Выступление на методическом объединении "Создание предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС по «Физическому воспитанию».
методическая разработка

Чепурная Елена Эдуардовна

Данный материал поможет педагогу выступить на мероприятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 31 «Семицветик»

Доклад

Тема: «Создание  предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС по «Физическому воспитанию».

Выполнила:

Воспитатель первой

квалификационной категории

Чепурная Е.Э.

Сургут, 2023

1. Организация развивающей предметно-пространственной среды в

ДОО

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно

организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка.

Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности  является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.

Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования,  оптимизация режима двигательной активности детей в условиях детского сада будет способствовать развитию двигательной сферы детей, их всестороннему развитию.

Под развивающей предметно-пространственной средой (далее – РППС) понимают

определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, которое обеспечивает активную жизнедеятельность ребенка, становление его субъективной позиции, развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Принципиальным показателем высокого качества образовательной среды является ее способность обеспечивать весь комплекс потребностей детей, создавать мотивацию их активной деятельности.

Назначение и цели организации РППС

От того, насколько грамотно организована РППС, зависит эмоциональное благополучие детей, их развитие, содержание и качество образовательной деятельности с дошкольниками.

Создание развивающей предметно-пространственной среды по физическому

направлению развития детей предполагает направленность на реализацию:

- образовательного потенциала и пополнение оборудования и инвентаря для физического развития детей;

- двигательной активности, возможности совместной деятельности детей и взрослых, а также  расширения возможности для индивидуальных физических занятий в семье;

- физкультурных программ с учетом регионального компонента и других условий, а также  проведения коррекционной работы.

Для эффективного решения задач физического развития необходимо спроектировать  зону физического развития, определить цели и задачи формирования РППС.

Цель: Удовлетворение потребности детей в двигательной активности; организация самостоятельной двигательной активности на основе использования накопленных знаний, средств и методов в области физической культуры; развитие потребности в творческом саовыражении через физическую активность.

Задачи:

1.Создать условия для активизации двигательной деятельности детей во время их

бодрствования, широко используя разнообразные яркие игрушки, предметы, пособия, которые являются стимулом к выполнению ими разных движений.

2.Способствовать развитию волевых усилий, обогащению двигательного опыта, раскрытию их функциональных возможностей.

3.Формировать двигательные навыки с использованием пособий (бросание и ловля мячей, прыжки через скакалку и т.д.)

4.Развивать ловкость, выносливость, быстроту реакции, а также смелость, решительность и  находчивость.

5.Помогать детям с помощью физкультурных пособий добиваться более четкого

представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий.

7.Дать знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, весе, качестве материала), познакомить с особенностями движения в пространстве, с направлениями  движений.

8.Предоставить возможность выбирать интересные и доступные для себя движения с различными пособиями, которые помогут творчески решать двигательные задачи, комфортно ощущать себя в пространстве среди различных предметов и регулировать свою двигательную активность.

9.Формировать навыки выполнения правил безопасного использования физкультурного оборудования.

Оборудование физкультурного уголка в первой младшей группе.

Дети третьего года жизни очень активны, стараются действовать самостоятельно, совершая  большое разнообразие движений с использованием разных пособий (ходьба по скамейке, лазанье и ползание под столом, стульями, прокатывание шарика, мяча, бросание мяча и различных предметов, ходьба по ограниченной опоре с сохранением равновесия и др.).

Самостоятельная двигательная активность детей 2-3 лет связана с обыгрыванием разных предметов и игрушек. Дети тянутся за игрушкой, наклоняются, влезают на куб, прилагают определённые усилия, чтобы достать тот или иной предмет или пособие.

Существенное значение для развития моторики детей имеет возникновение сюжетной игры.

Однако, наблюдения показывают, что часто в этих играх малыши двигаются недостаточно. Их игры носят малоподвижный характер, так, все действия с куклой, мишкой, зайчиком и др.

выполняются, главным образом, в процессе сидения, стояния или в ходьбе.

Движения ребёнка 3-го года жизни ещё недостаточно сформированы как произвольные, они  часто хаотичны и непреднамеренны. В освоении движений и проявлении своей двигательной  активности значительную роль у малышей играет способность действовать по подражанию знакомым образам, взрослому, имитируя животных, птиц, транспорт и т. д.   Имитационные

движения занимают у детей важное место в их самостоятельной деятельности. Можно наблюдать, как ребёнок самостоятельно проявляет свою двигательную активность в играх с образными игрушками. Например, ребёнок с зайчиком прыгает, убегает от волка, подлезает  под дуги, прячется в туннеле и т. д.

Малыши стараются подражать действиям взрослого, но при этом они не придерживаются  точно заданной формы движения. Для них главное многократно самостоятельно повторять  движения и действия, при этом ощущая огромную радость.

Значительно увеличивается двигательная активность детей 2-3 лет в процессе игр с использованием физкультурных пособий. Их действия с пособиями достаточно просты, они обычно обыгрывают их. Например, ребёнок берёт обруч, лежащий на полу, садится в него, представляя, что это домик, затем бежит к лисичке и садится вместе с ней. Потом берёт зайку, мишку и т. д. и опять кладёт их в свой "домик" и т. д. Другой ребёнок может использовать обруч в качестве руля автомобиля. Из верёвки, скакалки дети могут также соорудить дом (выложить на полу круг), построить заборчик из гимнастических палок, при этом используя

такие действия, как перешагивание, подлезание.

Если проанализировать действия ребенка, то можно заметить, что они выполняются в  различных комбинациях и пространственно-временных соотношениях (разное направление, скорость, темп и т.д.). Важно педагогу находить рациональное сочетание пособий и движений, не допускать их однообразия. В таких условиях у детей быстро появляется умение

переносить уже хорошо знакомые движения в новую обстановку. В процессе руководства двигательной активностью детей следует обращать внимание на то, чем заняты дети, и, в случае необходимости, переключать их с одного вида деятельности на другой. Учитывая быструю утомляемость младших дошкольников от однообразных движений и поз, их неумение регулировать свою двигательную активность, важно постоянно следить за сменой

движений и чередованием их с отдыхом.

Двух-трехлетние дети любят выполнять поручения взрослых, поэтому чаще надо привлекать малышей к расстановке и уборке пособий. Педагог должен поддерживать интерес детей к разным физкультурным пособиям с помощью внесения новизны в их использование (внесение нового пособия, перестановка его с одного места на другое, усложнение двигательной задачи с одним и тем же пособием).

Для того, чтобы каждый ребенок в возрасте с 2-х до 3-х лет проявлял свою двигательную активность в разных видах деятельности необходимо иметь в группе достаточный набор физкультурного оборудования.

Размещение физкультурного оборудования.

В групповой комнате следует освободить место, соответствующим образом расположить оборудование, предоставив малышам в свободное пользование разные игрушки и пособия, стимулирующие их двигательную активность.

Все пособия должны быть доступны детям, побуждать их делать самим все, что им посильно и интересно. Для этого советуем некоторые мелкие пособия (резиновые кольца, шарики, массажные мячи и т. д.) расположить на подвесной полке так, чтобы ребенок с пола не мог их достать. Под полкой следует поставить устойчивый ящик или куб (высотой 10-15 см), на который ребенок может встать и взять интересующий его предмет. С целью увеличения двигательной активности детей любимые игрушки (зайчик, мишка, лисичка) целесообразно

расставлять на крупных пособиях (гимнастической лесенке и т. д.).

Физкультурные пособия важно разместить таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Так, рядом с кукольным уголком можно поставить игрушки-двигатели (машины, тележки). Крупное физкультурное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль одной свободной стены.

Педагогам следует помнить, что у малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой комнате. Лучше вносить их постепенно, чередуя их. Мелкие пособия следует держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.

Оборудование физкультурного уголка во второй младшей группе

Двигательная активность детей 4-го года жизни характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий с различными предметами и физкультурными пособиями (мячом, обручем, резиновыми кольцами и т. д.), так как они уже имеют необходимый двигательный опыт. Движения детей более разнообразны и координированы.

У детей на четвертом году жизни формируются элементарные навыки совместной

двигательной и игровой деятельности. В самостоятельной деятельности дети начинают всё больше использовать разные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле мяча, ползании и лазании. Детям младшего дошкольного возраста свойственна подражательная деятельность. Это объясняется тем, что накопленный ребёнком двигательный опыт позволяет ему управлять своими движениями, ориентируясь на образец.

Во второй младшей группе сюжеты подвижных игр становятся более разнообразными.

Однако основным их содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движения транспортных средств различных видов, предметной деятельности

людей.

Проявляя самостоятельную двигательную активность, дети 4-го года жизни выполняют довольно сложные движения (взбираются на горку и сбегают с неё, подползают под разные предметы и т. д.) и сочетания разных движений (прокатывание мяча по "дорожке" и бег за ним, прыжки вверх, стараясь поймать комара и др.). В связи с увеличивающейся самостоятельностью дети умеют ориентироваться в пространстве, улучшается согласованность их действий в коллективе. В то же время у детей этого возраста ещё быстро падает интерес к одной и той же игрушке, пособию, тому или иному движению. Воспитателю

необходимо постоянно поддерживать интерес к движениям с использованием физкультурных пособий, внося разные варианты действий с ними (подбрасывание мяча и ловля, удар об пол, стену, прокатывание мяча и т. д.).

К четырем годам дети уже способны самостоятельно объединяться небольшой группой для выполнения игровых упражнений, используя разные пособия и предметы. Однако, большинство детей затрудняется в выборе игр и могут длительное время находится в "бездеятельном состоянии". Им необходима помощь со стороны педагога.

В самостоятельной двигательной деятельности детей младшего дошкольного возраста можно увидеть игры разной подвижности (с мячом, со скакалкой, с обручем, с сюжетными игрушками).

К четырем годам у детей происходит развёртывание разных видов детской

деятельности, что способствует значительному увеличению двигательной активности за день их пребывания в детском саду.

Одним из средств повышения двигательной активности детей являются двигательные импровизации под музыку. Огромную радость приносят детям такие движения, как притопывание, кружение, различные подскоки. Поэтому чаще следует использовать музыкальное сопровождение в разных видах занятий по физической культуре.

Увеличению двигательной активности малышей способствует благоприятная

окружающая обстановка: много свободного места в группе, большое разнообразие предметов и игрушек, непосредственное участие воспитателя в подвижных играх и упражнениях.

Размещение физкультурного оборудования

Для хранения физкультурных пособий в групповых комнатах может быть

использована секционная мебель с выдвижными ящиками или тележка "Физкультурный уголок". У детей второй младшей группы быстро падает интерес к одному и тому же пособию, поэтому советуем постоянно его обновлять (перестановка его с одного места на другое, внесение нового пособия и т. д.).

Крупное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль стен.

Мелкое физкультурное оборудование (массажные мячи, шарики, резиновые кольца и др.) следует держать в корзинах или открытых ящиках таким образом, чтобы дети могли им свободно пользоваться.

Оборудование физкультурного уголка в средней группе.

Возрастной период детей от 4 до 5 лет характеризуется дальнейшим развитием разных форм двигательной активности, которая во многом обусловлена их достаточным запасом умений и навыков, хорошей пространственной ориентировкой, стремлением выполнять

движения совместно, небольшими группами. Детям этого возраста интересны наиболее сложные движения и двигательные задания, требующие скорости, ловкости и точности их выполнения.

Дети 5-го года жизни владеют в общих чертах всеми видами основных движений. У них возникает большая потребность в двигательных импровизациях под музыку. Растущее двигательное воображение становится в этом возрасте одним из стимулов увеличения двигательной активности детей за счет хорошо освоенных способов действий с разными пособиями. Достаточно высокая двигательная активность детей проявляется в подвижных играх, которые формируют ответственность у них за выполнение правил и достижение определенного результата. Следует добиваться, чтобы дети к концу года самостоятельно организовывали подвижные игры с небольшой группой сверстников.

Создание благоприятной окружающей обстановки (организация свободного места для игр, рациональный подбор физкультурного оборудования, поощрение индивидуальных игр с пособиями) остается в средней группе одним из путей повышения двигательной активности детей.

Размещение физкультурного оборудования.

В этой возрастной группе необходимо иметь "Физкультурный уголок". В нем

находятся короткие гимнастические палки, геометрические формы, массажные мячи, плоские обручи, кольца. "Физкультурный уголок" располагается в комнате с прилегающим свободным пространством.

Такие пособия, как мячи разных размеров, мячи-утяжелители, наборы (серсо, кегли, кольцеброс, шнуры), следует хранить в открытом виде в ящиках, которые располагаются вдоль стены.

Гимнастические модули и мячи важно расположить у стен, где нет батарей.

В средней группе хорошо иметь деревянную стенку (высота 150 см) для формирования правильной осанки, расположенную возле входной двери группы.

С целью развития интереса у детей к разным видам упражнений с использованием

пособий следует некоторые предметы и пособия хранить в кладовой комнате, что позволяет обновлять материал в группе.

Оборудование физкультурного уголка в старшей, подготовительной к школе группах.

Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети 5-7 лет активны, умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Двигательная активность становится все более целенаправленной и зависимой от эмоционального состояния детей и от мотивов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Самостоятельность, уверенность в себе, чувство удовлетворения являются хорошим стимулом для развития

целенаправленной двигательной активности.

Старшие дошкольники овладевают сложными видами движений и способами

выполнения, а также некоторыми элементами техники. Они способны получать

удовлетворение в результате успешного достижения цели и преодоления трудностей. Детям этого возраста свойственен широкий круг специальных знаний, умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации.

Для старших дошкольников необходимо создавать вариативные усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий.

Преодолевая полосу препятствий, (составленную из разных пособий, дети вынуждены применять свои двигательные умения и навыки и проявлять находчивость, решительность,

смелость и самостоятельность.

На шестом году жизни у детей появляется интерес к подвижным играм и упражнениям спортивного характера (баскетбол, бадминтон, теннис, ходьба на лыжах, езда на велосипеде).

Дети уже способны решать двигательные задачи, подчиняясь определенным правилам и применять разученные ранее движения в соответствии с игровыми ситуациями.

Размещение физкультурного оборудования

Основной набор оборудования и пособий находится в физкультурном зале, так как разные виды занятий по физической культуре в основном проводятся в нем.

Оборудование для спортивных игр желательно хранить в секционном шкафу или в закрытых ящиках.

Обручи, скакалки, шнуры советуем разместить на крюках одной свободной стены в группе.

Для развития инициативы и самостоятельности детей можно расположить

технологические карты выполнения отдельных движений, комплекса утренней гимнастики, экран достижений. Схему спортивных сооружений микрорайона.

Следует развивать интерес старших дошкольников к событиям спортивной жизни

города и страны, отражать их в деятельности и среде.

Физкультурное оборудование располагается в группе так, чтобы дети могли свободно подходить к нему и пользоваться им.

Показатели качества созданной в группе развивающей предметноигровой среды и степень ее влияния на детей.

1. Включенность всех детей в активную самостоятельную двигательную

деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центре двигательной

активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания,

доступностью материалов, удобством их размещения.

2. Голос и деятельность воспитателя не доминирует над голосами и

деятельностью детей.

3. Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр,

игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.

4. Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность,

открытость, желание заниматься двигательной деятельностью, наличие интереса к

физической культуре, приверженность к здоровому образу жизни.

Вывод

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно

организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности,

которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребёнка.

Растущий организм ребёнка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.

Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования в процессе оптимизации режима двигательной активности детей в условиях ДОУ будет способствовать развитию двигательной сферы детей, их всестороннему развитию.

Важно помнить:

-во-первых, чем больше пособий и оборудования, тем больше ребятишек можно

одновременно включить в процесс выполнения движения.

-во-вторых, чем разнообразней оборудование, тем больше двигательных навыков, реакций,

умений формируется, осваивается в процессе выполнения задания.

-в-третьих, использование разнообразного оборудования способствует не только

удовлетворению двигательной активности ребенка, но и влияет на его всестороннее развитие.

Список литературы

Доронова, Т.Н., Ерофеева, Т.И., Короткова, Н.А., Рунова, М.А. Материалы и

оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих/ Под ред. Т.Н.Дороновой и Н.А. Коротковой. [Текст]- М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2003. - 216c

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с

федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р.

Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.

Нищева, Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.

Принципы построения, советы, рекомендации.М:ДЕТСТВО-ПРЕСС.

Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по

проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. М.,Айресс Пресс, 2007.

Осокина Т.И., Тимофеева Е. А., РуноваМ. А. Физкультурное и спортивно-игровое

оборудование для дошкольных образовательных учреждений, Москва, "Мозаика-Синтез", 1999.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа

дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.,

Новая школа, 1993.

Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы).М.,

ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организациирежима работы в дошкольных организациях — СанПиН 2.4.1.3049-13.Периодические издания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно – развивающей среды группы в соответствии с ФГОС по «Физическому развитию»

Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровь...

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО

Данные методические рекомендации предназначены педагогам муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения города Бузулука «Детский сад № 2» для оптимальной организации предметно-прос...

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО. Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленн...

Презентация к методическому объединению "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕМЫ ПЕДАГОГА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"

Данная презентация сопровождает доклад к методическому объединению "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕМЫ ПЕДАГОГА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"...

Выступление на методическом объединении «Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности детей дошкольного возраста»

В материале представлен опыт работы МАДОУ "ЦРР д/с №1 "Жар-птица" города Рубцовска по созданию уникальной развивающей ландшафтной среды на территории....

Доклад «Организация развивающей предметно –пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО по «Физическому воспитанию»

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно - развивающая среда.Предме...