Выступление на методическом объединении «Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности детей дошкольного возраста»
материал по окружающему миру
В материале представлен опыт работы МАДОУ "ЦРР д/с №1 "Жар-птица" города Рубцовска по созданию уникальной развивающей ландшафтной среды на территории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-63, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Тема: «Развивающая ландшафтная среда в
детском саду как условие формирования
экологической грамотности детей
дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель
1 квалификационной категории
Цыганкова Наталья Олеговна
Рубцовск, 2021
Добрый день, уважаемые коллеги.
Вашему вниманию мы хотим представить опыт работы «Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребёнка «Детский сад №1 «Жар-птица» города Рубцовска Алтайского края.
Детский сад был открыт в апреле 2015 года. Основная проблема на тот момент – незначительный процент озеленения территории. Творческой группой сотрудников был разработан план ландшафтного дизайна, направленный на достижение следующих целей:
- благоустройство и озеленение территории;
- создание уникального облика территории детского сада;
- оборудование тематических зон, предоставляющих детям возможность выбора деятельности, реализации своих способностей;
- включение элементов ландшафтного дизайна в процесс реализации образовательной программы дошкольного образования.
Первыми, принять участие в озеленении территории, пожелали родители. С их помощью были оформлены клумбы различной конфигурации из однолетних и многолетних культур. Растения подобраны таким образом, что своим цветением радуют с ранней весны и до поздней осени.
Сегодня цветочной палитре, представленной на клумбах, можно позавидовать. Цветочно-декоративное озеленение даёт возможность уточнять представления детей о разнообразии цветущих растений, их названии, строении, условиях роста и способах ухода за ними.
Одновременно с цветочными клумбами активно высаживали деревья и кустарники: ель и молодой дубок появились на игровых площадках, вдоль забора стройным рядком выстроились саженцы сосен, а живая изгородь из Чубушника и можжевельника разделили игровые участки.
Спустя 5 лет, конечно, мы не увидим высоких стволов и развесистых крон деревьев. Но наши саженцы принялись и уверенно растут вместе с девчонками и мальчишками, которые за ними ухаживают.
Прошёл год, и пришло время проводить наших первых выпускников в школу. В память об этом замечательном событии было принято решение заложить аллею выпускников. Совместно с родителями мы организовали праздничное мероприятие, в результате на территории появились молодые липы и рябины.
Сейчас многие выпускники вместе с мамами и папами приводят в детский сад своих братьев и сестер. И мы наблюдаем, как они бегут к аллее, находят свой саженец и с гордостью говорят «Это дерево посадил я!».
Накануне выпускного вечера, на центральной площадке перед дошкольным учреждением установлена стилизованная фигура Жар-птицы. Кованая композиция, украшенная цветным стеклом, как символ детского сада, провожала своих выпускников в школу.
Теперь Жар-птица каждое утро встречает детей и их родителей у крыльца здания.
Этой же весной маленькие воспитанники вместе со своими наставниками начали разбивать огород, готовить рассаду помидоров, перца, баклажанов и капусты.
Педагоги отмечают, что городские современные дети имеют скудные представления о том, как овощи попадают на стол, как их выращивают и даже, как выглядят некоторые из них.
Коллективный труд на огороде приучает к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей. Главное, что они видят плоды своего труда и получают огромное удовольствие от результата.
Летом 2017 года рядом с огородом разбили сельский дворик с декоративными фигурами домашних птиц и животных. Деревенский антураж был дополнен деревянными конструкциями в виде колодца и мельницы. Сельский двор – это любимое место многих ребят и родителей.
Этот уголок позволяет знакомить дошкольников с особенностями жизни людей в сельской местности и результатами их труда.
К началу нового учебного года на территории появилась метеостанция. Дети получили возможность наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.
Во время прогулок мы вместе с воспитанниками проводим опыты, наблюдения за погодой, знакомим с явлениями и объектами живой и неживой природы, установлением связей и зависимостей в природной среде.
Прошло 3 года. Работа по преобразованию территории набирала обороты. Было принято решение организовать экологическую тропу.
Альпийская горка, дорожка су-джок, птичий двор – всё это удалось создать за весенне-летний период. «Альпинарий» представляет собой фрагмент горного пейзажа, на котором представлены растения Ботанического сада Сибирской академии наук.
Тактильная дорожка (Су-Джок) покрыта галькой и камушками, которые оказывают массажный эффект стоп при прохождении по ним без обуви. Тропа су-джок позволяет в летний период проводить профилактику и коррекцию здоровья детей.
Птичий дворик на территории появился в результате конкурса, который был проведён для семей воспитанников. Этот тематический уголок предназначен для организации наблюдений за птицами. У дошкольников формируются представления об особенностях внешнего вида птиц, их повадках. Так же воспитанники учатся заботливому отношению к ним.
В августе 2018, после летних каникул, на главной аллее детского сада ребят встречали малые архитектурные формы – Бабочка, Стрекоза и Муравей. Кованые композиции радуют глаз посетителей своим изяществом и красотой цветового решения. Данные объекты тропы созданы эксклюзивно для детского сада.
Дошкольникам предлагается заглянуть не только в чудесный мир насекомых – узнать о разнообразии этого сообщества, но и познакомиться с известными литературными произведениями.
С целью ознакомления со свойствами воды и обитателями водоемов мы создали на территории неглубокий прудик. Дети очень любят этот объект, наблюдают за водомерками, очищают его от веток и опавших листьев. Это развивает у дошкольников способность воспринимать мир в системе взаимосвязей, накапливать собственный познавательный опыт.
Весна 2019. Рядом с сельским двориком засеяли поля пшеницы, овса и льна.
Это уголок сельскохозяйственной деятельности позволяет проследить за процессом выращивания злаков, познакомиться с приёмами обработки и подкормки почвы. Кроме того, у дошкольников расширяются представления о разнообразии культур, сроках их посева и уборки. Участвуя в сельскохозяйственных работах, дети осознают важность и необходимость труда хлебороба.
Для знакомства с разнообразием лекарственных растений разбили «Клумбу здоровья». В этом уголке мы посадили душицу, мать и мачеху, тысячелистник, мелиссу, подорожник, календулу и другие лекарственные растения. Дошкольники получают представление о их лечебных свойствах и правилах сбора.
Летом 2019 года тематические уголки на территории пополнились новыми садовыми фигурами.
Так на сельском дворе появились фигуры бабушки и дедушки. Доброжелательные хозяева гостеприимно встречают детей на своей усадьбе. На зелёной лужайке появились сказочные гномы. Декоративный люк закрыл колодец в центре «Клумбы здоровья», а мудрая черепаха готова рассказать детям всё о лекарственных растениях.
2020 год – юбилейный для детского сада. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что наш проект удался. Поставленные цели достигнуты:
- каждый уголок на территории продуман и эстетично оформлен;
- объекты ландшафта включены в воспитательно-образовательный процесс: целевые прогулки, наблюдения, образовательные терренкуры – эти формы работы позволяют осуществлять экологическое воспитание дошкольников.
Детский сад трижды победитель краевого смотра-конкурса на лучшее озеленение и благоустройство образовательных организаций в номинации «Лучшая территория образовательной организации», призёр краевого смотра-конкурса «Система экологической работы в образовательной организации» в номинации «Учебная экологическая тропа».
Однако, коллектив не останавливается на достигнутом и продолжает воплощать новые идеи.
В начале этого учебного года вдоль центральной аллеи разместился зоопарк животных жарких стран. И снова мы видим улыбки на лицах наших воспитанников и их родителей.
И эта радость в глазах детей и взрослых заряжает нас энергией, которая даёт возможность творить и воплощать задуманное!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической грамотности детей дошкольного возраста.
Экологическое воспитание это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/02/picture-1183129-1572685848.jpg)
Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности детей дошкольного возраста
Материалды Всероссийского обучающего онлайн-семинара по теме «Формирование экологической грамотности и экологически ответственного поведения у школьников», организованного КГБУ ДР &qu...
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/21/picture-1191113-1574338389.jpg)
Методические рекомендации «Содержания РППС в бассейне детского сада, направленное на развитие и оздоровление детей дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера».
Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/18/picture-1355901-1634568725.jpg)
Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности детей дошкольного возраста
Добрый день, уважаемые коллеги.Вашему вниманию мы хотим представить опыт работы «Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребёнка «Детский ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/08/picture-1370266-1638946866.jpg)
Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности дошкольников
В материале на примере конкретного детского сада рассказывается о том, как с помощью зелёного оформления, а так же тематических уголков на территории организовать экологическое воспитание детей в ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/14/picture-1406723-1652493724.jpg)
Выступление в рамках обучающего семинара «Формирование экологической грамотности и экологически ответственного поведения у школьников» Тема: «Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности детей дошкольног
В материале представлен опыт работы МАДОУ "ЦРР д/с №1 "Жар-птица" по созданию развивающей ландшафтной среды на территории учреждения....