность ориентироваться по всему пространству листа; формировать умение включаться в игровую ситуацию; воспитывать терпение, усидчивость.

Бархатная и цветная бумага, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки, иллюстрация с изображением пожарной машины.

4

«Открытка для мамы» (День Матери)

Познакомить с таким праздником как «День Матери»; продолжать учить мять бумажные салфетки, скатывать комочки и приклеивать к фону; упражнять в умении приклеивать комочки в указанном месте (кружочке); воспитывать аккуратность, усидчивость и внимательность.

Картон  на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки.

Декабрь

5

«Зайка в зимнем лесу»

Развивать способность ориентироваться по всему пространству листа; формировать умение включаться в игровую ситуацию; знакомить детей с сезонными изменениями в природе; закреплять умение аккуратно наклеивать «комочки» к поверхности листа.

Картон  на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки.

6

«Елочка нарядная»

Учить детей создавать образ нарядной праздничной елочки на основе незавершенной композиции (конус зеленого цвета); продолжать учить элементам бумажной пластики: сминать салфетки в «комочки» и приклеивать на силуэт елочки – «огоньки» и «лапки – веточки»; развивать наглядно – образное мышление, переключение внимания; вовлекать детей в сотворчество с педагогом создавая коллективную композицию из комочков мятой бумаги (салфеток).

Картон  на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки.

Январь

7

«Зимний лес» (коллективная работа)

Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, закреплять признаки зимы; закреплять умение сминать салфетки в «комочки»; учить приклеивать «комочки» по контуру, приклеивая их, рядом друг с другом; воспитывать аккуратность, усидчивость и внимательность.

Лист бумаги А3 бумажные салфетки, клей, матерчатые салфетки.

8

«Снеговик»

Вызвать интерес к изображению снеговика; развивать интерес к «оживлению» аппликационного образа, развивать воображение, наблюдательность; развивать внимание, память, наглядно – образное мышление; воспитывать у детей целенаправленность, аккуратность.

Белые бумажные салфетки, листы бумаги с нарисованными кругами (в виде снеговика), детали для оформления снеговика (нос, глаза, ведерко – шляпа), клей в розетках, матерчатые салфетки, изображения снеговика, развивающая игра «Собери  снеговика».

Февраль

9

«Валентинка» (День Святого Валентина)

Закреплять умение скатывать  комочки из салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать по контуру, упражняя в плотном присоединении одного элемента к другому; развивать целостное восприятие и восприятие цвета; развивать чувство формы; воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности.

Бархатная бумага, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки

10

«Кораблик» (патриотическое воспитание)

Активизировать речь детей, повторяя разные виды военного транспорта; продолжить упражнять в прикладывании «комочков» по контуру присоединяя, их друг другу; развивать  распределение внимания, мышление (сравнение), память; воспитывать аккуратность при выполнении аппликации, бережное отношение к выполненной работе.

Бархатная и цветная бумага, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки

Март

11

«Букет Сирени»

Учить детей оформлять ко Дню 8 марта открытку; вызывать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с воспитателем; учить составлять композицию, выбирая по своему желанию цветные салфетки (середина одним цветом, лепестки другим); развивать восприятие цвета, воображение;  развивать мелкую моторику рук; создавать радостное настроение детям.

Силуэты букета, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки.

12

«Поздравительная открытка для бабушки»

Упражнять в разнообразных, индивидуальных умениях детей; воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности; развивать чувство формы и композиции; воспитывать чувство заботы о бабушке.

Картон  на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки.

Апрель

13

«Ракета» (День Космонавтики)

Формировать  комочки из салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать по контуру, упражняя в плотном присоединении одного элемента к другому; развивать целостное восприятие и восприятие цвета; развивать чувство формы; воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к продуктивной деятельности.

Картон  на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки.

14

«Весенние цветы» (День Семьи)

Учить составлять композицию, выбирая по своему желанию цветные салфетки (середина одним цветом, лепестки другим); закреплять умение  находить и правильно называть основные цвета; развивать целостность восприятия, воображение, память; формировать активное доброжелательное отношение к окружающему миру.

Бархатная и цветная бумага, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки. 

Май

15

«День Победы»

Учить наклеивать комочки;  закреплять знания и называния цвета и формы; развивать восприятие цвета, переключение внимания; воспитывать аккуратность и самостоятельность при работе с клеем.

Картон  на каждого ребенка, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки;

16

«Герои любимых мультфильмов» Коллективная работа

Формировать у детей живой интерес в совместной деятельности, желание участвовать в общем действии; продолжать упражнять в плотном присоединении одного элемента к другому (контур) и развивать способность ориентироваться на заданном участке работы; развивать наглядно – образное мышление, память, распределение внимания; закреплять разнообразные умения детей.    

Лист бумаги А3, бумажные салфетки, клей, матерчатые салфетки.

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Результаты образовательного процесса отслеживаются благодаря постоянному текущему контролю. Знание теоретического материала диагностируется путем тестирования, выполнения расчетов, схем, путем опроса во время занятий. Путем наблюдения за детьми на занятиях, выставках, конкурсах диагностируется интерес к аппликации. Через анализ поведения детей на занятиях, при подготовке к их выставкам, диагностируется развитие художественно-творческих способностей детей. Постоянно организуются выставки детских работ, которые позволяют показать уровень знаний детей, а тем, в свою очередь позволяют, самовыразиться, самоутвердиться в глазах сверстников.

 

Используемая литература:

  1. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова «Бумажные фантазии. Лес»- М.: "Просвещение" ,2010.
  2. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М.: «Просвещение», 1991.
  3. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002.
  4. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  5. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
  6. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  7. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  8. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
  9. Соколова С. В. Оригами для дошкольников (Текст) – С. -П., Детство-пресс, 2005.
  10. Афонькин С. Ю; Лежнева Л. В; «Оригами и аппликация». Издательство Кристалл; Спб 2006г.

                                                                                                           


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи"

Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасн...

Проект по художественно-эстетическому развитию."Разноцветных красок хоровод"

Проект по художественно-эстетическому развитию .Творческий,  групповой,  краткосрочный.Цель проекта: Способствовать развитию эстетического отношения к цвету, краскам,  их гармонии...

Проект по художественно-эстетическому воспитанию "Космос и мы" для детей 4-6 лет с мультимедийной презентацией

Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, включая художественно-эстетическое, проходит в повседневной жизни и в непосредственно организованн...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»

Проект  по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию "Салфетка для мамы"

Данный конспект поможет воспитателям   провести организованную образовательную деятельность по художественно - эстетическому развитию в средней группе....